Васильченко Ольга Степановна.
| Учитель истории и обществознания первой категории СОШ № 43. Стаж работы 24 года. Удивительный человек, который всегда работает над собой. Ее девиз – ДОБРО НЕСТИ, ДОБРУ УЧИТЬ. Кредо - добиваться цели через трудности. Увлекается классической музыкой, художственным словом Отличительные черты – постоянный поиск, настойчивость. Заветное желание – чтобы все близкие были счастливы. Считает, что учитель года – это испытание, которое приносит удовлетворение. Руководитель РМО учителей истории.
|
Эссе «Моя педагогическая философия».
Семь и семнадцать...Получается, что школа для ребенка — это бóльшая часть его еще такой небольшой жизни. Огромный отрезок времени, за который девочки и мальчики превращаются в юношей и девушек, верящие всему малыши становятся ироничными всезнайками, интересующимися «основными» для них предметами.
Семь и семнадцать...
Это первые пятерки, и не только... Это первые дружеские признания и горечь предательства. Это чистая первая любовь, правда, иногда безответная. Это огромное количество домашних заданий и огромное количество увлечений ... Это распирающая гордость за успехи и скрытая от родителей первая «двойка», первый пропуск уроков...
Это все про детей. А я?
Семь и сорок четыре .
Для меня школа началась, как и для всех, в семь лет и продолжается до сегодняшнего времени. Почему? Что держит меня здесь и не отпускает до сих пор? Это целая история! История? Конечно, история...
Это не предмет (потому что это звучит очень сухо) и не совсем наука. Это — жизнь. У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь - быть учителем. Я порой думаю: «А может, я выбрала не ту профессию ?»
Что такое – работа учителя? Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь…Вернее, ЛЮБОВЬ! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.
Талмуд сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель как учителя — выявить уникальный потенциал каждого ученика. И самый радостный и одновременно горький миг моей работы — это миг расставания. Многие мои ученики — теперь студенты. Я рада, когда они звонят, пишут, что сдали экзамены на «4» и «5», а ещё больше рада, что им нравится выбранная профессия, что им удалось самоопределиться. В этом есть и моя заслуга.
Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только «Я делаю себя».
И если основные профессиональные заповеди медиков: «не навреди», то в качестве таковых у педагогов я бы назвала: «помоги научиться».
Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем ответственность за самою себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
«Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях. А через несколько лет они приведут в школу своих детей — и для нас все начнется снова... Семь и семнадцать...
Инновационный педагогический опыт
Учитель истории СОШ № 43
Васильченко О.С.
Тема: «Личностно- ориентированный подход в преподавании истории с использованием новых технологий обучения».
В современном обществе большое внимание обращают на повышение качества образования. Сегодня используются новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.
В своей деятельности я успешно применяю современные педагогические технологии, ориентированные на организацию преподавания истории (личностно- ориентированные, интерактивные технологии, проектную деятельность).
Обширная информация, представленная в Интернете, используется мной в ходе подготовки лекций или тестов для изучения и обобщения материала на уроке. Таким же образом составляются раздаточные материалы для учащихся (карточки, задания, фрагменты из текстов исторических работ с вопросами и заданиями к ним и т. д.)
Материалы из Интернета я использую для организации внеклассной работы, классных часов. В этих материалах также можно найти информацию о текущих учебных проектах, олимпиадах и конкурсах. Используются и для самостоятельной работы учащихся (например, при проведении повторительно-обобщающих уроков по разделам истории и обществознания в 9-11 классах). При изучении соответствующих разделов, тем учитель рекомендует учащимся обратиться к материалам тех или иных сайтов - чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.
Наконец, материалы из сети мной используются при организации контроля знаний. На некоторых сайтах содержатся тесты и проверочные задания.
В последние годы мной практикуется система проведения уроков в нестандартной форме.
Использование данной формы позволяет эффективно решать образовательно- воспитательные задачи в условиях скромного количества предметных часов, усиливает самостоятельность, творческо- поисковую деятельность школьников.
В моём педагогическом арсенале практические занятия, уроки- лекции, деловые игры, технология мозгового штурма, а также интерактивные технологии обучения, проблемные и исследовательские методы. Я стараюсь создавать ситуацию выбора на уроке. Использую метод личностного отождествления с историческим лицом, провожу уроки пресс- конференции, приобщая учеников к драме великих людей, совершающих выбор, определивший судьбы стран. В рамках технологии погружения использую разные формы работы и приемы: работы с документами . Опираясь на принцип рефлексии, формирую такие важные умения учеников, как осознание осуществляемой деятельности, формулирование результатов, предопределение цели дальнейшей работы и корректирование своего образовательного пути.
В качестве основной целевой функции я ставлю развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно – воспитательном процессе.
Результативность моей педагогической деятельности с использованием межпредметных связей, интерактивных технологий, личностно- ориентированных технологий, проектной методики проявляется в умении учащихся ориентироваться в исторической реальности, использовать приобретенные знания в новых познавательных ситуациях, высказывать свою точку зрения на происходящие события. Урок в 9 классе
Тема урока : « Государственная Дума вчера, сегодня, завтра…»
Методические цели урока : 1)способствовать формированию представлений об историческом моменте возникновения законодательной власти с России, об особенностях ее развития на протяжении 100лет.
2)представить структуру Российского парламента в начале XXIвека, определить её полномочия, регламент деятельности.
3) развивать у учащихся навыки творческого отношение к разработке путей решения поставленной проблемы, коллективного сотрудничества на уроке .
Воспитательная цель урока :
способствовать воспитанию активной жизненной позиции, чувство сопричастности к современной политической истории страны.
Оборудование: На доске записана тема урока , цитаты знаменитых людей, таблица.
«…Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует» ( древнегреческий философ Демокрит); «…Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение» ( французский философ Гельвеций Клод); «…Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.» (римский политический деятель Цицерон Марк Тулий).
Тип урока : урок обобщения знаний.
Форма урока : информационный проект.
Описание проекта:
За 14 дней до урока класс был поделен на две группы ( по желанию)
Историческая – обрабатывает и готовит информацию об истории возникновения и дореволюционном этапе деятельности Государственной думы .
Правовая – освещает информацию о конституционных основах деятельности Государственной думы сегодня, о полномочиях и регламенте ее деятельности.
Учитель совместно с учащимися , если это потребуется , определяет цели и задачи работы , распределяет обязанности в группе, рекомендует источники информации.
По ходу работы над проектом учитель корректирует деятельность групп. На уроке ребята должны представить отчет о работе в виде 1) доклада ;2) презентации ;
Приглашенные: представители местной законодательной власти.
Ход урока
Организация класса. Постановка цели.
Урок начинается с вводного слова учителя.
Существует хорошая пословица: « ум - хорошо, а два – лучше». Понятно о чем идет речь, если одному не под силу решить проблему, то вдвоём это сделать легче. И в политике эта пословица действует. Недаром даже великие правители окружали себя советниками. Другая пословица гласит: «Хоть сто химиков соберите, а одного Менделеева не получите». Это означает, что не всегда большим числом умов можно совершить открытие. Быть гениальным политиком может далеко не каждый. Поэтому мир постепенно пришел к выводу, что для управления страной лучше всего иметь и один выдающийся ум (царь, король, президент), и коллективный орган - парламент.
Итак, 105лет назад в нашей стране впервые был сделан шаг к изменению правового и политического облика государственной системы.
Сегодня на уроке мы должны оценить исторический опыт российского парламентаризма в н. XXв., коснуться современных тенденций в развитии законодательной власти и получить информацию о реальных действиях законодательной власти на всех уровнях – федеральном, областном, местном.
Активизация знаний.
Заполните в тетрадях таблицу « Знаю. Хочу узнать. Узнал». ( учащимся даётся 2-3 мин на заполнение 1и 2 колонки, а последняя колонка заполняется по ходу урока ).
3. Работа по теме урока .
Учитель предлагает вспомнить об истории 1 Гос думы в ходе игры-лото «Первая государственная дума»
Учитель обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона Марка Тулия. «…Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.» (римский политический деятель Цицерон Марк Тулий).
Парламент РФ сегодня именуется - Федеральное Собрание. Его деятельности посвящена 5 глава Конституции, 94 ст. называет Федеральное собрание не только законодательным, но и представительным органом РФ. Парламентаризм призван обеспечить всем гражданам равные возможности в избрании представительной власти. На тех, кого избрали возлагается обязанность представлять волю и интересы выдвинувшего их народа.
Работает правовая группа. Их отчет представлен в виде презентации . Участникам второй группы задают вопросы по содержанию презентации .
Возможные вопросы:
На сколько изменён сегодня механизм избрания народных представителей по сравнению выборами 2003г.?
Сколько партий вошло в новую Государственную Думу ?
Назовите лидеров этих партий.
Затем учитель просит учащихся обратить внимание на высказывания Демокрита и Гельвеция
«…Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.» ( древнегреческий философ Демокрит)
«…Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.» ( французский философ Гельвеций Клод).
Доверяя депутатам свою волю и надежды народ ожидает конкретных законопроектов , улучшающих жизнь в стране. У нас на уроке присутствует представитель муниципальной законодательной власти . Попросим рассказать его о реальных действиях депутатов местного уровня.
Закрепление: Учитель предлагает выполнить задания.
Во время заседания Государственной думы один из депутатов демонстративно разорвал флаг одной из стран. Так он выразил свое несогласие с позицией этой страны. Вскоре на заседании парламента «пострадавшей страны одним из его депутатов был демонстративно разорван Государственный флаг России.
Какой результат, на Ваш взгляд, принесли «решительные действия» депутата Государственной Думы ? Как бы Вы их назвали? Что бы Вы посоветовали ему изменить в своем поведении?
Знаменитый китайский мудрей Конфуций знал важное условие успешного управления государством. Перед вами первая часть фразы, раскрывающей это условие: « Управление государством зависит от…» . Попытайтесь подобрать не более пяти слов , чтобы закончить эту фразу, сказанную много веков назад . (Ответ: «от подбора мудрых людей».)
Вывод: Мы сегодня попытались осмыслить вековой рубеж в развитии отечественного парламентаризма. Отметим, что процесс развития и обновления законодательной власти продолжается.
Рефлексия: заполните третью колонку таблицы, предложенной в начале урока и дайте устный отзыв о сегодняшнем уроке.
Выставление оценок.
Список литературы, используемой для подготовки к уроку.
Конституция РФ
Я.В. Соколов, А.С.Прутченков «Граждановедение» 9 класс Москва НВЦ « Гражданин» 1999г.
А.Ф.Никитин «Политика и право» Москва «Просвещение»2001г.
Урок обществознания в 10 классе
Тема :"Политика и субъекты политической жизни"
Цели:
Разъяснить учащимся, что такое «политика» и какие существуют виды политики.
Разъяснить учащимся, что такое «власть» и какие существуют формы влияния одних лиц на другие, сформировать умения анализировать взаимоотношения людей в политической сфере.
Пояснить учащимся, кто может выступать в роли субъектов политической жизни, сформировать навыки активного поведения.
Понятийный материал: политика, власть, человек политический, субъекты политики легитимность.
Тип урока: Учебная лекция с элементами беседы.
План:
Что такое политика?
Виды политики.
Что такое власть?
На чем основывается власть?
Способы воздействия на людей.
Человек политический.
Субъекты политики.
Ход урока
В начале урока учитель предлагает учащимся небольшую работу. Нужно вставить в текст пропущенные слова (текс распечатан и выдается каждому ученику):
«Ныне действующая в России Конституция была принята ____________ . Способ принятия ныне действующей Конституции _________. Государственная власть в России разделяется на три ветви _______________________________. Граждане России имеют право избирать с ____ лет. Главой государства в России является __________. Он избирается сроком на ____ года.»
(Ответы: 12 декабря 1993 года, референдум, законодательную, исполнительную и судебную, 18 лет, президент, 4 года).
(Работа проверяется сразу, если учащийся не допустил ни одной ошибки, то его можно оценить, основная же цель данного задания – показать, что любой человек, не зависимо от своего социального статуса, интересуется, кто работает в высших органах государственной власти, наблюдает за парламентскими дебатами, ходит на митинги и т.д. и вы, ответив на предложенное задание, это доказали.)
Ребята, мы начинаем изучение темы «Современная цивилизация и политическая жизнь». И первый урок «Политика и субъекты политической жизни».
(Далее учитель говорит о целях урока, предлагает учащимся составить конспект урока и приступает к изложению материала урока).
1. Что такое политика?
Политика – это искусство возможного.
Политика – это искусство управлять государством.
Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. В центре политической деятельности находятся вопросы регулирования отношений внутри государства и межгосударственных отношений.
Следовательно, главная функция политики – регулятивная.
2. Политическую деятельность можно классифицировать по тем или иным признакам.
Политика регулирует разные сферы общественной жизни; соответственно выделяется политика
экономическая;
социальная;
национальная;
военная и т.д.
По области распределения (приложения) различается политика По масштабу сообществ, на которые воздействуют политические решения, различается политика
локальная;
региональная;
межгосударственная;
мировая.
По срокам действия выделяется политика
текущая;
долговременная;
перспективная.
Задание: Какая это политика:
Решение городского Совета народных депутатов.
Указ президента РФ.
Постановление губернатора Мурманской области.
Национальный проект «Образование».
3. Что такое власть?
Мы уже сказали, что главная функция политики - регулятивная. Но для того, чтобы что-то регулировать, чтобы проводить политику в жизнь, нужна власть.
Власть - это способность проводить в жизнь свою волю, т.е. распоряжаться кем-то и чем-то.
Власть - это форма социальных отношений, характеризующихся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп, классов.
4. На чем основывается власть?
(Вопрос можно сначала адресовать учащимся).
на авторитете;
на традиции;
на силе;
на законе.
Американский финансист и политик Генри Моргентау (1891-1967) писал: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».
5. Существуют различные способы воздействия на людей, различные средства осуществления власти над человеком.
(Вопрос можно сначала адресовать учащимся). Британский философ и математик Бертран Рассел (1872-1970) утверждал:
«На человека можно влиять:
посредством прямой физической власти над его телом, т.е. когда его заключают в тюрьму или убивают;
воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, т.е. предоставляя работу или отказывая в ней;
влиянием на взгляды и мнения людей, т.е. пропагандой в самом широком смысле.
А как прийти к власти?
Еще Макиавелли выделил четыре способа достижения власти (их можно при оформлении доски к уроки записать на доске):
собственные личные достоинства;
использование достоинств других;
злодейство;
временное увлечение народа.
Задание: Как достигли власти Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин, Путин?
Ребята, с властью связано понятие легитимность – способ обеспечения консенсуса, согласия власти и общества, узаконивание власти в глазах граждан.
Задание: В феврале 1598 г. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Но не все признали легитимность его власти. Почему? (Это был не природный царь).
6. Человек политический.
Древнегреческий философ Аристотель в своей книге «Политика» писал
(Высказывание записано на доске):
«Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству».
Но будучи существами политическими, люди проявляют разную степень политической активности.
Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, 80-90 % – равнодушны, их называют зрители политического театра.
Задание: Подумайте, в какие моменты истории появляется больше актеров политического театра, а в какие преобладают зрители.
Философы считают, что в человеке заложены мотивы и желания, делающие его существом политическим.
Б.Рассел разделял политические желания человека на основные и вторичные.
В основную группу входит всё, что необходимо для поддержания жизни: пища, кров, одежда. Невозможность удовлетворения этих потребностей приводит к социальным потрясениям (бунты, восстания, революции и т.д.)
Ко вторичным желаниям человека Б.Рассел отнес те стремления, которые никогда не могут быть удовлетворены полностью. Это стяжательство, тщеславие, любовь к власти.
Стяжательство – алчное накопление денег, имущества; страсть к наживе, приобретательству.
Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.
Задание: С каким из этих понятий Вы соотнесете стремление иметь как можно больше благ? Стремление к войне?
7. Субъекты политики.
Мы уже использовали сравнение политики с театром. (А помните у Шекспира «Что наша жизнь – театр. И все мы в нем актеры».)
В политическом театре много актеров, претендующих на главные, второстепенные роли, на роли статистов. Есть в этом театре и зрители7"Ребята, а вы кто в политическом театре? (Ответы учащихся).
Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни. Это может быть гражданин, партия, организация, класс, государство, этнос и т.д.
Сегодня рассмотрим вопрос участия в политике граждан.
Выделяют три группы участников политического театра. В основе классификации -разная степень сознательности участия в политике: (это можно записать на доске)
полностью бессознательное участие;
полусознательное участие (понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении чему-то заданному, неоспоримому);
сознательное участие.
Задание: Какая из трех моделей участия в политике приложима к поведению персонажей стихотворения А. Галича «О том, как Клим Петрович Коломийцев выступал на митинге в защиту мира»?
В выходной день Клим Петрович, депутат горсовета, кавалер многих орденов, рабочий-ударник сидел дома с женой.
Ну, ни капельки я не был поддавши,
Разве только маленько – с поправкой!
Только принял я грамм сто для почина...
Вижу – к дому подъезжает машина,
И вижу – на ней обкомовский номер!
Повезли Клима Петровича в ДК, на митинг в защиту мира. И вот начал Клим Петрович свою речь:
«... Израильская, – говорю, – военщина
Известна всему свету!
Как мать, – говорю, – и как женщина
Требую их к ответу!
Который год я вдовая,
Всё счастье – мимо,
Но я стоять готовая
За дело мира!»
Прочитал эти слова Клим Петрович и испугался: «Отвисла... прямо челюсть». «Это сучий сын, пижон-порученец, перепутал в суматохе бумажки!»
Как реагирует на это странное выступление «Первый»? А зал? «В зале вроде ни смешочков, ни вою... Первый тоже, вижу, рожи не корчит, а кивает мне своей головою». Клим Петрович успокоился:
Ну, и дал я тут галопом – по фразам.
(Слава Богу, завсегда все и то же!)
А как кончил – Все захлопали разом
Первый тоже – лично – сдвинул ладоши.
Опосля зазвал в свою вотчину
И сказал при всем окружении:
«Хорошо, брат, ты им дал, по-рабочему!
Очень верно осветил положение!»
(Ответы учащихся).
– А всегда ли вы, ребята, проявляете общественную активность? Готовитесь ли вы к тому, чтобы взять на себя ответственность за судьбу города, России?
С известной долей условности актеров политического театра можно разделить на три группы (лидеры, элита, толпа).
Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства:
Традиционное лидерство освящено авторитетом издавна существующих патриархальных установлений, религиозными нормами.
Рациональное лидерство опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.
Харизматическое лидерство основывается на признании исключительности, уникальности личности, ее индивидуальных достижений. (Хс(ризма - исключительная одаренность).
Задание: К какому типу лидеров вы отнесете Петра 1, Николая П, Ленина, Сталина, Н.С.Хрущева, Путина?
Политологи подсчитали, что успех лидера только на 7% зависит от того, что он говорит, и на 55% – от того, какое впечатление он производит.
– Ребята, а вам нравится какой-либо политик и почему? Если вы будете участвовать в выборах, то кого поддержите? (Ответы ребят).
Говорят, что лидер должен быть понятен не до конца. Выделяют четыре типа лидеров:
Лидер-знаменосец. У него есть вполне определенная цель. Он сам определяет свою политику и ведет за собой массы.
Лидер-служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.
Лидер-торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.
Лидер-пожарный. Его действия определяются конкретными ситуациями, он реагирует на проблемы по мере их возникновения.
Задание: Назовите политиков, которых можно отнести к каждому из перечисленных типов.
В 2008 году в России будут выбирать президента. Какого президента вы хотели бы видеть во главе нашего государства?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
Что такое политика?
Какие виды политики вы запомнили?
Что такое власть?
Кто такой человек политический?
Назовите субъекты политики.
ВЫВОД: В соответствии с Конституцией РФ гражданине России обладают целым рядом политических прав и свобод. Они участвуют в политической жизни, являясь, субъектами политики. Следовательно, надо формировать в себе навыки активного поведения. |