Методическая разработка для студентов тема №1





НазваниеМетодическая разработка для студентов тема №1
страница1/9
Дата публикации12.12.2014
Размер0.95 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕМА №1

Тема: Понятие об общем уходе. Практическая деонтология общего ухода за хирургическими больными.

Цель: в результате изучения темы студент должен:

Иметь представление о деонтологии расспроса и наружного осмотра больного, о значении истории болезни как научно-медицинского и исторического документа. Иметь понятие о этике и морали в медицине. Освоить концепцию сестринского дела.

Знать общие закономерности расспроса больного, основные разделы схемы истории болезни, методику ее написания, методику общего осмотра больного и его диагностическое значение, модели сестринского дела.

Уметь провести расспрос больного (жалобы и их детализация, история болезни, история жизни, расспрос по органам и системам), провести наружный осмотр больного.
Общее время: 180 мин.

Место проведения:

  1. Учебные комнаты.

  2. Палаты хирургического отделения.

Оснащение:

  1. Учебные таблицы, слайды.

  2. К занятию подбираются тематические больные.



Контрольные вопросы и ответы:

- Что такое медицинская деонтология?

Это учение о юридических, профессиональных и моральных аспектах, обязанностях и

правилах поведения медицинского работника по отношению к больному. Деонтология является частью врачебной этики и представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, современных правовых актов и регламентированных требований, предусмотренных практической профессиональной деятельностью врача. К медицинской деонтологи примыкают такие проблемы, как врачебная тайна, врачебная ошибка, эвнатазия, право эксперимента на себе, производство медицинского вмешательства без согласия больного, эксперимента на людях, морально-этические проблемы пересадки органов, генной инженерии, знахарство, народная и нетрадиционная медицина и др.

- Дайте характеристику медицинской этике.

Это специфическое проявление общей этики в деятельности врача. Это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников. Это наука, помогающая выработать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях.

- Что такое врачебная тайна?

Это неразглашение медицинскими работниками ставших им известными в силу использования профессиональных обязанностей сведений о болезни, интимной и семейной жизни пациента.

- Для чего необходимо соблюдение врачебной тайны?

• Для защиты внутреннего мира человека, его автономии;

• для охраны от манипуляций со стороны внешних сил;

• для защиты социальных и экономических интересов личности;

• для создания основы доверительности и откровенности взаимоотношений “врач — пациент”;

• для поддержания престижа медицинской профессии.

Является ли информированное добровольное согласие пациента (или доверенных

лиц) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства?

Такое согласие необходимо всегда.

Что такое преступное бездействие?

Это разновидность преступного деяния, представляет собой общественно опасное и противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно полезного действия, которое лицо могло и должно совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей (ст. 68 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”).

Что такое врачебные ошибки?

Это ошибки врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков должностного проступка. В отличие от врачебного преступления, врачебная ошибка не является результатом халатного отношения врача к своим обязанностям и поэтому, вне зависимости от последствий, врач не может быть наказан в уголовном порядке.
Литература основная:


  1. Абрамова Г.С. Психология в медицине. – М., 1998.

  2. Агафонова Т.А. "Роль и задачи сестринской службы в оказании медикосоциальной помощи лицам пожилого и старческого возраста", Медицинская помощь, 1996, N3 (с.15-17)

  3. Алифанова Л.И., Карцева Е.П. Карта сестринского наблюдения за пациентом как модель сестринского процесса. «Медицинская помощь», № 6, 1997, с.21-25.

  4. Башкардина Г.Н. "Новое в подготовке специалистов сестринского дела", "Медицинская помощь", 1996, N2 (с.23)

  5. Блохина Н.Н. "Вопросы истории сестринского дела в России на страницах журнала "Медицинская сестра" в годы Великой Отечественной войны", Медицинская помощь, 1996, N 1 (с.53-55)


Литература дополнительная:


  1. Теория концептуальной модели сестринского дела: Учебное пособие: перевод с английского/ под общей редакцией проф. Г.М.Перфильевой. – М., ГЭОТАРМЕД, 2001.

  2. Чикин С.Я. Современные проблемы биомедицинской этики». – М, 1995.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

тема №2

Тема: Личная гигиена персонала и пациентов хирургического отделения.

Цель: научить студентов основным правилам личной безопасности, освоить мероприятия по обеспечению безопасности пациента

Знать

  • роль микробной флоры в развитии хирургической инфекции

  • входные ворота и их значение для развития гнойной инфекции

  • пути проникновения инфекции в рану (экзогенный, эндогенный)

  • методы профилактики экзогенной и эндогенной инфекции

  • современные приказы и ОСТы МЗ РФ по профилактике внутрибольничной инфекции

.

Уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала в условиях хирургического стационара, оперблока;

  • организовать работу в асептических условиях;

  • осуществлять профилактику воздушной, капельной, имплантационной, контактной инфекции;

  • выполнять полную и частичную санитарную обработку.

  • осуществлять термическую и химическую дезинфекцию и предстерилизационную подготовку инструментов, изделий из стекла, пластических масс, керамики, шприцев, перчаток, щеток;


Освоить:

  • Уход за кожей и естественными складками.

  • Уход за пролежнями. Определение степени риска образования пролежней у пациента. Факторы риска развития пролежней. Локализация, стадии образования пролежней. Сестринские вмешательства при риске развития пролежней. Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях.

  • Тактику медицинской сестры при развитии пролежней.

  • Уход за волосами: мытье головы, расчесывание.

  • Мытье ног. Стрижка ногтей на руках и ногах.

  • Умывание пациента. Бритье лица пациента.

  • Уход за слизистыми. Удаление выделений и корочек из носа. Протирание глаз. Обработка слизистой ротовой полости и губ. Чистка зубов. Уход за съемными зубными протезами. Очищение наружного слухового прохода.

  • Подача судна и мочеприемника (мужчине и женщине).

  • Уход за наружными половыми органами.

  • Сестринскую помощь при недержании мочи и кала.

  • Обучение пациента и его семьи элементам гигиенического ухода.


.
Общее время: 180 мин.

Место проведения:

  1. Учебные комнаты.

  2. Палаты хирургического отделения.

Оснащение:

  1. Сантиметровые ленты.

  2. Тетради, карандаши.

  3. Учебные таблицы, слайды.

  4. К занятию подбираются тематические больные.

  5. Видеозаписи методики осмотра и пальпации грудной клетки.


Контрольные вопросы и ответы

ГИГИЕНА БОЛЬНОГО

Каковы правила хранения больничного белья?

К больничному белью относятся простыни, наволочки, пододеяльники, пеленки, рубашки, кальсоны, косынки, халаты, пижамы, полотенца и др. Чистое белье хранится в бельевой, находящейся в отделении. Грязное — в отдельном помещении, расположенном недалеко от отделения, в специальных ящиках или бачках. По мере накопления они опорожняются, и белье отправляют в прачечную. Все белье должно иметь метку и штамп отделения.
Каковы обязанности сестры-хозяйки отделения относительно смены и дезинфекции больничного белья?

В каждом отделении работает сестра-хозяйка, на которой лежит ответственность за регулярную смену белья и своевременную отправку грязного белья в прачечную. Один раз в 7—10 дней производится банный день со сменой белья, но если в отделении имеются тяжелобольные с непроизвольным мочеиспусканием или дефекацией, то сестра-хозяйка обязана оставлять младшей медицинской сестре несколько дополнительных комплектов чистого белья для смены. Белье, загрязненное выделениями или кровью, замачивают в осветленном растворе хлорной извести, сушат и затем направляют в прачечную.
Какие требования предъявляются к больничным кроватям?

Ножки кровати снабжаются колесиками для удобства передвижения. Имеются также

особые подставки, которые подводятся под головной и ножной концы кровати и закрепляются. С их помощью кровать несколько приподнимают над полом и легко передвигают. Такой способ передвижения кровати не беспокоит и не утомляет больных. Для тяжелобольных, нуждающихся в возвышенном положении, пользуются подголовниками, а также функциональными кроватями, состоящими из трех подвижных секций. С помощью ручек можно плавно и бесшумно придать больному удобное для него положение в постели. Возле кровати ставят прикроватный столик, где хранятся вещи больного. Тяжелобольные пользуются специальными столиками, которые передвигаются и могут быть использованы для еды или чтения.
Какие требования предъявляются к постели и матрацу больного?

В связи с тем, что больной большую часть времени находится в постели, важно, чтобы

она была удобной и опрятной. Постельное белье — простыни, пододеяльники, наволочки — должно быть чистым, белым. Простыни на постелях тяжелобольных не должны иметь рубцов и швов, а наволочки — узлов и застежек на стороне, обращенной к больному. Одновременно с постельным бельем больной получает полотенце. Поверх сетки кровати кладут матрац, достаточно толстый, без бугров и впадин. Для ухода за больными очень удобен матрац, состоящий из отдельных секций. Подушки должны быть достаточных размеров, мягкие (перовые, пуховые). Одеяла в зависимости от сезона должны быть байковыми или шерстяными и обязательно мягкими. Наматрацник следует чаще чистить и проветривать, чтобы удалить неприятный запах, а при необходимости дезинфицировать.
Каковы особенности устройства постели у тяжелобольных?

Постель больных с непроизвольным мочеиспусканием и выделением кала должна иметь специальные приспособления. Чаще всего пользуются подкладным резиновым судном, а матрац и подушку обшивают клеенкой. Кроме того, для таких больных применяют специальные матрацы, состоящие из трех частей: средняя часть имеет приспособление для судна. Постельное белье таким больным меняют чаще, чем обычно — по мере загрязнения.

Если у больной женщины имеются обильные выделения из половых органов, то для сохранения чистоты постели под пациентку подкладывают клеенку и сверху небольшую простынку — подстилку. Подстилку меняют не реже 2 раз в сутки, а при надобности и чаще. Если больному нужно придать полусидячее положение в постели, то, помимо подголовника, ему нужно сделать упор для ног, чтобы больной не сползал.
Как проводится перестилание постели больного?

Постель больного регулярно — утром, на ночь и перед дневным отдыхом — необходимо перестилать. Санитарка стряхивает крошки с простыни, расправляет ее, взбивает подушки. Больного на это время можно посадить на стул. Если же пациенту нельзя двигаться, то нужно переложить его вдвоем на край кровати, затем, расправив на освободившейся половине матрац и простыню, удалить с них крошки и переложить больного на убранную половину постели. То же самое проделать с другой стороны. Простыня должна быть такого размера, чтобы матрац был закрыт ею сверху, по бокам и со стороны торцов. Края простыни следует подогнуть под матрац.
Как проводится перестилание постели больного, которому показан постельный режим?

Смена простыни под тяжелобольным требует от персонала определенного навыка. Если больному разрешено поворачиваться на бок, сначала, осторожно приподняв голову пациента, убрать подушки. Затем помогают ему повернуться на бок, лицом к краю кровати. На освободившейся половине постели, находящейся за спиной больного, скатывают грязную простыню так, чтобы она в виде валика легла вдоль его спины. На освободившееся место кладут чистую, также наполовину скатанную простыню. Затем больному помогают лечь на спину и повернуться на другой бок. После этого он окажется лежащим на чистой простыне лицом к противоположном краю кровати. Далее убирают грязную и расправляют чистую простыню.

Как проводится перестилание постели больного, которому нельзя совершать

активных движений?

Бели больному нельзя совершать активных движений, простыню можно сменить таким способом. Начиная с головного конца кровати, скатывают грязную простыню, приподнимая вдвоем с санитаркой голову больного и верхнюю часть туловища. На место грязной кладут скатанную в поперечном направлении чистую простыню и расправляют ее на освободившемся месте. Затем на чистую простыню кладут подушку и опускают на нее голову больного. Далее, приподняв таз больного, грязную простыню сдвигают к ножному концу кровати. На ее месте расправляют чистую. После этого остается удалить грязную простыню. Расправив чистую простыню до конца матраца, заправляют края ее под матрац. Оба способа смены простыни при всей ловкости ухаживающих неизбежно причиняют много беспокойства больному. Поэтому иногда целесообразнее перестелить постель,

переложив его на каталку.
Какие требования предъявляются к подушке больного?

Нижняя подушка должна быть из пера, а верхняя — из пуха. Их кладут таким образом, чтобы нижняя лежала прямо и выдавалась немного из-под верхней, а верхняя упиралась в стенку кровати. Больному дают одеяло с пододеяльником, лучше всего байковое, так как оно хорошо проветривается и дезинфицируется; летом можно давать тканевые одеяла.
Как производится смена нательного белья больного?

В стационаре проводится после гигиенической ванны один раз в 7—10 дней. Неопрятным, потливым и очень ослабленным больным по мере надобности белье меняют чаще. Рубашки тяжелобольному меняют следующим образом: слегка приподняв верхнюю часть туловища, собирают ее со спины к шее. Приподняв руки больного, снимают рубашку через голову, а затем освобождают от рукавов руки. Если одна рука у больного повреждена, то рукав снимают сначала со здоровой руки, а затем с больной. Чистую надевают в обратном порядке: сначала, начиная больной руки, надевают рукава, затем надевают рубашку через голову и расправляют вдоль спины.
Как осуществляется подмывание больных?

Больных, длительное время находящихся в постели и не принимающих каждую неделю гигиеническую ванну; необходимо несколько раз в день подмывать, так как скопление мочи и кала в области паховых складок может привести к нарушению целости кожи и образованию пролежней. Подмывание производят слабым раствором калия перманганата или другим дезинфицирующим веществом. Раствор должен быть теплым (30—32 °С). Для подмывания нужно иметь кувшин, корнцанг и стерильные ватные шарики. Чаще всего подмывают женщин.
Каковы особенности подмывания женщин?

При подмывании под ягодицы подкладывают судно. Больная должна лежать на спине, согнув ноги в коленных суставах и немного разведя в бедрах. В левую руку берут кувшин с теплым дезинфицирующим раствором и поливают на наружные половые органы к заднему проходу (сверху вниз) один раз. После этого сухим ватным тампоном в том же направлении протирают кожу. Подмывание можно производить из кружки Эсмарха, снабженной резиновой трубкой, зажимом и влагалищным наконечником, направляя на промежность струю воды или слабого раствора перманганата калия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для студентов тема №1 iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях”
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине...
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности...
Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса...
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям
Тема №6 Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка научно практической конференции для студентов...
Методическая разработка научно – практической конференции для студентов 1 курсов
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического...
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка для студентов тема №1 iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск