Скачать 83.3 Kb.
|
Урок истории в 5 классе. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. М.Ю.Лермонтов Тема: Основание греческих колоний. Цель: 1.Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации и её причинами. 2.Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ. Задачи урока: Образовательная: - обобщить и закрепить знания по теме « Основание греческих колоний»; - расширить, углубить и систематизировать знания по изучаемой теме. Способствовать развитию: - навыков работать с картой; - логического мышления; - способности к обобщению, систематизации полученных знаний; - исследовательских навыков и умений; - познавательного интереса; - коммуникативных умений и навыков учащихся; - личностных качеств учащихся к деятельности, отвечающей их индивидуальным потребностям. Воспитательная: - устойчивый интерес к изучению истории; - в учащихся чувство высокой нравственной чистоты, умения отстаивать свои убеждения; - формировать умение работать в коллективе; - способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся. Здоровьесберегающая: - профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности; - снятие психологического напряжения. Учебное оборудование: карта «Древняя Греция(до сер.У века до н.э.)», используется карта в учебнике на с.146: образование греческих колоний в 8-6 вв.до н.э. ХОД УРОКА
П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древняя Спарта». 1. Подготовка устного ответа по карточке № 30.
2. Задание на доске: ТЫ- ПРЕВОДЧИК. Допиши используя в ответе глаголы. Если сможешь, то переведи каждую строчку ответа на иностранный язык, который ты изучаешь. Спартанских мальчиков учили: ____________________________ ___________________________ ____________________________ ___________________________ ____________________________ ___________________________ ____________________________ ____________________________ 3.Задание – вопросы-ответы (Блиц-опрос)
4. Работа в группах по карточкам. Что обозначает данный рисунок? (Ахиллесова пята, Яблоко раздора, Нить Ариадны). Напишите на доске. Объясните значение крылатых выражений. Придумайте фразу, в которой было бы использовано выражение. НЕ ЗАБУДЬТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППАХ. 5. Устный ответ ученика по карточке №30 и отзыв на него одноклассников. Оценка. Ш. Переход к изучению новой темы. Итак, мы с вами выяснили , что в УШ-У1 вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Задача для учащихся: Почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? 1У. Изучение новой темы. Обращаю внимание на эпиграф . Называю тему урока: «Основание греческих колоний». П Л А Н
На доске записаны тема урока , новые слова: колонии. 1.Сценка, подготовленная учащимися. Задание: Почему греки покидали родину? Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались, например, в Коринфе — богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину. «Я бедный крестьянин,— говорит один.— В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье». Тут его перебивает второй: «У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь- и ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!» Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков. «Кто вы такие?—спрашивают их.—Непохоже, чтобы голод или долги гонят вас из дома». «Вы угадали,— отвечает один из них.— Мы торговцы и живем здесь в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас». В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде жившие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают: «Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали». Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор. «Кто ты? — наконец, спросили его.— По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?» «Вы не ошиблись,—отвечал этот человек.—Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял». Так разговаривали между собой эти очень разные люди. Записать ответ на доске.(за шторкой) Ответ: Причины переселения греков в другие страны. А) Не хватало плодородных земель для простых греков. Б) Не хватало продуктов питания. В) Стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом и знатью. Г) Желание разбогатеть на заморской торговле. Сверить ответы с написанными на доске и записать в тетради. 2.Работа в тетради. 5. Словарная работа. Колонии- поселения, основанные греками в процессе колонизации. Эти колонии стали полисами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой. 3.Работа с учебником. Прочитайте 2-й раздел параграфа с. 145 и посмотрите карту «Образование греческих колоний в УШ-У1 вв. до н.э.» 4.Работа по карте и беседа с учащимися (с.146 учебника Вигасина и рис.карты на доске) Итак, в УШ-У1 вв. до н.э. греки основали большое количество колоний. Эти колонии стали полисами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой. Беседа: -Каким знаком на карте обозначены колонии греков? (Кружочками). -Что обозначают стрелочки на карте? (Направления греческой колонизации). - Назовите колонии греков на Черном море? (Херсонес, Пантикапей,Ольвия). - Назовите места колонизации на Средиземном море? (Сиракузы,Кирена, Мессилия, о.Корсика,Египет) - Почему они селились близ моря? А вот как складывались отношения между городом- государством, основавшим колонию и переселенцами, мы с вами узнаем из документа. 6.Работа с историческим документом. Взаимоотношения Ольвии и Милета. Ольвия была основана Милетом. В документе приводится пример взаимоотношений метрополии и основанной ею колонии. Надпись датируется между 334-325гг. до н.э. Следующие отчие обычаи у ольвиополит и милетцев: милетец в городе Ольвия, как ольвиополит, да приносит жертвы на тех же самых алтарях, и да имеет доступ в те же самые святилища на тех же самых основаниях, как и прежде были. … Если же будет у милетца тяжба в Ольвии, да пользуется он правосудием и да получает решение в пятидневный срок в отделении суда, где разбираются дела граждан. Да будут свободны от податей все милетцы, кроме тех, которые имеют права гражданства в другом городе и принимают участие в управлении и в судах. На тех же условиях и ольвиополиты в Милете да будут свободны от налогов, и да пользуются ольвиополиты остальным таким же образом в Милете, как милетцы в городе Ольвии. Вопросы к документу:
ВЫВОД. Грекам- колонистам обычно удавалось наладить мирные отношения с местным населением, нравы и обычаи их не изменились. 7. Работа с рис. На с. 145 (на интерактивной доске) Колонисты селились всегда близ моря. Выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды. Плодородными землями. Чтобы удобнее было вести торговлю с другими городами-государствами Греции. Для этого им нужны были корабли. В те далекие времена началось активно развиваться кораблестроение и мореплавание. Я хочу обратить ваше внимание на корабли, которые стоят в гавани. Беседа:
Ответ. Торговый корабль, предназначенный для перевозки товаров, вместительнее военного. Зато военный корабль благодаря обтекаемой форме, большому числу гребцов обладал большей скоростью, подвижностью, способностью к резким поворотам. 8. Закрепление изученного на уроке. А) Рабочая тетрадь. Выпуск 2. На основании текста учебника с.146 абзац сверху , выполните Задание 27. С.20. Проверить. Б) Решите задачу: На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храма, кварталов жилых домов, а так же монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок? Ответ: По этим археологическим данным можно сделать вывод о том, как жили греки далеко от родины, где они устраивали себе новое жилье. Вернуться к эпиграфу! 9.Итог урока. Оценки за урок. На доске: Домашнее задание.1. Прочитать параграф 32. 2. Подготовить пересказ истории о царе Скиле. 3. Рабочая тетрадь с. 20. Задание 28,30 |
Учебник А. А. Плешаков Школа России Тема: «Как путешествует письмо» Сегодня, он тоже пришел к нам на урок, но он очень расстроен. Оказывается в далекой, далекой стране у Муравьишки живет друг. Наш... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня речь пойдет о Японии – Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии. Тема нашего урока: «Хокку – жемчужина японской поэзии».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анжелики Орзовой закончится пленом и встречей с загадочным арианцем, мужчиной другой расы с далекой неизвестной планеты. Что общего... | Реферат. Конституция Мы хотим жить в процветающей стране. В стране равных возможностей, свободной, гуманной и высококультурной | ||
Экология Я хочу написать этот реферат для того, чтобы показать людям, что делается в мире и в нашей стране для сохранения окружающей среды.... | Реферат по истории Никита Сергеевич Хрущев Значимых потому что непосредственно перекликается с идущей сейчас в стране перестройкой, с нынешним процессом демократизации. Непростых... | ||
Стремление узнать больше далекой земле – пробуждает еще большую любовь к своей родной Из опыта работы учителя английского языка моу «Гимназия» г. Абакан Кондратенко Л. И | Ежедневный мониторинг сми 4 декабря 2013 Некоторые летчики предупреждают, что в России теперь каждые полгода будет происходить крупная авиакатастрофа из-за плохого технического... | ||
Тематическое планирование 5 класс Бри-танских школах, -сравнить, что общего и в чем разница школьного обучения в нашей стране и в Англии | «Как попасть в Страну здоровья?» Библиотекарь: я знаю, что каждый из вас хочет жить в Стране здоровья, потому что жители этой страны всегда жизнерадостны, красивы... | ||
В стране веселых уроков Ведущий: Всем, всем добрый день! Добро пожаловать в страну веселых уроков «Всезнайка». Я хочу напомнить всем ребятам о том, что отметки... | Реферат по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» Не может быть так, что у нас в стране сложение дробей выполняют по одному правилу, а где-нибудь в Англии по-другому | ||
Реферат по теме Мы, как и любые подростки не привыкшие принимать всё на веру, решили проверить, что знают школьники о нашей стране и с какими символами... | Урока: Что такое трезвость? Цели урока Вопрос №1. Как Вы думаете, сколько людей в нашем городе живёт трезво?А в стране?А в мире в целом? | ||
Тема урока Цели и задачи Что мы знаем о своей деревне, о своей стране и своей планете? Я – пешеход. Безопасное поведение на дорогах | Урок в 8 классе по теме «Смутное время» Цель: подведение учащихся к пониманию, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский престол; знакомство... |