Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году





Скачать 94.68 Kb.
НазваниеОб актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году
Дата публикации12.10.2014
Размер94.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году.
В связи с объявлением 2012 года Годом российской истории особое внимание будет уделено популяризации музеями историко-краеведческих коллекций, мемориальных фондов выдающихся земляков, созданию новых экспозиций и выставок, проведению акций и мероприятий исторической тематики. Традиционный майский Шестой Кубанский музейный фестиваль будет посвящен Году российской истории. В июне на расширенном заседании коллегии департамента культуры будет обсужден вопрос «История в музее. Актуальные проблемы формирования исторического мышления у детей и молодёжи средствами музейной деятельности».

Музеи отметят такие важнейшие исторические даты, как:

- 1150-летие зарождения российской государственности;

- 400-летие ополчения К.Минина и Д.Пожарского (День народного единства);

- 220-летие со времени подписания Екатериной II Жалованной грамоты Черноморскому казачьему войску;

- 220-летие со времени высадки на Тамани первых черноморских казаков;

- 200-летие Бородинского битвы и победы в Отечественной войне 1812 года;

- 75-летие образования Краснодарского края;

- 10-летие со времени учреждения медали «Герой труда Кубани» и ряд других.

Главные посетители музейных учреждений – дети и учащаяся молодежь. В этой связи еще раз обращаем внимание на необходимость постоянного обновления форм просветительной и выставочной деятельности.

В целях распространения передового опыта работы в этом направлении департамент культуры ежегодно организует курсы повышения квалификации, семинары и практические занятия. Только за последние годы сотрудники музеев смогли познакомиться с работой музеев г. Санкт-Петербурга, Московской и Ростовской областей. В апреле 2012 года группа музейщиков Кубани должна поехать в г. Казань, где накоплен интересный опыт.

Однако до сих пор музеями Кубани слабо используются актуальные формы работы и опыт отечественных и зарубежных музеев.

Музеи г. Санкт-Петербурга уже много лет разрабатывают и реализуют мультимедийные обучающие, развивающие и игровые программы. Крайне важно то, что основой для этих программ становятся музейные фонды. Например, в Государственном Русском музее юный посетитель может попробовать себя в качестве хранителя фондов, экскурсовода, сотрудника, отгадать загадки, связанные с музейными предметами, попробовать отреставрировать экспонат. Государственный Эрмитаж разработал мультимедийные учебные курсы по фондовым коллекциям («Античные сюжеты», «Евангельские сюжеты» и т.д.).

Многие музеи создают специальные зоны или музейное пространство для занятий с детьми. Например, в ведомственном Музее «Мир воды Санкт-Петербурга» дети получают специальные подушечки в виде капель и могут в свободном режиме размещаться и перемещаться в экспозиционных залах в ходе музейных занятий. Особый раздел музея - мультимедийный комплекс «Подземный мир Санкт-Петербурга», благодаря которому посетители могут увидеть более 40 фильмов о роли воды в жизни человека, потрогать экспонаты руками, увидеть опыты с использованием воды, совершить «путешествие по подземельям», познакомиться с арт-объектами. В Музее художественного стекла оборудован особый зал для работы детей со стеклом (роспись). В Российском этнографическом музее дети могут даже попасть даже в «святая святых» - экспозицию, ощутить на себе, как жили люди, например, в юрте и т.д. Для этого в экспозиции выделены специальные зоны.

Интересный опыт инновационных проектов накопили музеи Подмосковья. Уроки в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» включают элементы обучения детей в средневековой Руси, проводятся культурно-рекреационные и анимационные программы «История фарфорового блюдца», «Осенины», «Бенефис одного экспоната», для пожилых людей в музее работает «Ретроклуб» и т.д. В Историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» дети занимаются в специально оборудованном здании, большой интерес вызывает, например, роспись тарелок по образцам прошлого и позапрошлого веков. При музеях действуют театральные и музыкальные коллективы, литературные кружки и поэтические клубы, творческие студии. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода» проводит тестово-познавательную игру «Поиски либерии Ивана Грозного». Государственный Дом-музей П.И.Чайковского в Клину организует игру – детский путеводитель «В гости к Чайковскому». Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник проводит цикл мероприятий «Ключ к тайнам Клио».

Интересно работают многие музея юга России.

Активно работает в ст. Вешенской Ростовской области Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова. В каждом экспозиционном зале размещен монитор со специальной программой, соответствующей данной теме (романы «Тихий Дон», «Поднятая целина» и т.д.). О степени актуализации музейной деятельности говорит один факт: в августе 2008 года в станице был проведен престижный VI Открытый Музейный Форум на территории ландшафтов и объектов музея-заповедника. Инициатор и постоянный куратор Форума – Ассоциация «Открытый музей».

Сквозная тема традиционного Форума – «Разведка будущего». В эти дни шли одновременно несколько видов работ, среди них выделялись главные – конкурс уже реализованных музейных проектов и реализация новых художественных идей на вёшенской земле, а также ленд-арт мастерская. Каждый из новых проектов так или иначе обыгрывал донскую тему или тему, связанную с творчеством М.А.Шолохова.

Из реализованных хочется выделить проект «Уроки Леонардо» Волгоградского музея изобразительных искусств, который создал в одном зале атмосферу творческой мастерской великого Мастера. Главная задача проекта – позволить детям в ходе занятий в этом зале максимально проявить свои творческие способности и задатки изобретателя. В ходе презентации проекта «Уроки Леонардо» было отмечено, что этот проект один раз был реализован на выезде – в Краснодаре на базе краевого художественного музея имени Ф.А.Коваленко.

На берегу Дона была проведена акция «Тихий Дон – Россия – Мир», в ходе которой перед собравшимися вёшенцами и гостями станицы была прочитана молитва из романа «Тихий Дон» и листочки с ее словами были пущены на маленьких плотиках на Юг, вниз по водам былинной реки.

В некоторых регионах даже весь год посвящают музеям. Так, 2008 год в Воронежской области был объявлен Годом музеев. Специальный цикл акций провели муниципальные музеи, а также смежные отрасли: кино, библиотеки, театры и т.д. Особое внимание было уделено детям и молодежи, например, был организован детский летний историко-патриотический лагерь «Древние славяне, кочевники».

Подводя итоги, необходимо акцентировать внимание на следующих проблемных моментах:

  1. Зачастую музеям не хватает системности в работе. Отдельные акции, даже такие яркие, как «Ночь музеев», не могут заменить каждодневного труда с посетителями. Циклы мероприятий могут быть соотнесены с учебными планами, временем школьных каникул, календарными обрядовыми праздниками и т.д. В результате вместо разовых мероприятий появятся фестивали, вместо отдельных экскурсий и лекций – сводный план на учебный год, вместо рекламных акций по конкретному мероприятию – постоянная страница музея на сайтах администрации соответствующего муниципального образования (поселения) или даже музейная газета. Разовые акции поддерживают распространённое «клиповое» воспитание молодёжи, отсутствие исторического системного мышления и не могут приучить детей к целенаправленному изучению той или иной темы, того или иного навыка.

  2. Слабо используют музеи достижения отечественной «музейной педагогики», которые позволяют разрабатывать современные интересные для разных возрастов юношества проекты. Музей открыт для всех, но каждый должен найти в нём свой «уголок», свою тему. В г. Санкт-Петербурге, в Карелии уже много лет проводятся специальные детские музейные фестивали, которые стали стимулом для творческой инициативы музейных сотрудников. В крае пока таких примеров очень мало (детский музейный фестиваль «Зимние святки» в г. Гулькевичи, детские многофункциональные программы в г. г. Курганинске и Усть-Лабинске).

  3. Крайне мало применяются внемузейные формы работы, которые особенно актуальны в период временного закрытия основных экспозиций, ремонта зданий. Внемузейные акции редко имеют социальную направленность, зачастую интересны ограниченному кругу посетителей. Набор внемузейных форм работы должен стать неотъемлемой частью услуг каждого музея, залогом постоянной связи с потенциальными посетителями. Например, на современном этапе многие музеи сотрудничают с участниками клубов исторической реконструкции, исторических кружков, неформальных молодёжных организаций и объединений современных субкультур (готы, аниме, фэнтззи и др.), что помогает налаживать диалог, привлекать в музеи новые категории посетителей. Музеи центра России, Сибири активно проводят социально значимые акции, направленные на возрождение памяти о жертвах политических репрессий, художественное осмысление развития населенных пунктов, объектов культуры и природы, экологическое воспитание. Например, проект Саратовского музея «Музейная долина» позволил привлечь внимание общественности к историческому району г.Саратова, ныне утраченной и превращенной в овраг реке, связанным с этими местами историко-культурным традициям и событиям, стимулировал творческую активность молодых художников. На Кубани подобной деятельностью целенаправленно много лет занимаются, пожалуй, только Музей Абинского района и Историко-краеведческий музей Усть-Лабинского района.

Так, в августе 2011 года Абинский музей провёл в ст. Эриванской Праздник яблони, приуроченный к Яблочному Спасу. Этот праздник заслуживает отдельного небольшого рассказа. Необыкновенная яблоня растет на территории музейного «Казачьего подворья». Ей – более 100 лет! Она еще прекрасно плодоносит. В этом году своими яблоками она угостила многих гостей музея. В празднике яблони участвовали дети из центров реабилитации ст. Мингрельской и хутора Ольгинского и ребятишки ст. Эриванской.

Юные ведущие рассказали в стихах и о нашей яблоне, и о знаменитой яблоне Чосонки, которая растет в Японии.

Замечательные подарки подготовили для яблони участники праздника: венок из лент, букеты цветов, цветочные композиции. Преподаватель, заслуженный работник культуры Кубани Т. И. Мясникова и ученики отделения народных инструментов Абинской детской музыкальной школы порадовали своим творчеством.

Узнав, что японская знаменитая яблоня Чосонки в обхвате два метра, решили измерить и свою яблоню. Мальчики станицы Эриванской с удовольствием это сделали. И оказалось, что наша яблоня в обхвате 2 метра 44 сантиметра. Вот какая необыкновенная яблоня растет в станице Эриванской!

Праздник яблони продолжился веселыми играми, главным предметом которых стали, конечно, яблоки: их переносили за черенок на прищепках, чистили, соревнуясь, кожуру, собирали их с закрытыми глазами. «Гвоздём» программы были пироги, испеченные здесь же, в русской печи, которой славится старинная казачья хата. Праздник яблони в ст. Эриванской станет традиционным на радость взрослым и детям. Это прекрасный пример действительно творческого подхода к организации музейных акций.

  1. Не стало нормой постоянное совершенствование работы на основе современных научных и технических достижений в области музейного дела. Не все новшества связаны со значительными финансовыми затратами, но всегда инновации – это результат творческого поиска, неуспокоенности музейных сотрудников. Например, в Музее танка (близ г. Лобня Московской области) применён новый экспозиционный приём: в стационарной экспозиции вместо фотографий помещены современные фоторамки, которые воспроизводят (благодаря специальной программе) кинохронику военного времени и «оживляют» экспозицию даже лучше мониторов, не всегда уместных в исторических разделах выставок. В Государственном Историческом музее установлен монитор с программой «День в истории России», которая позволяет посетителям каждый день узнавать о знаменательных событиях, выдающихся соотечественниках, памятных датах, интересных фактах отечественной истории. Музеи России активно разрабатывают электронные визитные карточки, устанавливают в экспозициях интерактивные виртуальные панорамы и карты, мультимедийные инсталляции, тривизоры (это современные 3D дисплеи, позволяющие объемно представить уникальный экспонат), выпускают на дисках видеореконструкции (например, в Музее природы и человека г. Ханты-Мансийска разработана видеореконструкция «Охота на мамонта»), игровые программы. В современных музеях даже отзывы посетители оставляют на мониторах с интерактивной системой «Книга отзывов и пожеланий».

Конечно, за этой и другими подобными программами стоит многомесячный, а иногда и многолетний труд научного персонала и групп технического сопровождения проектов.

  1. Требует коренной перестройки выставочная политика музеев. В музеях не должно быть места «проходным» выставкам, скучным по содержанию и художественному решению, а также бесконечной череде восковых фигур, движущихся динозавров, живых кроликов и рептилий. Современная выставка – это проект, единый по замыслу, наполнению и дизайнерскому оформлению, выполняющий определённую культурологическую, общественную или просветительскую миссию. Один из наиболее актуальных проектов последних лет – выставка «Ситцевая Россия» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, автором художественного проекта которой стал известный театральный художник, народный художник России Борис Мессерер. По словам художника, «Ситец – это тончайшая вещь, в которой проглядывается душа народа, умение мастеров. Выставка ставит своей целью возрождение интереса к ситцевому производству в России». Презентация выставки включала обширную культурную программу, в ходе экспонирования выставки для желающих проводилась фотосессия в народных костюмах в интерьерах экспозиции. Выставка стала одним из наиболее востребованных «выездных» проектов и неоднократно экспонировалась за рубежом. Обязательным условием для выставочного проекта является наличие куратора, творческий и организаторский потенциал которого и служит залогом подготовки и успешной реализации проекта. Лучшие проекты могут экспонироваться и в других музеях края, что стимулировало бы межмузейный обмен выставками в регионе. За последние годы на Кубани очень мало подобных передвижных выставочных проектов (выставка Отрадненского историко-археологического музея «Радетель кубанской старины», посвящённая 100-летию со дня рождения М.Н.Ложкина; выставка прикладного искусства России из фондов сочинского Музея-мастерской семьи Бедрак).

  2. В 2012 году всем музеям края, как и России, предстоит приступить к практической работе по внесению сведений о музейных предметах в единый Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Весь необходимый пакет документов из Министерства культуры России уже получен. В ближайшее время эти документы будут доведены до музеев края, в том числе в электронном виде. В этой связи ещё раз напоминаем об открытии с прошлого года на сайте «Культура Кубани» в разделе «Официальные документы» подраздела «Методическая помощь», где размещаются все действующие и новые директивные документы по вопросам музейного дела.

Надеемся, что Год российской истории станет для музеев Кубани переломным для перехода к действительно современным формам работы.
Ведущий консультант отдела искусств В.П.Софьина

14.03.2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев
Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconИоновой Веры Васильевны
Чебоксары Чувашской Республики содержит информацию об итогах деятельности школы в 2012-2013 учебном году по реализации муниципальных...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconДоклад о работе в 2011-2012 учебном году Государственного бюджетного...
Цель публикации доклада гимназии информирование родителей, обучающихся, учредителя, социальных партнеров об образовательной деятельности...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconДоклад о состоянии и результатах деятельности системы образования...
...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconПубличный доклад комитета по образованию администрации муниципального...
Ефремовского района в 2012 – 2013 учебном году, проблемах и направлениях ее развития в следующем
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Публичный доклад это публичный отчет руководителя о работе детского сада в 2012/2013 учебном году. Это форма информирования общественности,...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Публичный доклад моу сош №19 г. Твери является аналитическим отчетом о деятельности школы за 2011/2012 учебный год. Цель доклада...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconТема урока Тип урока
Представление об основных тенденциях развития литературного процесса, темах и проблемах, актуальных для данного периода времени
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году icon• Решение проблем, актуальных для школьника
Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconНа 2012 – 2013 учебный год Махачкала 2012 Содержание
Действительно, это ключевые проблемы сегодня и именно поэтому я не касаюсь их в этой книге. Вместо этого речь пойдет о проблемах,...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconДоклад директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области» представляет собой отчет коллектива об образовательной деятельности...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconДоклад о деятельности государственного бюджетного образовательного...
В 2012 году в лицей поступило 56823879,36 рублей, которые были потрачены на следующие выплаты: 31
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства...
Основные результаты деятельности министерства транспорта российской федерации в 2012 году 17
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconА. А. Толмачева «О результатах деятельности управы района Косино-Ухтомский...
Москвы от 11. 07. 2012 г. №39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов отдельными полномочиями города Москвы»...
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году iconОтдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей...
Новосибирск: Главное управление образования мэрии: гцфкиС «Виктория» 2011. – 100 с
Об актуальных проблемах деятельности музеев в 2012 году icon2 Курсы предпрофильной подготовки для 9-х классов 3 Формы аттестации достижений учащихся
Невского района Санкт–Петербурга в 2012 году прошла лицензирование на право ведения образовательной деятельности (распоряжение Комитета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск