Что ищет он в стране далекой?





НазваниеЧто ищет он в стране далекой?
Дата публикации08.09.2014
Размер83.3 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Урок истории в 5 классе.
Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

М.Ю.Лермонтов

Тема: Основание греческих колоний.

Цель: 1.Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации и её причинами.

2.Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Задачи урока:

Образовательная:

- обобщить и закрепить знания по теме « Основание греческих колоний»;

- расширить, углубить и систематизировать знания по изучаемой теме.

Способствовать развитию:

- навыков работать с картой;

- логического мышления;

- способности к обобщению, систематизации полученных знаний;

- исследовательских навыков и умений;

- познавательного интереса;

- коммуникативных умений и навыков учащихся;

- личностных качеств учащихся к деятельности, отвечающей их индивидуальным потребностям.

Воспитательная:

- устойчивый интерес к изучению истории;

- в учащихся чувство высокой нравственной чистоты, умения отстаивать свои убеждения;

- формировать умение работать в коллективе;

- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся.

Здоровьесберегающая:

- профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;

- снятие психологического напряжения.


Учебное оборудование: карта «Древняя Греция(до сер.У века до н.э.)», используется карта в учебнике на с.146: образование греческих колоний в 8-6 вв.до н.э.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.


П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древняя Спарта».

1. Подготовка устного ответа по карточке № 30.


КАРТОЧКА № 30.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как воспитывали спартанцев?»

Для этого вспомни:

- Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте: государство или родители?

- кто решал вопрос, жить или нет маленькому спартанцу?

-С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

- Почему питание мальчиков было скудным?

- Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?

- Учили ли спартанцев грамоте?

- Какой должна была быть речь спартанцев?

Сделай вывод. Для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?


2. Задание на доске: ТЫ- ПРЕВОДЧИК. Допиши используя в ответе глаголы. Если сможешь, то переведи каждую строчку ответа на иностранный язык, который ты изучаешь.

Спартанских мальчиков учили:

____________________________ ___________________________

____________________________ ___________________________

____________________________ ___________________________

____________________________ ____________________________

3.Задание – вопросы-ответы (Блиц-опрос)

  1. Кого называли илотами?

  2. Какие обязанности существовали у илотов?

  3. Как обращались с илотами спартанцы?

  4. Почему Спарта не имела крепостных стен?

  5. Почему чужеземцы не приезжали в Спарту?

  6. Почему спартанцам не разрешалось покидать свою родину?

  7. Почему спартанцы любили только простые мелодии?


4. Работа в группах по карточкам. Что обозначает данный рисунок? (Ахиллесова пята, Яблоко раздора, Нить Ариадны). Напишите на доске. Объясните значение крылатых выражений. Придумайте фразу, в которой было бы использовано выражение.

НЕ ЗАБУДЬТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
5. Устный ответ ученика по карточке №30 и отзыв на него одноклассников. Оценка.
Ш. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы с вами выяснили , что в УШ-У1 вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Задача для учащихся: Почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны?
1У. Изучение новой темы.

Обращаю внимание на эпиграф . Называю тему урока: «Основание греческих колоний».

П Л А Н

  1. Причины переселения греков в другие страны.

  2. Греческие колонии.


На доске записаны тема урока , новые слова: колонии.

1.Сценка, подготовленная учащимися.

Задание: Почему греки покидали родину?

Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались, например, в Коринфе — богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось не­сколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

«Я бедный крестьянин,— говорит один.— В нашей долине лучше меня ни­кто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье».

Тут его перебивает второй: «У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь- и ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы ра­бом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!» Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

«Кто вы такие?—спрашивают их.—Непохоже, чтобы голод или долги гонят вас из дома».

«Вы угадали,— отвечает один из них.— Мы торговцы и живем здесь в Ко­ринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пше­ницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас».

В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде жив­шие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают: «Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вме­сте с другими вожаками демоса мы бежали».

Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор.

«Кто ты? — наконец, спросили его.— По твоей одежде и виду ты принад­лежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»

«Вы не ошиблись,—отвечал этот человек.—Я происхожу из древнего знат­ного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в соб­ственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

Записать ответ на доске.(за шторкой)

Ответ:

Причины переселения греков в другие страны.

А) Не хватало плодородных земель для простых греков.

Б) Не хватало продуктов питания.

В) Стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом и знатью.

Г) Желание разбогатеть на заморской торговле.

Сверить ответы с написанными на доске и записать в тетради.
2.Работа в тетради.

5. Словарная работа.

Колонии- поселения, основанные греками в процессе колонизации.

Эти колонии стали полисами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой.

3.Работа с учебником. Прочитайте 2-й раздел параграфа с. 145 и посмотрите карту «Образование греческих колоний в УШ-У1 вв. до н.э.»
4.Работа по карте и беседа с учащимися (с.146 учебника Вигасина и рис.карты на доске)

Итак, в УШ-У1 вв. до н.э. греки основали большое количество колоний. Эти колонии стали полисами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой.

Беседа:

-Каким знаком на карте обозначены колонии греков? (Кружочками).

-Что обозначают стрелочки на карте? (Направления греческой колонизации).

- Назовите колонии греков на Черном море? (Херсонес, Пантикапей,Ольвия).

- Назовите места колонизации на Средиземном море? (Сиракузы,Кирена, Мессилия, о.Корсика,Египет)

- Почему они селились близ моря?

А вот как складывались отношения между городом- государством, основавшим колонию и переселенцами, мы с вами узнаем из документа.
6.Работа с историческим документом.

Взаимоотношения Ольвии и Милета.

Ольвия была основана Милетом. В документе приводится пример взаимоотношений метрополии и основанной ею колонии. Надпись датируется между 334-325гг. до н.э.

Следующие отчие обычаи у ольвиополит и милетцев: милетец в городе Ольвия, как ольвиополит, да приносит жертвы на тех же самых алтарях, и да имеет доступ в те же самые святилища на тех же самых основаниях, как и прежде были.

… Если же будет у милетца тяжба в Ольвии, да пользуется он правосудием и да получает решение в пятидневный срок в отделении суда, где разбираются дела граждан. Да будут свободны от податей все милетцы, кроме тех, которые имеют права гражданства в другом городе и принимают участие в управлении и в судах. На тех же условиях и ольвиополиты в Милете да будут свободны от налогов, и да пользуются ольвиополиты остальным таким же образом в Милете, как милетцы в городе Ольвии.
Вопросы к документу:

  • Изменились ли религиозные обряды жителей г. Милет с их пребыванием в колонии Ольвия?( Нет, не изменились, значит и верования религиозные не изменились)

  • Будут ли платить налоги милетцы в Ольвии?( Нет, не будут.)

  • Имеет ли право житель Милета обратиться в суд Ольвии в случае необходимости?(Да, имеет такое право).

  • Греки, приехавшие в Ольвию, ольвиополиты, теряют ли свои права, которыми обладали в г. Милет?(Нет, не теряют, так как колония – это «маленькая» часть Греции.)

ВЫВОД. Грекам- колонистам обычно удавалось наладить мирные отношения с местным населением, нравы и обычаи их не изменились.
7. Работа с рис. На с. 145 (на интерактивной доске)

Колонисты селились всегда близ моря. Выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды. Плодородными землями. Чтобы удобнее было вести торговлю с другими городами-государствами Греции. Для этого им нужны были корабли. В те далекие времена началось активно развиваться кораблестроение и мореплавание. Я хочу обратить ваше внимание на корабли, которые стоят в гавани.

Беседа:

  • Какие корабли изображены на рисунке с. 145. (Военный и торговый).Сравните их.

  • Подумайте, чего хотели в первую очередь достигнуть их создатели?

  • В чем различие между кораблями?

  • Сравните их размеры и форму.

  • Какой корабль был более быстроходным?

Ответ. Торговый корабль, предназначенный для перевозки товаров, вместительнее военного. Зато военный корабль благодаря обтекаемой форме, большому числу гребцов обладал большей скоростью, подвижностью, способностью к резким поворотам.

8. Закрепление изученного на уроке.

А) Рабочая тетрадь. Выпуск 2. На основании текста учебника с.146 абзац сверху , выполните Задание 27. С.20.

Проверить.

Б) Решите задачу:

На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храма, кварталов жилых домов, а так же монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок?

Ответ: По этим археологическим данным можно сделать вывод о том, как жили греки далеко от родины, где они устраивали себе новое жилье.
Вернуться к эпиграфу!


9.Итог урока. Оценки за урок.

На доске: Домашнее задание.1. Прочитать параграф 32.

2. Подготовить пересказ истории о царе Скиле.

3. Рабочая тетрадь с. 20. Задание 28,30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что ищет он в стране далекой? iconУчебник А. А. Плешаков Школа России Тема: «Как путешествует письмо»
Сегодня, он тоже пришел к нам на урок, но он очень расстроен. Оказывается в далекой, далекой стране у Муравьишки живет друг. Наш...
Что ищет он в стране далекой? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня речь пойдет о Японии – Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии. Тема нашего урока: «Хокку – жемчужина японской поэзии»....
Что ищет он в стране далекой? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анжелики Орзовой закончится пленом и встречей с загадочным арианцем, мужчиной другой расы с далекой неизвестной планеты. Что общего...
Что ищет он в стране далекой? iconРеферат. Конституция
Мы хотим жить в процветающей стране. В стране равных возможностей, свободной, гуманной и высококультурной
Что ищет он в стране далекой? iconЭкология
Я хочу написать этот реферат для того, чтобы показать людям, что делается в мире и в нашей стране для сохранения окружающей среды....
Что ищет он в стране далекой? iconРеферат по истории Никита Сергеевич Хрущев
Значимых потому что непосредственно перекликается с идущей сейчас в стране перестройкой, с нынешним процессом демократизации. Непростых...
Что ищет он в стране далекой? iconСтремление узнать больше далекой земле – пробуждает еще большую любовь к своей родной
Из опыта работы учителя английского языка моу «Гимназия» г. Абакан Кондратенко Л. И
Что ищет он в стране далекой? iconЕжедневный мониторинг сми 4 декабря 2013
Некоторые летчики предупреждают, что в России теперь каждые полгода будет происходить крупная авиакатастрофа из-за плохого технического...
Что ищет он в стране далекой? iconТематическое планирование 5 класс
Бри-танских школах, -сравнить, что общего и в чем разница школьного обучения в нашей стране и в Англии
Что ищет он в стране далекой? icon«Как попасть в Страну здоровья?»
Библиотекарь: я знаю, что каждый из вас хочет жить в Стране здоровья, потому что жители этой страны всегда жизнерадостны, красивы...
Что ищет он в стране далекой? iconВ стране веселых уроков
Ведущий: Всем, всем добрый день! Добро пожаловать в страну веселых уроков «Всезнайка». Я хочу напомнить всем ребятам о том, что отметки...
Что ищет он в стране далекой? iconРеферат по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби»
Не может быть так, что у нас в стране сложение дробей выполняют по одному правилу, а где-нибудь в Англии по-другому
Что ищет он в стране далекой? iconРеферат по теме
Мы, как и любые подростки не привыкшие принимать всё на веру, решили проверить, что знают школьники о нашей стране и с какими символами...
Что ищет он в стране далекой? iconУрока: Что такое трезвость? Цели урока
Вопрос №1. Как Вы думаете, сколько людей в нашем городе живёт трезво?А в стране?А в мире в целом?
Что ищет он в стране далекой? iconТема урока Цели и задачи
Что мы знаем о своей деревне, о своей стране и своей планете? Я – пешеход. Безопасное поведение на дорогах
Что ищет он в стране далекой? iconУрок в 8 классе по теме «Смутное время»
Цель: подведение учащихся к пониманию, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский престол; знакомство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск