Скачать 126 Kb.
|
Учитель истории высшей квалификационной категории Зуева О.Б. МОУ лицей «РИТМ» Урок по истории России в 11 классе Тема: «Первые шаги Советской власти» Цели урока: - закрепить знания учащихся о ходе Февральской и Октябрьской революций, причинах прихода к власти партии большевиков; сформировать у учащихся представление о политике диктатуры пролетариата и причинах раскола общества, скатывания его к гражданской войне; - отработать навыки работы по анализу текста учебника, исторического документа; развивать умения работать в группе, защищать свою точку зрения, представлять результаты своей познавательной деятельности; - развивать творческую активность учащихся, мотивацию к изучению истории. Технология: проблемный урок Приемы: побуждающий диалог, подводящий диалог в виде заданий к текстам. Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа презентация. Материалы: раздаточный материал с заданиями группам, учебник истории России ХХ век Н.В. Загладина. Пояснительная записка: данный урок входит в раздел истории России, посвященный событиям Первой мировой войны, революционным потрясениям 1917г. и гражданской войне. К изучению данной темы накоплен достаточный материал для повторения и обобщения. Тема «Первые шаги Советской власти» напрямую выводит учащихся на события Гражданской войны, дает понимание возможной расстановки сил в данной войне, объясняет в определенной степени ожесточенный характер событий Гражданской войны. Учащиеся на данном уроке сами формулируют проблемный вопрос, самостоятельно (с помощью наводящих вопросов к текстам раздаточных материалов) ищут на него ответ, в определенной степени погружаются в события тех лет. Уч-ся перед началом урока образуют группы по 5-6 человек.
Домашнее задание на выбор к следующему уроку:
Литература:
Задание № 1. Из Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 г. (Извлечения) Общие положения 9. Основная отдача... заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной всероссийской советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма. при котором не будет ни деления общества на классы, ни государственной власти. 10. Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящимся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах... Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. 17. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами... В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. 18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест!». 19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой рабоче-крестьянской революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всем граждан республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся: на нетрудовые же элементы возлагается отправление иным воинским обязанностей... ...Избирательное право 64. Правом избирать и быть избранным в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности и т.п. следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет: а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-землевладельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б»настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность... 65. Не избираются и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из перечисленных категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранным отделений, а также члены царствующего в России дома. Вопросы к тексту документа:
Используя стр. 106-107 учебника истории России (о первых декретах Советской власти, которые легли в основу Конституции РСФСР) определите высший орган исполнительной власти и орган по борьбе с контрреволюцией в Советской республике. 2. Какие новые права и свободы получили граждане РСФСР? 3. Какие социальные слои, по вашему мнению, были недовольны данной Конституцией и предыдущими Декретами Советской власти? Почему? Задание № 2 О роспуске Учредительного собрания. Из Декрета ВЦИК от 6 января 1918г. Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известным всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждение совершенно точное, ясное, не допускавшее никаким кривотолков предложение верховного органа Советской власти. Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракции большевиков и левым эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советам и пользуются доверием рабочим и большинства крестьян, был неизбежен. А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящимся. Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов. По этому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается. Итоги выборов в Учредительное собрание
Вопросы к документам:
Задание № 3 «Заключение Брестского мира» Прочитайте стр. 110-112 учебника истории России и ответьте на вопросы:
Задание № 4. Экономическое положение в стране Прочитайте стр. 112-113 учебника истории России и ответьте на вопросы: Удалось ли большевикам вывести страну из экономического и продовольственного кризиса? Если – да, то как, если нет, то почему? Задание № 5. О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Из декрета ВЦИК от 13 мая 1918г. …2) Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками. 3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа, передавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации и изгонять навсегда из общины… 4) В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба…хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки… Из обращения к питерским рабочим об организации продовольственных отрядов 21 мая 1918 г. «Хлеб надо достать, во что бы то ни стало. Если нельзя взять хлеб у деревенской буржуазии обычными средствами, то надо взять его силой. Надо бороться за хлеб! И мы призываем вас к этой борьбе. Записывайтесь в ряды продовольственных отрядов, организуемых Комиссариатом продовольствия. Оружие и необходимые средства будут даны вам. Иных мер против протягивающейся костлявой руки голода, которые дали бы немедленные положительные результаты, нет. Вы одержали победу над помещиками и буржуазией. Чтобы довести эту победу до конца, надо одержать победу над средней и мелкой буржуазией, над деревенскими кулаками.» Из декрета ВЦИК об организации и снабжении деревенской бедноты 11 июня 1918г п.1 Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Совдепами, при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и Центрального Комитета... п.3 В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее: Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий. Оказание содействия местным продовольственным организациям в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев... п.8 а) из хлебных излишков..., изъятых... из рук кулаков и богатеев и ссыпанных в государственные хлебные запасы до 15 июля с.г., выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам бесплатно, за счет государства... Вопросы к документам: 1. Какими способами Советская власть пыталась решить продовольственную проблему? 2. Каковы последствия введения в жизнь данных декретов (для деревни и для Советской власти в целом)? |
Конкурс «Первые шаги» Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги» | Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» Уяснить, что причина перехода к нэпу была прежде всего политическая-реальная угроза потери большевиками власти | ||
Урок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция» Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В помощь молодым педагогам, делающим свои первые шаги. Самые трудные шаги – это первые шаги. Пусть они будут у вас легкие. Пусть... | ||
Урок истории в 10 классе по теме «Революция 1905-1907гг.» Сегодня мы узнаем, как относились общественно-политические силы России к вопросу о власти | § Первые шаги, первые трудности, первые достижения Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;... | ||
Урок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против» Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных... | Конспект урока истории в 9 классе Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | ||
20 декабря на базе мбоу мишкинская сош прошёл с еминар заместителей директоров по увр «Практические аспекты введения фгос ноо: первые шаги и первые результаты» (Петрова З. А.– директор) | Урок литературы в 5 классе по теме Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | ||
История Госавтоинспекции России 1936-1940. Первые годы гаи – «советской народной милиции» Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений | Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | ||
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,... | ||
Урок обществознания в 9 классе. Учитель Мойченкова Е. В. Тема: «Закон и власть» Цель: разъяснить учащимся, как соотносятся между собой закон и власть, в чём заключаются особенности законодательной, исполнительной... | Подтема Преподавание немецкого языка во 2 классе ведётся по учебнику «Немецкий язык. Первые шаги. 2 класс». И. Л. Бим, Л. И. Рыжкова, Москва... |