Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?»





Скачать 348.26 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?»
страница1/3
Дата публикации09.04.2015
Размер348.26 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
  1   2   3
Методическая разработка по истории России для старших классов

тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?»

автор: Камышлов Владимир

Владимирович, учитель истории

муниципального образовательного

учреждения общего образования

«Батуровская средняя

общеобразовательная школа»


Оглавление

Введение……………………………………………………….. ………… 3

1. Основные черты тоталитаризма ……………………………………… 5

2. Советская тоталитарная модель ……………………………………… 10

3. Германская модель тоталитарной системы ……………...……........... 14

Заключение……………………………………………..........………….… 18

Примечания……………………………………………………………… 20

Список использованной литературы…………..…………………..…… 21

Введение

Появившийся и окончательно оформившийся в первой половине ХХ века, тоталитаризм вызывает и сегодня, многочисленные дискуссии, и серьёзные столкновения мнений, как специалистов: историков, политологов, социологов, так и обычных людей, анализирующих политическое устройство своих государственных систем сегодня и в прошлом.

В качестве примера подобного столкновения мнений можно привести реакцию, на один из пунктов резолюции парламентской ассамблеи ОБСЕ, появившуюся летом прошлого года. Это совсем свежий случай острого противопоставления точек зрения в вопросе о месте, роли и сущности тоталитарного режима, а так же о тех формах и моделях, которые он может принимать. Стоит кратко описать ситуацию сложившуюся после принятия столь неудачной формулировки резолюции парламентской ассамблеи ОБСЕ. В тексте принятой в Вильнюсе 3 июля 2009 года резолюции восемнадцатой ежегодной парламентской ассамблеи ОБСЕ, в разделе под названием: «ВОССОЕДИНЕНИЕ РАЗДЕЛЕННОЙ ЕВРОПЫ : ПООЩРЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД В РЕГИОНЕ ОБСЕ В XXI ВЕКЕ» имеется пункт 3, в котором говорится, «отмечая, что в двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества». (1) Резолюция прошла вопреки протестам со стороны представителей России, которые обвинили авторов документа в фальсификации истории. По их мнению ОБСЕ сознательно принижает роль советского народа в победе над фашистами.

После опубликования материалов резолюции возникла волна протестов и критики позиции тех европейских парламентариев, которые, не делая никаких различий, уподобили два тоталитарных режима друг другу. Депутат Государственной Думы О.А. Куликов в частности сказал о том, что принятая Парламентской ассамблеей ОБСЕ 3 июля резолюция, уравнявшая Советский Союз и фашистскую Германию, является политической провокацией организации, созданной благодаря Советскому Союзу. Она принята по инициативе стран, чьи граждане активно являлись соучастниками фашистских зверств. Резолюция является вызовом нашей стране, заплатившей огромную цену за освобождение человечества от фашизма. Она уравнивает легитимный советский строй с фашизмом, признанным преступным по решению Нюрнбергского трибунала.

В заявлении, принятом на ближайшем заседании Совета федерации говорилось о резолюции ОБСЕ как о попытке пересмотреть реальные причины Второй мировой войны и возложить на СССР равную с гитлеровской Германией ответственность и что данный факт является оскорблением российского народа.

С другой стороны довольно большая группа отечественных правозащитников во главе с Е.Г. Боннэр, являющейся председателем Фонда имени А.Д. Сахарова, и активисты историко-просветительского общества "Мемориал" с одобрением отнеслись к тексту резолюции и поддержали мнение европейских парламентариев.

Кто в данном споре ошибается, а кто прав каждый может для себя решить самостоятельно, но в этой связи возникает другой принципиальный вопрос, а как провести, и на сколько это возможно объективно, сравнение тоталитарного режима, сложившегося в Германии после прихода к власти Гитлера, и тоталитарного режима появившегося в СССР в 20-30 годы?

Что же представляли собой сложившиеся в 20-30-е годы политические режимы, которые без сомнения имели как общие, так и различные признаки? Провозглашая новую эру общественного развития, обещая построить на руинах прошлых политических образований новый мир и привести свои народы к процветанию и изобилию, на практике эти режимы обрушили на них репрессии и террор, втянули мир в череду кровавых войн.

В данной работе мы рассмотрим варианты построения тоталитарных систем и проведём попытку сравнительного анализа таких политических режимов. Для этого, прежде всего, необходимо определить те критерии и параметры, исследование которых даст основание для сравнения и выводов. В заключении определим общие и различные черты германского и советского тоталитаризма.


1. Основные черты тоталитаризма
Тоталитаризм является одной из самых востребованных тем, изучаемых с самого момента его появления и оформления как политического режима. И в XXI веке интерес не ослабевает, так в 2006 году на IV Всероссийском конгрессе политологов, был представлен доклад В.П. Любина «Тоталитаризм: новые подходы», в котором отражены, заслуживающие внимания, взгляды современных исследователей тоталитарных систем, а так же приведён анализ новых подходов в изучении данной темы. Он в частности говорил о том, что «тоталитаризм остается постоянным объектом научных исследований. Систематизация новейших исследований различных видов тоталитаризма, путей выхода из него и транзита к новому состоянию общества, сравнение новых с предыдущими интерпретациями данных феноменов является важной научной задачей» (2)

В своём докладе В.П. Любин кратко познакомил с позицией итальянского ученого Эмилио Джентиле на примере его исследования «Фашизм. История и интерпретации»: «Спустя девяносто лет после своего появления и полвека после своего исчезновения фашизм все еще представляется загадочным явлением, не поддающимся ясному и рациональному историческому определению, несмотря на посвященные ему десятки тысяч книг и статей и множество дискуссий»(3)

Выводы Джентиле представляются очень интересными. Они раскрывают картину зарождения тоталитаризма как общественного явления и как собственно понятия, что крайне важно для нашего исследования. В изложении В.П. Любина это звучит так:

«Многие связывают фашизм с тоталитаризмом, замечает Джентиле. Концепция тоталитаризма родилась сразу после захвата фашистами власти и находится в симбиозе с фашизмом. Понятия «тоталитаризм» и «тоталитарный» были изобретены и использовались антифашистами, чтобы показать диктаторскую сущность фашистского режима. Политологи, выступавшие против этой модели, связывали тоталитаризм исключительно с нацизмом и сталинизмом, считая, что к фашизму определение тоталитаризма не подходит. Наиболее распространенной формой «дефашистизации» фашизма является сведение его к муссолинизму, т.е. к тому, что сотворил дуче. С этим связана тенденция «освободить» фашизм от самих фашистов и заявления, что люди, публично объявлявшие, что они фашисты и занимавшие престижные должности в структурах власти, культуры и экономики, на самом деле не были фашистами, как ими не являлась и масса итальянцев, заполнявших площади и аплодировавших дуче»(4)
Когда же стали впервые появляться идеи тоталитарного толка? Здесь стоит обратиться к трудам античного автора Платона. В своих произведениях «Государство» и «Законы» он рассуждает об устройстве идеального государства, говоря о том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, а если создание или длительное сохранение такового по каким либо причинам невозможно, то необходимо построить его внутри себя.

Идеальное государство Платона имеет черты, очень напоминающие признаки тоталитарного государства, которыми сегодня мы пользуемся для его характеристики. Если кратко сущностные черты совершенного государства выглядят следующим образом:


  • общая для всего государства цель, проводимая с жесткой последовательностью и стоящая неизмеримо выше целей и интересов отдельных групп и тем более индивидов;

  • строгое разделение на классы с ясным отделением правящего класса от всех остальных классов общества;

  • отождествление судьбы государства с судьбой правящей элиты, призванной руководить реализацией стоящей перед государством цели;

  • борьба с частной собственностью;

  • преобразование семьи с намерением ограничить ее роль в обществе;

  • обеспечение единообразия взглядов и даже чувств членов общества;

  • твердость и неизменность той доктрины, которой руководствуется общество и которая определяет и обосновывает его глобальную цель;

  • постоянная цензура убеждений, чувств и действий граждан, непрерывная пропаганда, формирующая их сознание по единому образцу.



Современные исследователи выделяют такие характерные признаки государства с тоталитарным устройством:


  • однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

  • недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх – от масс;

  • идеологизация всей жизни общества. Идеологию определяет политический лидер. Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;

  • монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;

  • террористический полицейский контроль. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения. Механизм репрессий, призван обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом, террор — неотъемлемое средство внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями — один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.

При сравнении приведённых признаков Платона и современных характеристик тоталитарных государств, прослеживаются явные аналогии и множество созвучных моментов. Тоталитарные системы, сложившиеся в ХХ столетии имели законченный вид закрытых коллективистских обществ классического типа, корни которых уходят в античные времена. Можно сказать, что любое общество, сошедшее с пути построения государственных институтов на демократических принципах, рано или поздно скатится к созданию закрытой социальной системы, в которой происходит бурная внутренняя перестройка, с обязательным насилием и сломом автономии её членов во имя достижения единой главной цели. Таким образом, мы подошли к необходимости дать толкование тоталитарному режиму и его антиподу – режиму демократическому.
Под политическим режимом в широком смысле понимается, уровень гарантированности прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых норм политическим реалиям, характер отношения местных и центральных властных структур к правовым основам государства и общественной жизни, в узком же - это совокупность приёмов и способов государственного руководства.
На сегодняшний день существует множество вариантов определения и демократии и тоталитаризма, которые, безусловно, имеют право на существование, но мы воспользуемся следующими, как наиболее оптимально учитывающими специфику каждого из рассматриваемых режимов:

«Тоталитарный режим — крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной "законности"»(5)

«Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях демократического режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях и на определенное время (до новых выборов) передает полномочия на распоряжение властью (но не саму власть) своим представителям"(6)

Ни один режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную жизнь общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.
В становлении и осуществлении тоталитаризма значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же обусловлено. Разрушая прежние политические институты, массовые движения создают «поле» для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.
Острые социально-экономические кризисы резко усиливают бедствия и недовольство населения, ускоряют созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок – появление значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность.
Почему тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности особую психологическую привлекательность? Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то, поучаствовать в чем-то «великом». С помощью приобщения к всемогущей власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту.
С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики использовали для прихода к власти требования земли и мира. В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» – многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и законами.

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии техники, науки и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль играет глубокая кризисная ситуация. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности СМИ, способствующие всеобщей идеологизации общества и установлению контроля над личностью. Индустриальная стадия развития способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, например, формированию коллективистского сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. Важную роль играли и политические условия, к которым относятся: появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.
Принято выделять две разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый».
«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах сначала в Советском Союзе, а затем в странах Восточной Европы и Азии, «правый» тоталитаризм утвердился в фашистской Италии и Германии.

Дадим краткую характеристику этим двум направлениям. «Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей:


  • возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

  • необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

  • ведущую роль пролетариата в современной истории;

  • необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;

  • возможность построения коммунизма в каждой стране.


Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, а некоторые даже реакционными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

«Правый» тоталитаризм представлен итальянским и германским фашизмом. Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой политической власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической основе, ликвидацию массовой преступности.
Германский фашизм основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь националистических лозунгов, идеи превосходства немецкой нации и ее стремления к мировому господству.
Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (и прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной опорой правого тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло», по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconТема: «Пленительное кружево ладони.»
Совершенствовать способности образного мышления и представления выделять общее и различное
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения...
Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории....
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности...
Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса...
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconСписок электронных публикаций
Методическая разработка урока про княгиню Ольгу элективного курса по истории "Светочи России"
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка урока «избирательная система и избирательное...
России и современные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка На тему: Работа над техникой в старших классах дмш
Воспитание ощущения контакта с клавиатурой
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconПояснительная записка по введению содержания олимпийского образования...
Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка урока Тема урока: «Нравственный поступок»...
Создать условия для выявления обучающимися существенных признаков нравственного поступка
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconРабота над аккомпанентом на уроках сольфеджио
...
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconЛитература Тема урока: Симфонический оркестр
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем, путем сравнения выявить общее...
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов (фгос) Пояснительная записка
России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной...
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс)
Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства...
Методическая разработка по истории России для старших классов тема: «Тоталитаризм советский и германский: общее и различное?» iconМетодическая разработка для студентов тема №1
Тема: Понятие об общем уходе. Практическая деонтология общего ухода за хирургическими больными


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск