Скачать 324.72 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики на правах рукописи МИХАЙЛОВА Александрина Сергеевна ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН КАК ВИД ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ХХ ВЕКА (1920-1980-е гг.) Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Москва - 2009 Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор НАЗАРОВ. Ю.В. Консультант: доктор технических наук, профессор ГРИГОРЬЕВ Э. П. Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор ЕФИМОВ А. В., кандидат искусствоведения, профессор КОРЯГИН Е. Б. Ведущая организация: Российский государственный университет туризма и сервиса Защита состоится 22 мая 2009 г. в 11-00 час. на заседании Диссертационного совета Д.217.003.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ, корп. 312). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ. Автореферат разослан 21 апреля 2009 г. Ученый секретарь Диссертационного совета М.М. КАЛИНИЧЕВА Общая характеристика работы Актуальность исследования XX век называют веком дизайна. Зародившись на рубеже XIX-XX вв., дизайн за чуть более чем 100-летнюю историю своего развития превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня он охватывает практически все сферы предметного и средового формообразования, формируя новый мир обитания человека. Динамичное развитие различных направлений дизайна находит свое отражение и в дизайн-образовании, в частности, и у нас в стране1. Дизайн современного постиндустриального общества выходит за рамки традиционной его трактовки, обычно сводившейся к пониманию его как составной части общей проектной культуры, основанной на индустриальном формообразовании. Это, безусловно, новый (с позиции всеобщей истории) динамично развивающийся процесс, который нуждается в своем осмыслении с привлечением новых специфических понятий и требует проведения целенаправленных научных исследований. Особое место в эволюции дизайна занимает история его индустриального периода, в котором собственно и формировался «индустриальный дизайн» как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства ХХ века. В этой связи целесообразно сосредоточить внимание исследования на шестидесятилетнем промежутке времени 1920-1980-х годов. Именно в эти шесть десятилетий раскрываются особенности Исследованность вопроса Первые целенаправленные исследования в области индустриального формообразования относятся к к. ХIX - началу XX вв. Тогда же начали складываться теоретические основы новой проектно-художественной культуры — дизайна, в научных трудах и трактатах первых теоретиков и практиков дизайна: Готфрида Земпера, Уильяма Морриса, Адольфа Лооса, Фрэнка Ллойда Райта, Петера Беренса, их последователей — Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Рое. Свое профессиональное кредо формулировали и теоретически обосновывали творческие группы и объединения дизайнеров: “Школа Глазго“, группа “Мемфис“, группа “Алхимия“, журналы “Де Стейл“, “Домус“, “Архизум“ и др. Во главе этих объединений стояли такие известные фигуры, как Чарльз Макинтош, Этторе Соттсасс и Алессандро Мендини. Они сплотили вокруг себя художественный авангард — прогрессивно мыслящих художников, архитекторов, искусствоведов. Теоретические работы пионеров дизайна были новаторскими и носили зачастую декларативный, а иногда, и провокационный характер2. Целостный взгляд на историю дизайна начал складываться к 60 ым гг. XX века3. Значительную роль здесь сыграли открывшиеся к этому времени в ряде европейских стран музеи дизайна, разделы дизайна в музеях современного искусства4, а еще ранее — политехнические музеи. В их собраниях были представлены наиболее значимые образцы промышленного производства XVII-ХХ вв. Эти экспонаты стали своеобразной материальной базой для последующих углубленных исследований в области истории индустриального формообразования5. История дизайна как наука берет свое начало с 1980-х гг. с появлением первых специализированных исследований в области развития индустриального формообразования (Г. Дрейфус, Д. Нельсон, Р. Вентури, Ч. Дженкс). В формировании теоретической базы истории дизайна большую роль сыграли исследования в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры, где рассматривались общие вопросы композиции, философские и социальные основы художественного творчества, различия между искусством и наукой, вопросы о соединении человека и машины, о взаимоотношениях искусства и ремесла. Значительный вклад в становление теоретических воззрений в области истории и теории индустриального дизайна сделан профессиональными периодическими изданиями6. К концу ХХ века появился целый ряд исследований, в которых делалась попытка комплексного рассмотрения дизайна в его развитии7. На рубеж ХХ-ХХI вв. пришелся пик выпуска изданий по истории дизайна8. В последние годы появилось значительное количество содержательных обзоров и углубленных исследований по истории дизайна, которые строятся либо по “феноменологическому признаку“ (наиболее значимых с художественной, технической точек зрения и потребительского успеха объектов-феноменов в дизайне), либо “историко-географическому признаку“ (принадлежности какой-нибудь стране, группе стран, континенту). Несмотря на то, что по истории дизайна, в особенности в последнее время, появилось значительное количество публикаций, до сих пор среди искусствоведов и теоретиков дизайна нет единого мнения об исходной точке возникновения индустриального дизайна, нет также единого взгляда на классификацию выдающихся объектов дизайна, их стилеобразования и на периодизацию в эволюции этого феномена. Это и определило цель настоящего исследования — выявление особенностей художественно-пластического формообразования в условиях развитого промышленного производства ХХ века. Поставленная цель обозначила основные задачи исследования: - раскрыть понятие “индустриальный дизайн“, конкретизировать временные и предметные границы его исторического развития и влияющие на этот процесс факторы; - выявить механизмы систематизации произведений индустриального дизайна и описания его стилеобразования; - разработать принципиальную модель описания истории индустриального дизайна. Объектом исследования является практика индустриального формообразования XX века в виде отдельных наиболее значимых объектов, ставших определенными вехами в истории дизайна. Предметом исследования стали особенности художественно-пластического формообразования в условиях развитого промышленного производства. Временными границами исследования был определен ХХ век. В процессе исследования они были уточнены периодом 1920 — 1980 гг., соответствующему наиболее выразительному этапу в развития индустриального дизайна с момента его зарождения в первых школах дизайна — Баухаузе и ВХУТЕМАСе, и до перехода индустриального общества в стадию информационного. Этот рубеж знаменателен сменой приоритетов в предметном формообразовании. Гипотеза исследования Рабочей гипотезой диссертационной работы, выносимой на защиту, является констатация существенного значения трех важнейших феноменов в материале исследуемого предмета. Это:
Методика исследования Исследование базируется на двух основных подходах: логико-прогностическом, и методе историко-генетической систематизации изучаемого материала. Первый привёл автора к мысли о том, что индустриальный дизайн ХХ века – это формообразование предметов в условиях развитого промышленного производства, в основе которого лежит метод абстрактного композиционного моделирования предметной формы. Именно он и определил предметные границы индустриального дизайна, ставя его в особое положение на стыке искусства и инженерно-технической деятельности. Второй подход позволил провести многофакторный анализ и рассмотреть развитие индустриального дизайна во взаимосвязях с другими видами проектно-художественной деятельности. Историко-генетический и структурно-логический методы предоставили инструмент, с помощью которого “иконические объекты“ дизайна и художественно-стилевые течения (“дизайн-стили“) были выстроены в хронологической последовательности. В работе была сделана попытка выделить основные этапы развития индустриального формообразования и представить целостную картину истории индустриального дизайна в общей структуре проектно-художественной культуры XX века. Обобщение современного отечественного и зарубежного опыта проводилось на основе сравнительного анализа различных историко-теоретических взглядов на индустриальный дизайн и этапы его развития, а также использовались методы синхронного и асинхронного анализа. Научная новизна работы и ее практическая значимость На основе обобщения отечественных и зарубежных исследований в области индустриального формообразования ХХ века предпринята попытка сформировать целостный взгляд на индустриальный дизайн как особый вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства. В работе обосновываются предметные и временные границы индустриального дизайна в соотнесении с развитием метода «абстрактного композиционного моделирования» предметной формы, который начал формироваться в начале 20 х гг. ХХ века в первых школах дизайна — в германском Баухаузе и в советском ВХУТЕМАСе. Введено и раскрыто понятие “иконический объект“ в дизайне (“дизайн-икона“) как значимого художественно-пластического явления в индустриальном формообразовании ХХ века, ставшего определенным проектным эталоном в истории индустриального дизайна. Исследован механизм возникновения “иконических объектов“ в дизайне, выявлены факторы, влияющие на этот процесс: экономические и научно-технические достижения, общественно-политические и социо-культурные события, феноменальные явления в художественной культуре. Выявлены особенности стилеобразования в индустриальном дизайне, построена типология “дизайн-стилей“ в соотнесении с процессом историко-художественного стилеобразования в архитектуре и искусстве. Полученная в результате проведенного исследования принципиальная модель описания истории индустриального дизайна, направленная на формирование целостного представления об истории индустриального формообразования ХХ века, может стать основой для научно-методических работ и построения учебно-методических комплексов на различных уровнях профессиональной подготовки дизайнеров и архитекторов. В этом заключается практическая значимость настоящего исследования. Апробация и внедрение Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию и внедрение в подготовленных в Казанском государственном архитектурно-строительном университете учебных курсах “История дизайна“, “Дизайн и современный образ жизни“, “Дизайн и мировая художественная культура“ для специальностей “Искусство интерьера“ и “Дизайн архитектурной среды“, включая второе высшее образование. По теме диссертации подготовлено 31 публикация, включая 19 статей (в том числе 4 в изданиях списка ВАК) и 6 в сборниках докладов международных конференций, сделано 10 докладов на научных конференциях различного ранга. В соавторстве с С. М. Михайловым под грифом УМО издано учебное пособие “История дизайна. Краткий курс“ с электронным приложением на СD-носителе, а также учебник для вузов “Основы дизайна“. На защиту выносятся: 1. Обоснование временных границ развития индустриального дизайна, как вида проектно-художественной деятельности, основанного на методологии абстрактного композиционного моделирования предметных форм. 2. Понятие “иконический объект“ в дизайне (“дизайн-икона“) как значимое художественно-пластическое явление, ставшее определенной вехой в индустриальном формообразовании ХХ века. 3. Гипотеза развития индустриального формообразования ХХ века по двум основным линиям: “функционального дизайна“ и “стайлингового дизайна“, особенности их взаимовлияния в ходе развития проектно-художественной практики. 4. Принципиальная модель описания истории индустриального дизайна, построенная по “феноменологическому“, “историко-географическому“ и “феноменально-географическому“ принципах на основе иконических объектов дизайна и в соотнесении с общей проектно-художественной культурой XX века. Структура и объем исследования Структура работы определена последовательностью решений поставленных задач и состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 138 страниц текста; библиографии, содержащей 170 наименований (в том числе 44 на иностранном языке), и списка публикаций соискателя; графического приложения, включающего в себя таблицы и иллюстративный материал. В первой главе “Становление проектного метода дизайнера в условиях развитого промышленного производства“ рассматривается эволюция понятия “дизайн“, включая его специфику в условиях современного информационного общества; выявляются основные предпосылки становления индустриального дизайна, временные и предметные границы его развития как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности, основанного на абстрагированном композиционном моделировании предметных форм в условиях развитого индустриального производства. Вторая глава “Иконический объект дизайна как феноменальное событие в его истории“ посвящена обзору современных представлений истории индустриального дизайна в работах отечественных и зарубежных теоретиков дизайна и искусствоведов. Раскрывается понятие “иконический объект“ в дизайне как событийное явление в истории индустриального формообразования, своеобразная материализованная форма фиксации наиболее значимых ее этапов; рассматривается механизм формирования таких иконических объектов в индустриальном дизайне. В третьей главе “Принципы описания истории индустриального дизайна“ в основу периодизации истории дизайна положена инвариантная сущность “иконического объекта“ дизайна. При этом «иконический объект» рассматривается как средство описания отдельных художественно-стилевых течений в дизайне, так и его истории в целом. Это позволило рассмотреть три основных принципа описания истории индустриального дизайна: по “феноменологическому“, “историко-географическому“ и “феноменально-географическому“ признакам. Представлена принципиальная модель развития индустриального формообразования ХХ века. |
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования» Рабочая программа охватывает 3 важных аспекта: 1 ретроспективный экскурс по истории дизайна, начиная от эпохи промышленной революции,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интерьер-это внутренне убранство жилых и общественных помещений. Дизайн интерьеров часть одного из семи направлений современного... | ||
Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | Структура рабочей программы дисциплины (модуля). Дизайн Для бакалавров художественного образования «Дизайн» является важнейшей дисциплиной, которая формирует гармонично развитого человека... | ||
План проектно-исследовательской деятельности по психологии на 2012-2013 учебный год Проектно-исследовательские работы направленные на оптимизацию учебной деятельности | Экономика организаций Цель курса – дать системные знания о деятельности организаций в современных условиях, изучить, как в рамках каждого отдельно взятого... | ||
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран | Реферат по предмету «История Отечества» тема: Советское государство... Поэтому в городах в конце 1920 – начале 1921 г начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы... | ||
В узбекистане объем промышленного производства по итогам 2011 года... В узбекистане объем промышленного производства по итогам 2011 года увеличился на 6,3% по сравнению с 2010 годом и составил 23 млрд.... | Коллекция произведений Баки Урманче (1920-1980-е гг.) Сейчас готовится каталог всех работ Баки Идрисовича Урманче и съемка документального фильма | ||
Тематическое планирование 1 вариант (134 часа) Фотография и произведение изобразительного искусства сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись,... | 1. Рынок товаров и услуг промышленного назначения Формирование знаний об особенностях сферы промышленного маркетинга, овладение теоретическими и практическими навыками управления... | ||
Технологическое обновление российской промышленности: приоритеты декларируемые и реальные1 В работе проведен анализ масштабов и характера затрат организаций промышленного производства на технологические инновации по типам... | Виды обстоятельств Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению... | ||
«Морфология сказки и мифа» «Дизайн» по профилям «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Промышленный дизайн» (бакалавриат) | Г. П. Гвоздева Институт экономики и организации промышленного производства со ран В качестве информационной базы использованы как данные Федеральной службы государственной статистики России, так и данные Программы... |