Организация самостоятельной работы на уроках истории





Скачать 63.05 Kb.
НазваниеОрганизация самостоятельной работы на уроках истории
Дата публикации20.09.2014
Размер63.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Организация самостоятельной работы на уроках истории


Самкова Н.А.

Л.Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна, прежде всего, самостоятельная работа.

Я в течение многих лет изучаю методы и приёмы самостоятельной работы и пути достижения более высоких результатов в изучении истории. На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или иного решения, чему следует научиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности школьников, но и обеспечить неуклонное развитие у них активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Развитие самостоятельности в обучении истории идёт по следующим основным взаимосвязанным линиям:
а) способность к усвоению исторических знаний из различного круга источников, которые используются во время урока и внеурочной деятельности;
6) умение воспроизвести усвоенный материал на уроках и вне их;
в) умение объяснить сущность исторических явлений.

Развитие у учащихся способности к самостоятельной работе с источниками информации по истории связано с пониманием исторического события, их причин и умением делать выводы, со знанием основных видов источников информации, овладением приёмами познавательной деятельности. Формирование исторических знаний и развитие у учащихся самостоятельности в учебной деятельности находятся в тесной взаимосвязи.

Чем выше активность учащихся и их способность к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний, тем в большей степени создают условия для активности и самостоятельности учебной деятельности школьников на уроке и вне его. Когда у учащихся формируется система исторических знаний, развивается самостоятельность и способность усвоить исторический материал, тогда изменяется и роль учителя истории, в обучении и воспитании учащихся. Например, историческая карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в конце 15-начале 16 вв.» показывает, как расширялись знания европейцев и какие морские пути пролегали по морям и океанам. Владея приёмами чтения условных знаков, учащиеся самостоятельно могут дополнить свой рассказ о географических открытиях. Овладев условными знаками, можно очень чётко и ясно изложить местоположение государств Древнего мира и отсюда, например, сделать вывод о том, что климатические условия Египта позволили заниматься земледелием и скотоводством. Но для этого египтянам пришлось преодолевать большие трудности. Когда я описываю земледельческие работы в древнем Египте, перед учащимися ставлю проблемные задания: «Какие процессы проходит хлеб, пока он не окажется на столе».

Одновременно в связи с развитием самостоятельности у учащихся формируется способность к воспроизведению исторических знаний в устной и графической форме. Если учащийся может хорошо воспроизвести исторический материал, то можно сделать вывод, что у него прочные знания, овладевает нужными умениями и навыками.

Я использую различные виды самостоятельной работы на уроках истории. Это работа с учебником, с документами, историческими рисунками, контурной картой.

Для школьников учебник - первая и основная книга по истории. Учебник нужен каждому ученику, так как с помощью него учитель может провести самостоятельную фронтальную работу с учебником, учебник даёт возможность ученику перечитывать несколько раз трудные непонятные места, внимательно изучать иллюстрации, документы. Но правильно ученик может использовать учебник в том случае, если учитель учит им пользоваться, постоянно привлекать его в процессе обучения, требует от учащихся самостоятельной работы с ним и проверяет выполнение своих требований. Я детально объясняю структуру учебника: это различные виды текста, иллюстрации, явления, вопросы, задания и карты.

Важно, чтобы школьник самостоятельно усваивал авторский текст учебника, а здесь главное место занимает работа с терминами. Я, например, поручаю учащимся найти термин в учебнике, прочесть вслух и делать запись в тетрадь. Затем объясняю, что означает этот термин. Короче говоря, на каждом уроке мною проводится словарная работа вместе с учащимися. Например, что такое натуральное хозяйство, феод, крепостной крестьянин. К этому виду работы я приучаю детей с пятого класса, последовательно усложняя задания. Такая работа приучает школьников обращать внимание на термины и при выполнении домашнего задания. Надо стараться, чтобы это вошло в привычку у учащихся.

Ученикам труднее даётся умение слушать и записывать в тетрадь элементы, которые требуют известные усилия для осмысления и запоминания, такие как определить понятие, причинно-следственные связи, делать выводы. Для формирования этих умений, я на уроках использую просмотр различных школьных фильмов или их фрагментов.

Но без особого усилия могут самостоятельно описывать текст, называть имена исторических деятелей, даже дать историко-географические описания. Но и трудность осмысления и запоминания при старании можно преодолеть.

Для этого хорошими приёмами являются: членение материала на параграфы, пункты, абзацы, а также заголовки. В этой работе хорошо помогают вопросы и задания в учебнике. Наиболее распространённым у меня на уроке истории является составление развёрнутых планов. Мною на уроке проводится объяснительное чтение. При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, где определяется главная мысль каждого абзаца. Это в дальнейшем помогает составлению планов и самостоятельному изучению каких-либо важных научных трудов. Объяснительное чтение мною проводится и в старших классах. Но здесь важно, чтобы школьник, самостоятельно читая текст на уроке, не пропускал непонятные слова и выражения, и чтобы спрашивал у учителя или использовал словарь или справочник.

Действенным приёмом привлечения учащихся к учебному материалу является составление тезисных выводов по определённой теме, составление планов, конспектов, конкретизирующих таблиц.

Самостоятельной деятельности можно добиться также путём использования на уроке исторических документов, помещённых в учебнике, в рабочих тетрадях по истории. Работа учащихся с историческими источниками проводится в целях поднять значение исторического факта, чтобы привлечь к нему особое внимание учащихся, выработать у учащихся самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, углубить ознакомление учащихся с источниками как историческими памятниками.

Значение самостоятельной работы с документами заключается в том, что она помогает глубже усвоить узловые вопросы курса истории. Работа с документами проводится и на ypоке, и во время выполнения домашнего задания. Другой вид работы с документами - это самостоятельное решение на его основе задачи дедуктивного характера. Так, например, в 5 классе изучаются законы Хаммурапи. Сообщив, что законы приняты в 18 веке до н.э., я предлагаю учащимся самостоятельно читать документ, обратить внимание на следующие вопросы, которые заранее даны: 1) к какой эпохе относятся эти законы? 2) кому сочувствует автор источника - угнетателям или угнетённым?

Иллюстрация учебника - один из основных видов наглядности в обучении истории. В 5-8 классах полезно предложить одному ученику вслух, а другим про себя прочесть текст с иллюстрациями. Это делается для того, чтобы выработать у школьников привычку внимательно читать подписи к иллюстрациям, определять время создания и характер изображения, являются ли они историческими документами или позднейшими реконструкциями исторической действительности. Ребята пишут и сочинения по картине.



Следующей формой самостоятельной работы является использование на уроках типологических картин. Они выполняют роль «окна в историческую действительность». Чтение исторических картин требует от школьников не только внимания, но и ряда логических действий.

Например, изучая по истории в 7 классе тему «Церковный раскол», использую картину Сурикова В. «Боярыня Морозова»:



Или изучая Внешнюю политику при Павле I, использую картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы»:


Навыки самостоятельной деятельности развиваются также в процессе работы с картой, заполнении таблиц, решения и составления кроссвордов, составление КИС (краткой исторической справкой).

Данная тема в настоящее время очень актуальна т.к. имея навыки и умения самостоятельной работы легко можно ориентироваться в нынешней сложной обстановке. Кончились те времена, когда всё указывалось сверху, что можно, что нельзя делать. Что же заставило меня перейти к данной системе? Новая парадигма образования, которая состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществить мотивационное управление его учением. Сущность обучения при этой форме работы состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности процессе работы. При этом меняется форма общения учителя и ученика. К тому же, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоконтролю и самооценке. Это даёт возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация самостоятельной работы на уроках истории iconРешение практических задач заказчика проекта
Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconПояснительная записка к дидактическим материалам стр. 7
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconСекретарь фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconОрганизация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconОрганизация самостоятельной работы по краеведению методические рекомендации...
По каждой из предложенных тем предлагается итоговый контроль в виде рефератов, докладов, подборки материалов, библиографических списков,...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconТема: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроке на основе...
Развивающаяся: продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся при чтении текста
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconНа уроках немецкого языка
...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconМ. В. Такмовцева Создание на уроках истории условий для формирования...
...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики в работе с двумя, тремя классами»
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Организация самостоятельной работы на уроках истории iconКонспект лекций по дисциплине методика самостоятельной работы студента...
Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск