«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина»





Скачать 143.59 Kb.
Название«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина»
Дата публикации22.10.2014
Размер143.59 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат

МБОУ Чухломская средняя школа имени А.А. Яковлева

«Исторический портрет реформатора

П. А. Столыпина».

Выполнила ученица 9а класса

Котова Наталья

Руководитель:

Задунаевская Т. С.

Г. Чухлома 2011-2012 уч. год

Содержание:

  1. Введение_________________________________________3.

  2. Основная часть;

а) Биография П. А. Столыпина____________________5.

б) Реформаторская деятельность;

1. аграрная реформа_______________________9.

2. реформа местного суда и управления_______10.

3. военная реформа________________________11.

4. реформа образования____________________12.

3. Заключение______________________________________13.

4. Список используемой литературы___________________15.

5. Приложения_____________________________________16.




1.Введение.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в России проводятся реформы, которые по своей значимости и направленности перекликаются со Столыпинскими, а в научных кругах по-прежнему существуют различные точки зрения на личность П.А.Столыпина и его реформы. Даная тема интересна тем, что личность П.А.Столыпина имела большое влияние на исторические процессы в России в начала ХХ века. В основу своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики.  Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачу реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции. Понять и дать объективную оценку такой исторической личности, как Петр Аркадьевич Столыпин, очень сложно. Чтобы это сделать, мне нужно было сначала проанализировать его реформаторскую деятельность, как она осуществлялась и как влияла на политику государства.


Цель реферата: Изучить реформы П.П. Столыпина.

Задачи:

  1. Показать значение деятельности П. А. Столыпина на дальнейшее развитие Россию.

  2. Дать характеристику реформатору, что удалось сделать, а что не удалось.


2.Основная часть.

а. Биография П. А. Столыпина (1862-1911).


«…мы предлагаем вам скромный ,но

верный путь. Противникам

государственности хотелось бы

избрать путь радикализма.

Вам нужны великие потрясения,

нам нужна великая Россия!»1

П. А. Столыпин

Столыпин Петр Аркадьевич родился 2 апреля 1862 г. в Германии, в г. Дрездене в семье потомственных дворян. Род Столыпиных был известен в России с 16 века и связан был со многими громкими именами, составлявшими славу и гордость страны.

Детство Столыпина прошло в родовых имениях семьи. После окончания гимназии в г. Вильно, он в 1881 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. После учебы в Университете, в 1884 г. он служит какое-то время в Департаменте земледелия и сельской промышленности при Министерстве земледелия и государственных имуществ. Затем он был переведен на службу в Министерство внутренних дел в качестве уездного предводителя дворянства г. Ковно, и одновременно являлся председателем ковенского съезда мировых посредников. В 1899 г. Столыпин был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. Именно служба в качестве предводителя местного дворянства дала ему огромный опыт административной работы и принесла уважение окружающих людей. В это же время он был выбран почетным мировым судьей по двум ближайшим округам.

1.Газета «История» 1998г. 7стр. Из речи П. А. Столыпина

В 1902 г. совершенно неожиданного для себя П.А. Столыпин становится губернатором г. Гродно, а через год, в 1903 г. его назначают губернатором более крупного и важного города Саратова. В деятельности самого молодого губернатора русской общественностью сразу же были подмечены две отличительные черты: он умел брать на себя ответственность за те или иные события и наказывать виновных. И другое – сам Столыпин отличался личной храбростью и в самых экстремальных ситуациях вел себя очень храбро и бесстрашно.

Главным делом в его жизни стала политика. Суть своей государственной деятельности на посту главы правительства П.А. Столыпин определял со свойственной ему краткостью «Сначала успокоение, а потом – реформы!» Помимо выражений в письменном виде нескольких благодарностей Его Императорского Величества, П.А. Столыпин был пожалован в 1906 г. в гофмейстеры, в 1907 г. назначен членом Государственного Совета, в 1908 г. – статс-секретарем. После трагической гибели П.А. Столыпина 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре было прочитано его завещание, в котором он просил, чтобы в случае его смерти, его похоронили там, где он ее найдет. Сын исполнил его волю и похоронил отца в некрополе Киево-Печерской Лавры.

б. Реформаторская деятельность

Петр Аркадьевич Столыпин был крупным реформатором, он выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на то, чтобы Россия заняла достойное место среди наиболее развитых стран мира.

1.Аграрная реформа. Свою важнейшую задачу П. А. Столыпин видел в подавлении революционного движения(1905-1907 годы). Более жестко начали осуществляться карательные меры против крестьянского движения и революционных организаций, прибегающих к террору. В стране учреждались военно-полевые суды , которые в упрощенном порядке, без участия адвокатов, рассматривали дела о терроризме. Только в 1906 году к смертной казни было приговорено 1100 человек. П. А. Столыпин исходил из того, что полное подавление революционного движения невозможно без устранения вызвавших его причин. К главной из них он относил нерешенность аграрной проблемы. После революции 1905 – 1907 годов начала проводиться аграрная реформа, получившая название столыпинской. Основными целями аграрной реформы Столыпина были следующие:

  • Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;

  • Развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача земли в частную собственность, создание хуторских хозяйств;

  • Образование широкого рынка для промышленности;

  • Переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

Начало реформе положил указ от 9 ноября 1906 года, позволивший крестьянам выходить из общины с землей. 14 июня 1910 года был принят закон, облегчивший выход из общины… «Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность переходящего к личному владению домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то... все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право требовать, чтобы общество выделило ему... соответственный участок, по возможности, к одному месту».2

Главные свои усилия Столыпин сосредоточил на изменении общинного уклада русской деревни. Крестьяне вели индивидуальное хозяйство, но большая часть земли находилась в совместном владении общины. С одной стороны, община не допускала разорения своих членов, поддерживала их в трудный период за счет остальных земляков, с другой стороны, в общине была насильственная уравниловка. Сельский сход мог отобрать надел у крестьянина, периодически проводились переделы земли, каждый общинник владел участком хорошей, средней и плохой земли.

Каждый крестьянин получил право выйти из общины с землей, которая в этом случае оказывалась в частной собственности. Этим правилом воспользовалось до 20 % хозяев; половина из них свою землю тут же продала и подалась в города, а другая половина начала фермерствовать. Так же крестьяне, выйдя из общины и «укрепив» землю в собственность, могли потребовать всю землю, расположенную чересполосно с чужими полосами свести в единый участок – отруб. Более того, по закону крестьянин мог выселиться за пределы деревни на отведенную ему землю и основать хутор, который Столыпин считал идеальной формой землевладения. Перейдя на отруб или хутор, крестьянин был вправе вести хозяйство, не оглядываясь на общину.

2.Т.В. Коваль «История России20 века» Москва. Владос-Пресс . 2001 года

Важной частью аграрной программы правительства стало проведение переселенческой политики. Правительство содействовало переселению крестьян на свободные казенные земли за Урал, для чего желающие получали пособия и льготы. Земля в Сибири, Казахстане, Средней Азии предоставлялась бесплатно. Кроме того, выделялись безвозмездные ссуды на обустройство, списывались все недоимки, мужчины освобождались от воинской повинности. Общее число переселенцев за 1906—1914 гг. составило 3,1 млн. человек. Часть их сумела закрепиться на новых землях и обзавестись хозяйством. Их усилиями удалось увеличить посевные площади страны на 10 %, создать новые производства. Возросли закупки крестьянством сельскохозяйственных машин и удобрений. Владельцы хуторских и отрубных хозяйств создавали кооперативы по сбыту своей продукции (Кооперация - добровольное объединение владельцев хуторских или отрубных хозяйств в интересах ведения хозяйства, сбыта и транспортировки продукции). В 1912 г. Был создан кооперативный Московский народный банк, который осуществлял кредит и поставку крестьянам чрез кооперацию сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Банк взял на себя так же роль координатора деятельности местных кооперативных союзов. Кооперативные союзы выполняли роль своеобразного механизма, посредством которого мелкое крестьянское производство включалось в систему не только российского, но и мирового рынка. К 1914 г. в России действовало около 30 тыс. кооперативов. На 1 января 1917 г. В стране насчитывалось около 63 тыс. различных видов кооперативов. Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек, или 82,5 % деревенского населения. Несмотря на административное давление, большинство крестьян, особенно малоземельных, зависевших от поддержки общины, были против ее разрушения. Нередкими оказались случаи поджогов хуторов, бунтов деревенской бедноты. Особое недовольство аграрной реформой проявляло крестьянство нечерноземных, центральных районов России. При невысоком плодородии земли здешние единоличные хозяйства оставались слабыми. Более успешно шло развитие хуторских хозяйств в западных и северо-западных губерниях, где сказывалось влияние Польши и Прибалтики с их развитой традицией частного землевладения. Преуспевали отруба в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Заволжье, на степных, плодородных землях.

Вывод: Добиться успокоение страны не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречия между крестьянами и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревни: происходили конфликты меду переселенцами и местными жителями. Процесс создания слоя земельных собственников начался, но после смерти П.А.Столыпина замедлился. Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось. К 1915 году валовой сбор зерна вырос в 1,7 раза. Рост экспорта зерна.10% всех крестьянских хозяйств составляли фермерские хозяйства к 1915 году.



2.Реформа местного суда и управления.

Большое значение Столыпин придавал реформе местного управления и суда. Требование такой реформы логически вытекало из его аграрных преобразований. Крестьяне-собственники нуждались в правовой защите. Отсюда главным в предполагаемой реформе было уравнение в правах крестьян с другими сословиями и создание бессословных органов местного управления.


Программа общих преобразований предусматривала принятие ряда законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, переход из одного вероисповедания в другое, реформу уголовного законодательства. Правительство намеривалось также сделать сначала доступным, а потом и обязательным начальное образование.

3.Военная реформа.

В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

Государство увеличивало ассигнования, как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

4.Реформа образования.

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных: Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете 

3.Заключение.

Вывод: Однако практически все реформы встретили резкое сопротивление со стороны правых сил и в Думе, и в Государственном совете, а сам Столыпин, умный, властный, независимый и прогрессивно мыслящий человек сразу же стал неугодным для всех, превратился в объект сильной критики со стороны практически всех политических сил. После убийства Столыпина исторический шанс политико-экономических преобразований, выпавший на долю России, был упущен. Во многом цели реформы оказались нереализованными. Ликвидировать общину или хотя бы серьезно подорвать ее позиции Столыпину не удалось. Переустройство крестьянского хозяйства требовало больших затрат. Казенные ассигнования на эти цели выросли с 5,7 млн. до 29,1 млн. руб., но все же их было недостаточно, а собственными средствами деревня не располагала. В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Не оправдались расчеты Столыпина на то, что в процессе землеустройства удастся отвлечь крестьян от идеи всеобщего передела земли. Для успеха реформы важной была готовность общества принять новации. Но поместное дворянство противилось нововведениям, интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными. Петр Аркадьевич Столыпин выступал за проведение политических и социальных реформ. Но большинство внимания он уделял изменению общинного уклада русской деревни.

Активная политика Столыпина и его реформаторская деятельность стали объектом критики и справа, и слева. Вплоть до нашего времени деятельность Столыпина критикуют с разных сторон. Например, Ленин говорил, что «Погромщик Столыпин подготовил себя к министерской должности именно так, как только и могли готовиться царские губернаторы: истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую «практику» лоском и фразой, позой и жестами, подделанными под «европейские».В. Н. Коковцева.

В. Н. Коковцев вспоминал, как «Императрица внимательно слушала меня и затем неожиданно остановила меня прикосновением и сказала по-французски: «Слушая Вас, я вижу, что Вы все делаете сравнения между собою и Столыпиным. Мне кажется, что Вы очень чтите его память и придаете слишком много значения его деятельности и его личности. Верьте мне, не надо так жалеть тех, кого не стало... Я уверена, что каждый исполняет свою роль и свое предназначение, и если кого нет среди нас, так это потому, что он уже окончил свою роль и должен был стушеваться, так как ему нечего было больше исполнять. Жизнь всегда дает новые формы, и Вы не должны стараться слепо продолжать то, что делал».

В. В. Вернадский писал, что «Столыпин нанес монархии или, по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые.»

Его враги говорили, что Столыпина можно не любить, но признать его заслуги перед отечеством должен каждый.

Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что «деятельность и заслуги российского государственного деятеля начала XX века Петра Столыпина были незаслуженно забыты современниками и потомками…»

Когда я писала реферат и исследовала деятельность Столыпина, я не могла остаться равнодушной к его деятельности. Дело не в его уме, не в новых идеях, не даже в смелости и последовательности, дело в том, что он был искренен, не был только и просто карьеристом, а хотел искренне служить, и служил своей стране, ее высшим интересам так, как он их понимал. Я поняла, что Петр Аркадьевич Столыпин – выдающийся государственный деятель 20-го века, занимавший исключительное место в Совете министров России с 1906 по 1911год. Столыпин при всех своих отнюдь не исключительных качествах все же видел гораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты.

4. Список используемой литературы.

1.http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/07/19/o_stolypine_vyskazyvayutsya_protivorechivye_mneniya

2.Учебник истории 9 класса « история Отечества XX века». Н. В. Загладин. 2003 год. Издательство « Просвещение»

3. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «История» 1998 год. Статья « Из речи П. Столыпина в Государственной думе».

4.Учебник истории 9 класса «история России ХХ века» А. А. Данилов. 1995 год. Издательство « Просвещение».

5. Т.В. Коваль «История России20 века» Москва. Владос-Пресс . 2001 года

6. http://citaty.info/man/petr-arkadevich-stolypin.

7. http://www.bibliotekar.ru/stolypin/index.htm.

8. http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/stolypin_pa.php.

5. Приложения.

x_20671771.jpg

Портрет П. А. Столыпина.

img3.gif

Схема аграрной реформы.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconРеферат по истории: Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина‖
О петре Аркадьевиче Столыпине решиться писать не так-то и просто. Ведь об этом человеке и его проекте земельной реформы продолжали...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В апреле нынешнего года отмечалась 150 летняя дата рождения великого реформатора и великого министра Петра Аркадьевича Столыпина....
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconРабочая программа по изо для 5-го класса Борисовой Г. А
Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический)
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» icon«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф
Задачи: Д/научиться составлять искусствоведческий текст по произведениям живописи (исторический портрет)
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconПрограмма предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconТемы вашего учебного проекта
Петра Аркадьевича Столыпина. Имя Столыпина всегда вызывало споры, разные мнения. Ни один из политических деятелей царизма начала...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физико-математического цикла «сош №14 города Пугачёва имени П. А. Столыпина» города Пугачёва имени П. А. Столыпина»
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: расширить знания учащихся о личности П. А. Столыпина, его деятельности и роли в истории России; сформировать у учащихся...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconВведение 2 глава Старообрядчество 4 глава Исторический портрет Петра I 8
О существенном и коренном изменении говорит тот факт, что в самой истории этот факт нововведений в жизнь русского народа запечатлён...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconОсенний портрет в Фотошоп
В этом уроке вы узнаете, как создать портрет красивой женщины с теплым осенним фоном, используя коррекцию цвета, контрастности, света...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» icon«16 декабря день Независимости Республики Казахстан»
Наглядность и оборудование: символы рк, портрет президента республики, плакат с датами, портрет Т. Аубакирова
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconКонспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа)
Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconРеферат по теме: Исторический портрет Алексия II
Чем он заслужил любовь своего народа. Алексий II – последний патриарх православной церкви, отдавший её служению всю свою жизнь. Именно...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconТема урока: Э. Н. Успенский. «Чебурашка»
Учебник «Родная речь»; выставка книг Э. Успенского; карточки для теста. Медаль “Лучшему чтецу”; портрет Успенского; портрет Чебурашки;...
«Исторический портрет реформатора П. А. Столыпина» iconОборудование: портрет Пифагора, барабан «Поле чудес», призы, 2 шкатулки....
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск