Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература»





НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература»
страница1/9
Дата публикации11.06.2015
Размер0.95 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г. о. Власиха Московской области

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Методический совет Директор МОУ ДОД

МОУ ДОД ДШИ ДШИ «Гармония» «Гармония»

Протокол № 3 _______ Э.А. Янковский

от 10.06. 2013 г. «___»___________ 2013 г.

Рекомендовано

Педагогическим советом

МОУ ДОД ДШИ

«Гармония»

Протокол № 14

от 11.06. 2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности
на 2013-2014 учебный год
ПО ПРЕДМЕТУ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(для обучающихся 2(4)-5(7) классов

музыкальных отделений школы)


Срок реализации программы - 4 года

Составитель:

Пашнина М.Н.,

преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

г.о. Власиха Московской области

2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» НМЦХО – 2002 г. (автор А.И. Лагутин).
Цель программы: формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.
Задачи программы:

  • Формировать слушательские умения и навыки обучающихся;

  • Поддержать познавательный интерес обучающихся;

  • Приобщать обучающихся постигать музыкальное искусство;

  • Ввести личность обучаемого в художественную культуру;

  • Сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей;

  • Способствовать его всестороннему развитию.

Отличительные особенности программы:

Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ «Гармония» г.о. Власиха и представляет собой курс «Музыкальная литература», ориентированный на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данной школы.
Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.

Предмет «Музыкальная литература» вводится в учебный план со 2 класса для обучающихся с 5-летним сроком обучения и с 4 класса для обучающихся с 7-летним сроком обучения.

В соответствии с учебным планом, на предмет «Музыкальная литература» отводится в 1-ом годе обучения - 1 час в неделю, во 2,3,4-ом год обучения – 1,5 часа в неделю.
Содержание предмета:

Основной принцип построения учебного курса - принцип историзма. Логически-исследовательское изложение материала от эпохи к эпохе.
В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятиями «стиль», «жанр», «форма», предлагается изучение музыки XVIII-XX вв. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все основные этапы развития музыкальной культуры.

Тематическая структура предмета «Музыкальная литература» такова:

  1. Обзорные темы.

  2. Творческие портреты композиторов.

  3. Краткие обзоры творчества композиторов.

  4. Аналитические темы.


Изложение основ предмета требует продумывания ряда вопросов:

  1. Звуковая и временная природа музыки. Музыка как язык общения. Музыка среди других искусств.

  2. Содержание музыкального произведения. Музыкальный образ. Выразительные и изобразительные возможности музыки. Программная музыка.

  3. Музыкальный язык и его составные элементы.

  4. Интонация – фундамент речи и музыки. Музыкальная тема.

  5. Музыкальный жанр. Классификация жанров. Изучение важнейших жанров музыки.

  6. Музыкальный стиль и его виды.

  7. Анализ музыкального произведения в соответствии с возможностями обучающегося.


Для успешного овладения знаниями необходимо с обучающимися изучать термины, определения, понятия.

Данная программа выделяет и позволяет использовать межпредметные связи музыкальной литературы с другими специальными музыкальными дисциплинами и общеобразовательными предметами (история, литература, изобразительное искусство и др.)

Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.
Изложение теоретического материала:

Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой.

Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану.
Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Урок - воспоминание;

  • Урок – исследование;

  • Урок – состязание;

  • Урок – игра;

  • Урок – повторение;

  • Урок – путешествие;

  • Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе.


Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе материала по учебнику.
Примерные формы домашних заданий:

  • Выявить особенности мелодии, ритма, фактуры и других средств выразительности в произведениях выученных в классе или предложенных педагогом.

  • Составление краткого музыкального словаря.

  • Сочинение небольшого музыкального фрагмента (например, мелодия в объеме 8 тактов с кульминацией во второй половине).

  • Решение кроссвордов.

  • Составление собственных кроссвордов.

  • Решение тестов.


Примерные условия реализации данной программы:

  • Наличие учебных групп (не менее 3 человек);

  • Наличие фоно- и аудиотеки;

  • Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе;

  • Соблюдение межпредметных связей;

  • Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

  • Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.


Данная рабочая программа является адаптированной и педагог имеет право на вариативность при изучении материала в зависимости от условий.
Учет успеваемости и контроль за выполнением программы проводится несколькими способами.
Механизм оценки:

  • Фронтальный опрос (Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала);

  • Поурочный опрос (Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока);

  • Беглый текущий опрос;

  • Музыкальная викторина;

  • Систематическая проверка домашнего задания;

  • Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

  • Контрольные уроки в конце каждой четверти, полугодия, года (Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.);

  • Творческий зачет;


Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу, на творческих зачетах и контрольных уроках.
Разработаны основные требования к организации контрольных занятий и итогового зачета по курсу, примерное содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждой четверти выставляется оценка успеваемости на основании текущих отметок.
В конце 1 и 3 четвертей каждого года проводятся обобщающие уроки.
В конце полугодий (2 и 4 четвертей) проводятся контрольные уроки.
Требование к контрольному уроку:

  • Изложение темы в устном или письменном виде (тестовые задания).

  • Музыкальная викторина по материалу четверти, полугодия или учебного года.


В конце четырехлетнего курса обучения предмету «Музыкальная литература», обучающиеся сдают выпускной итоговый зачет, который организуется на основе материала полного курса в соответствии с содержанием программы. Обязательно включает музыкальную викторину и тест на основе подробно изученных за четыре года музыкальных произведений.

Требования к итоговому зачету по музыкальной литературе:

- Умения и навыки изложения темы, способность делать выводы;

- Слушательские навыки: аналитические умения, слуховые накопления.
По окончании курса «Музыкальной литературы» обучающийся должен:

  • Различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.);

  • Уметь анализировать музыкальное произведение;

  • Владеть выразительной и грамотной речью;

  • Иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой;

  • Уметь различать в произведении черты конкретной эпохи и стиля.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующим достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащихся, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей.

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трёх столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно-исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями обучающихся того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью.

Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней.

В содержании предмета следует различать знания информативные и понятийные. К первым относятся все имена, названия, даты, факты, события, то есть те, что несут конкретную информацию. Такие знания составляют значительную часть учебного материала. Понятийные знания в курсе музыкальной литературы – это ключевые слова, словосочетания, термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления. Необходимость дифференцированного подхода педагога к информативным и понятийным знаниям обусловливается различиями в способах и уровне их усвоения учащимися. Если информативные знания должны быть верно поняты и лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся, то знания понятийные – осмысленные и длительно сохраняемые в памяти – во многом определяют качество усвоения предмета в целом.

В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней.

Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДМШ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.

Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. Качество их усвоения обучающимися в конечном счёте будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы.

Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности.

В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип, традиционный для данного предмета, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства.

Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы.

Первый год обучения – пропедевтический (вводный, содержащий предварительный круг знаний). Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке.

Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу. Темы «Знакомство с музыкальными инструментами» и «Музыкальные формы» включены в данную программу из методических рекомендаций по преподаванию музыкальной литературы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств и примерных тематических планов МК М. -1990 (составитель Е.Б.Лисянская).

Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, запоминание и узнавание музыки.

Программа второго года обучения – классики европейской музыки – представляет собой последовательность моногорафиеских тем, соответствующих историко – художественному процессу: И.С. Бах, Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.ван Бетховен, Ф.П.Шуберт, Ф.Ф.Шопен. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений (или их законченных частей) с последующим прослушиванием.

Биография композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера, показывающие разносторонние связи искусства с жизнью. Формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии – большой познавательный материал, расширяющий представление учащихся о музыкальном искусстве.

Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, вводимые в теме «Й.Гайдн», закрепляются затем при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы, слуховое, теоретическое и исполнительское (в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития учащихся. Представленные в темах другие жанры музыки (песни, фортепианные сочинения малых форм, сюиты), знакомство с фрагментами оперы «Свадьба Фигаро» способствуют расширению и углублению полученных ранее знаний.

Знакомству с отечественной музыкой отводится два последних года обучения. Программа предусматривает темы, посвящённые основным представителям русской музыки XIX века: М.И.Глинке, А.С.Даргомыжскому, М.П.Мусоргскому, А.П.Бородину, Н.А.Римскому-Корсакову, П.И.Чайковскому. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-70 годы XIX века и на рубеже XIX и XX веков.

Основное внимание в разделе музыкальные классики XIX века уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и предполагает включение кратких сведений из истории их создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с анализом отдельных сцен и номеров дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере пяти русских классических опер учащиеся смогут хорошо усвоить общие закономерности жанра и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с произведениями других жанров должно дать учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки.

Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества, а также освещает один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории отечественного музыкального искусства – XX век и включает некоторые биографические сведения и характеристику творчества А.К. Лядова, А.К.Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Г.В. Свиридова, Р.К.Щедрина, В.А. Гаврилина, обзорные занятия о представителях российского авангарда. Отдельный урок посвящён знакомству с творчеством А.И.Хачатуряна. Заключительная беседа посвящается состоянию и основным проблемам современной музыкальной культуры, обзору важнейших событий музыкально-общественной жизни.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ.
I ГОД ОБУЧЕНИЯ


урока




Название темы

Количество часов


Тема 1. Музыка как один из видов искусства.

Содержание музыкальных произведений (2 часа).


Урок №1




Музыка как один из видов искусства.

1

Урок №2,3




Содержание музыкальных произведений.

2


Тема 2. Средства музыкальной выразительности. (6 часов).


Урок №4




Особенности музыкальной речи.

1

Урок №5,6




Мелодия.

2

Урок №7




Высота звука, длительность, регистр.

1

Урок №8




Ритм, размер, метр.

1

Урок №9




Темп, тембр.

1

Урок №10




Фактура.

1


Тема 3. Знакомство с певческими голосами (1 час).


Урок №11,12




Тембры певческих голосов

2


Тема 4. Знакомство с музыкальными инструментами. Инструменты симфонического оркестра (7 часов).


Урок №13




История возникновения музыкальных инструментов, их разновидности

1

Урок №14




Народные музыкальные инструменты.

1

Урок №15




Оркестр народных инструментов.

1

Урок №16




Инструменты симфонического оркестра. Знакомство с музыкальными инструментами.

1

Урок №17




Тембры и устройство инструментов симфонического оркестра.

1

Урок №18




Инструменты симфонического оркестра. Как устроен симфонический оркестр

1

Урок №19




Инструменты духового и эстрадного оркестра.

1


Тема 5. Музыкальные формы (7 часов).


Урок №20




Музыкальная форма. Период.

1

Урок №21




Двухчастная форма и ее разновидности.

1

Урок №22




Простая трехчастная форма.

1

Урок №23




Сложные двух – и трехчастные формы

1

Урок №24




Форма Рондо.

1

Урок №25




Форма Вариации.

1

Урок №26




Сонатная форма.

1



Тема 6. Программно – изобразительная музыка (2 часа).


Урок №27




Музыка и изобразительность. Программная музыка.

1

Урок №28




Программно – изобразительная музыка

1


Тема 7. Музыка в театре. Опера. Балет (5 часов).


Урок №29




Музыка в театре. Балет.

1

Урок №30




Балет в России.

1

Урок №31




Опера.

1

Урок №32




Особенности жанра Опера.

1

Урок №33




Викторина по материалу, пройденному за год. Контрольный урок за год.

1

ИТОГО:

33
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconАннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
К. К. Родионов, изданной в 1976 г и «Методических указаний по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconПрограмма разработана на основе программы для детских музыкальных...
Курс сольфеджио в детских музыкальных школах является дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, памяти, ритма, музыкальных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconЗакон города москвы
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconШвыдкой михаил Ефимович
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconТема: "Танцы народов мира"
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconЗачем ребёнку нужны танцы?
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconПрограмма учебного предмета «Оркестровый класс»
«Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconПримерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс
«Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» образовательной...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconРабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» образовательной...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconГлавное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconИсследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе?
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconСитуационные задачи к разделу IV стимулирование сбыта в практике...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» iconN п-1 "сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", n п-2...
Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск