Детского Творчества «Утверждаю»





Скачать 290.92 Kb.
НазваниеДетского Творчества «Утверждаю»
страница1/3
Дата публикации29.04.2015
Размер290.92 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3
Отдел образования исполнительного комитета

Абинского района

Дом Детского Творчества

«Утверждаю»

________________________Директор ДДТ

Игнатенко С.П.

Утверждено на заседании

Педсовета протокол № 1 от 5.09.2000г.

Утверждена на пед. Совете школы № 17

От 30.08.08г.

Директор школы:

С.Б. Трещёва

ПРОГРАММА

объединения «ПОИСК»


Вид программы: модифицированная

Продолжительность освоения: 3 года

Возраст обучающихся: 9-14 лет
Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

Копченко Светлана Валерьевна

г. Абинск

Пояснительная записка.
История родного края – один из важнейших элементов исторического образования в современной школе. Изучение краеведческого материала, знакомство с историей Кубани помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, развить духовные потребности, повысить интерес к истории своего народа, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свой народ, свою Родину.

На примере изучения отдельных эпизодов местной истории, истории населённых пунктов можно более конкретно проследить общие исторические процессы, происходившие в регионе или в России в целом.

Принципиально важное значение для формирования мировоззрения имеет изучение своей «малой Родины» - истории края, станицы, улицы. Близость конкретного материала, его сильное эмоциональное воздействие оказывает непосредственное значительное влияние на нравственное становление личности.

В этом плане история Кубани представляет интересные возможности, что связано с особенностями её развития. Это регион со сложными социально-экономическими и национальными отношениями, которому были присущи все те противоречия, которые характеризовали российскую действительность.

Данная программа предусматривает изучение краеведческого материала с учащимися среднего звена. А также знакомство с профессиями: хранитель музейного фонда, библиограф, архивариус и этнограф.

Знание прошлого помогает учащимся лучше понять истоки происходящего на Кубани. Знание региональной истории углубляет и дополняет представление об общих закономерностях и особенностях общественно-экономического развития России. Закрепление теоретического материала практическими занятиями делает знания более прочными и востребованными.

Педагог использует различные методические формы и приёмы, позволяющие развивать логическое мышление, работы учащихся носят исследовательский и творческий характер.

К активным формам и методам работы при изучении местного регионального материала привлекаются старожилы и местные краеведы. Экскурсии в музей, посещение археологических раскопок. Встречи с известными земляками и учёными – историками, написание рефератов, защита полевых дневников. Составление кроссвордов, ребусов, участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, научно-практических конференциях.

В объединении занимаются учащиеся разных возрастов, что позволяет в общении, поиске и совместной работе взаимообогащать свои знания, закреплять их повторением, работать в группах с максимальной работоспособностью. Поиск краеведческого материала, его обработка, хранение, подача и сохранение, выполнение олимпиадных работ, лекторская работа развивает и обогащает учащихся. Усиливается образная, эмоциональная, словесно-логическая виды памяти.

Не забывая один из принципов исторического краеведения – взаимосвязь отдельного края с историей страны, учащиеся в работах, ответах, собранном материале показывают не только общее, но и особенное, что было присуще только Кубанской области и Черноморской губернии.

Особое место в работе объединения занимает этнографическая работа. Ведение полевого дневника, описание местности, составление опросника, работа с респондентами, подведение итогов, систематизация собранного. Умение работать с первоисточником, знание академической литературы, умение проводить аналогию, постоянное расширение источниковой базы. Составление картотеки и умение работать с фондами. Знание и выполнение требований к хранению, оформлению вновь поступивших вещей в фонд комнаты музейного типа. Выполнение светового и теплового режима для предметов. Учащиеся получают практические навыки профессии этнографа и хранителя музейного фонда.

Большое внимание уделяется изучению истории казачества и заселению Кубани казаками. Традициям и обычаям кубанского казачьего войска. Происходит знакомство с лексикой, фольклором, основами православия, обычаев и традиций кубанского казачества. Программа составлена с учётом социального заказа и ориентацией на будущую профессию учащихся, с цель продолжения образования в ВУЗах страны и края. Первый год обучения – 4 часа в неделю, выход на Малую академию учащихся в качестве юниоров, Второй и третий год обучения – 6 часов в неделю, участие в работе секций на научно-практической конференции учащихся.

Учебно-тематический план

первого года обучения




п\п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

Количество часов

Практические

Количество часов

Выездные, индивидуальные

1

Введение в краеведение

11

11







2

Знакомство со вспомогательными историческими дисциплинами

29

20

9




3.

Археологическая экскурсия

20

2

18




4.

История края и района

55

16

4

35

5

Основы этнографической работы

20

10

10




6

Основы научной работы

20

3

7

10




Итого:

144











Содержание программы первого года обучения.
Программа первого года обучения предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия.

  1. Введение в краеведение-11 часов (теоретические). Знакомство с нормативно-правовыми документами. Кружка «Поиск», его историей, изучение ТБ и ПДД. Задачи и цели кружка. Планы, перспективы развития, заповеди, традиции, обычаи кружковцев. Разъясняется, для чего необходимо изучать историю своей «малой Родины». Какие задачи решаются при достижении краеведами своих целей. Составляется индивидуальный план работы с учётом выбранной специализации учащихся. Знакомство с концепцией и экспозицией, основными музейными разделами. Изучение имеющейся картотеки и банка данных школьной комнаты музейного типа. Изучение правил хранения и оформления экспонатов. Работа с имеющимся музейным фондом и картотекой музея. Историческая справка об археологическом прошлом Абинского района и станицы Холмской. Проведение инструктажа по ТБ. Общие понятия об историко-археологических памятниках, классификация исторических памятников, Погребальные памятники и другие памятники культового назначения.

  2. Знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами.– 29 часов.

( практические -9, теоретические- 20). Археология. Принцип комплектования фондов. Источники поступления предметов археологии.

Составление картотеки археологических фондов. ( практикум).

Знакомство с основными разделами археологических фондов. Этнография. Этнография как наука: предмет, источники, задачи. Составление опросника исследователя. Выбор информатора.

Этнографическая экспедиция ( практикум).

Составление картотеки этнографических экспедиций (практикум).

Нумизматика. Нумизматика как наука. Монеты – источник по истории, экономике. Политике, идеологии, художественной культуре древних обществ. Изучение коллекции монет школьной комнаты музейного типа.

Знакомство с хранением и описанием монет для школьной картотеки ( практикум).

Эпиграфика и сфрагистика. Эпиграфика – наука о древних надписях на камне, металле, дереве, кости, керамике. Сфрагистика – наука о печатях. Геральдика – наука о гербах.

Герб моей семьи. ( практикум).

Символика Кубани. Символика Тамани и Абинска. Топонимика. Топонимика – раздел ономастики, изучающий названия географических пунктов. Топонимика гидронимов Краснодарского края и Абинского района. История названия горных хребтов, вершин и населённых пунктов. Практикум по картам Краснодарского края.

  1. Археологическая экскурсия – 20 часов ( практика -18 часов, теория -2 часа). Плиточные, составные, корытообразные и монолитные дольмены. Плиточный дольмен (практикум). Выезд в п. Синегорск, выход по ручью к каменным грибам и плиточному дольмену. Наружный осмотр и обмеры памятника. Корытообразный дольмен. Выезд в станицу Шапсугскую через ромашковую поляну. Выход на вершину г. Крейдяной, где расположен дольмен. Наружный осмотр и обмер памятника. Монолитный дольмен. Выход по реке Хабль к скале, где расположен дольмен. Фиксирование расположения дольмена на местности.

  2. История Края и района 55 часов. Теория - 16, практика -4 , индивидуальные часы -35. Каменный век. Археологические культуры. Работа с картой, обозначение Трипольской, городетской, ананьинской и других культур. Ильская стоянка. Написание реферата по пещерам и стоянкам (Индивидуальная работа). Неолитическая революция. Основные типы орудий труда и технические способы их разработки. Периодизация каменного века. Ашель и мустье на территории краснодарского края. Бронзовый век. Археологические культуры. Появление металлургии. Возникновение очага металлургии вокруг Чёрного моря. Культурные перемены и передвижение огромных этнических групп. Новотиторовская, кобанская, катакомбная, древнеямная северокавказская культуры. Срубная культура. Майкопская культура. Раскопки майкопского кургана. Н.И. Веселовский. География майкопских памятников. Викторина по вопросам хронологии. Дольмены. Общие сведения о дольменах. Дольмены и ритуал, опыт древних строителей. Происхождение дольменов. Гипотезы. Шамбала. Ранний железный век. Общая характеристика железного века. Древние технологии производства железа. Сыродутный способ. Скифо-сарматское время. Происхождение скифов, их занятия. Походы скифов. Знаменитые сокровища Келермесских и Уральских курганов. Звериный стиль скифов. ( написание реферата). Киммерийцы. Древние кочевники по Геродоту. Скифы и киммерийцы. Исторические следы пребывания киммерийцев в Северном Причерноморье. Сираки. Савроматы. Соседи скифов по Геродоту. Жёноуправляемые. Меоты. Древнегреческие источники о меотах. Расселение меотов, занятия и культура. Исследования меотских памятников на территории Абинского района. Боспорское царство. Великая греческая колонизация Северного Причерноморья. Образование Боспорского царства. Социально-экологическое и политическое развитие Боспора. Ираноязычные кочевники на Кубани. Сиракские и сарматские памятники Абинского района. Грузия и Абхазия – источник распространения христианства на Северо Западном Кавказе. Степень распространения христианства среди адыгов. Каласлименос. Батарио. Причины проникновения итальянского купечества в бассейны Чёрного и Азовского морей. Основание торговых факторий на черноморском побережье. Колонизация Северного Причерноморья генуэзцами. Кафа, Тамань, Тана, Копа, Мапа, Татрега. Взаимоотношения колонизаторов с адыгскими племенами. Общественный строй адыгов. Расселение и занятия. Общественный строй. Традиции, обычаи, верования у адыгов 16-18 вв. Жилище, одежда, пища. Адаты. Гостеприимство, аталычество, куначество и другие обряды. Языческие верования у адыгов. Указ Екатерины второй о заселении Кубани казаками. Казаки – кто они? (мини-сочинение размышление). (индивид. раб). Донцы, запорожцы, линейцы. Запорожская сечь. Обычаи, нравы, занятия и общественное устройство казачества. Образование Черноморского кубанского войска и его участие в русско-турецких войнах. Переселение казаков Черноморского казачьего войска на Кубань. В 1792-1793 гг. Присоединение Закубанья к России. Суворов на Кубани. Причины, ход, итоги Кавказской войны. Липкинские, Тиховские, Никольские поминовения. Ермолов, Засс, Бескровный. Вишневецкий и Вениаминов на Кубани. Окончательное покорение Закубанья. Обычаи и традиции казаков. Условия формирования и особенности развития культуры кубанского казачества. Внешний облик казаков и казачек. Облик казачьих поселений. Традиционное жилище и внутреннее убранство. Семейные традиции и обряды. Календарный праздничный цикл. ( Описание праздника. Практикум). Обычаи и традиции РКО. Календарный праздничный цикл. Календарный поминальный цикл. Из истории казачьей формы. Составление хронологии атаманства ( практикум). Станица Холмская. Основание станицы Хабльской. Жизнь первых поселенцев. Экономическое развитие и жизнь первых поселенцев. Экономическое развитие и социальные отношения. Быт и ремёсла. Гончарное и черепичное производства. Вышивка. Народное образование и культура в станице Холмской.

  3. Основы этнографической работы – 20 часов. Практика – 10 часов, теория – 10 часов. Составление опросника для респондента. Методика работы с респондентом. Методика работы с ТСО.

Составление опросников по определённой тематике ( практикум). Составление плана – описания населённого пункта. Методика описания населённого пункта. Методика описания жилища.

Этнографическая работа в парах ( практикум).

Ведение полевого дневника. Методика хранения материалов этнографических экспедиций и использование их в научных трудах.

Работа с респондентом ( практикум). Подведение итогов работы в группах. Заслушивание всех членов группы и корректировка собранного материала.

Защита полевого дневника (практикум).

  1. Основы научной работы -20 часов. Теория – 3 часа, практика – 7 часов, индивидуальная работа – 10 часов. Виды научно-исследовательских работ и формы их защиты. Пять видов написания научно-исследовательской работы. Методические разъяснения и рекомендации.

Работа с банком данных «Развитие» (практикум).

Работа с музей ной документацией (практикум). Реферат – простейшая форма. Основные понятия. Формы рефератов. Основные этапы работы над рефератом. Принципы составления плана реферата (практикум).

Выбор темы дл исследования (индивидуальная работа). Основные принципы выбора темы. Понятия «Исследовательские навыки». Практические и индивидуальные занятия по выбору и формулировке темы. Работа с академическими источниками, подбор литературы. Понятие исторического источника. Основные навыки работы с источниками и научной литературой. Практикум. Работа в школьной библиотеке, работа с архивами. Оформление реферата. Объём работы. Основные подходы. Титульный лист и другие композиционные части. Стандартные требования к оформлению. Практикум. Составление библиографического списка и списка воспоминаний. Тезисы. Основные понятия. Методика написания. Практикум. Защита. Работа над тезисами. Работа над конспектом доклада по реферативной форме. Оформление иллюстративного материала к докладу. Защита.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детского Творчества «Утверждаю» iconДоклад мбоу дод «Дом детского творчества»
Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование...
Детского Творчества «Утверждаю» iconДом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома...
Дом детского творчества "Октябрьский" образовано в 1960 году. Сегодня это одно из крупнейших многопрофильных учреждений дополнительного...
Детского Творчества «Утверждаю» iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Детского Творчества «Утверждаю» iconАнализ работы Дома детского творчества за 2013 год
Миссия мбоу дод дома детского творчества обеспечение доступных и качественных дополнительных образовательных услуг в интересах формирования...
Детского Творчества «Утверждаю» icon«Горномарийский дом детского творчества»
Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского...
Детского Творчества «Утверждаю» iconО районном конкурсе детского творчества «дорога и мы»
Комитет образования администрации Бокситогорского муниципального района совместно с отделением гибдд бокситогорского овд объявляет...
Детского Творчества «Утверждаю» iconПоложение о Всероссийском конкурсе детского художественного творчества...
Нные основы, порядок проведения и систему оценки результатов Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Лучше нет...
Детского Творчества «Утверждаю» iconПоложение о Всероссийском конкурсе детского художественного творчества...
Нные основы, порядок проведения и систему оценки результатов Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Лучше нет...
Детского Творчества «Утверждаю» icon«Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»
Кадров Фаиль Мансурович директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского...
Детского Творчества «Утверждаю» iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр...
Детского Творчества «Утверждаю» iconДоклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Детского Творчества «Утверждаю» iconКонкурс детского теле-видео-творчества «Телестарт-2013»
Областная постоянно действующая выставка прикладного творчества и изобразительного искусства. 68
Детского Творчества «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кленова Н. В., зам зав отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат...
Детского Творчества «Утверждаю» iconПрограмма детского объединения «роспись по дереву»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рассказовского района
Детского Творчества «Утверждаю» iconНазвание конкурса
...
Детского Творчества «Утверждаю» iconОбразовательная программа муниципального казённого образовательного...
Дополнительное образование – сложная и динамичная социальная структура. В стенах дома детского творчества взаимодействуют педагоги,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск