Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ) Специальность - 030401.65История Форма обучения – очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск - 2011 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум/сп. 2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6. СОДЕРЖАНИЕ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 29 5. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 34 1. Пояснительная записка Курс «История средних веков» является частью курса «Всеобщая история» и включён в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием. Учебно-методический комплекс по данному курсу составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История». Учебная дисциплина «История средних веков» относится к общепрофессиональным дисциплинам, изучается студентами исторического факультета на втором и третьем курсах. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в процессе проверки рефератов и индивидуальных заданий, тестовых работ. Итоговый контроль - экзамен. Дисциплина «История средних веков» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Истории мировой и отечественной культуры», отдельные разделы «Всеобщей и отечественной истории» Цели и задачи курса: Цель курса – создать у студентов целостное представление о средневековом мире, показать его специфику и характерные черты. Основными задачами в этой связи является: изучение истории отдельных стран Западной Европы в эпоху средневековья; знакомство студентов со структурообразующими элементами средневекового общества, их функционированием и эволюцией, а также особенностями менталитета; определение основополагающих понятий и выработка системы понятийного аппарата; изучение явлений, характерных для общества и государства Западной Европы; ознакомление с историографическим опытом наиболее важных из рассматриваемых проблем. Важным также представляется знакомство со средневековыми источниками и методами работы с ними. Курс разделен на три дидактические единицы: I ДЕ - Европа в эпоху варварских королевств и раннего средневековья; II ДЕ - Европа в эпоху рыцарства и развитого средневековья; III ДЕ – Европа на пороге Нового времени. 2. Тематический план учебной дисциплины Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
3. Содержание учебной дисциплины 3.1 Содержание лекций ДЕ I. Европа в эпоху варварских королевств и раннего средневековья Введение Аудиторное изучение: Понятия «средние века» и его трактовка в историографии. Этапы становления медиевистики. Хронологические рамки и основные периоды средних веков. Сравнительная характеристика Востока и Западной Европы в средние века. Концепция феодализма в современной исторической науке. Основные структурообразующие компоненты западноевропейской цивилизации. Самостоятельное изучение: Источники по истории средних веков. Тема 1. Варварский и римский миры накануне и в ходе Великого переселения народов. Варварские королевства. Аудиторное изучение: Варварский мир в допереселенческую эпоху. Хозяйственный и общественный строй древних германцев и кельтов в I – IV вв Причины великого переселения народов. Варварский и римский миры: особенности взаимодействия. Завоевания варваров. Падение Западной Римской империи. Варварские королевства после падения империи. Самостоятельное изучение: Социально-экономический кризис в Римской империи и его причины. Тема 2. Формирование государства у франков. Франкское королевство времени правления Меровингов и Каролингов. Аудиторное изучение: Завоевание франками Галлии. Королевство Меровингов. Ореол распространения франков. Первый правитель франков – Хлодвиг. «История франков» Григория Туркского. Причины принятие христианства Хлодвигом. Синкретический характер религиозных верований франков. Слияние франков и галлов. Хозяйственная жизнь и общественный строй франков по данным «Салической правды». Тенденции по укреплению власти короля. Раздел Франкской державы в 511 году. Рост территорий Франкского государства. Роль майордомов в истории Франкского государства. Карл Мартелл. Основание новой династии Каролингов. Пипин Короткий. Франкское королевство эпохи Карла Великого. Сеньориально-вассальные отношения – суть нового государственного устройства. Идея создания единого христианского мира. Империя франков времени правления Людовика Благочестивого. Распад империи Карла Великого. Самостоятельное изучение: Исторические портреты потомков Хлодвига (Хильдеберта, Хлотара). Тема 3. Западная Европа в конце раннего Средневековья. Аудиторное изучение: Политическая карта Европы в IX – XI вв. Набеги норманнов, венгров, арабов. Общая характеристика периода. Западно-Франкское королевство при Капетингах. Установление феодальных порядков. Этнический состав Западно-Франкского королевства. Особенности политического устройства при последних Каролингах. Процесс феодализации и его особенности на французской почве. Политическая раздробленность и королевская власть при первых Капетингах. Филипп I и его окружение. Королевский домен и его роль в усилении личной власти короля. Сеньориально-вассальные отношений при Филиппе I. Система частных контрактов. Основные феодальные владения во Франции. Положение крестьянства. Восточно-Франкское королевство. Складывание королевства тевтонов. Социальные отношения. Саксонская династия. Имперская церковь. Начало экспансии немецких феодалов на Восток. Формирование феодальных отношений. Северная Европа в IX- XI вв. Эпоха викингов. Экспансия викингов в IX – первой половине X вв. Заселение Исландии норвежцами. Общественно-политический строй и особенности повседневной жизни скандинавских государств. Открытие Гренландии и островов Северной Америки. Походы викингов во второй половине X- первой половине XI вв. Держава Кнута Великого. Своеобразие генезиса феодализма в Скандинавских странах. Ангосаксонские королевства в IX- XI вв. Слабая романизация Британии. Два этапа феодализации в англосаксонских королевствах. Устойчивость общинных порядков. Рост крупного землевладения и социальное расслоение крестьянства. Категории зависимого населения. Организация управления в англосаксонских королевствах. Борьба с датчанами. Процессы феодализации в IX – первой половине XI вв. Роль королевских пожалований и раздачи иммунитетных прав в этом процессе. Возобновление датских нашествий и временное подчинение Англии датчанам. Пиренейские государства в VIII – середине XI вв. Вестготское королевство в начале VIII в. Завоевание Испании арабами и берберами. Мусульманская Испания: специфика экономического, политического и социального развития. Городская культура мусульманской Испании. Битва при Ковадонге. Начало Реконкисты. Центры Реконкисты и христианские государства Пиренейского полуострова в X – начале XI вв. Социально-экономический и политический строй Астуро-Леонского королевства. Каталония, Наварра и Арагон в IX - XI вв. Самостоятельное изучение: «Оттоновское возрождение». Итальянские земли до конца XI в. Отсутствие политического единства в Италии. Различия в характерах и темпах складывания феодализма в Северной, Средней и Южной Италии. Особенности развития итальянского города, проблема континуитета. Норманнское завоевание Южной Италии. ДЕ II. Западная Европа и Византия в эпоху рыцарства и развитого средневековья. |
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 29 материалы... Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп | Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой... Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | ||
Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 материалы... Специальность – 230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | ||
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право» | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 материалы... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращённая) на базе среднего профессионального образования | ||
Положение о текущем контроле успеваемости и проведении промежуточной... Контроль качества успеваемости осуществляется в форме итоговой и промежуточной аттестации | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 материалы... Гос впо по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27»... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 13 материалы... Гос впо по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27»... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 13 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27»... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 18 условия... При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | ||
«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников | Цель и задачи промежуточной аттестации Регламентирует содержание и порядок промежуточной аттестации обучающихся гоу центра образования «Школа здоровья» №1679 с целью перевода... |