Скачать 49.1 Kb.
|
Спецкурс «Символы России» как предпрофильная подготовка для учащихся 9 класса (из опыта работы) Государственная символика является частью истории и культуры страны. В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн, основанных на исторической преемственности и исторических традициях. В Российской империи каждый из 3-х символов появился в определённый исторический период, хронологически далеко отстоящий друг от друга. Всякая смена власти сопровождалась сменой символики. Российская символика находится в ряду тех проблем, которые ещё недавно казались малозначительными и не вызывали интереса у историков. В последние годы в российском обществе усилился интерес к истории государства, его символам, к науке геральдике. Это связано с теми изменениями, которые происходят в России и, вероятно, с тем, что на смену прежним символам Советского государства, пришли символы новой России – новый Герб, новый Флаг, новый Гимн. Пробудился интерес не только к государственной, но и к местной геральдике. Новые символы появились у города Новосибирска, у большинства населённых пунктов Новосибирской области. В настоящее время многие проявляют живой интерес к символам и эмблемам, когда-то забытым, но теперь вернувшимся в наше общество как исконные знаки русской государственности. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства исторических и культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории Отечества, к его символам. Обращаясь к российской государственной символике, важно понимать, что кроме официальных, утверждённых в таком качестве её элементов - герб, флаг, гимн, есть и другие значимые символы для России: Конституция РФ, Президент, столица г.Москва и др. Не нужно забывать, что существует не только государственная символика. Наряду с государственными (официальными) существуют так называемые неофициальные символы - народные, религиозные, спортивные, повседневные (общественных организаций, школьные, семейные и т.д.). В формировании стереотипа восприятия страны часто неофициальная символика значит даже больше, чем официальная. Так, в сознании многих иностранцев Россия ассоциируется с матрёшкой, медведями, балалайкой. Те, кто более глубоко знают историю давнюю России, в качестве неофициальных символов называют тульский самовар, оренбургский пуховый платок, уральский малахит, географические и природные символы (река Волга и белая берёза), денежные знаки (рубль) и др. Формирование уважения к символам страны необходимо вести одновременно со знакомством с местной территориальной символикой – символами района, города, области, федерального округа. Подобная работа позволяет детям не только многое узнать об истории возникновения местных символов, но и расширить кругозор, получив сведения об истории и географии родного края, сравнить символику своей малой родины с символикой других территорий страны, узнать о своей родной земле что-то важное, особенное, чем можно гордиться. Отсюда цель данного спецкурса - формирование гражданско – патриотической компетентности учащихся на основании изучения государственной и региональной символики. Задачи спецкурса: 1).Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики для каждого гражданина; 2).Познакомить учащихся с историей происхождения и развития символов Российского государства: гербом, флагом, гимном с древности и до наших дней; 3).Познакомить учащихся с историей происхождения и развития символов Новосибирской области, города Новосибирска, Сибирского Федерального округа; 4).Проследить взаимосвязь между содержанием символики и ролью России на международной арене в различные исторические эпохи; 5).Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики, упорядочить имеющиеся в этой области знания; 6).Воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине; 7).Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам России, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны; 8).Развивать творческие способности учащихся, коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Данный курс позволяет показать, что единство истории и культуры каждой страны строится на общем языке её символов. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. Этот спецкурс важен и необходим для тех, в первую очередь, кто интересуется историей, планирует в дальнейшем углублённое изучение исторической науки. На занятиях спецкурса есть возможность повторить имена и роль в истории основных российских деятелей и исторических событий с древнейших времён и до современности, проследить связь символики с изучаемой эпохой. А это помогает девятиклассникам лучше подготовиться к экзамену по истории России, более глубоко осмыслить уже известные факты. Программа спецкурса рассчитана на 34 часа. Она предполагает параллельное, углублённое изучение отдельных тем в рамках общего курса отечественной истории. Теоретическое знакомство предполагает проведение ряда практических занятий – зарисовки отдельных элементов гербов, составление сравнительных таблиц, представление собственных или семейных гербов, подготовка тематических презентаций по отдельным вопросам геральдики и др. Как результат – не только знание государственной и региональной геральдики, но и умение ориентироваться в интереснейшем мире символов и знаков вообще. Было проведено открытое занятие спецкурса по теме «Двуглавый орёл на российском гербе», на котором учащиеся, разбившись предварительно на группы и изучив 4 версии (византийскую, восточную, габсбургскую, балканскую) пытались аргументированно доказать право на существование каждой из них. Выступлению на занятии предшествовала большая подготовительная работа – изучение источников (печатных и электронных), выбор формы представления результатов работы (ролевая игра, сравнительный анализ иллюстраций, электронная презентация). Занятие прошло в форме дискуссии, получилось интересным, насыщенным. Дети пришли к выводу, что убедительно доказать правильность своей точки зрения иногда бывает сложно, несмотря на наличие разнообразных источников, тем более что даже в исследовательской литературе нет точного ответа на вопрос о том, откуда «прилетел» двуглавый орёл на российский герб. Ребятами было сочинено и инсценировано стихотворение о российском гербе. Об интересе и нужности для учащихся изучения данного курса говорит и тот факт, что в течение ряда последних лет учащиеся, посещающие занятия спецкурса, в качестве тем для исследовательских работ выбирали следующие: «Территориальная геральдика Новосибирской области», «История одной грамоты» - поездка на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, проходивший в Москве в 1957 году (фестивальная символика), «Символы Советской власти» (серп, молот и красная пятиконечная звезда), «Символы Советской власти в архитектуре Новосибирска». Все эти работы получили призовые места на районной или городской научно-практических конференциях. Сегодняшние государственные символы – это, прежде всего, знаки русской истории, а историю своей страны надо просто любить, как любил её великий А.С.Пушкин, который писал: «…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал»». |
Программа ориентационного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная... Программа ориентационного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка) «Этикет делового человека или практика непринужденного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа для 9 класса создана на основе программы Потемкиной Т. В. (Потемкина Т. В. Учись писать грамотно (трудные случаи).... | ||
Предпрофильная подготовка Программа предназначена для обучения учащихся 9 классов, кто-то из них окончит школу и начнет самостоятельную жизнь. Независимо от... | Элективный курс по русскому языку «Деловой русский язык» в 9 классе ( предпрофильная подготовка) Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой позволяют глубже познакомить учащихся с официально-... | ||
Рекомендации по изучению предмета на профильном и углубленном уровне В концепции профильного обучения отмечается, что предпрофильная и профильная подготовка представляет собой систему педагогической,... | Урока «Обобщение и систематизация изученного о сложноподчи- ненных предложениях» Н. А. Сенина. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. Предпрофильная подготовка | ||
Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России» Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель... | Устный журнал «Долг памяти» Ответственные: классный руководитель 7 класса Караваева Н. Н.– подготовка сценария, классный руководитель 8 класса Асташкина Ю. В... | ||
Комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных... Учебно методический комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан» разработан... | Элективный курс по физике «Оптические явления и приборы» Программа элективный курс «Оптические явления и приборы.» разработан в рамках концепции «Предпрофильная подготовка учащихся 9 кл.»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... За основу программы курса взята программа «Дробно-рациональные уравнения: основные методы и приемы решения» авторов И. А. Макарьиной,... | Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, тоипкро.... | ||
Программа курса состоит из трех частей. I часть «Ориентация в мире профессий» Предпрофильная подготовка дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода от... | Урока: Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России Москве Познакомить учащихся с понятиями «государственные символы страны: флаг, герб, гимн» | ||
Программа дополнительного образования военно-патриотической направленности «огневая подготовка» Программа составлена для учащихся кадетского класса моу «Харпская сош» третьей ступени обучения. Курс «Огневая подготовка» является... | Урока по теме «Виды сложносочиненного предложения» Для подготовки и разработки данного урока использовалась следующая литература: Львов В. В. Поурочное планирование: к учебнику русского... |