Скачать 49.74 Kb.
|
ПРОГРАММА «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» для учащихся 1-4 классов основного отделения художественной школы (возраст обучающихся 10-16 лет) Срок освоения – 4 года Автор-составитель Преподаватель МОУ ДОД «Художественная школа» Надежда Романовна Бородина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА О предмете истории искусств Прежде всего, следует напомнить о том, что знания по предмету сами по себе не являются самоцелью. Еще древние греки утверждали, что «многознание не есть мудрость». Основное назначение предмета истории искусств в другом – служить средством постижения мира, расширять жизненные и духовные горизонты человека. На уроках детям предстоит открыть безупречную гармонию Эллады и бездну трагических переживаний Рембрандта, беззаботную легкость Буше и драматический пафос истины русских художников. В итоге духовный опыт прошлого обогатит их пониманием жизни, окружающих людей, а также самих себя. Общение с миром искусства обернется, таким образом, сложным процессом самопознания. Внимание педагога в момент обучения должно сосредоточиться на личности ребенка, и главной заботой при этом должна стать забота о состоянии детской души, формировании его духовной «флоры». В этом заключен смысл нравственно-эстетического воспитания. Педагогу надлежит донести до юного поколения культурные ценности, не растеряв сложности их художественной структуры. Иначе говоря, передать детям заветный ключ к пониманию азбуки искусства - значения таинственной связи линий, мазков, пятен... Ключ, открывающий волшебную дверь, за порогом которой - мир, полный образов, мыслей и чувств, печали и радости. Эстетическое переживание является ключевым моментом восприятия искусства. В нем участвуют воля, сознание и, главное, чувства ребенка. Занятия должны быть волнующими, будить воображение и вдохновлять. Порой бывает нелегко достучаться до ребячьих сердец, но если это удается, то наградой учителю становится желание детей продолжать общение с искусством, быть активными на уроке. Восприятие искусства можно считать состоявшимся тогда, когда оно равноценно сотворчеству зрителя и автора, диалогу на уровне понимания художественной формы. Созерцание – «это такое же творчество, такое же искусство, как само искусство». Желательно так организовать обучение, чтобы ребенок оказался вовлечен в атмосферу созерцания и мог почувствовать себя соавтором, творцом, художником. Тогда творческий импульс, полученный в момент восприятия искусства, может быть реализован тут же на уроке в детских рисунках, стихах, играх или в оформлении домашних рефератов, конкурсных газет и т.п. Установка на состояние активного творчества учащихся, несомненно, потребует в свою очередь и от самого педагога творческого подхода к предмету истории искусств, глубоких знаний и немалых усилий. О, детство! Ковш душевной глуби! О, всех лесов абориген, Корнями вросший в самолюбье, Мой вдохновитель, мой регент! Б. Пастернак Основные положения программы Сроки апробации 1998 – 2002 г.г. Занятия проводятся в группах до 15 человек, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего 34 часа в год, 136 часов за весь курс. Педагогическое кредо автора:
Цели обучения Приобщение учащихся к миру пластических (изобразительных) искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры общества. Последовательное изучение всеобщей истории искусств в процессе мирового исторического развития. Задачи обучения
Диагностика результатов Формами контроля и диагностики усвоения программы являются: фронтальные и индивидуальные опросы, самостоятельные письменные контрольные работы, викторины, самостоятельная работа по составлению кроссвордов, проверка тетрадей. Применяется 5-балльная система отметок, итоговые отметки выставляются в конце каждой четверти, полугодия, года. Формой итоговой аттестации является выполнение экзаменационного задания в конце 4 класса. Экзаменационное задание по истории искусств в 4 классе ДХШ. Экзаменационное задание заключается в написании реферата на тему по истории искусств. Темы предлагаются учителем, после предварительного обсуждения с учащимися утверждаются. В отдельных случаях учащимся предлагаются экзаменационные билеты, и тогда тема назначается в соответствии с вытянутым билетом. На выполнение экзаменационной работы отводится весь учебный год (с сентября по май месяц). Она носит, таким образом, домашний характер и предполагает умение работать самостоятельно. По вопросам экзаменационной работы в течение учебного года проводятся консультации. По завершении работы организуется экзаменационный просмотр рефератов, на котором подводятся итоги. Критерии оценки реферата:
РАЗДЕЛ I. Виды и жанры изобразительного искусства РАЗДЕЛ II. Искусство Древнего мира. РАЗДЕЛ III. Искусство средних веков. РАЗДЕЛ IV. Искусство Возрождения. РАЗДЕЛ V. Искусство Западной Европы XVII – XVIII в.в. РАЗДЕЛ VI. Искусство Западной Европы XIX – XX в.в. РАЗДЕЛ VII. Искусство Древней Руси. РАЗДЕЛ VIII. Русское искусство XVIII в. РАЗДЕЛ IX. Русское искусство первой половины XIX в. РАЗДЕЛ X. Русское искусство второй половины XIX в. РАЗДЕЛ XI. Русское искусство конца XIX – начала XX в.в. РАЗДЕЛ XII. Русское искусство XX века после революции. |
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | 6. программы творческой лаборатории "мастер-класс в. В. Лубенко "студия... Малая Академия искусств" (г. Санкт-Петебург) по системе нравственно-эстетически-интеллектуального развития личности через теорию... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской... | ||
Пояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории... История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика преподавания истории искусств «История искусств» — 035400. 68 «история искусств» Форма подготовки очная | ||
Рабочая программа по истории России 6 класс Пояснительная записка Познание развивается посредством многих наук и искусств. Но более всего украшает человека и направляет его в гражданской жизни история.... | Пояснительная записка рабочая программа по истории для 10 11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне («Преподавание... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 5 содержание дисциплины... Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные,... | Пояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории... | Пояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории... Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе... | ||
Рабочая программа По истории ( 5-9 Класс) Пояснительная записка При составлении программы использовались государственные программы по Всеобщей истории Вигасина аа, Свенцицкой ис,Ведюшкина ва, Ревякина... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» Тюменской государственной... | ||
Рабочая программа по истории 8 кл. Пояснительная записка Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... |