Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования





Скачать 251.02 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
Дата публикации16.10.2014
Размер251.02 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования;

  • программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2008г.;

  • авторской программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России. 6-9 кл./XIX век. 2009, с.4-8;

  • авторской программы Юдовской А.Я, Ванюшкиной Л.М. Новая история. 7- 8 кл./ 8 класс. - М.: Просвещение, 2008;

  • рабочих программ по истории. 5-11 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово»). - М.: Глобус, 2008.


В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни , а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.

В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения истории в 8 классе:

  • формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;

  • содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.


Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

1. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

2. Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, о понятии Нового времени и его периодизации.

3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Изучение истории на базовом уровне строится на сжатом изложении всеобщей истории ( не менее 24 ч) и увеличении часов на изучение истории России (не менее 40 ч ) . Рабочая программа предусматривает на изучение всеобщей истории 26 часов , на изучение истории России 44 учебных часа . Всего 70 часов из расчета 35 учебных недель в год, 2 учебных часа в неделю.

Курс всеобщей истории Нового времени даёт учащимся целостное представление об особенностях развития стран Европы, Азии и Америки в данный исторический период и построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам XIX века.
Распределение учебного материала




Раздел

Количество часов

2.

Введение

1

3.

Становление индустриального общества в XIX в

13

4.

Мир во второй половине XIX в

11

6.

Итоговое повторение

1




Итого:

26



Курс «Истории России XIX век»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Распределение учебного материала




Раздел

Количество часов

1.

Россия в первой половине XIX в.

23

2

Россия во второй половине XIX в.

20

3

Итоговое повторение

1

8

Итого

44



В том числе:


Повторительно-обобщающие уроки

Контрольное тестирование

Региональный компонент

5

4

4



Содержание тем курса.

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Введение (1ч)

Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в. (13 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (5 ч)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капита­лизма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. За­вершение промышленного переворота.

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Пере­ворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концен­трации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Фор­мы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополисти­ческий капитализм, или империализм, его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриаль­ного общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развле­чения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, фи­зики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, Ч. Диккенс, О. Бальзак). Натурализм. Э. Золя. Р. Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф.Х.Гойя, Э.Делакруа. Реализм в живописи. О.Домье, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле. Импрессионизм. К. Моне, К- Писсарро, О. Ренуар. Скульптура. О. Роден. Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог. Музыка. Ф. Шопен, Д. Верди, Ж- Визе,- К.Дебюсси. Ар­хитектура и градостроительство. Рождение кино.

Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерва­тизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социа­лизм — марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I Интернационал.

Тема 2. Строительство новой Европы (8 ч)

Франция в период консульства и империи. Режим личной вла­сти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французско­го общества в период империи. Причины ослабления империи На­полеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский поря­док. Решения Венского конгресса как основа новой системы меж­дународных отношений.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июль­ской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного пар­ламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастер­ская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Об­разование Северо-Германского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К.Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объ­единения Германии и провозглашение Германской империи.

Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.

Раздел II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (11 ч)

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч)

Германская империя. Политическое устройство. Причины геге­монии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое разви­тие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оп­позицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой полити­ке». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избиратель­ная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лей­бористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организован­ному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического раз­вития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движе­ния протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и под­готовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституци­онная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эми­грация — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра ли­берализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» сла­вянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Националь­ный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Тема 4. Две Америки (2 ч)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная ли­хорадка». Особенности промышленного переворота и экономичес­кое развитие в первой половине XIX в. Идеал аме­риканского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джо­на Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма. Экономиче­ское развитие после гражданской войны. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Национально-освободительная борьба на­родов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (3 ч)

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха мо­дернизации. Первые реформы. Новые черты экономического раз­вития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни обще­ства. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тай-пинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны, не состоялся. Вос­стание 1899 —1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индус­триальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насиль­ственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857 — 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Ин­дийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние».,

Африка1. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейски­ми державами. Особенности колонизации Юж­ной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки.

Тема 6. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 ч)

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противо­речий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское со­перничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балкан­ские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Пер­вой мировой войны.

Пацифистское движение. II Интернационал против войн и по­литики гонки вооружений.

Повторение (1ч)


ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX в. (44 ч)

Раздел 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (23 ч)

Тема 1.Социально-экономическое развитие на рубеже веков (1 ч)

Россия на рубеже веков.

Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Тема 2. Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. (9 ч)

Внутренняя политика Александра I в 18011806 гг. Переворот 11 мар­та 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Ла-гарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Ре­форма народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: при­чины и последствия.

Внешняя политика в 1801 1812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя, политика Рос­сии в 18131825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра 1. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 18141825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект кресть­янской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и тор­говли.

Общественные движение при Александре I. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские ор­ганизации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Север­ное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Му­равьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов.

Тема 3 Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. (6 ч).


Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государ­ственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. По­пытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Рос­сийской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. Противоречия хозяйст­венного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги..Но­вые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрииа. Реформа управления госу­дарственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 18261849 гг. Участие России в подав­лении революционных движений в европейских странах. Русско-иран­ская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Поль­ский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общест­венного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «об­щинного социализма».

Крымская война 1853 1856 гг. Обострение восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Тема 4. Русская культура первой половины XIX в. (4 ч)


Образование и наука

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К- М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические от­крытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в раз­витие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зимин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневос­точные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское ге­ографическое общество.

Художественная культура

Особенности и основные стили в художественной культуре (ро­мантизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К- Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григоро­вич. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной шко­лы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыж­ский.

Живопись. К- П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казан­ский собор). К- И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой пло­щади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К- А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Быт и обычаи. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Р/к. История родного села(1ч)

Обобщение и контроль(2 ч). Россия на пороге перемен.

Раздел II .РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч)

Тема 1. Великие реформы 60–70-х гг. XIX в. (7 ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое раз­витие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Лич­ность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 6070-х гг. Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве на рубе­же 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Начало индустриализации. Форми­рование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либера­лизма середины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Революционное народничество второй половины 60-х—начала 80 -х гг.

С. F. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Убийство Александра II.

Тема 2. Россия конца XIX в. (7 ч)


Внешняя политика Александра II. Основные направления внеш­ней политики России в 1860—1870-х гг. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 8090-е гг. Общая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое деся­тилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социаль­ная структура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 8090-х гг. Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

Обобщение и контроль (2ч)

Тема 3. Российская культура во второй половине XIX в. (3 ч)


Просвещение и наука. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй по­ловине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и обще­ственных наук. Успехи физико-математических, прикладных и хими­ческих наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Художественная культура. Критический реализм в литературе. Развитие российской жур­налистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль рус­ской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Родной край во второй половине XIX в. (1 ч)

Итоговое обобщение (I ч). Россия и мир на пороге XX в.

Требования к уровню подготовки обучающихся.


В результате изучения истории ученик 8 класса должен

знать/понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1917 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)

  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;


уметь:

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в

XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX – начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.

  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.

  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

    • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

  • определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.


Литература.

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2005.

  2. Борзак Е. Олимпиады по истории.5-9 классы: пособие для учителя.- Волгоград: Корифей, 2006

  3. Бушуев С.В., Миронов Т.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: в 2 кн.. М., 1991.

  4. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства: прак. пособие.- М.: ВЛАДОС, 2003

  5. Волкова К.В. Тесты по Новой истории. 8 класс – М.: «Экзамен», 2006

  6. Всеобщая история: новейший справочник школьника/ сост. Ф.С. Капица, В.А. Григорьев, Е.П. Новикова.- М.:АСТ, 2010

  7. Грибов В.С. Дидактический материал по истории Нового времени.7-8кл. - М.: ВЛАДОС - Пресс, 2007

  8. Дричак А. Этническая культура народов мира. Культура. Быт. Традиции. Волгоград: Экстремум,2005

  9. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: справочное пособие.- М.: Дрофа, 009

  10. История России в датах: справочник школьника._М.: Литера, 2008.

  11. КИМ. История России: 8 класс. Сост. К.В. Волкова.-М.: ВАКО, 2010

  12. Кирилов В.В. История России. IV-XXI вв.: справочник.- М.: Эксмо-Пресс, 2004.

  13. Кругов А.И.Ставропольский край в истории России. Регион. учебник. Ставрополь, 2001

  14. Лебедев И. Е. Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. – Казань, НПО “Образовательные технологии”, 2002 г.

  15. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: справ. пособие.-М.: ВЛАДОС,1998

  16. Сасим А.Материалы по по истории Нового и Новейшего времени: спрв. пособие.-Минск: Книжный дом,2004

  17.  Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 1999.

  18. 1000 вопросов и ответов по истории: учебное пособие/ под общ. ред. А.Н. Алексашкиной.- М.: АСТ, 1996

  19. Чернова М.П. Справочник учителя истории 5-11 классов. -М.: Экзамен, 2008

  20. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах (Новое время).-М.,1999

  21. Энциклопедия для детей:т.1: Всемирная история. - М.: Аванта +, 1996. 

  22. Энциклопедия «Изобразительное искусство». - М.: Мир книги,2005.



Учебно- методическое обеспечение:

Программа реализуется с помощью УМК:

  1. Юдовская А.Я. и др. Учебник «Новая история 1800-1913 гг.». 8 кл.- М.: «Просвещение», 2010.

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1800-1913 гг.». 8 кл. - М.: «Просвещение», 2010.

  3. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 8 класс.- М.: «Просвещение», 2002 .

  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник. «История России конец в». 8 кл. -М.:«Просвещение», 2010 .

  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России XIX в». 8 кл. -М.: «Просвещение», 2010 г.

  6. Колесниченко Н.Ю «История России конец XIX в». 8 кл. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Волгоград: «Учитель», 2005

  7. Атлас и контурные карты по Новой истории. 8 кл.- М.: Дрофа, ДИК, 2008.

  8. Атлас и контурные карты по Истории России 8 кл.- М.: Дрофа, ДИК, 2008.


В качестве цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) предполагается использование:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

  3. DVD «Ожившая история.. Видеохрестоматия по Истории России XIX века», ООО «Мир знаний».

  4. DVD «Ожившая история. Видеохрестоматия по Новой истории .XIX век», ООО «Мир знаний»

  5. ЦОР«Уроки Истории Отечества. XIX -XXвек» «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  6. ЦОР«Уроки всемирной истории. Новое время. XIX век » «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  7. DVD «Российская империя. Проект Леонида Парфенова», ООО «Мега Видео»,196135

  8. CD «История мировых цивилизаций»

  9. Презентации (ПР) по курсу Новой истории и истории России XIX века

Таблицы.

История России:

  1. Сословия в России в первой половине XIX века..

  2. Развитие российской абсолютной монархии в 1725 - 1855 гг.

  3. Реформы 60-70 ХIХ века.

  4. Крестьянская реформа 1861 года.

  5. Земская реформа 1864 года.

  6. Судебная система России после 1864 года.

  7. Политические партии России в конце XIX - начале XX века.


Исторические карты (ИК)
Всеобщая история. История Нового времени:


  1. Европа в годы завоевательных войн Наполеона .

  2. Европа в 1815 году.

  3. Битва при Ватерлоо.

  4. Революции 1848-1849 гг. в Европе.

  5. Объединение Германии.

  6. Франко-прусская война 1870-1871 гг.

  7. Объединение Италии.

  8. Территориальный рост США в 1783-1867 гг.

  9. Гражданская война в США.

  10. Колониальные владения и возникновение независимых государств в Латинской Америке(ХVІІІ – ХХ вв.)

  11. Политическая карта мира к концу XIX - началу XX вв.


История России:


  1. Отечественная война 1812 года.

  2. Россия и Европа в 1815 году.

  3. Кавказ в XIX веке.

  4. Крымская война 1853-1856 гг.

  5. Оборона Севастополя в 1854-55 гг.

  6. Русско-турецкая война 1877-78 гг.

  7. Военные блоки перед первой мировой войной





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования....
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа По истории для 8 классов Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по истории 8 кл. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка (базовый уровень) рабочая программа по Истории...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка Статус программы рабочая программа по истории...
Рабочая программа по истории средних веков для обучающихся 6 класса, составлена на основе федерального компонента государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconРабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков (6 класс)по...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск