Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002





НазваниеМетодические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002
страница1/6
Дата публикации20.11.2014
Размер0.9 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Методические рекомендации для студентов заочного обучения

ИРКУТСК 2002


Печатается по решению научно-методического совета

Иркутской государственной сельскохозяйственной

академии


Автор-составитель: старший преподаватель

Кузнецова Ж. Г.


Рецензент: кандидат исторических наук,

доцент В. В. Синиченко

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Организационные рекомендации

4

Содержание курса

14

Рекомендуемая литература

29

Тематика рефератов

31

Образец оформления титульного листа реферата


33

Вопросы к экзамену

34

Хронологическая таблица

35

Схемы управления

51

ВВЕДЕНИЕ

Изучение курса «Отечественная история» является необходимой частью подготовки дипломированного специалиста в высшем учебном заведении.

Нередко студенты негуманитарных факультетов предвзято относятся к изучению внесенных в программу общеобразовательных гуманитарных дисциплин, одной из которых является отечественная история. Им кажется, что лучше было бы эти часы отдать на изучение специальных дисциплин, необходимых в их будущей работе.

Однако не следует забывать, что работа – это лишь некоторая часть большой и многообразной человеческой жизни, которая никак не может быть сведена к чему-то одному. По самой своей сути жизнь человека есть непрерывный процесс формирования и развития его личности. Об этом прекрасно сказал один из лучших русских поэтов Н. С. Гумилев:

«Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.»

Однако как бы ни менялась человеческая душа, переходя из детского состояния во взрослое, в ней всегда есть некие основы, на которых она зиждется. К таким основам можно отнести и национальное самосознание, отношение к своей стране и своему народу. Оно может быть сложным и неоднозначным, не во всем положительным и порой весьма далеким от восхищения, потому что любить – это не значит слепо восхищаться. Человек может и должен осознавать не только достоинства, но и недостатки своей страны, своего народа. И это национальное чувство есть одна из важнейших и неотъемлемых сторон его личности. Не бывает «людей ниоткуда». Мы не выбираем время и место своего рождения, они даются нам изначально и слишком многое определяют в нашем сознании. Полноценная и нормальная человеческая личность не может сформироваться и существовать без осознания своей национальной принадлежности. Многое в этом смысле мы получаем автоматически, с рождения воспитываясь в определенной языковой и культурной среде. Но по мере взросления человек должен проявлять осознанный интерес к истории и культуре своего народа, потому что без этого невозможно понять себя и окружающий мир. Во всех странах изучение родной истории и культуры является неотъемлемой частью среднего и высшего образования, потому что цель образования состоит не только в том, чтобы дать человеку некие знания, но также и в формировании полноценной зрелой личности, обладающей определенным мировоззрением и необходимыми навыками интеллектуальной деятельности. Пожалуй, это даже важнее, потому, что в современных условиях многие специальные знания быстро устаревают и нуждаются в постоянном пополнении, а личностные качества человек проносит через всю жизнь. Есть и еще один момент, о котором не следует забывать: народ, не желающий знать свою историю и культуру, постепенно деградирует и исчезает, растворяясь среди других народов.

Поэтому курс отечественной истории в программе вуза является необходимой составной частью. Он позволяет создать представление об основных этапах развития нашей страны, о важнейших исторических событиях и личностях, о наиболее существенных закономерностях экономического, политического, социального и культурного процесса в тысячелетней российской истории. Это позволяет студенту самостоятельно и осознанно проанализировать и понять историю своей страны, ее место в мировом историческом и культурном процессе, современное состояние и возможные перспективы дальнейшего ее развития, глубже осознать на мировоззренческом уровне неразрывную связь отдельной личности с историей и культурой своей страны. Основные требования, предъявляемые к уровню и характеру знаний студента во время экзамена и при проверке реферата, предполагают наличие отчетливых представлений об основных этапах отечественной истории. Студент должен быть в состоянии проследить основные закономерности экономического, политического, социального и культурного развития страны в ту или иную эпоху, уметь охарактеризовать как период в целом, так и отдельные исторические события, дать им определенную оценку с точки зрения общей картины российской истории. Необходимым условием является также то, что студент должен иметь конкретное представление о наиболее заметных исторических деятелях, а также о развитии искусства, науки и общественной мысли в нашей стране, в том числе о развитии исторической науки.

Активное владение материалом, самостоятельное его осмысление и оценка, четкое изложение свидетельствуют о высоком уровне освоения предмета студентом и является необходимым условием для получения отличной оценки.
Организационные рекомендации

Предлагаемая методическая работа для студентов подготовлена на основе примерной программы курса «Отечественная история» в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Работа содержит основные требования, предъявляемые студентам ИГСХА, изучающим историю России, рекомендации для самостоятельного изучения этой дисциплины, тематику рефератов, список литературы и экзаменационные вопросы, приложение.

Согласно учебным планам факультетов студенты ИГСХА изучают дисциплину «Отечественная история» на 1 курсе и сдают экзамен.

Изучая дисциплину «Отечественная история» вы должны обратить внимание на основные проблемы, дать общую характеристику отдельных периодов, указать на взаимосвязь происходящих в обществе процессов, дать общую картину более чем тысячелетней истории нашей страны.

Все формы учебного процесса требуют от студента активной умственной деятельности.

Доклад не может представлять собой простое изложение почерпнутых из литературы сведений, он должен содержать анализ, исследование рекомендованного материала и обоснованные выводы по избранной теме. Нужно внимательно ознакомиться с соответствующим теме разделом учебника и рекомендованной литературой, чтобы войти у круг проблем, связанных с избранной темой. Затем делаются необходимые закладки и выписки ( с указанием источника) по отдельным вопросам в виде цитат или пересказа. При отборе материала нужно стремиться к разностороннему и полному освещению темы, строго соблюдая хронологические рамки и перечень важнейших вопросов, чтобы не уклониться в сторону. После этого можно составить план доклада и приступить к написанию его текста. Опыт показывает, что лучше всего писать доклад дословно, т.к. редко кто из студентов 1 курса владеет навыком свободного устного изложения темы по плану-конспекту. Объем доклада определяется его продолжительностью, которая обычно колеблется в пределах 10-15 минут.

Доклад должен состоять из следующих частей:

  1. План;

  2. Введение, которое содержит постановку вопроса, место проблемы в истории данного периода и направление, в котором она рассматривается, а также анализ использованной литературы и источников;

  3. Основная часть работы, подразделенная на несколько вопросов позволяет раскрыть тему, определить ее общеисторическое значение, выделить характерные черты и особенности рассмотрения данной темы на современном этапе развития исторической науки, указать на степень ее изученности;

  4. Заключение (выводы) завершает рассмотрение темы, оно включает важнейшие выводы, к которым пришел студент на основе анализа литературы и источников;

  5. Библиография (список литературы и источников)

Все сообщаемые в докладе факты и положения должны быть доказаны материалом их литературы и источников, подтверждены конкретными ссылками на них.

Ссылки делаются непосредственно в тексте доклада или под основным текстом на данной странице доклада. Дословные цитаты обязательно берутся в кавычки. Список литературы оформляется в соответствии с определенными правилами, по поводу которых следует проконсультироваться в библиографическом отделе библиотеки.

Наиболее часто встречаются следующие типичные ошибки студентов при подготовке доклада (или при написании реферата):

  • Недостаточно четко понята тема, что не позволяет правильно составить план и раскрыть проблему;

  • Неполнота составленного плана также отражается на содержании работы;

  • Слишком односторонняя постановка вопроса не позволяет увязать тему с конкретной исторической обстановкой рассматриваемого периода;

  • Не всегда дается характеристика литературы и анализ источников;

  • К рассмотрению темы студент подходит слишком издалека, выходя за поставленные рамки вопроса;

  • Выводы в заключении могут быть шире изложенного в докладе материала, т.е. оказываются неподтвержденными;

  • Возможны неточности и фактические ошибки в датах, именах, цифрах и т.п.

Следует просмотреть подготовленный текст доклада с учетом этих возможных ошибок и внести необходимые поправки.

Готовый текст нужно несколько раз внимательно прочесть, подчеркнув основные мысли и выделив важнейшие моменты. Конечно, не следует учить доклад наизусть. Желательно ознакомиться с ним настолько хорошо, чтобы быть в состоянии свободно излагать его, заглядывая в текст. Наиболее типичным вариантом неудачного выступления является монотонное (а иногда сбивчивое) чтение текста доклада, не позволяющее студентам в группе понять его суть и сделать какие-то записи.

Реферат. Одной из важнейших форм самостоятельной работы студента-заочника является написание реферативной работы, в ходе которой студент должен достаточно подробно изучить литературу и источники по избранной теме, а затем по возможности полно и разносторонне изложить эту тему в соответствии с составленным им планом работы. Наличие в реферате плана и списка использованной литературы является обязательным условием его оформления. Выбор темы реферата может быть сделан на основе списка предлагаемых тем, содержащегося в данном пособии. Каждая из тем сопровождается в этом списке некоторым количеством рекомендуемой литературы.

При подборе литературы к реферату необходимо учитывать, что постоянно появляется новая литература и исследования, поэтому не следует ограничиваться только рекомендованной литературой. Анализ литературы и источников, используемых при написании реферата, предполагает и критическое отношение автора к ним.

Следующий этап - изучение литературы. Этот этап нужно правильно организовать. Для этого используйте следующую систему:

-внимательно просмотрите книгу, вдумавшись в эпиграф, предисловие, оглавление. Это даст общее представление о содержании книги;

-прочитайте и продумайте прочитанное, разберитесь в непонятных местах, при необходимости используя словарь или энциклопедию;

-по ходу чтения делайте выписки отдельных цитат, понравившихся мыслей, выражений, примеров и т.д. При этом избегайте длинных выписок, помечайте номера страниц, откуда выписка сделана.

После этого продумайте то, что прочитали. Все это позволит вам составить схему изложения материала.

Студент имеет право самостоятельно сформулировать для себя тему реферата и подобрать к нему необходимую литературу. Такая инициатива является свидетельством активного осознанного подхода студента к учебному процессу. При этом, правда, следует понимать, что тема реферативной работы не должна быть слишком узкой, сводиться к копанию в мелких курьезных фактах или деталях биографии каких-либо исторических деятелей. Работа должна быть посвящена рассмотрению какого-либо периода в истории страны, отдельного крупного исторического события, какой-либо важной закономерности или проблемы отечественной истории в любом аспекте её развития (экономическом, политическом, социальном, культурном и т.п.). Если же темой реферата будет избрана крупная, исторически значимая личность, то основное внимание следует уделить, конечно, не биографии и деталям личной жизни (они должны быть представлены довольно кратко и создать некий общий фон), а той деятельности, которая позволила этому человеку занять столь важное место в отечественной истории.

Конечно, выбор темы реферата должен в первую очередь определяться интересами и познаниями самого студента, однако определенную роль при этом может играть также доступность для него той или иной литературы. Следует отметить, что список рекомендованной литературы не носит обязательного характера. В настоящее время издается достаточно много литературы по отечественной истории. Кроме того, с успехом может быть использован (особенно по дореволюционному периоду) целый ряд работ, изданных давно и считающихся классическими. Труды Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, В. Л. Янина, Р. П. Скрынникова, М. В. Нечкиной, А. А. Зимина, Н. Я. Эйдельмана и многих других российских и советских историков ни в коей мере не утратили своего научного значения. Немалый интерес в этом плане представляют и труды видных иностранных историков и ученых.

После того, как избрана или самостоятельно сформулирована тема реферата и подобрана необходимая литература, следует внимательно ее изучить и составить план реферата. Обычно это 3-5 основных вопросов, которые при желании могут быть разбиты на отдельные подвопросы, а также введение и заключение. Затем в соответствии с этим планом пишется сама работа, объем которой должен быть в пределах 20-25 страниц машинописного текста. Допускаются различные виды оформления работы. Она может быть написана от руки на листах бумаги (формат А-4), напечатана на пишущей машинке или принтере.

Части работы по порядку идут следующим образом:

1.Титульный лист

2.План с указанием страниц

3.Текст вступления

4.Текст основной части / делится на вопросы и подвопросы, каждый из которых имеет свой заголовок /

5.Текст заключения

6.Список использованной литературы. На этом же листе ставятся подпись автора и дата завершения работы.

Страницы реферата должны быть пронумерованы. Цитаты в тексте нужно брать в кавычки, причем все цитаты должны сопровождаться ссылками на их источник. Библиографические ссылки в контрольной работе приводят во всех случаях прямого или косвенного цитирования и заимствования, в частности при заимствовании фактов, идей, положений, определений.

Источник, на который ссылается автор реферата должен быть указан внизу страницы в сноске под чертой в соответствии с номером ссылки. Обязательно указывается страница в источнике, с которой была взята цитата.

Кроме вопросов реферата, которые составляют основную его часть и в которых раскрывается все содержание вашей темы, в план входят вступление и заключение.

Вступление. В нем студент дает общее представление о теме, раскрывает ее значение, характеризует источниковую базу темы реферата, формулирует поставленную задачу, которую он должен выполнить в своей работе.

Заключение. В нем кратко подводятся итоги всей работы, четко формулируются выводы, вытекающие из рассмотренной в работе проблемы.

Приступая к написанию реферата, сначала нужно продумать его черновой вариант. И только после его проверки, дополнений и исправлений, тщательного редактирования его как единого целого можно писать работу набело. При этом необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

-четкость, логичность и последовательность изложения материала предполагают строгое соответствие излагаемого плану работы, логическую связь между вопросами и подвопросами, недопущение противоречивости, а также повторения одних и тех же положений.

-самостоятельность изложения означает, что реферат должен быть написан простым и ясным языком, без "книжных" и наукообразных фраз и выражений, в ней должна отчетливо прослеживаться ваша собственная мысль. Совершенно недопустимо механическое переписывание готовых текстов из различных источников и учебной литературы.

-творческий подход к работе тесно связан с предыдущим параграфом и проявляется в самостоятельной, оригинальной обработке и изложении материала. Он проявляется в том, что автор реферата не просто пассивный пересказчик чужих мыслей, а активный их защитник или противник, в том, что у него есть собственное отношение к идеям высказанным в работе, собственная позиция.

-доказательность, наглядность и убедительность работы: нельзя ограничиваться декларированием / т.е. провозглашением / тех или иных положений. Каждый выдвинутый тезис должен быть теоретически доказан и подкреплен соответствующим материалом / примером из истории, документом, цитатой из работ знаменитых историков, философов и т.д. /

Но в то же время не следует перегружать реферат многочисленными, а главное однородными примерами, фактами и цитатами. Для подтверждения рассуждений автора достаточно привести один-два примера из ряда аналогичных данных.

В список литературы включают источники, содержащие материал, использованный студентом при подготовке контрольной работы. При этом не следует увлекаться количеством цитируемых источников. Примерное количество источников должно составлять не менее 5 - 7 наименований. Все перечисленные в списке работы нумеруют. Список литературы составляется в алфавитном порядке. Однако в начале списка необходимо выделить решения, указы, постановления правительств, законы, приказы и иные нормативные акты. Вслед за указанными материалами располагается вся остальная литература.

Следует отметить, что поверхностное или небрежное отношение к выполнению реферата весьма невыгодно характеризует самого студента и его отношение к учебе. Напротив, осмысленное и последовательное изложение избранной темы на основе тех или иных источников в соответствии с основными требованиями свидетельствует о добросовестности и серьезности автора, показывает его умение работать с литературой, навыки интеллектуальной деятельности, а также трудолюбие и добросовестность.

Реферат должен быть написан грамотно, без ошибок, тщательно проверен, аккуратно оформлен. Обложка оформляется в соответствии с установленными требованиями (см. образец в приложении).

Консультации позволяют студенту получить ответ на возникшие у него в ходе самостоятельной работы вопросы, выявить неточности и пробелы в его знаниях и скорректировать дальнейший ход изучения курса. Однако большой объем изучаемого материала предполагает не только работу на лекционных и семинарских занятиях, консультациях, но и самостоятельную работу студента над литературой и источниками.

Экзамен. Итоги всей учебной работы над курсом подводятся на экзамене, который является основной формой проверки знаний студентов. Хорошо знающий материал студент чувствует себя на экзамене уверенно и обычно это является результатом правильно организованной подготовки, составляющей последний этап самостоятельной работы.

Экзаменационный билет содержит обычно 2 вопроса, относящиеся к разным периодам истории. Список вопросов к экзамену содержится в данном методическом пособии, как и список рекомендуемой литературы.

Нужно уметь на экзамене спокойно и внимательно продумать, четко сформулировать и подать свой ответ, а также быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя. Ответ на вопрос должен быть конкретным, раскрывающим основную сущность события или процесса, содержащим не только связно изложенный материал, но и важнейшие теоретические моменты (особенности исторической обстановки; предпосылки и причины событий и процессов; важнейшие итоги и последствия, историческое значение ), завершаться ответ должен обобщающими выводами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Т е м а 1. Происхождение славян. Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси.

Три гипотезы о месте появления первых славянских племен. Хозяйство, быт, культура и религия восточных славян. Геополитическое положение славянских племен. Предпосылки образования древнерусского государства.

Причины появления государства, княжеская власть и ее функции. . Киевская Русь в X–XI вв. как раннефеодальное государство: политический строй, общественные отношения, формы земледелия, основные черты экономического развития.

Княжение Олега и Игоря. Восстание древлян. Княжение Ольги и Святослава, Владимир I Святославович.

Крещение Руси. Причины принятия единой государственной религии. Причины принятия христианства именно от Византии. Влияние православия на развитие русской истории и культуры. Ярослав Мудрый, «Русская Правда». Внешняя политика Киевской Руси в XI в.

Русь в конце XI-XII вв. Межкняжеские усобицы. Владимир Мономах.

Культура и быт Киевской Руси. Древнерусская народность. Роль городов в развитии культуры. Образ жизни основных слоев населения (феодалы, ремесленники и купцы, крестьяне).

Языческие традиции и верования. Устное народное творчество. Художественное ремесло и декоративно-прикладное искусство.

Влияние христианства на культуру и быт. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». Значение летописания. «Повесть временных лет». Распространение грамотности среди населения. Развитие живописи и зодчества.

Историческое значение Древнерусского государства и его культуры.
Т е м а 2. Феодальная раздробленность Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Новгородская республика

Причины появления феодальной раздробленности и специфика феодальной раздробленности Руси.

Обособление северо-восточной Руси от Киева. Ростово-суздальское княжество. Юрий Долгорукий, его внутренняя политика. Первое упоминание о Москве. Княжение Андрея Боголюбского. Всеволод Большое гнездо.

Южнорусские земли: Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. Ярослав Осмомысл. Даниил Галицкий.

Республиканский строй Новгорода Великого как один из вариантов возможного развития Руси.

Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности.
Тема 3 . Борьба славян против иноземных захватчиков.

Установление ордынского ига.

Объединение монголо-татар под властью Чингисхана. Завоевание монголо-татарами Китая, Средней Азии, Закавказья. Битва на реке Калке. Нашествие Батыя на Русь. Потери, понесенные русскими землями в ходе нашествия. Возникновение монголо-татарского государства Золотая Орда. Русь под властью ордынских ханов. Отношения русских князей с Ордой. Упадок экономики и культуры русских земель во второй половине XIII-начале XIV вв. Влияние ордынского завоевания на развитие русской истории и культуры.

Борьба русских княжеств с агрессией католической Европы. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Причины вторжения крестоносцев на Русь и их цели. Разгром шведских рыцарей на реке Неве. Вторжение немецких крестоносцев в новгородские земли. Ледовое побоище. Историческое значение победы на Чудском озере. Александр Невский как полководец и государственный деятель.
Т е м а 4. Образование российского централизованного государства. Свержение ордынского ига

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV – XV вв. Рост феодального землевладения и эксплуатации крестьян. Закономерность и необходимость объединения русских земель.

Причины образования российского централизованного государства и специфика исторического развития России. Соперничество Москвы и Твери в начале ХIV в. Усиление Москвы и причины победы Москвы над Тверью. Иван Калита. Роль церкви в объединении русских земель и борьба против ордынского ига. Сергий Радонежский. Княжение Дмитрия Донского. Куликовская битва, и ее историческое значение. Рост национального самосознания. Феодальная усобица 30–40-х гг. ХV в. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Свержение ордынского ига. Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Ярославского и Тверского княжеств, Новгородской и Пермской земель. Формирование Московского централизованного государства. Начало юридического оформления крепостного права. Судебник 1497 г. Развитие феодального землевладения: поместье и вотчина, монастырское землевладение. Боярская Дума. Образование приказов. Наместники.

Политическая борьба в России в конце ХV – начале ХVI вв. по вопросу престолонаследия. Светская власть и церковь, нестяжатели и иосифляне. Василий III. Боярское правление 1538–1548 гг.

Т е м а 5. Россия во второй половине XVI в.

Территория и население России в XVI в. Экономическое развитие России в XVI в. Состояние феодального ремесла и характер русского города. Развитие земледелия. Формирование государственно-крепостнической системы, указ о «заповедных годах» и об «урочных летах». Развитие сословно-представительной монархии и усиление власти монарха в 40-х – начале 60-х гг. Коронация царя, Судебник 1550 г. Земские соборы. Реформы местного управления, судебной и налоговой системы. Развитие приказов. Организация русского войска: стрелецкие полки, дворянское ополчение. «Уложение о службе».

Успехи внешней политики в «доопричный» период правления Ивана Грозного. Взятие Казани и Астрахани, начало присоединения Северного Кавказа. Начало движения на Восток. Поход Ермака.

Ливонская война. Опричнина как преждевременная попытка перейти к абсолютной монархии по типу азиатской деспотии. Разорение страны опричным террором. Развал армии и государства. Взятие Москвы Девлет-Гиреем в 1571 г. Победа М. Воротынского под Молодями в 1572 г. и конец опричнины. Последствия опричнины. Династический кризис. Конец Ливонской войны. Страна накануне национального кризиса. Царствование Федора Иоанновича. Учреждение патриаршества. Борис Годунов.
Т е м а 6. Социально-экономическое и политическое

развитие России в XVII в.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Положение крестьян и городской бедноты. Социальные противоречия. Появление самозванцев. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Польская и шведская интервенция в Россию. Оборона Смоленска. «Семибоярщина». Захват Москвы. Первое народное ополчение. Второе ополчение под руководством Минина и Пожарского. Роль церкви в освобождении страны и прекращении Смуты. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Михаил Романов. Патриарх Филарет. Основные черты социально-экономического развития страны в XVII в.

Консолидация основных классов феодального общества. Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности. Генезис капиталистических отношений и специфика их развития в России. Углубление разделения труда. Появление мелкотоварного производства. Рост товарной специализации ряда районов страны. Особенность первых русских мануфактур, их государственный и крепостнический характер. Складывание всероссийского рынка. Укрепление российского купечества. Завершение процесса формирования государственно-крепостнической системы.

Правление Алексея Михайловича. Государственный строй в России в XVII в. Усиление тенденций к абсолютизму. Соборное уложение 1649 г. Падение роли Боярской Думы. Прекращение созыва Земских Соборов. Централизация управления Приказами. Реформы армии (полки нового строя). Отмена местничества. Воеводское управление на местах.

Народные движения. Городские восстания. «Медные бунты». Восстание С. Разина: причины восстания, ход восстания, причины поражения, историческое значение.

Церковный раскол. Дело патриарха Никона. Протопоп Аввакум. Старообрядчество. Христианизация нерусских народов Поволжья, Урала, Сибири. Освоение и исследование Сибири. С. Дежнев. В. Поярков. Е. Хабаров. В. Атласов. Политика царизма по отношению к народам Сибири. Ясак.

Основные направления внешней политики России в XVII в. после выхода страны из национального кризиса начала XVII в.: возвращение западно-русских земель, отвоевывание выхода к Балтийскому морю, оборона южной границы от нападений кочевых народов, прежде всего крымских татар. Система международных отношений в Европе и место России в европейской системе. Невозможность одновременного решения стоящих перед Россией внешнеполитических проблем.

Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война 1654–1667 гг. Война России со Швецией 1656– 1661 гг. Окончание русско-польской войны. Андрусовское перемирие 1667 г.

Обострение противоречий России и Речи Посполитой с Османской империей. Русско-польский оборонительный союз против Турции. Войны Речи Посполитой и России против Османской империи в 1672–1681 гг. Бахчисарайский мир 1681 г.

Попытки Польши и Австрии втянуть Россию в новую войну с Турцией. «Вечный Мир» 1686 г. Крымские походы В.В. Голицына.

Эволюция геополитических проблем России: от борьбы за возвращение западно-русских земель к воссоединению Украины и Белоруссии с Россией, от обороны южной границы к борьбе за выход к южным морям, от борьбы за выход к южным морям к борьбе за выход к Балтийскому морю.
Т е м а 7. Культура и быт народов России в XIV-XVII в.

Упадок русской культуры в результате монголо-татарского нашествия и новый подъем в ее развитии со 2 половины XIV в. образование русского этноса. Технические новшества. Появление бумаги. Развитие литературы и устного народного творчества, «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Развитие летописания. «Хронограф». Описания путешествий. «Хождение за три моря» А. Никитина. Развитие живописи. Феофон Грек. Андрей Рублев и его школа. «Троица». Дионисий.

Развитие церковного и гражданского зодчества: монастыри, соборы, крепостные сооружения. Жилые здания. Строительство Московского Кремля и его архитектурного ансамбля. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Бонфриязин и другие иностранные архитекторы. Возникновение шатрового стиля в русской архитектуре.

Влияние общественно-политической ситуации в стране на развитие русской архитектуры. Повышение уровня грамотности. Появление и развитие книгопечатания. И. Федоров и его деятельность. Развитие литературы. Летописание. «Степенная книга», «Лицевой летописный свод», «Казанский летописец». Жития святых. «Четьи Минеи». Эпистолярный жанр. Переписка И. Грозного с А. Курбским. «Домострой». «Азбуковники». Развитие фольклора. Исторические песни.

Выработка национального стиля в русской архитектуре. Собор Василия Блаженного. Строительство монастырей в XVI в. Оборонительные сооружения в Москве и др. городах. Смоленская крепость.

Усиление реалистических тенденций в живописи. Появление первых портретов. Росписи Золотой палаты. Икона «Церковь воинствующая».

Развитие декоративно-прикладного искусства в XVI в. Художественное шитье, ювелирное ремесло, декоративная резьба.

Изменения в бытовой культуре. Распространение грамотности среди городского населения. Развитие просвещения и книгопечатания. Печатный двор. Славяно-греко-латинская академия. Расширение связей с другими народами. Развитие литературы. Летописи: «Новый летописец», Сибирские летописи. Исторические повести и сочинения. «Сказание Авраама Палицына». Биографии. «Житие протопопа Аввакума». Стихосложение. Симеон Полоцкий. Сатира. «Служба кабаку». «Повесть о Ерше Ершовиче». Устное народное творчество. Исторические песни. Сказки. Развитие архитектуры. Теремной дворец. Основные черты «Московского стиля». Церковное и гражданское строительство. Каменные кремли и монастыри. «Нарышкинское барокко». Деревянное зодчество. Развитие живописи. Появление реалистических тенденций в руской иконописи. Симон Ушаков. Первые «парсуны». Кризис русского иконописания. Развитие декоративно-прикладного искусства. Театр. Музыка.
Т е м а 8. Россия в первой половине XVIII в. Петр I. Эпоха дворцовых переворотов.

Детство и юность Петра I. Борьба за власть с царевной Софьей. Предпосылки внутренних преобразований в стране. Необходимость выхода к морям. Азовские походы Петра I.

«Великое посольство» и складывание Северного союза России, Речи Посполитой, Саксонии и Дании. Причины Северной войны. Неудачное начало войны. Катастрофа под Нарвой и начало реорганизации армии. Первые успехи. Основание Санкт-Петербурга.

Вступление русских войск в Польшу. Поход Карла ХII на Россию. Измена гетмана И. Мазепы. Сражение при Лесной. Полтавская битва – переломный момент Северной войны. Начало становления России как великой европейской державы. Возрождение Северного Союза.

Наступление русских войск в Прибалтике в 1710 г. Прутский поход 1711 г. Кампания 1712–1713 гг. в Померании. Поход в Финляндию. Сражение у мыса Гангут. Воинский устав 1716 г.

Заключительный этап Северной войны. Дипломатическая борьба по вопросу о мире со Швецией. Сражение у о. Гренгам. Ништадский мир. Итоги Северной войны. Россия – великая европейская держава.

Реформы в системе государственного управления. Сенат. Коллегии. Церковная реформа. Святейший Синод. Городское самоуправление. Утверждение абсолютизма. Образование Российской империи. Указ о престолонаследии. Социальная политика. Привлечение дворян на государственную службу. «Указ о единонаследии». «Табель о рангах». Подушная перепись населения. Усиление эксплуатации народных масс. Восстания в различных районах страны (Астрахань, Дон, Башкирия и др.) как ответ на усиление гнета.

Экономическое положение страны. Развитие мануфактуры и торговли. Политика меркантилизма. Рост налогов и повинностей. Подушная подать. Денежная реформа. Развитие сельского хозяйства. Основные реформы в области культуры. Историческое значение реформ Петра I.

Эпоха дворцовых переворотов после смерти Петра I. Екатерина I. Петр II. Судьба А. Д. Меньшикова. Верховный Тайный совет. Анна Иоанновна. «Бироновшина». Иоанн Антонович. Анна Леопольдовна. Дворцовый переворот 1741 г.
Т е м а 9. Экономическое развитие и социальный строй России

во 2-й половине XVIII в. Внешняя политика страны.

Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Расширение привелегий дворянства. Петр III. «Манифест о вольности дворянства». «Великая революция» Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». Конституционные проекты. Комиссия для составления «Нового Уложения». Учреждение о губерниях. Судебная реформа. «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Введение дворянского и городского самоуправления. Крестьянская война под предводительством Е.И Пугачева. Внутренняя политика Павла I.

Состояние сельского хозяйства и промышленности. Тормозящее влияние крепостничества. Крепостная и вольнонаемная мануфактуры. Посессионные и приписные крестьяне. Развитие торговли. Отмена внутренних торговых пошлин. Политика меркантилизма.

Основные направления внешней политики России 2-й пол. XVIII в. Место России в системе международных отношений. Русско-турецкая война 1736–1739 гг. Семилетняя война. Политика «восточного барьера» и противодействие ей Н.И. Панина. Русско-турецкие войны 2-й половины XVIII в. Россия и разделы Речи Посполитой, вынужденное согласие России на эти разделы. Россия и Великая Французская революция. Отношение к революции Екатерины II и Павла I. Швейцарский и Итальянский походы А.В.Суворова. Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова.
Т е м а 10. Культура и быт в России в XVIII в.

Влияние реформ Петра I на культуру и бытовую жизнь российского населения. Европеизация русской культуры. Изменения в дворянском быту и психологии. «Юности честное зерцало». Придворный быт.

Просвещение и наука. Сословный характер образования. Домашнее образование. Цифирные, солдатские, горные школы. Академия наук и ее деятельность. Научные экспедиции. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Смольный институт. Академия художеств. Кунсткамера. Реформа шрифта. Развитие книгопечатания. Издание газет и журналов.

Историческая наука: В. М. Ломоносов, В. Н Татищев. Общественно-политическая мысль: Ф. Прокопович, И. Посошков, А. Радищев.

Литература: В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин. Светский характер русской литературы XVIII в. Стиль классицизм в русском искусстве.

Изменения в архитектуре. Строительство Петербурга. Загородные дворцы. Д. Трезини. В. В. Растрелли. В. И. Баженов. А. Ф. Кокоринов. М. Ф. Казаков. Д. Кваренги.

Переход к светской живописи: А. Т. Матвеев. И. Н. Никитин. И. П. Аргунов. Мастера портрета: Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Ф. С. Рокотов.

Скульптура: Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

Театр как новый вид искусства. Ф. Г. Волков. Крепостной театр.

Развитие музыки и музыкального театра.

Основные итоги культурного развития России в XVIII в.
Т е м а 11. Россия в первой половине XIX в.

Экономическое районирование страны. Развитие рынка , усовершенствование путей сообщения и транспорта. Первые железные дороги. Ярмарки. Развитие промышленности. Состояние сельского хозяйства и тормозящее влияние крепостничества. Волнения крестьян. «Холерные» и «картофельные» бунты. Разложение крепостнической системы.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Воспитание и политические взгляды Александра: просветитель Лагарп и генерал Аракчеев. «Дней Александровых прекрасное начало».Попытка ограничения крепостного права, указ «О вольных хлебопашцах». «Негласный комитет» и конституционные проекты. Создание министерств. Либеральные проекты М. М.Сперанского. отставка Сперанского. Генерал Аракчеев и «аракчеевщина». Военные поселения.

Антинаполеоновские войны 1805–1807 гг. Континентальная блокада. Стремление Франции к мировому господству. Дипломатическая подготовка России к войне. Военная подготовка и крепостнический строй России. Планы Наполеона. Отечественная война 1812 г. Ход военных действий на первом этапе. Планы Кутузова. Сражение при Бородино и сдача Москвы. Значение флангового марш-маневра на Тарутино. Партизанское движение. Причины движения Наполеона из Москвы на юг. Тарутино, Малоярославец. Березина. Причины победы России. Заграничный поход. «Священный союз». Влияние войны на ситуацию в России и русское общество. Предпосылки движения декабристов. Идейные истоки движения декабристов. Влияние Отечественной войны 1812 г. Преддекабристские тайные общества. Союз Спасения. Союз Благоденствия Северное и Южное общества. Общество Соединенных славян. Конституционные проекты Н. Муравьева и П. Пестеля. Восстания в Петербурге и на Украине. Последствия движения декабристов. Декабристы в Сибири.

Внутренняя политика Николая I. Развитие российской бюрократии, рост роли чиновников в обществе. Отчуждение общества от политической власти. Политическая реакция и гонения на свободомыслие. III Отделение. Корпус жандармов. Цензура. Попытки решения крестьянского вопроса. Реформы П. Д. Киселева. Кодификация законов. Правительственная политика в области образования.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconУчебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации для студентов заочного отделения нижний...
Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации для студентов по специальности «Экономика...
Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного отделения
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей факультета заочного обучения
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические указания и задание для контрольной работы с. Список...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного обучения и предусматривают освоения курса знаний теоретического и...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие...
«История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconПоложение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации...
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения мда
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы по...
Предназначены для студентов – заочников начального обучения педагогического факультета тгпи им. Д. И. Менделеева. Цель данных рекомендаций...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические указания и рекомендации по подготовке, оформлению и...
Методические указания и рекомендации по подготовке реферата для студентов – Иркутск: ноу впдо бги, 2015 г. – 29 с
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические рекомендации по выполнению слушателями факультета заочного...
Методические рекомендации предназначены для слушателей Факудьтета заочного обучения Краснодарского университета мвд россии и являются...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconУчебно-методические рекомендации по дисциплине «плавание» для студентов...
Всего 28 часов. Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме выполнения практических нормативов, а также теоретического...
Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 iconМетодические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов...
Методические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов вечернего и заочного отделения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск