Скачать 202.86 Kb.
|
Рабочая программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования» для студентов 3 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство») Автор: Рыбакова Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства ИППиУ Краткая аннотация: Рабочая программа охватывает 3 важных аспекта: 1) ретроспективный экскурс по истории дизайна, начиная от эпохи промышленной революции, когда начал зарождаться новый вид проектно – художественной деятельности и заканчивая современными тенденциями в области дизайна; 2) ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций дизайна в общемировом контексте и в нашей стране; 3) изложение методологических моментов дизайн – проектирования в общем плане и на конкретных примерах. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения программы курса студент должен: - знать о предпосылках появления профессии дизайнера, дизайна в целом, отечественных и зарубежных школах, занимавшимися формированием новой сферы искусства – дизайна, основных задачах, которые должен ставить перед собой дизайнер; - знать теории, теоретиков и практиков дизайна; - владеть терминологией, используемой в работе над созданием дизайн- проекта; - владеть методами работы над дизайн – проектом и знать, чем отличается дизайнерский художественный продукт от продукта художественного творчества. Цели и задачи преподавания дисциплины
Цель преподавания дисциплины – развитие пространственно – образного мышления, эстетической восприимчивости, чувства стиля и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для решения планировочных задач в сфере художественного проектирования.
Изучить: а) основные этапы развития мировой науки и техники ; б) периодизацию истории мирового дизайна ; в) наиболее важные политические события, открытия, изобретения, оказавшие существенное влияние на формообразование в дизайне ; г) факты творческой биографии наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнеров ; д) теоретические концепции западного и отечественного дизайна, суждения о нём; е) цели, методы и средства дизайнерской художественно – проектной деятельности. Уметь: а) выявить специфику творческого метода на основе анализа продуктов дизайна; б) представить особенности взаимосвязи функциональных, конструктивных и эстетических факторов, специфику синтеза инженерно – технических, естественно – научных знаний и средств гуманитарных дисциплин на разных этапах истории мирового дизайна; в) атрибутировать «иконы дизайна» на основе теоретических знаний; г) владеть приёмами перспективного проектирования, показывая взаимосвязь проектировочных действий с их содержательным значением. Трудоемкость дисциплины «Теория и методология дизайн-проектирования» 6 семестр ОДО: аудиторные -34 часа внеаудиторные -34 часа итого 68 час. ОЗО: аудиторные – 8 час. внеаудиторные – 60 час. итого 68 час. Тематический план
Содержание дисциплины
Дизайн как вид проектно – художественной деятельности. 1.1. Понятие дизайна. Специфика проектно – художественной деятельности дизайнера. 1.2. Виды современной дизайнерской деятельности. 1.3. Объемно – графические средства моделирования объектов дизайна. 1.4. Эргономика как основа проектирования в дизайне. 1.5. Функциональный маркетинг в дизайне. 1.6. Мода и художественный стиль в дизайне.
2.1. На заре технической революции. Первые орудия труда человека. Ремесленное производство в средние века. Предпосылки создания машинной техники. 2.2. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки. 2.3. Русская инженерная школа на рубеже XIX – XX веков. 3.ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ ДИЗАЙНА 3.1. Александр Готлиб Баумгартен и «Эстетика» - как наука о прекрасном. 3.2. Иммануил Кант. «Польза» и «Красота». 3.3. Джон Рёскин и его теории об антигуманности индустриализации. 3.4. Готфрид Земпер и его труд - «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Теории о связи эстетики и техники. Формирование проектной идеологии рационализма. 4.ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 4.1. Модерн. Поиск нового стиля в Европе. 4.2. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа. 4.3. Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд. 4.4. Художественный авангард в Европе начала XX века. Группа Де Стиль. 4.5. Архитектурно – художественное творчество в Советской России. Производственное искусство. 5.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ ГЕРМАНСКОГО ВЕРКБУНДА. 5.1. Герман Метезиус и его идея об «индустриальном формообразовании во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслом». 5.2. Петер Беренс. Сочетание художественной образности формы с её оригинальностью к функции и «технологической естественностью». Хенри Ван де Вельде, его теория о творческой индивидуальности художника и неприятии канона и типизации. 6. КОНЦЕПЦИИ ВОСХОДЯЩИЕ К ТРАДИЦИЯМ ФУНКЦИОНАЛИЗМА 6.1. Луис Салливан и его принцип: «Форма определяется функцией». 6.2. Адольф Лоос. Рационализм против нефункциональных украшательств и орнаментализма. 6.3. Франк Ллойд Райт. Комплексные пректы. «Форма и функция едины». 6.4. Школа изайна в Ульме и Томас Мальдонадо. Форма , следующая за функцией 7. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА 7.1. Баухауз 1919 – 1933. Новые педагогические принципы. Мастера. 7.2. ВХУТЕМАС. Подготовка художников инженеров (1920 – 1930). 8. ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ. 8.1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт –Деко. 8.2. Американский дизайн в период всемирной депрессии. Стримлайн. 8.3. Органичный дизайн в Европе. 8.4. Дизайн Третьего Рейха (Германия). 8.5. Предвоенный дизайн в СССР.
9.1. Герберт Рид, книга «Искусство и промышленность», как позиция художника в дизайне. 9.2. Джованни Понти и идеи об индивидуализации концепций дизайна. 9.3. Макс Билл, книга «Форма. Подведение баланса развития формы в середине XX века». 9.4.Джордж Нельсон. « О служебной роли дизайна.»
10 .1. Уолтер Тиг и Реймонд Лоуи – концепции коммерческого дизайна. 10.2. Стайлинг.
12.1. Дизайн – утопии. 12.2. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. 12.3. Стиль Браун. 12.4. Идеи системного подхода в дизайне.
13.1. Поп – дизайн. 13.2. Альтернативный дизайн. Эксперименты с антидизайном. 13.3. Ре – дизайн.
Постмодерн. Арт – дизайн. Мемфис: новый дизайн. Хай – тек – стиль высоких технологий.
15.1. Аксиоморфологическая концепция дизайна. 15.2. Принцип «открытой формы» художественного проектирования.
16.1. Миниатюризация. Исчезновение предметов. 16.2. Минимализм. 16.3. Дизайн и экология. 16.4. Дизайн в контексте современной пректной культуры. 16.5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. 17. ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 17.1. Цели, задачи и средства рекламной деятельности. 17.2. История и теория рекламы. Рекламная графика и хромолитграфия. Реламная графика в России. Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля. 17.3. Копирайт, креатив и проблема визуализации информации. 17.4. Графический дизайн - как основной инструмент рекламы. 18. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ 18.1. Понятие о дизайне средовых объектов и систем, процесс и методика средового проектирования, учет комплекса функциональных условий и эргономических требований, влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования, социально – экономические аспекты формирования образа среды. 18.2. Процессуально – пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов, «дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений. 18.3. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа, выработка дизайн – концепций, приемы стимулирования творческих решений. Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно – дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки. Контрольные вопросы 1. Дизайн, как вид проектно – художественной деятельности. 2. Виды современной дизайнерской деятельности. 3. Методы работы дизайнера. 4. Эргономика как основа проектирования в дизайне. 5. Функциональный маркетинг в дизайне. 6. Понятие мода и художественный стиль в дизайне. 7. Ремесленное производство. Предпосылки создания машинной техники. 8. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX века. 9. Первые всемирные промышленные выставки. 10. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX века. 11. Первые теории дизайна. (Практическая теория Земпера, идеи Джона Рёскина, Уильям Моррис и движение «Искусства и ремесла». 12. Российские промышленные выставки XIX века. Инженер В. Шухов. 13. Стилевые направления конца XIX века – начало XX века. 14. Архитектурно – художественное творчество в Советской России. 15. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда. 16. Первые школы дизайна. Баухауз 1919 – 1933 гг. Основатели. Педагоги. Новые педагогические принципы. 17. Первые школы дизайна. ВХУТЕМАС. Подготовка художников – инженеров (1920 – 1930) гг. 18. Тории функционализма. Авторы. Основные труды. 19. Стилевые направления в дизайне в предвоенную эпоху (20 – е , 30 –е гг. XX в.). 20. Концепции дизайна как специфической художественной профессии. Герберт Рид, Джованни Понти, Макс Билл. 21. Дизайн Третьего Рейха. 22. Предвоенный дизайн в СССР. 23. Концепции коммерческого дизайна Уолтера Тига, Реймонда Лоуи. 24. Стилевые направления послевоенного дизайна. (Немецкий, итальянский, скандинавский и американсий дизайн. Дизайн в СССР). 25. Дизайн –утопии 60 – х гг. XXвека. 26. Макс Билл и его книга «Форма. Подведение баланса развития формы». 27. Дизайн 70 – х, 80 – х гг. XX века. Стилевые направления. 28. ВНИИТЭ. Идея «дизайн – проектирования». 29. Постмодерн. Группа «Мемфис». 30. Модернистские направления 90 – х годов XX века: минимализм, пуризм, хай – тек. 31. Ландшафтный дизайн и экологические проблемы. Приоритеты природного компонента. 32. Дизайн – технологии будущего. Нанотехнологии. Умные вещи. 33. Мода будущего. Перспективные концепции и направления. 34. Особенности развития отечественного проектирования, организационные формы, системы подготовки дизайнеров, региональные отрасли промышленности. 35. Цели, задачи и средства рекламной деятельности. 36. Рекламная графика в России. 37. Фирменный стиль. 38. Дизайн средовых объектов и систем, процесс и методика средового проектирования. 39. Предпроектный анализ, формы проектного анализа в проектировании средовых объектов. 40. Выработка дизайн – концепции. 41. Приемы стимулирования творческих решений . Защита рефератов Цель: проверка знаний по темам лекций. Примерные темы рефератов: 1. Модерн. Творчество Ф. Шехтеля, Л. Тиффани, Рене Лалика, Гектора Гимара, Л. Бакста, А. Гауди (на выбор). 2. Конструктивизм В. Татлина. 3. Инженер В. Шухов. 4.Творчество А. Родченко и В. Степановой 5. Агитационное искусство Советской России. 6. Функционализм. Яркие представители. Творчество. (на выбор). 7. Социально – жилищное строительство после Первой Мировой войны. 8. Ч. Макинтош. Творчество. 9. История кино, фотографии. Новаторские приемы. 10. Творчество Ле Корбюзье. 11. История автомобилестроения. 12. Сравнительная характеристика изобразительного искусства и дизайна Германии и России накануне Второй Мировой войны. 13. Феномен французской культуры Арт – Деко. 14. История советского автомобильного дизайна (на примере одного из заводов ЗИЛ, АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ). 15.Советские интерьеры 60 –х. 16. Традиции русского народного костюма в дизайне одежды советского периода. 17. Творчество итальянских дизайнеров Соттсаса, Занузо, Беллини. 18. Финский дизайн. (Традиции и современность). Творчество Аалто Алвара. 19. Структура дизайнерской фирмы. (Эргономика, менеджмент, и маркетинг, как основные части современной работы дизайнера). 20. Дизайн и экология. (Современный ландшафтный дизайн. Роль природного компонента в жизни современного общества). 21. «Хай – Тек» в архитектуре и дизайне. Авангардные технологии будущего. 22. Дизайн и мода. ( Изменчивость моды. Перспективные направления. Характеристика деятельности современного кутюрье. 23. Популярный – дизайн 60-х. (Творческие источники. Принципы и закономерности формообразования. Каноны). 24. Минимализм в современном графическом дизайне. 25. Постмодернизм в современном графическом дизайне. Вопросы для самостоятельной работы 1) Взаимовлияние предметно – визуальной среды и образа жизни. 2) Последовательность развития стилей в середине XIX начале XX века. 3) Россия в международных промышленных выставках. 4) Отечественные школы дизайна. 5) Супрематизм Малевича. Ученики и последователи. 6) Современный дизайн: особенности и проблемы. 7) Дизайн – технологии будущего. 8) Дизайн и экология. 9) Финский дизайн. 10) Немецкий дизайн. 11) Итальянский дизайн. Основная литература
Дополнительная литература
Средства и материально – техническое обеспечение дисциплины. На кафедре имеются в наличии методические плакаты, альбомы, видеолекции, кинофильмы и т. д. |
В. М. Марков история и методология Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология дизайн-проектирования» предназначена для студентов направления 072500.... | Рабочая программа по дисциплине б теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана... Изучаются основные стандарты и методология проектирования, построения профилей открытых информационных систем (ИС), методология управления... | Пояснительная записка Современный уровень социокультурного развития... Подготовка соответствующих новой образовательной среде специалистов предполагает введение предметов напрямую касающихся современной... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями... | Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Ландшафтный дизайн» Целью изучения дисциплины «Ландшафтный дизайн» является ознакомление студентов с методами предпроектных исследований территории,... | ||
Кафедра сервисных технологий Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» составлена в соответствии с требованиями... | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Реферат по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Методология... Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной методологии теории государства и права | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине Web дизайн Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Web дизайн» студентам очной полной формы обучения специальности 230105... | В. П. Ярыгин Экономическая теория Методические указания предназначены для выполнения контрольных работ, самостоятельной работы и курсового проектирования по дисциплине... | ||
Программа по дисциплине «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» Предназначена студентам по специальностям 070601. 65 Дизайн, специализация 070601. 65 Дизайн среды | Стили в интерьере Рабочая программа по учебной дисциплине «Стили в интерьере» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 «Дизайн» на... | ||
Решение проблем автоматизации проектирования с помощью ЭВМ основывается... Чем глубже разработана теория того или иного класса технических систем, тем большие возможности объективно существуют для автоматизации... | «Морфология сказки и мифа» «Дизайн» по профилям «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Промышленный дизайн» (бакалавриат) |