Базовая часть





НазваниеБазовая часть
страница1/14
Дата публикации27.10.2014
Размер2.15 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА

направления 080100 «Экономика» (бакалавриат)
Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

Б.1.1. История

Цель изучения дисциплины:

Целью преподавания курса «История» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России с древнейших времен до наших дней.

Краткая характеристика учебной дисциплины

(основные блоки, темы)

Раздел I. История как наука. Россия в мировом историческом процессе

Тема 1. История как наука. Особенности исторического знания

История как наука. Предмет исторической науки. Функции исторической науки. Проблемы исторического исследования. Понятие исторического источника, виды исторических источников. Историография. Цивилизационный и формационный подход к изучению мирового исторического процесса. Основные направления развития российской исторической мысли. Проблемы периодизации истории России.

Тема 2. Россия в мировом геополитическом пространстве. Специфика российской ментальности

Геополитика как наука. Западная и восточная культуры. Россия между Западом и Востоком. Россия на мировой политической арене. Специфика российской ментальности.

Раздел II. Древняя Русь

Тема 1. Восточные славяне: происхождение, расселение, социальная организация

Проблема происхождения восточных славян. Восточные славяне среди своих соседей. Расселение восточных славян. Экономика восточных славян: система земледелия, развитие городов, торговля. Социальная организация восточных славян, община в системе социальных отношений. Религиозные представления славян. Предпосылки образования государства у восточных славян.

Тема 2. Киевская Русь

Специфика государственного устройства Киевской Руси, дискуссия о характере древнерусского государства. Система государственного управления в Киевской Руси. Экономические и социальные отношения в Киевской Руси. Внешнеполитические контакты Киевской Руси.

Князь Олег. Игорь, сын Рюрика. Княгиня Ольга и реформа налогообложения на Руси. Святослав Игоревич. Князь Владимир. Предпосылки и значение крещения Руси. Ярослав Мудрый. Русская Правда как первый свод законов на Руси.

Тема 3. Период раздробленности на Руси

Понятие раздробленности. Предпосылки возникновения раздробленности на Руси. Династическая война после смерти Ярослава Мудрого. Любеческий съезд. Киевская земля. Галицко-Волынская земля. Новгородская земля. Владимиро-Суздальская земля. Значение децентрализации на Руси. Монголо-татарское иго.

Раздел III. Московское государство. Россия в средние века и новое время

Тема 1. Формирование самодержавия. Политический кризис и Смутное время

Предпосылки централизации русского государства. Складывание единого государства от Ивана I Калиты до Ивана III. Правление Ивана III, формирование системы управления московского государства. Иван Грозный: реформы и опричнина. Кризис российской государственности в Смутное время.

Экономические и социальные отношения. Вотчина. Поместье. Местничество. Начало закрепощения крестьян.

Тема 2. Россия при первых Романовых

Выход из политического кризиса. Михаил Федорович Романов. Царь Алексей Михайлович. Церковная реформа Никона. Царевна Софья. Россия на внешнеполитической арене в XVII веке.

Раздел IV. Формирование Российской империи в XVIII веке

Приход к власти Петра I: задачи и перспективы. Северная война. Реформы Петра I и их значение. Дворцовые перевороты. Россия при Екатерине II. Внешняя политика Российской империи в XVIII веке.

Раздел V. Россия в XIX – начале ХХ в. Модернизационные процессы

Тема 1. Россия в первой половине XIX века. Поворот к реформам

Александр I: задачи и ожидания. Внутренняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. и ее значение в русской истории. Восстание декабристов. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Развитие социальных и экономических отношений, крепостное право. Русская философская мысль: западники и славянофилы, А. Герцен.

Тема 2. Реформы и контрреформы. Складывание капиталистических отношений в Российской империи

Понятие модернизации. Александр II: задачи и перспективы. Отмена крепостного права. Либеральные реформы Александра II и их итоги. Народничество и другие общественно-политические течения во второй половине XIX века. Контрреформы Александра III. Развитие капиталистических отношений в Российской империи.

Тема 3. Российская империя при Николае II. Нарастание внутренних противоречий

Россия на рубеже веков. Внутренняя политика Николая II. Крестьянский и рабочий вопросы. Складывание многопартийности в России. Нарастание кризиса в политической системе. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Развитие России накануне Первой мировой войны.

Тема 4. Внешняя политика России во второй половине XIX – начале ХХ века. Первая мировая война и ее значение в истории России

Россия среди европейских держав во второй половине XIX в.: проблемы и перспективы. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русско-турецкая война. Русско-японская война. Первая мировая война: предпосылки, ход, влияние на положение и внутреннюю ситуацию Российской империи.

Раздел VI. Революционные процессы в начале ХХ в. Складывание советской государственности.

Основные проблемы внутриполитической ситуации в России после первой русской революции. Февральская революция 1917 г. Двоевластие. Октябрьская революция 1917 г., приход большевиков к власти. Гражданская война и политика военного коммунизма. Формирование советской государственности и советского государственного аппарата, становление однопартийного режима.

Раздел VII. СССР в первой половине ХХ в. Великая отечественная война

Основные задачи советской власти. Новая экономическая политика. Приход к власти И.В. Сталина, становление тоталитарного режима. Создание плановой экономики, коллективизация: задачи и итоги. СССР на международной политической арене. Великая отечественная война.

Раздел VIII. Развитие советского государства после Великой отечественной войны. Место СССР на внешнеполитической арене

СССР после Великой отечественной войны: внутренняя и внешняя политика. Начало Холодной войны, гонка вооружений. Приход к власти Н.С. Хрущева, «оттепель» и ее значение. Брежневский «застой». Ю.В. Андропов. Экономическое развитие СССР во второй половине ХХ в.

Раздел IX. Распад СССР. Россия в современном мире

Перестройка: предпосылки, ход, значение. Демонтаж советской государственности, августовский кризис 1991 г., формирование Российской Федерации. Изменение государственно-политических структур. Экономические преобразования и становление рыночной экономики. Россия в начале нового тысячелетия.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

  • владение культурой мышления, способеность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины

Знать:

  • закономерности и этапы исторического процесса;

  • основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей отечественной истории;

  • специфику развития российского государства и общества.


Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат исторической науки;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в российском обществе;

  • анализировать политические процессы.


Владеть:

  • навыками ведения дискуссий по проблемам развития государства и общества;

  • методикой изучения исторических явлений;

  • навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации;

  • навыками целостного подхода к анализу проблем государства и общества.

Используемые инструментальные и программные средства

Дисциплина «История», помимо традиционной формы работы (лекции, семинары), предусматривает использование инновационных образовательных технологий: практические занятия в форме дискуссий и мини-конференций на заданную тему; методик проблемного обучения (студентам предлагается проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему). Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает подготовку тематических докладов; эссе; практическую работу с основной и дополнительной литературой, поиск новейшей научной информации в сети Интернет.

Формы промежуточного контроля

Подготовка индивидуального доклада, проведение семинарского занятия в форме мини-конференци, контрольная работа.

Форма итогового контроля знаний

Зачет


Б.1.2. Иностранный язык (английский)

Цель изучения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Иностранный язык (английский)» для бакалавров является - формирование общекультурной и профессиональной компетенции на иностранном языке и овладение основными лингвострановедческими знаниями

Краткая характеристика учебной дисциплины

(основные блоки, темы)

Томский государственный университет

Знакомство с факультетами университета и библиотекой.

Система образования в Великобритании и США.

Образование вопросительных предложений

CМИ в современном мире. Телевидение, виды телевизионных передач, телеканалы. Выражение предпочтения. Настоящее время (Present Simple, Present Progressive, Present Perfect). Источники информации. Выражения оценки и рекомендации.

Коммуникация. Средства коммуникации, социальные сети. Выражение своего мнения. Знакомтсва on-line. Выражения вероятности. Модальные глаголы.

Электронная коммуникация.

Как достичь успеха. Изобретения, инновации. Выражения надежд, мечтаний, амбиций. Возможности человека. Достижения. Present Perfect. Презентация бизнес идеи. Навыки конспектирования устной речи на английском языке.

Планирование встреч и событий. Внесение изменений в планы. Речевые формулы «предложений и обещаний».

Будущее время. “ be supposed to” “be meant to”.

Путешествия и мир вещей. Описание предметов и продуктов. Неожиданные ситуации и проблемы в путешествии. Навыки управления личными финансами. Verb+ing. Модальные глаголы ( must, might, can’t, could) . Формы употребления глагола “have”

Личностные качества человека. Ролевые модели и влияние других людей. Рабочие качества и профессии. Сравнительные степени прилагательных.

Мир вокруг нас: проблемы и решения. Бытовые проблемы в жилище. Обсуждение и поиск решения проблемы. Проблемы и их решения в бизнес среде. Conditional I, Conditional II. культурные особенности поведения людей в конфликтной ситуации.

Делимся опытом: жизненные и деловые ситуации. описание ошибок и вероятностей развития событий в прошлом. Выражения should have, could have. Conditional III. помощь и поддержка в сложных ситуациях. Критика прошлых действий. Культурные особенности и социальные нормы. Организация поездки.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

А) общекультурными:

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

Б) профессиональными (ПК):

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

В) общелингвистические (ОЛК)

- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ОЛК -1);

- имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ОЛК -2);

- обладает готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ОЛК -3);

- умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ОЛК -4).

Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины

В Самостоятельное владение (Independent User)

(Продолжающий уровень)

Уметь:

- работать самостоятельно с электронными словарями и другими электронными ресурсами; правильно извлекать и распределять необходимую информацию (ОЛК -4)

Знать:

- культуру, нормы поведения и общения страны изучаемого языка; осуществлять различные виды коммуникаций в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка, демонстрируя знания культуры этой страны. (ОК-3, ОЛК-3)

- этические и нравственные нормы поведения страны изучаемого языка с целью преодоления стереотипов для осуществления межкультурного диалога в сфере повседневного общения (ОЛК- 2)

Владеть:

- системой фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей их использования в сфере повседневного общения (ОЛК -1)

Используемые инструментальные и программные средства

На практических занятиях используются следующие формы образовательных технологий: мозговой штурм, перекрестная дискуссия, интервью, домашнее чтение специальной литературы с целью расширение как активного, так и пассивного словаря в рамках будущей профессии, деловая игра, создание мультимедийных презентации. Для формирования умения построения грамматически правильного высказывания используются различные типы упражнений: подстановочные, трансформационные, репродуктивные, речевые (ситуативные, коммуникативные). Внеаудиторная самостоятельная работа опирается на проектную деятельность (краткосрочные проекты -групповые и индивидуальные), результатом которых являются презентации результатов поисковых исследований, обсуждение, обмен информацией, мнениями. Также используются такие формы как подготовка реферата, сообщения, эссе, глоссария. Для подготовки презентации студент должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. В процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания студента, его кругозор и информативность, также развиваются интеллектуальные функции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, формируется логика мышления. В рамках учебного курса проводятся встречи с носителем языка и представителями российских и/или зарубежных компаний и специалистов в области государственного и муниципального управления.

Для контроля за уровнем усвоения образовательной программы используются различные типы тестов достижений (achievement tests), а также коммуникативные и обучающие. Тесты достижений ориентированы исключительно на проверку усвоения пройденного материала. С их помощью проверяется владение языком на уровне средств общения (лексика, грамматика, фонетика), деятельности общения (аудирование, говорение, чтение, письмо). От формулировки тестового задания и его содержания во многом зависит успех процедуры тестирования. В методике для проверки уровня владения языком наибольшее распространение получили следующие типы заданий:

  • выбор правильного ответа из числа предложенных вариантов (multiple choice);

  • перекрестный выбор (matching technique). При выполнении задания следует подобрать пару, соотносимую по смыслу со словом (словосочетанием) в левой части;

  • выбор из двух возможностей (true/false technique). В тесте даны два утверждения (вопроса), один из которых правильный. Такие задания используют для проверки понимания;

  • тест восстановления (close test). В связном тексте пропущено каждое 7-е - 10-е слово, которое должно быть восстановлено при чтении текста. Если целью текста является контроль понимания текста, то орфографические ошибки при этом не учитываются. При объеме текста 1,5-2 страницы в задании должно быть не менее 50 пропусков. В практике обучения иностранному языку используется не только классический клоуз-тест, но и модифицированные варианты: удаляются служебные слова или активный вокабуляр, который изучается на предыдущих занятиях. Достоинство подобных тестов состоит в том, что они позволяют выявить умение пользоваться языком, исходя из лингвистического и ситуативного контекста.

  • тест перемешивания. Части предложения даны в произвольной последовательности. Нужно восстановить правильную последовательность, пользуясь нумерацией абзацев. Для контроля понимания в процессе чтения целесообразно использовать как наиболее адекватные избирательные тесты множественного выбора в следующих разновидностях:

  • выбор правильного ответа на вопрос;

  • завершение начатого высказывания на основе предложенных тезисов;

  • расположение по порядку, группировка фактов;

  • перекрёстный выбор, установление соответствий;

  • вычеркивание специально вставленных лишних слов;

  • заполнение пробелов специально пропущенными словами.

Формы промежуточного контроля

Презентация. Лексико-грамматический тест. Дискуссия. Тест

Форма итогового контроля знаний

Зачет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Базовая часть iconПрограмма Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть...
Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,...
Базовая часть iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы уголовно-процессуального...
М (Профессиональный цикл. Базовая часть) ооп «уголовный процесс и криминалистика» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация...
Базовая часть iconПрограмма по курсу: компютерные системы поддержки и принятия решений
Трудоёмкость в зач ед.: базовая часть – 0 зач ед.; вариативная часть – 0 зач ед.; по выбору студента – 3 зач ед
Базовая часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Трудоёмкость в зач ед.: базовая часть – 0 зач ед.; вариативная часть – 0 зач ед.; по выбору студента – 3 зач ед
Базовая часть iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология...

Базовая часть iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология...

Базовая часть iconОсновная образовательная программа: направление 022000. 68. Экология...

Базовая часть iconУчебной дисциплины экологический мониторинг рекомендуется для направления
Дисциплина относится к профессиональному циклу б-3 базовая (обще профессиональная) часть
Базовая часть iconБазовая часть
В результате освоения дисциплины формируется следующая компетенция: владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного...
Базовая часть iconБазовая часть
В результате освоения дисциплины формируется следующая компетенция: владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного...
Базовая часть iconТема : Базовая Система Ввода Вывода(bios)
Справочное Руководство по ibm pc. Методические материалы. Часть тпп “сфера”. М. 1991 г
Базовая часть iconПрограмма учебной дисциплины «социология»
Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл, базовая часть ( В. 2)
Базовая часть iconБазовая часть
Ок-1); умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ок-2); владением одним из иностранных языков...
Базовая часть iconБазовая часть
Ок-1); умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ок-2); владением одним из иностранных языков...
Базовая часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дисциплина «Политология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл: «Базовая часть» ( В. 3)
Базовая часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск