НОУ СОШ «Православная Свято-Петровская школа»
Рассмотрена
на заседании МС
_____________/____________/
(подпись) ФИО
«__» ___________20___г.
| Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________/____________/
(подпись) ФИО
«__» ___________20___г
| Утверждена
директором
_____________/____________/
(подпись) ФИО
«__» ___________20___г.
|
Рабочая программа
по истории (история России и Зарубежная история)
для 8 класса 2 ступени обучения
базового уровня
на 2014-2015 учебный год.
ФИО
разработчика программы
Пирогов Дмитрий Викторович
2014 Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 8 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г; Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) НОУ СОШ «Православная Свято-Петровская школа» учебного плана НОУ СОШ «Православная Свято-Петровская школа»
на 2014-2015 учебный год; программы курса «Всеобщая история. История нового времени» к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы автора Н.В. Загладина «Всеобщая история. История нового времени 19-начало20 века» .(М.: «Русское слово», 2008) программы курса «История России. 19 век» Перевезенцева С.В., Перевезенцевой Т.В.(М: Русское слово, 2011 год) Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. В программе сочетаются два курса – истории России и Всеобщей истории; изучение курсов последовательное: I полугодие – Всеобщая история – 28 часов II полугодие – история России – 40 часов Курс «История нового времени» для 8 класса охватывает период 19 – начало 20 веков. Курс является логическим продолжением курса «История нового времени 15-18веков». Курс «История России . XIX век» в 8 классах является продолжением системного изучения отечественной истории. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Значительное место и в программе, и в учебнике посвящено вопросам духовной и церковной истории. Повествование о значении духовного фактора в русской истории проводится :
через идею святости(рассказы о жизни и подвигах православных святых);
через повествование о роли Русской Православной Церкви в истории России;
через демонстрацию ведущей роли православного мировоззрения для политических деятелей этого периода.
Цели и задачи : воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Информация о количестве учебных часов Рабочая программа в соответствии с недельным учебным планом НОУ СОШ «Православная Свято-Петровская школа» на 2014-2015 учебный год рассчитана на 68 часов (из расчѐта 2 урока в неделю). Из них: рабочая программа по курсу «История нового времени» составлена на 28 часов, а рабочая программа по курсу «история России» рассчитана на 40 часов.
Формы организации образовательного процесса:
-круглый стол -семинар -работа с исторической и контурной картой
Виды и формы контроля:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории ученик должен: знать/ понимать: основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; уметь соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание рабочей программы Основное содержание курса «История Нового времени» (28 ч) Глава I. Реакция и революции в европейском и мировом развитии. Становление национальных государств в Европе (7ч) История как наука. Проблемы фальсификации и достоверности исторических знаний. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота. Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. X. Сан-Мартин. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О.Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Глава II. Европа на пути промышленного развития. (3ч) Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тредюнионы. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале XX в. Д. Ллойд Джордж Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Глава III.. Ведущие страны мира в середине 19- начале 20 века (3ч) Великобритания и еѐ доминионы. Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. ГлаваI V. Восток в орбите влияния Запада (7ч) Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм - идеология и политика. Мексиканская революция 1910-1917 гг.Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Революции в Иране, Османской империи, Китае Глава V. Обострение международных противоречий и Первая мировая война (8ч) Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы.Развитие культуры в XIX — начале XX в. Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-XX вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX в. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Основное содержание курса «История России XIX век» (40 ч)
Раздел I. Россия в начале 19 века (4 часа)
История России – часть всемирной истории. XIX век в истории России: роль самодержавия в развитии страны; взаимоотношения центра и национальных окраин; значение промышленного переворота, становления капитализма и политического влияния Запада для взаимоотношений самодержавия и общества. Основные понятия: история, история России, самодержавие, промышленный переворот, капитализм, конституционные проекты. Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Внутренняя политика в первой половине 19 века. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ. Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Раздел 11. Отечественная война 1812года (3 часа) Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.). При-чины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Россия и образование Священного союза. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка. Раздел III. Россия в послевоенные годы (4 часа) Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Раздел IV.Российская империя в середине 19 века. (9 часов) Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление Теория «официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники Революционно-социалистические течения. Общество петрашевцев. Внешняя политика России во второй четверти XIXв.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя. Итоги и последствия войны. Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля. Раздел V. Золотой век русской культуры ( 4 часа) Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской литературы: писатели и их произведения. Становление национальной музыкальной школы. Театр. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. Раздел VI. Время реформ. (6 часов). Раздел V I I.Общественные движения 2 половины 19 века.(2 часа) «Великие реформы» 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг. Национальные движения и национальная политика в I860-1870-е гг. Социально-экономическое раз-витие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие тор-говли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России. Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология, организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения. Раздел VI I I. Россия в конце 19 века (5 часов) Начало царствования Александра III. Контрреформы 1880-х годов. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.Россия в военно-политических блоках. Раздел 1Х. Золотой век русской культуры (продолжение) (3 часа) Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы. Расцвет теат-рального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства. Место российской культуры в мировой культуре XIX в. Из-менения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горо-жан. Жизнь деревни. Развитие образования: достижения и проблемы. Рост международного признания достижений российской науки. Появление великих русских романов: творчество И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Расцвет жанров рассказа и пьесы в творчестве А.П.Чехова. Русские художники: стилевое и жанровое разнообразие творчества; рост общественной активности и признания значимости (Товарищество передвижных художественных выставок). Возрождение традиций древнерусской архитектуры (А.Н. Померанцев, В.Г. Шервуд). Реализм в скульптуре (М.О. Микешин, А.М. Опекушин). Расцвет русской оперной, балетной и симфонической музыки: композиторы «Могучей кучки»; П.И.Чайковский – самый знаменитый русский композитор. Создание К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского общедоступного Художественного театра. Начало карьеры Ф.И.Шаляпина – самого выдающегося русского певца.
Учебно-тематический план
Содержание
| Кол-
|
|
| во
|
|
| часов
|
|
|
|
| ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 19 ВЕК
| 28
|
|
|
|
| Глава 1. Реакции и революции в европейском и
|
|
| мировом развитии. Становление национальных
| 7
|
| государств.
|
|
|
|
|
|
| Глава 2.Европа на пути промышленного развития.
| 3
|
|
|
|
| Глава 3. Ведущие страны мира в середине 19-нач.20
| 3
|
| века.
|
|
|
|
|
| Глава4.Восток в орбите влияния Запада.
| 7
|
|
|
|
| Глава 5. Обострение международных противоречий и
| 8
|
| Первая мировая война.
|
|
|
|
|
| ИСТОРИЯ РОССИИ. 19 ВЕК.
| 40
|
|
|
|
| Раздел1.Россия в начале 19 века
| 4
|
|
|
|
| Раздел2. Отечественная война 1812года
| 3
|
|
|
|
| Раздел 3. Россия в послевоенные годы.
| 4
|
|
|
|
| Раздел 4. Российская империя в середине 19 века
| 9
|
|
|
|
| Раздел 5. Золотой век русской культуры.
| 4
|
|
|
|
| Раздел 6. Время Реформ.
| 6
|
|
|
|
| Раздел 7. Общественные движения второй половины
| 2
|
| 19 века.
|
|
|
|
|
| Раздел 8. Россия в конце 19 века.
| 5
|
|
|
|
| Раздел 9. Золотой век русской культуры
| 3
|
| (продолжение)
|
|
|
|
|
| Итого
| 68
|
|
|
|
| |