Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней»





Скачать 218.02 Kb.
НазваниеПрограмма профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней»
Дата публикации22.02.2015
Размер218.02 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Игликова К.С.

Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней»

Пояснительная записка

Программа по курсу “ История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней ” подготовлена с учетом требований Государственного стандарта образования Республики Казахстан и “Закона об образовании”, утвержденного Парламентом Республики Казахстан. Также были учтены основные задачи, указанные в государственных документах, таких как “Концепция о гуманитарном образовании в Республике Казахстан”, “Концепция о формировании исторического сознания в Республике Казахстан” и высказывания Президента страны Н.А.Назарбаева о необходимости изучения национальной истории.

Программа подготовлена в двух вариантах. Первый вариант предназначен для 10 классов историко-обществоведческого направления профильной школы в объеме 68 часов, второй вариант для естественно-математического и филолого-исторического направления - 34 часа.

Цель программы - обеспечение углубленного и всестороннего изучения Отечественной истории для удовлетворения желаний учащихся, проявивших интерес к более глубокому изучению истории Казахстана. В отличие от других программ, предполагающих углубленное изучение истории Казахстана, данная программа предполагает углубленное изучение истории народов не только Казахстана, но и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней. Она основана на материале учебного пособия «История Казахстана и Центральной Азии», созданного силами авторитетных казахстанских ученых-историков (История Казахстана и Центральной Азии: Учебное пособие / И90 Абусеитова М.Х. и другие – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 616 стр.). Пособие интересно тем, что в нем впервые история Казахстана и Центральной Азии представлена во взаимосвязи, как единый целостный процесс. Подобный подход позволяет получить более полное и систематизированное представление об истории страны, что невозможно без определенной базы знаний по истории народов Центральной Азии, так как «вследствие общности исторических судеб, географических условий и действия общих закономерностей Центральная Азия и Казахстан всегда представляли собой достаточно целостную и своеобразную культурно-историческую «провинцию» на карте Евразии». Программа курса также предусматривает возможности всестороннего развития способностей и патриотического чувства учащихся.

Одной из особенностей курса является и то, что он не повторяет исторические события, факты, явления, деятельности отдельных исторических деятелей, изученные ранее в 5-9 классах. Также необходимо учесть, что история Казахстана древнего и средневекового периодов, изученная учащимися в 5-7 классах, к 11 классу по истечению 3- 5 лет многое забывалось, поэтому курс предполагает более глубокое изучение ключевых проблем и по этим периодам.

Предложенная программа курса способствует формированию глубокого исторического сознания и умению анализировать узловые проблемы по важнейшим периодам Отечественной истории у учащихся 10-11 классов. Высокий уровень подготовленности учащихся 10-11 классов, выработанный в процессе обучения на таких формах занятий по истории, как уроки, семинары, лекции, конференции, диспуты и т.д. требуют совершенствования организационных форм занятий. По рекомендации учителя учащиеся должны работать с различными документами в архивах, с карточками-каталогами в библиотеках, ознакомиться с необходимой научной литературой, экспонатами музеев, материалами периодической печати, и как результат плодотворной работы подготовить сообщения, рефераты, доклады и т.д. На занятиях большое внимание уделяется заданиям, способствующим к развитию мыслительной деятельности учащихся таких, как оценка деятельности исторических деятелей, сравнительный анализ сходств и различий исторических событий, их раскрытия и выразить свое мнение по тем или иным историческим событиям.

Программа рассчитана на два года. В 10 классе предполагается изучение истории Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен по 19 век. Историю 20-21 вв. предполагается изучать в 11 классе.

Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» (68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Центральная Азия в древности и в эпоху античности (14 часов)

Тема 1. Центральная Азия в древности (6 часов)

Урок 1. Вводный урок (1 час)

Цели и задачи курса, содержание, литература

Урок 2. Географическая среда (1 час)

Территория и климатические условия, рельеф, ландшафты, растительный покров. Реки и озера

Уроки 3-4. Хозяйственно-культурная эволюция (2 часа)

Мир первых кочевников и земледельцев. Эпоха боевых колесниц. Культура и хозяйство андроновцев. Арии. Пантеон и эпос Ариев.

Уроки 5-6. Этнокультурные процессы (2 часа)

Саки. Отношения с Ахеменидами и державой А.Македонского. Племенные союзы саков. Дахи. Гунны. Переход к кочевничеству. Социальное устройство сакского общества

Тема 2. Центральная Азия в эпоху античности (8 часов)

Урок 7. Этнокультурные процессы (1 час)

Иранизация населения и сложение первых государств. Подъем ирригационного хозяйства, рост городов и сельских поселений

Уроки 8-9. Хозяйственно-культурные процессы (2 часа)

Этно-лингвинистическая ситуация в Великой Степи в начале 1 тыс. до н.э. сложение прототюрксих и протомонгольских языков. Ранние кочевники Центральной Азии. Культура плиточных могил. Держава гуннских шаньюев. Юэчжи. Хозяйство, общественное и государственное устройство гуннского государства.

Уроки 10-12. Государственно-политическое развитие (3 часа)

Расцвет и упадок кочевой империи гуннов. Продвижение гуннов на Запад. Юэбань. Кушанское царство в Средней Азии. Кангюй. Средняя Азия в 4-6 вв.

Урок 13. Выдающиеся деятели раннего средневековья (1 час)

Урок 14. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Литература

Авеста: Избранные гимны / Пер. И.М.Стеблина-Каменского. Душанбе, 1990

История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5 томах. Т.1. Алматы, 1997

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Азии. СПб., 1994

Таскин В.С. Материалы по истории сюнну. Т.1. М., 1968; Т.2. М., 1973

Раздел 2. Центральная Азия в эпоху средневековья (29 часов)

Тема 3. Центральная Азия в раннее средневековье (17 часов)

Уроки 15-17. Этнические процессы (3 часа)

Степная империя и ее наследники. Сложение древнетюркского союза племен. Бумын каган. Кюльтегин каган. Этноним «тюрк». Тюркский этногенез.

Уроки 18-24. Государственно-политическое и этнокультурное развитие Центральной Азии в раннее средневековье (6 часов)

Первый Тюркский каганат. Тюрки в Средней Азии. Тюркский каганат. Сасанидский Иран, Византия, Великий Шелковый путь. Западнотюркский каганат. Согдийские колонии Семиречья. Средняя Азия – провинция Арабского халифата. Возрождение Восточнотюркского каганата. Тюргешский каганат. Кипчакизация тогуз-огузов. Государство кимаков. Кыпчакская степь. Туркмены. Западная миграция тюркских племен.

Уроки 25-27. Государственно-политическое развитие в 10-начале 13 в. (3 часа)

Государства Тахиридов, Саффаридов и Саманидов. Уйгурский каганат и Карлукское государство. Караханиды. Власть в Караханидском государстве

Уроки 28-30. Социально-экономическое и культурное развитие (3 часа)

Социальная структура. Религия и мифология тюркских племен. Памятники письменности Казахстана и Центральной Азии в раннем средневековье. Юсуф Баласагунский и Махмуд Кашгарский

Урок 31. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Литература

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Азии. СПб., 1994

Радлов В.В. Сибирские древности. Т.1. Вып.1. СПб, 1888

Семенюк Г.И. Проблемы истории кочевых племен и народов в период феодализма: (на материалах Казахстана). Калинин, 1974

Юсуф Баласагунский. Благодатное знание / перевод С.И.Иванова. М., 1983
Тема 4. Центральная Азия в позднее средневековье (10 часов)

Уроки 32-35. Государственно-политическое развитие Центральной Азии в 13-15 вв. (4 часа)

Монгольское завоевание. Темучин (Чингиз-хан). Историческая судьба четырех монгольских династий. Улус Джучи. Золотая орда. Узбек-хан. Распад Золотой Орды. Моголистан. Государство Тимура и Тимуридов. Династия Шайбанидов.

Уроки 36-37. Институты власти и система социально-экономических отношений (2 часа)

Концепция верховной власти у древних монголов. Яса и билики Чингиз-хана. Политический и государственный строй в улусах. Государственное и административное устройство Золотой Орды

Уроки 38-40. Население и этническая ситуация (3 часа)

Этническая история и миграция племен в составе Джучидова улуса. Меркиты. Татары. Родо-племенной состав монголов Моголистана и их этническая характеристика. Термин «казак»

Урок 41. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Литература

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в 15-17 вв. М., 1982

Султанов Т.И. О невольниках в Казахском ханстве в 15-17 вв. // Рабство в странах Востока в средние века. М., 1986

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи 13 в. Проблема исторической преемственности. М., 1992

Тема 5. Цивилизационное развитие Центральной Азии (2 часа)

Урок 42. Культурная эволюция центральноазиатских обществ (1 час)

Письменность, язык литературы и делопроизводства. Развитие литературы

Урок 43. Религия в истории и культуре Центральной Азии (1 час)

Исламизация кочевников Великой Степи и Моголистана. Отношение русского правительства к исламу. Ислам в Мавераннахре

Литература

Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков / Сост., транскрипция скорописи 18 в.., спец. Редактирование текста и комментарии И.В.Ерофеевой. Алматы, 1998

Ибрагимов С.К. Еще раз о термине казах // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960

Кадырбаев А.Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. Алматы, 1993
Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964

Раздел 3. Центральная Азия в 15-начале 20 вв. (22 часа)

Тема 6. Государственно-политическое развитие (15 часов)

Уроки 44-49. Государственно-политическое развитие в 16-середине 18 в. (6 часов)

Казахское ханство. Джучиды Гирей и Джанибек. «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Хайдара Дуглата. Жузы. Бухарское ханство. Сефевидская держава. Хивинское ханство. Термины «ойрат», «калмак», «элюты», «джунгары». Джунгарские хунтайджи. Падение Джунгарского ханства. Проблемы взаимодействия кочевой и оседлой культур. Формы и направления культурных связей.

Уроки 50-53. Взаимоотношения Казахстана со странами и народами Центральной Азии (4 часа)

Казахско-узбекские отношения. Казахско-киргизские отношения. Казахско-русские отношения. Казахско-ойратские отношения. Казахско-караклпакские отношения

Уроки 54-57. Центральная Азия в составе Российской империи (4 часа)

Процесс присоединения Казахстана и Средней Азии к России. Отмена ханской власти в Младшем и Среднем жузах. Реформы 1867-1868, 1886 и 1891 гг.: содержание и последствия

Урок 58. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Литература

Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. Алма-Ата, 1985

Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в 15-17 веках: история, политка, дипломатия. Алматы, 1998

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Москва; Алматы, 1995

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи 13 в. Проблема исторической преемственности. М., 1992

Хозяйство казахов на рубеже 19-20 вв. Алма-Ата, 1980

Тема 7. Общество и культура (8 часов)

Уроки 59-61. Власть и система социально-экономических отношений (2 часа)

Памятник права казахов 17 в. – «Жеты Жаргы». Иерархия и власть в кочевой степи. Выдающиеся казахские ханы.

Уроки 62-65. Культура и общество (5 часов)

Историческая литература 16-17 вв. «Бабур-наме», «Тарих-и Рашиди», «Шаджара-ий турк»

Урок 66. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Уроки 67-68. Итоговое повторение (2 часа)

Литература

Абусеитова М.Х. Из истории казахско-среднеазиатских отношений: события 1598-1599 годов // Казахстан в эпоху феодализма: (проблемы этнополитической истории). Алма-Ата, 1981

Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в 15-17 веках: история, политка, дипломатия. Алматы, 1998

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Москва; Алматы, 1995

Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи. 17-18 вв. Алма-Ата, 1991

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977


Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» (34 часа, 1 час в неделю)
Часть 1. Центральная Азия в древности и в эпоху античности

Тема 1. Центральная Азия в древности (5 часов)

Тема и номер урока

Основные понятия

  1. Вводный урок. Географическая среда


2 - 3. Хозяйственно-культурная эволюция


4 - 5. Этнокультурные процессы


Цели и задачи курса, содержание, литература

Территория и климатические условия, рельеф, ландшафты, растительный покров. Реки и озера

Мир первых кочевников и земледельцев. Эпоха боевых колесниц. Культура и хозяйство андроновцев. Арии. Пантеон и эпос ариев

Саки. Отношения с Ахеменидами и державой А.Македонского. Племенные союзы саков. Дахи. Гунны. Переход к кочевничеству. Социальное устройство сакского общества

Тема 2. Центральная Азия в эпоху античности (4 часа)

Тема и номер урока

Основные понятия

6. Этнокультурные процессы


7. Хозяйственно-культурные процессы

8. Государственно-политическое

развитие



  1. Повторительно-обобщающий урок




Иранизация населения и сложение первых государств. Подъем ирригационного хозяйства, рост городов и сельских поселений

Этно-лингвинистическая ситуация в Великой Степи в начале 1 тыс. до н.э. Сложение прототюрксих и протомонгольских языков. Ранние кочевники Центральной Азии. Культура плиточных могил. Держава гуннских шаньюев. Юэчжи. Хозяйство, общественное и государственное устройство гуннского государства.

Расцвет и упадок кочевой империи гуннов. Продвижение гуннов на Запад. Юэбань. Кушанское царство в Средней Азии. Кангюй. Средняя Азия в 4-6 вв.

Литература

Авеста: Избранные гимны / Пер. И.М.Стеблина-Каменского. Душанбе, 1990

История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5 томах. Т.1. Алматы, 1997

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Азии. СПб., 1994

Таскин В.С. Материалы по истории сюнну. Т.1. М., 1968; Т.2. М., 1973
Часть 2. Центральная Азия в эпоху средневековья

Тема 3. Центральная Азия в раннее средневековье (8 часов)

Тема и номер урока

Основные понятия

10. Этнические процессы


11 - 13. Государственно-политическое и этнокультурное развитие Центральной Азии в раннее средневековье

14-15. Государственно-политическое развитие в 10-начале 13 в.

16. Социально-экономическое и культурное развитие


17. Повторительно-обобщающий урок

Степная империя и ее наследники. Сложение древнетюркского союза племен. Бумын каган. Кюльтегин каган. Этноним «тюрк». Тюркский этногенез.

Первый Тюркский каганат. Тюрки в Средней Азии. Тюркский каганат. Сасанидский Иран, Византия, Великий Шелковый путь. Западнотюркский каганат. Согдийские колонии Семиречья. Средняя Азия – провинция Арабского халифата. Возрождение Восточнотюркского каганата. Тюргешский каганат. Кипчакизация тогуз-огузов. Государство кимаков. Кыпчакская степь. Туркмены. Западная миграция тюркских племен.

Государства Тахиридов, Саффаридов и Саманидов. Уйгурский каганат и Карлукское государство. Караханиды. Власть в Караханидском государстве

Социальная структура. Религия и мифология тюркских племен. Памятники письменности Казахстана и Центральной Азии в раннем средневековье. Юсуф Баласагунский и Махмуд Кашгарский

Литература

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Азии. СПб., 1994

Радлов В.В. Сибирские древности. Т.1. Вып.1. СПб, 1888

Семенюк Г.И. Проблемы истории кочевых племен и народов в период феодализма: (на материалах Казахстана). Калинин, 1974

Юсуф Баласагунский. Благодатное знание / перевод С.И.Иванова. М., 1983

Тема 4. Центральная Азия в позднее средневековье (4 часа)

Тема и номер урока

Основные понятия

18 – 19. Государственно-политическое развитие Центральной Азии в 13-15 вв.

20. Институты власти и система социально-экономических отношений

21. Население и этническая ситуация


Монгольское завоевание. Темучин (Чингиз-хан). Историческая судьба четырех монгольских династий. Улус Джучи. Золотая орда. Узбек-хан. Распад Золотой Орды. Моголистан. Государство Тимура и Тимуридов. Династия Шайбанидов.

Концепция верховной власти у древних монголов. Яса и билики Чингиз-хана. Политический и государственный строй в улусах. Государственное и административное устройство Золотой Орды

Этническая история и миграция племен в составе Джучидова улуса. Меркиты. Татары. Родо-племенной состав монголов Моголистана и их этническая характеристика. Термин «казак»

Литература

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в 15-17 вв. М., 1982

Султанов Т.И. О невольниках в Казахском ханстве в 15-17 вв. // Рабство в странах Востока в средние века. М., 1986

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи 13 в. Проблема исторической преемственности. М., 1992
Тема 5. Цивилизационное развитие Центральной Азии (3 часа)

Тема и номер урока

Основные понятия

  1. Культурная эволюция центральноазиатских обществ

  2. Религия в истории и культуре Центральной Азии



24. Повторительно-обобщающий урок

Письменность, язык литературы и делопроизводства. Развитие литературы

Исламизация кочевников Великой Степи и Моголистана. Отношение русского правительства к исламу. Ислам в Мавераннахре

Литература

Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков / Сост., транскрипция скорописи 18 в.., спец. Редактирование текста и комментарии И.В.Ерофеевой. Алматы, 1998

Ибрагимов С.К. Еще раз о термине казах // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960

Кадырбаев А.Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. Алматы, 1993

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964
Часть 3. Центральная Азия в 15-начале 20 вв.

Тема 6. Государственно-политическое развитие (6 часов)

Тема и номер урока

Основные понятия

25 - 26. Государственно-политическое развитие в 16-середине 18 в.


27. Взаимоотношения Казахстана со странами и народами Центральной Азии

28 – 29. Центральная Азия в составе Российской империи


30. Повторительно-обобщающий урок

Казахское ханство. Джучиды Гирей и Джанибек. «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Хайдара Дуглата. Жузы. Бухарское ханство. Сефевидская держава. Хивинское ханство. Термины «ойрат», «калмак», «элюты», «джунгары». Джунгарские хунтайджи. Падение Джунгарского ханства. Проблемы взаимодействия кочевой и оседлой культур. Формы и направления культурных связей.

Казахско-узбекские отношения. Казахско-киргизские отношения. Казахско-русские отношения. Казахско-ойратские отношения. Казахско-караклпакские отношения

Процесс присоединения Казахстана и Средней Азии к России. Отмена ханской власти в Младшем и Среднем жузах. Реформы 1867-1868, 1886 и 1891 гг.: содержание и последствия

Литература

Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. Алма-Ата, 1985

Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в 15-17 веках: история, политка, дипломатия. Алматы, 1998

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Москва; Алматы, 1995

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи 13 в. Проблема исторической преемственности. М., 1992

Хозяйство казахов на рубеже 19-20 вв. Алма-Ата, 1980
Тема 7. Общество и культура (4 часа)

Тема и номер урока

Основные понятия

31. Власть и система социально-экономических отношений

32. Культура и общество


33. Повторительно-обобщающий урок

34. Итоговое повторение

Памятник права казахов 17 в. – «Жеты Жаргы». Иерархия и власть в кочевой степи. Выдающиеся казахские ханы. Социальная организация: улусы и жузы

Историческая литератьура 16-17 вв. «Бабур-наме», «Тарих-и Рашиди», «Шаджара-ий турк»

Литература

Абусеитова М.Х. Из истории казахско-среднеазиатских отношений: события 1598-1599 годов // Казахстан в эпоху феодализма: (проблемы этнополитической истории). Алма-Ата, 1981

Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в 15-17 веках: история, политка, дипломатия. Алматы, 1998

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Москва; Алматы, 1995

Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи. 17-18 вв. Алма-Ата, 1991

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» (51 час, 1,5 часа в неделю)
Часть 1. Центральная Азия в древности и в эпоху античности

Тема 1. Центральная Азия в древности

Тема и номер урока

Основные понятия

  1. Вводный урок




  1. Географическая среда



3-4.Хозяйственно-культурная эволюция


5-6.Этнокультурные процессы


Цели и задачи курса, содержание, литература

Территория и климатические условия, рельеф, ландшафты, растительный покров. Реки и озера

Мир первых кочевников и земледельцев. Эпоха боевых колесниц. Культура и хозяйство андроновцев. Арии. Пантеон и эпос ариев

Саки. Отношения с Ахеменидами и державой А.Македонского. Племенные союзы саков. Дахи. Гунны. Переход к кочевничеству. Социальное устройство сакского общества


Тема 2. Центральная Азия в эпоху античности

Тема и номер урока

Основные понятия

7. Этнокультурные процессы


8-9.Хозяйственно-культурные процессы

10-11.Государственно-политическое

развитие



  1. Повторительно-обобщающий урок




Иранизация населения и сложение первых государств. Подъем ирригационного хозяйства, рост городов и сельских поселений

Этно-лингвинистическая ситуация в Великой Степи в начале 1 тыс. до н.э. Сложение прототюрксих и протомонгольских языков. Ранние кочевники Центральной Азии. Культура плиточных могил. Держава гуннских шаньюев. Юэчжи. Хозяйство, общественное и государственное устройство гуннского государства.

Расцвет и упадок кочевой империи гуннов. Продвижение гуннов на Запад. Юэбань. Кушанское царство в Средней Азии. Кангюй. Средняя Азия в 4-6 вв.

Литература

Авеста: Избранные гимны / Пер. И.М.Стеблина-Каменского. Душанбе, 1990

История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5 томах. Т.1. Алматы, 1997

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Азии. СПб., 1994

Таскин В.С. Материалы по истории сюнну. Т.1. М., 1968; Т.2. М., 1973

Часть 2. Центральная Азия в эпоху средневековья

Тема 3. Центральная Азия в раннее средневековье

Тема и номер урока

Основные понятия

13-14. Этнические процессы


15-19.Государственно-политическое и этнокультурное развитие Центральной Азии в раннее средневековье

20-23.Государственно-политическое развитие в 10-начале 13 в.

24-26.Социально-экономическое и культурное развитие


27. Повторительно-обобщающий урок

Степная империя и ее наследники. Сложение древнетюркского союза племен. Бумын каган. Кюльтегин каган. Этноним «тюрк». Тюркский этногенез.

Первый Тюркский каганат. Тюрки в Средней Азии. Тюркский каганат. Сасанидский Иран, Византия, Великий Шелковый путь. Западнотюркский каганат. Согдийские колонии Семиречья. Средняя Азия – провинция Арабского халифата. Возрождение Восточнотюркского каганата. Тюргешский каганат. Кипчакизация тогуз-огузов. Государство кимаков. Кыпчакская степь. Туркмены. Западная миграция тюркских племен.

Государства Тахиридов, Саффаридов и Саманидов. Уйгурский каганат и Карлукское государство. Караханиды. Власть в Караханидском государстве

Социальная структура. Религия и мифология тюркских племен. Памятники письменности Казахстана и Центральной Азии в раннем средневековье. Юсуф Баласагунский и Махмуд Кашгарский

Литература

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Азии. СПб., 1994

Радлов В.В. Сибирские древности. Т.1. Вып.1. СПб, 1888

Семенюк Г.И. Проблемы истории кочевых племен и народов в период феодализма: (на материалах Казахстана). Калинин, 1974

Юсуф Баласагунский. Благодатное знание / перевод С.И.Иванова. М., 1983


Тема 4. Центральная Азия в позднее средневековье

Тема и номер урока

Основные понятия

28-30.Государственно-политическое развитие Центральной Азии в 13-15 вв.

31-32.Институты власти и система социально-экономических отношений

33-35.Население и этническая ситуация

36. Повторительно-обобщающий урок

Монгольское завоевание. Темучин (Чингиз-хан). Историческая судьба четырех монгольских династий. Улус Джучи. Золотая орда. Узбек-хан. Распад Золотой Орды. Моголистан. Государство Тимура и Тимуридов. Династия Шайбанидов.

Концепция верховной власти у древних монголов. Яса и билики Чингиз-хана. Политический и государственный строй в улусах. Государственное и административное устройство Золотой Орды

Этническая история и миграция племен в составе Джучидова улуса. Меркиты. Татары. Родо-племенной состав монголов Моголистана и их этническая характеристика. Термин «казак»

Литература

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в 15-17 вв. М., 1982

Султанов Т.И. О невольниках в Казахском ханстве в 15-17 вв. // Рабство в странах Востока в средние века. М., 1986

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи 13 в. Проблема исторической преемственности. М., 1992

Тема 5. Цивилизационное развитие Центральной Азии

Тема и номер урока

Основные понятия

  1. Культурная эволюция центральноазиатских обществ

  2. Религия в истории и культуре Центральной Азии

Письменность, язык литературы и делопроизводства. Развитие литературы

Исламизация кочевников Великой Степи и Моголистана. Отношение русского правительства к исламу. Ислам в Мавераннахре

Литература

Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков / Сост., транскрипция скорописи 18 в.., спец. Редактирование текста и комментарии И.В.Ерофеевой. Алматы, 1998

Ибрагимов С.К. Еще раз о термине казах // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960

Кадырбаев А.Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. Алматы, 1993

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964
Часть 3. Центральная Азия в 15-начале 20 вв.

Тема 6. Государственно-политическое развитие

Тема и номер урока

Основные понятия

39-41. Государственно- политическое развитие в 16-середине 18 в.


42-44.Взаимоотношения Казахстана со странами и народами Центральной Азии

45-46.Центральная Азия в составе Российской империи


47. Повторительно-обобщающий урок

Казахское ханство. Джучиды Гирей и Джанибек. «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Хайдара Дуглата. Жузы. Бухарское ханство. Сефевидская держава. Хивинское ханство. Термины «ойрат», «калмак», «элюты», «джунгары». Джунгарские хунтайджи. Падение Джунгарского ханства. Проблемы взаимодействия кочевой и оседлой культур. Формы и направления культурных связей.

Казахско-узбекские отношения. Казахско-киргизские отношения. Казахско-русские отношения. Казахско-ойратские отношения. Казахско-караклпакские отношения

Процесс присоединения Казахстана и Средней Азии к России. Отмена ханской власти в Младшем и Среднем жузах. Реформы 1867-1868, 1886 и 1891 гг.: содержание и последствия

Литература

Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. Алма-Ата, 1985

Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в 15-17 веках: история, политка, дипломатия. Алматы, 1998

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Москва; Алматы, 1995

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи 13 в. Проблема исторической преемственности. М., 1992

Хозяйство казахов на рубеже 19-20 вв. Алма-Ата, 1980
Тема 7. Общество и культура

Тема и номер урока

Основные понятия

48-49. Власть и система социально-экономических отношений

50. Культура и общество

51. Повторительно-обобщающий урок

Памятник права казахов 17 в. – «Жеты Жаргы». Иерархия и власть в кочевой степи. Выдающиеся казахские ханы. Социальная организация: улусы и жузы

Историческая литература 16-17 вв. «Бабур-наме», «Тарих-и Рашиди», «Шаджара-ий турк»

Литература

Абусеитова М.Х. Из истории казахско-среднеазиатских отношений: события 1598-1599 годов // Казахстан в эпоху феодализма: (проблемы этнополитической истории). Алма-Ата, 1981

Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в 15-17 веках: история, политка, дипломатия. Алматы, 1998

Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-9.М., 1963-1977

Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Москва; Алматы, 1995

Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи. 17-18 вв. Алма-Ата, 1991

Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-начале 16 в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. Алма-Ата, 1977

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconЛитература: История биология (с древнейших времен до наших дней)
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред. С. Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Введение в изучение истории, 5 класс. / История с древнейших времён до наших дней: под общей редакцией Майков А. Н. М.: Вентана-Граф,...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы «История с древнейших времен до наших...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconШиварама Свами. Святые места Вриндавана
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconБазовая часть
Целью преподавания курса «История» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России с древнейших времен...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconРабочая программа по предмету «История» 10 класс Разработчик: Сошникова...
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconАннотации дисциплин учебного плана
Целью преподавания курса «Отечественная история» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconАннотации дисциплин учебного плана
Целью преподавания курса «Отечественная история» является изучение важнейших процессов общественно-политического развития России...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconИстория Отечества
Дать представление об основных этапах и содержании Отечественной истории с древнейших времен и до наших дней
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconПримерная программа наименование дисциплины «Отечественная история»
Цель курса «Отечественной истории» – обеспечение студентов знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconУчебного курса по истории хмао для 10 класса
Разработано на основе Регионального стандарта общего образования Учебник: История хмао с древнейших времен до наших дней. Под ред....
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconРабочая программа по истории для 6 класса Составитель: учитель начальных классов
История Татарстана (В. И. Пискарёв), авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconРабочая программа по курсу история базовый уровень класс
Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История государства...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История с древнейших времен до наших дней», 5-11 классы авторов Т. П. Андреевской, О. Н. Журавлевой, Н. Н. Лазуковой: М.: Вентана-Граф,...
Программа профильного курса «История Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней» iconРабочая программа спецкурса «История Тайшетского района с древнейших времён и до наших дней»
Программа предназначена для старшеклассников, в данном случае для 11 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск