Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика»





Скачать 201.35 Kb.
НазваниеУчебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика»
Дата публикации27.11.2014
Размер201.35 Kb.
ТипУчебный курс
100-bal.ru > История > Учебный курс




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине __________История Отечества_______________________

По направлению подготовки_______________Педиатрия (060103)_______

Курс ____________________________________________1______________

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)________зачет__________

Кафедра __________________гуманитарных наук_____________________

Трудоемкость дисциплины _108__(час.)/_3__(зач. ед.)

Архангельск, 2012

1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:

- формирование у студентов целостного видения исторического процесса в единстве всех его характеристик.

Задачи:

- изучение студентами истории возникновения и развития российского государства, эволюции политической системы, экономического и социального развития страны, международных отношений, общественного развития;

- овладение студентами навыками анализа событий и явлений отечественной истории, в усвоении знаний историографического и источниковедческого характера;

- выработать у студентов умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления, владеть сравнительно-историческим подходом к фактам отечественной истории, аргументировать свои суждения и вести политическую дискуссию демократическими средствами;

- привить чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину, сформировать подлинную гражданственность на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и региональных традиций.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки клиническая психология. История Отечества –комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

История Отечества относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающих общекультурное развитие и философско-методическую подготовку.

Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика», «Социология», «Политология», «Философия», «Логика», «Эстетика» и «Культурология». В свою очередь, основные положения курса История Отечества - основа для формирования гражданственности, патриотизма и идентичности. Изучение курса истории способствует формированию личности специалиста, а также является основой для изучения других теоретических учебных курсов, относящихся к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-№ 1


способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

ОК-№ 2

способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи.

ОК-№ 3

способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

ОК-№ 4

способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности

ОК-№ 7

способность и готовность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности

ПК -№

Профессиональные компетенции

22

владение навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия исторической науки, закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;

- важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления;

- логику и принципы ведения исторических дискуссий в условиях плюрализма мнений.
Уметь:

- применять полученный фактический материал при изучении других учебных дисциплин (социологии, политологии, конфликтологии, экономики);

- пользоваться методами и методологией исторической науки при дальнейшей учебной и научной деятельности;

- студент должен приобрести навыки ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов.
Владеть:

- культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации

- основным теоритичесиким материалом дисциплины, а также навыками их практического использования

- навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления докладов и рефератов

- навыками участия в научных дискуссиях и выступления с докладами
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

1

В том числе:







Лекции (Л)

24

1

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

48

1

Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

36

1

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


108

1


5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

2

Введение в дисциплину.

Функции исторического знания – познавательная, воспитательная, прогностическая, социальной памяти, практически-рекомендательная. Основные методы изучения истории – сравнительный, системный, типологический, ретроспективный, идеографический. Основные источники изучения истории (летописи, архивные источники, материальная и духовная культура, «устная история»).

Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие. Основные концепции истории общества (формационный, цивилизационный). Типы цивилизаций. Влияние геополитических факторов на историю.

Основные научные концепции отечественной истории («антинорманская теория» М.В. Ломоносова, В. Татищев, Н. Карамзин. Историко-географическая школа В. Ключевского. Марксистский подход к истории России Н. Покровского). Современная историческая методология (историко-антропологический подход, синергетический, новая социальная история, теория модернизации и проч.)

Геополитическое положение и его влияние на направление и характер исторического развития России. Менталитет русского народа. Место и роль России во всемирной истории.


3

Древнерусское государство. IX-XIV вв.

Происхождение и расселение восточных славян; их занятия, социальная система, верования.

Образование древнерусской государственности. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Русь и Византия. Русь и Западная Европа. Русь и степные народы. Социальные группы в древнерусском государстве.

Принятие христианства и роль православия в русской истории. Этническая и конфессиональная специфика русской государственности.

Борьба с внешней агрессией Древнерусского государства.

Феодальная раздробленность: причины, специфика, последствия. Экономическая и политическая история русских земель в период раздробленности (Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество) и исторические судьбы древнерусской народности.

Татаро-монгольское иго и его роль в истории русского народа.

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества.


4

Русское централизованное государство. XV-XVII вв.

Формирование Русского централизованного государства. Политическая деятельность Ивана III Великого.

Оформление крепостничества.

Россия на пороге нового времени: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного; «Смутное время»; политическое и экономическое развитие государства в XVII веке. Эволюция государственного строя.

Предпосылки Петровских преобразований.


5

Российская империя в XVIII – первой половине XIX века.

Реформы Петра Великого и попытка модернизации России.

«Дворцовые перевороты» и их влияние на эволюцию политической системы и экономического строя. Развитие социальной системы на протяжении XVIII в.

Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой. Окончательное оформление абсолютизма и крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Реформы Александра I: от либерализма к консерватизму. Реформы Николая I: политика «официальной народности». Крестьянский вопрос и пути его решения.

Общественно-политические движения в первой половине XIX века. Декабристы. «Западники» и «славянофилы». Европейская революция и Россия.

Внешняя политика: Отечественная война 1812 года; расширение границ Российской империи; Крымская война и ее политические последствия.


6

Эпоха войн и революций. Конец XIX – 1920 гг.

Реформы 1860-80-х годов (реформы Александра II и «контрреформы» Александра III) и их последствия. Вхождение России в систему мировых связей.

Основные направления в общественном движении (либеральное, консервативное, радикальное). Основные течения в народничестве (пропагандистское, заговорщицкое, бунтарское). Эволюция теории «русского социализма»; русский марксизм. Социал-революционное и социал-демократическое движение.

Внутренняя политика царизма. Национальный вопрос в России. Первая русская революция и либерализация общественной жизни.

Внешняя политика царизма. Усилия по ликвидации последствий Парижского мира. Балканский вопрос. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-японская война.

Участие России в Первой мировой войне. Назревание общенационального кризиса.

Февральская революция и ее последствие. Сущность двоевластия, изменения в расстановке сил весной-осенью 1917 г., большевизация Советов.

Революционные событии 24- 26 октября 1917 года, решения II Всероссийского съезда Советов, первые декреты Советской власти,. Установление власти большевистской партии. Преобразования в сфере государственного управления и экономики, решение национального и социального вопросов. Брестский мир и его значение

Гражданская война и ее результаты. Роль иностранной военной интервенции. Причины победы большевиков. Сущность и основные мероприятия политики «военного коммунизма».



7

Становление нового уклада жизни в России. 1920-е – 1980-е гг. Эпоха социализма.

Формирование новой политической системы. Конституции 1918 и 1936 гг.: общее и различия. Эволюция советского строя от «республики Советов» до полной централизации политической власти. Создание однопартийной системы. Конституция 1977 г. Вожди правящей партии – В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев.

Экономическая политика. Причины перехода к новой экономической политики. Основные мероприятия НЭПа. Форсированное строительство социализма в 1930-е гг. (индустриализация промышленности, коллективизация сельского хозяйства). Формирование административно-командной системы управления экономикой. Экономические реформы 1960-х гг., их цели и результаты.

Национальная политика. Национальная программа большевиков. Развал Российского государства и создание Советского Союза. СССР и международное коммунистическое движение.

Социальная политика. Изменение социальной структуры советского общества.

Культурная политика. Борьба с неграмотностью. «Культурная революция» 1930-х гг.: положительные и отрицательные стороны. Достижения СССР в освоении космоса и использовании ядерной энергии.

Внешняя политика СССР. Доктрина мировой революции. Признание Советской России и СССР мировым сообществом. Антисоветская деятельность «белой эмиграции». Нарастание военного напряжения со второй половины 1930-х гг. Военные конфликты с Японией. Пакт о ненападении с фашистской Германией. Участие СССР в первом периоде Второй мировой войны (1939 – июнь 1941 гг.)

Великая Отечественная война Советского народа. Причины поражения начального этапа войны. Создание антифашистской коалиции. Источники победы советского народа. Ялтинская конференция и послевоенное устройство Европы и мира. Участие СССР в войне с Японией.

СССР и геополитическая ситуация в мире в 1950-80-х гг. Раскол мира на две противоборствующие системы и начало «холодной войны». Внешнеполитическая доктрина СССР 1960-1970-е гг. (возможность сосуществования государств с различной политической системой). Взаимоотношения СССР с развитыми странами и странами «третьего мира». Война в Афганистане. СССР во главе мировой социалистической системы. Проявления нарастания кризиса мировой системы социализма.

Перестройка М.С. Горбачева, ее предпосылки и последствия. Изменения в экономической, политической, социальной сферах в период перестройки. Демократизация общественной жизни. Сущность и основные события политики «нового политического мышления».


8

Россия в эпоху реформ. 1990-е – 2011 гг.

Распад СССР как результат кризисных явлений. Образование Российской Федерации. Первый президент РФ Б.Н. Ельцин. Формирование новой политической системы. Экономические реформы и их результаты. Новая национальная, социальная, культурная политика.

Основные тенденции социально-политического развития на современном этапе (президенты В.В. Путин, Д.А. Медведев). Новая концепция внешней и внутренней политики.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Разделы

Л

ПЗ

Всего часов

1

2

3

4

5

1.

Введение в дисциплину.

2

2

4

2.

Древнерусское государство. IX-XIV вв.

4

8

12

3.

Русское централизованное государство. XV-XVII вв.

4

8

12

4.

Российская империя в XVIII – первой половине XIX века.

4

8

12

5.

Эпоха войн и революций. Конец XIX – 1920 гг.

4

8

12

6.

Становление нового уклада жизни в России. 1920-е – 1980-е гг. Эпоха социализма.

4

8

12

7.

Россия в эпоху реформ. 1990-е – 2011 гг.

2

6

8


6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Введение в дисциплину

-

-

2

Древнерусское государство IX-XIV вв.

Посещение музея

2

3

Русское централизованное государство. XV-XVII вв.

Посещение музея

2

4

Российская империя в XVIII – первой половине XIX века.


Посещение музея

4

5

Эпоха войн и революций. Конец XIX – 1920 гг.

Посещение музея

2

6

Становление нового уклада жизни в России. 1920е – 1980е гг. Эпоха социализма.

Просмотр видеоматериалов, интерактивной карты «Великая Отечественная война народов» СССР»


4

7

Россия в эпоху реформ. 1990е-2011 гг.

-

-

Итого (час.)

14

Итого (% от аудиторных занятий)

19,4%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Становление нового уклада жизни в России. 1920е – 1980е гг. Эпоха социализма.

Работа над сравнительной таблицей

«Социально-экономическое и политическое развитие СССР 1920-1980е годы»

собеседование


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные: собеседование, доклад, защита рефератов и эссе.

- письменные: проверка тестов, эссе, рефератов, конспектов.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2009 [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - 3-е изд., расш. и перераб. - М. : Аспект Пресс, 2010. – 845 с.

  2. Зуев, Михаил Николаевич. История России [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. Н. Зуев. - М. : Юрайт-Издат, 2009.-634с.

  3. История России (IX - начало XXI в.) [Текст] : учеб. для вузов / [Полторак С.Н.[и др.] ; под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Гардарики, 2010. - 479 с.

  4. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] : учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков ; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : ПРОСПЕКТ, 2010. Т. 2. - М.: Проспект, 2010. - 718 с.

  5. История России [Текст]: учебник / А. С. Орлов [и др.] ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 525с.

9.2. Дополнительная литература:

        1. Васильев, А. Ф.  Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? [Текст] / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. - 2005. - № 1. - С. 105 -110 

        2. Карамзин Н.М. История государства российского [Текст] /Н.М. Карамзин.-Т.1-XII.- В 3х книгах.- Калуга: Золотая аллея, 1994.- 345с., 576, 592с.

        3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей в 2-х книгах [Текст] /Н.И. Костомаров.- М.: СВАРОГ, 1994.- 816с., 592 с.

        4. Наймушин, В. Рыночные реформы в России: можно ли разорвать замкнутый круг истории? [Текст] / В. Наймушин // Вопросы экономики. - 2004. - № 10. - С. 114 - 129 

        5. Новопашин, Ю. С. Миф о диктатуре пролетариата [Текст] / Ю.С. Новопашин // Вопросы истории. - 2005. - № 1. - С. 41 - 50 

        6. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории [Текст] / С.Ф. Платонов. - СПб. : Кристалл, 2000. - 835 с

        7. Приходько, М. А. Становление министерской системы управления в России [Текст] / М.А. Приходько // Вопросы истории. - 2004. - № 12. - С. 96 - 104 

        8. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. [Текст] / Б.А. Рыбаков – М.: Просвещение, 1993.- 516с.

        9. Соловьев С.М. Об истории древней России [Текст] / С.М. Соловьев – М.: Просвещение, 1992.- 544с

        10. Шмурло, Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование русского государства (862 - 1462) [Текст] : Учеб.пособие: [В 4 т.]. Т.1 / Е.Ф.Шмурло; Под ред.В.П.Сальникова ; Рос.акад.образования Сев.-Зап.отд. - СПб. : Алетейя, 2000. - 541 с.

9.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

  • http://www.hist.msu.ru/ER/ - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

  • http://www.rsl.ru/ru - Российская Государственная библиотека

  • http://www.nlr.ru/ - Российская национальная библиотека



10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наглядные пособия:

    1. Карты:

- «Происхождение и расселение Восточных славян»;

- битв и сражений (Невская битва, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, и др.)

- границы Московского государства и Российской империи

- интерактивная карта «Великая Отечественная война народов СССР»

2. Слайд-фильмы:

- цикл фильмов «История России с древнейших времен»

- «Петр I»

- «Холодная война»;

В рамках практических занятий по курсу «История Отечества» предусмотрено посещение музейных экспозиций. Темы выставок:

«Древнерусское искусство», «История и культура Поморья», «Русская Искусство 18 – 19 вв.», «Русское искусство первой половины ХХ века»

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconУчебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими...
Родину, сформировать подлинную гражданственность на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и региональных...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconПрограмма и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее...
Усвоение знаний студентов призвано повысить их профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у студентов творческого...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconРабочая программа по дисциплине Международные стандарты аудита
Цели и задачи изучения дисциплины (учебные и воспитательные), ее место в учебном плане, взаимосвязь с другими учебными дисциплинами,...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ооп, в первую очередь с циклом общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в состав которого она входит. Курс связан...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconУважаемые участники олимпиады!
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconАдаптационные эффекты ксенона
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconУтверждаю проректор по ур т. И. Гуляева 2012 г
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconКонсультация муз руководителя волшебница музыка
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconУрок по теме: «Железы внутренней секреции»
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconДиагностика и клинико-морфологическая характеристика вторичного гиперпаратиреоза у собак
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconТема урока: внешнее строение моллюсков и их классификация (7 класс)
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры...
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск