Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма»





Скачать 101.76 Kb.
НазваниеУрок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма»
Дата публикации04.07.2014
Размер101.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
МБОУ Федосеевская средняя общеобразовательная школа




Выполнила

учитель истории и обществознания

Чугунова Лидия Ивановна


2011-2012 уч. год

Урок по истории России в 9 классе
Тема: «От военного коммунизма » к нэпу
Цель:

Уяснить, что причина перехода к НЭПу была прежде всего политическая-реальная угроза потери большевиками власти;

что нэповская модель, ориентированная на восстановительный период, была малопригодна для решения задач индустриальной модернизации.
Задачи:

1.Подвести учащихся к пониманию причин сущности основных мероприятий и итогов НЭПа.

2. Продолжить формирование умений, давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы.
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами лабораторно-практической работы

Основные понятия и термины: аренда,концессия,продналог,хозрасчет
Оборудование: медиапроектор, презентация «Новая экономическая политика», документы,

Опережающее задание: Повторить особенности политики « военного коммунизма».

Ход урока
I. Организационный момент

Вводное слово учителя:
Учитель отмечает, что один из уроков Гражданской войны заключался в том, что в борьбе за власть без поддержки крестьянства в России - крестьянской стране победить невозможно. Но продолжающаяся и после разгрома главных сил белых экономическая политика «чрезвычайки» по отношению к социальному слою, составляющему 85% населения, спровоцировала «малую гражданскую войну». Выступления крестьян будут жестоко подавлены, но противоречия останутся. Нужно ли менять внутренний курс, в каком направлении двигаться, какие уступки можно было позволить для сохранения власти- вот задачи, которые необходимо было решать партии-победителю. Как, в каких условиях это происходило, как воспринималось в различных слоях населения, к каким последствиям привело, мы узнаем на уроке.

II. Изучение нового материала

План

1.Причины перехода к НЭПу

2.Основные направления нэпа

3.Экономические итоги нэпа

4.Советское общество в годы нэпа

5.Экономические противоречия нэпа

6.Хлебозаготовительныйт кризис
1. Причины перехода к нэпу
Экономические и социальные последствия Гражданской войны
Материал для изучения вопроса учитель представляет в виде слайда презентации (слайд2)


  • В Гражданскую войну Россия потеряла до 12 млн. человек.

  • Население Петрограда и Москвы сократилось вдвое, не меньше половины этих потерь- рабочие.

  • В социальной структуре произошли важные изменения: не стало буржуазии и помещиков, 85% населения России- крестьяне(это около 70% состава армии в 5.5 млн.человек);

  • до 1,4-1,7 млн. сократилась численность рабочих. Катастрофически упало их число в хлопчатобумажной, цементной, железорудной и железоделательной промышленности-до 14-16% от довоенного количества.

  • Резко увеличился бюрократический аппарат ( в 1917г число «управленцев » всех уровней-1 млн.в 1921г-2,5млн.человек).

  • - уничтожено 25% довоенного богатства страны.


Работа с презентацией (слайд3)

Снижение уровня производства после Гражданской войны


Показатели


В 1921г. по сравнению с 1913г.

Промышленное производство

Сократилось в 7 раз

Добыча угля

Сократилась более чем в 3 раза ( с 29 млн.т. до 3.8млн.тонн)

Добыча нефти

На уровне 1890г( с10,2 до 3,8 млн.тонн)

Выплавка чугуна

Сократилась в 22 раза

Производство тканей

Сократилось в 18 раз

Продукция сельского хозяйства

Сократилась на 40%

Продукция земледелия

Сократилась на 45%


Продукция животноводства

Сократилась на 33%

Посевные площади

Уменьшились на 15 млн.га


Для анализа статистических данных используются познавательные задания

Задание 1

На основании данных о положении экономики в 1921 году дайте оценку экономическим аспектам политики «военного коммунизма». Не забудьте, что промышленность, транспорт, земля, недра перешли в собственность государства.

Задание2

На основании статистических данных и приведенных фактов и документов сформулируйте, в чем заключались главные проблемы в повседневной жизни обыкновенного горожанина или крестьянина. Как бы вы лично попытались их решать?
Учитель:

Факты

В 1921-1922гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной-летом 1921г голод в Поволжье унес жизни 5млн. человек.

В 1919г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920г. по Европейской России, Сибири и Украине- более 3 млн. случаев.

По данным историка Е.Салдаева в начале 1921г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена-192 тыс., картошки-более 20тыс. рублей. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за саамы короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200-300 руб.. К концу года положение ухудшилось и к этим ценам следует приписать ноль.

Январь-февраль 1921г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки».
Учащиеся в группах работают с документами, выполняя задания 1,2
Документ 1

Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде:

« 3 сентября 1920г…Оказывается, что декрет о повышении жалованья штатным преподавателям на 300% уже вышел два месяца назад, а мы получали все еще 5300…Приказ Реввоенсовета должен дойти до нас…Дай бог получить к новому году. А паек семейству, вероятно, совсем не дадут, по той простой причине, что не из чего…а наличными –ни гроша, и кругом в долгу. 24 декабря 1920 г.. А положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи, как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем»
Документ 2

Из частного письма:

« Дорогой братец, Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я, начальник дивизии, получаю 15миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят обещали много всего, но ничего не дали»
2-3.Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа
Правящей партии, провозгласившей себя партией пролетариата и беднейшего крестьянства, необходимо было налаживать мирную жизнь разоренной страны. Значительная часть партийцев считала, что это можно было сделать прежними методами.

Для актуализации знаний учащихся учитель обращается ко второй графе сравнительной таблицы «Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны и в 20-е гг.»

Работа со слайдами презентации (слады 4-6)
«Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны и в 20-е гг.»





Военный коммунизм

Новая экономическая политика

Производство

Национализация промышленности, с 11.01.1919г-продразверстка(принудительное изъятие излишков в индивидуальном секторе производства)

Допущение частного капитала в промышленности( мелкие частные предприятия, концессии), торговле.Разрешение аренды земли и найма рабочей силы. Замена разверстки натуральным налогом ( с марта 1921г)


Обмен

С 21.11.1918г-организация снабжения через Наркомпрод, запрещение частной торговли. Конец 1920-начало 1921г.-отмена оплаты топлива, жилья и т.д.

Свобода торговли. Ликвидация бесплатных услуг.

Распределение и потребление

Уравнительное распределение с учетом классового принципа, натурализация зарплат, карточная система( петроград 1919г-33 вида карточек)

Денежная оплата по труду, отмена карточной системы. Тарифная система оплаты труда

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность, милитаризация труда. Труженики отчуждены от результатов труда.

Возрождение экономических стимулов к труду. Отменена трудовая повинность, созданы биржи труда.

Характер управления

Жесткая централизация, система главков в подчинении ВСНХ. Командные методы.

Использование экономических методов(развитие трестов и синдикатов, хозрасчет)

Какие социально-экономические элементы соответствуют этой модели экономики?

Командная, рыночная экономика связана с жесткой диктатурой правящей партии. Огосударствление многих сторон жизни общества. Частная собственность ликвидирована, но фактически создается система государственной эксплуатации.

Элементы смешанной экономики возрождают слой собственников.


4.Советское общество в годы нэпа

Работа со слайдами (слады 7-12)

Содержание этого вопроса учитель раскрывает, организуя фронтальную работу класса с познавательными заданиями.
Задание 1

Определите, заинтересован ли рабочий Калинин, обратившийся с письмом к В.М.Молотову, в сохранении нэпа. Попробуйте подсчитать, правомерны ли его жалобы
« Переходный момент превратился уже в длительное строительство, и эта длительность стала давить рабочих…ведь мне., как рабочему видно только одно, что получаю 280 копеек в сутки: квартира стоит 10 рублей в месяц, освещение 3-5 рублей, ботинки в кооперативе 25-20 рублей(и плохого качества),хлеб белый 13-11 копеек, 400гр, папиросы 20 копеек, пачка, мясо 35-40 коп.и т.д.. Вы скажете, что это обывательщина, мелочь, важнее есть дела…, а пока вы там спорите, у меня семья может с голоду умереть. Да и сам останусь голый и больной от переутомления!! Еще раз говорю, репрессий не боюсь ( да, кстати , я не из «бузотеров»и на заводе дисциплинированный рабочий, проверьте)
Задание 2

Почему комсомолец Запорожец, житель деревни Наумовка Конотопского округа, недоволен нэпом? Что вызвало главное недовольство трудящихся?
«Мне кажется…вопросу ликвидации нэпа пора бы уделить максимум внимания…, а главное, пора бы прекратить бессовестное надувательство и существование людей за счет трудовых денег рабочих и крестьян…»
В результате выполнения познавательных заданий учащиеся определяют причины недовольства нэпом в различных слоях населения и приходят к выводу: недовольство политикой, которая вывела страну из чрезвычайщины «военного коммунизма», парадоксально, но не случайно.
5-6. Противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис.

Работа со слайдами (слайды 13-15)

Противоречивый характер нэпа учитель характеризует, организуя работу класса по составлению в тетрадях плана-перечисления «Основные противоречия нэпа»

План : Основные противоречия нэпа

1. Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение т.д.) вступали в противоречия с практикой нэпа (рынок и частная собственность)

2. Лозунги «Смычка города и деревни», «Подъем сельского хозяйства», т.е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречия с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.

3. Политическая практика РКП(б)-ВКП(б) противоречила провозглашенному ею принципу экономического плюрализма.

4.Нэп порождал имущественное и социальное неравенство.
Учитель подчеркивает, что время не было бескризисным (кризисы 1923,1925,1927гг.), и возникающие экономические проблемы государство предпочитало разрешать методами принуждения.
III.Закрепление изученного материала

Фронтальная беседа (слайд15)

Вопросы:

Каковы были причины введения новой экономической политики?

Какова сущность нэпа?

Каковы были экономические итоги нэпа?

Какие изменения произошли в социальной структуре общества в годы нэпа?
IV. Анализ и оценка итогов урока

V. Домашнее задание

Каждый ученик получает задание:

Выполнить тестовое задание.

1). В перечне декретов Советской власти выберите декреты, принятые во время проведения политики «военного коммунизма» (А) и нэпа(Б).

  1. Декрет о национализации торгового флота.

  2. Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.

  3. Декрет о национализации сахарной промышленности.

  4. Декрет о выпуске в обращение новых банкнот-червонцев.

  5. Декрет о национализации всей крупной промышленности и предприятий железнодорожного транспорта.

  6. Декрет , разрешающий частную торговлю.

  7. Декрет о разверстке хлеба и фуража

  8. Декрет, разрешающий сдачу в аренду частным лицам государственных предприятий.

  9. Декрет о частичной денационализации мелкой промышленности.

  10. Декрет об отмене права частной собственности на недвижимость в городах.

  11. Декрет о создании комбедов.

  12. Земельный кодекс, разрешающий сдавать землю в аренду и применять наемный труд.


2). Восстановите правильную хронологическую последовательность событий.

  1. Кризис хлебозаготовок

  2. Начало Кронштадтского мятежа

  3. Денежная реформа

  4. ХХ съезд РКП(б)

  5. Смерть Ленина


3). Соотнесите причину и следствие.

1.Замена продразверстки натуральным продналогом


А. Развитие частной торговли

2.Появление у крестьян излишков сельскохозяйственной продукции

Б.Внедрение принудительных методов изъятия хлеба у крестьян

3.Кризис сбыта

В.Кризис хлебозаготовок

4.Отказ крестьян сдавать государству продукцию по низким ценам

Г.Рост заинтересованности крестьян в результатах своего труда

5. Кризис хлебозаготовок

Д.Проведение денежной реформы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconПлан реферата: Ситуация, сложившаяся в России, явившаяся предпосылкой...
Политика "военного коммунизма". Его отличительные стороны, сущность и влияние на социально-общественную жизнь страны
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconТема: «Новая экономическая политика»
Причины перехода советского правительства от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconТема: «Экономическая политика красных и белых»
«военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской...
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУрок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против»
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных...
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУрок истории в 4 классе Тема: Государственные символы России
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУрок истории в 7 классе Тема: Россия наша родина
Дать представления и понятия о нашей Родине. Учить показывать границы современной России
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУрок информатики в 10 классе Тема: «Создание анимации формы в программе Flash»
«История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования...
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик, охарактеризовать основные мероприятия нэпа, проанализировать противоречия...
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУрок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция»
Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,...
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconПрограмма элективного курса «История войн и военных конфликтов (20-начало 21 веков)»
Часов, ориентирована на привлечение учащихся к глубокому изучению военной истории как важной составной части истории в целом (прежде...
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconКонспект урока по истории России в 6 классе Учитель истории 1 квалификационной...
Тема: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconКонспект Урока истории в 11 классе, курс базовый. Урок разработан...
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» iconОбразовательная программа «Школа России» Урок математики в 4 классе
Тема. Умножение многозначных чисел на однозначное число. Закрепление. Урок-сказка «Снежная королева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск