Программа курса для специальности 032600 «учитель истории»





Скачать 263.23 Kb.
НазваниеПрограмма курса для специальности 032600 «учитель истории»
страница1/3
Дата публикации29.04.2015
Размер263.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра истории России


КОЧЕВНИКИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ В ИСТОРИИ РОССИИ

Программа курса

для специальности 032600 «учитель истории»


Астрахань 2001

УДК



КОЧЕВНИКИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ В ИСТОРИИ РОССИИ
Программа курса

Автор-составитель

ст. преподаватель Д.В. Васильев
Ответственный редактор

д.и.н. А.М. Липчанский

Программа обсуждена

на заседании кафедры истории России

Протокол № ________ от ___________

Программа рассмотрена и одобрена

На заседании методического совета исторического факультета

Протокол № ________ от ____________

Программа рекомендована к утверждению

учебно-методическим советом АГУ

Протокол № ________ от ____________


© Васильев Д.В., 2003 г.


© Астраханский государственный

университет, 2003 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины “ КОЧЕВНИКИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ В ИСТОРИИ РОССИИ" – вооружение студентов знаниями по истории народов Великой Степи в тесной связи с историей нашей страны, изучение истории, элементов культуры и быта народов, населявших и населяющих ныне территорию степных регионов России, изучение вклада кочевых народов в исторический процесс формирования российской государственности, освещение некоторых спорных вопросов взаимоотношений между культурами "Леса" и "Степи". Программа составлена в тесной интеграции с курсами истории России и археологии. В ходе изучения дисциплины студенты раскрывают для себя основные особенности кочевнического общества – его возникновение, его развитие, образование полукочевых и кочевых государств, их способы существования, движущие силы их развития.

Значение данной дисциплины весьма велико, поскольку непредвзятое, объективное освещение вопросов взаимодействия, сосуществования и культурного взаимообогащения кочевого и оседлого миров будут способствовать осознанию студентами многокультурного и многоукладного характера нашей страны, воспитанию у них политической и национальной толерантности, а также раскроет для них многие моменты отечественной истории, относящиеся к сфере межэтнических и межкультурных контактов, незнание или недостаточное изучение которых до сих пор зачастую является поводом для псевдоисторических и националистических измышлений. Курс рассчитан на 18 часов аудиторных лекционных занятий.

Итоговой контроль - зачёт во 2-м семестре.

Программа учебного курса построена по проблемно-хронологическому принципу. План и программа дисциплины составлены в полном соответствии с Государственным стандартом.

Требования к знаниям и умениям обучаемого:

  • понимать значение истории кочевых обществ в реконструкции исторического процесса;

  • знать основные этапы развития кочевых обществ, существовавших на территории России и сопредельных государств содружества, закономерности их функционирования и развития;

  • иметь научное представление об основных этапах развития человеческой истории и их хронологической последовательности;

- уметь выразить и обосновать свою позицию по проблемным вопросам, касающимся отношения к историческому прошлому народов, населяющих нашу страну.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторных

Сам. Раб.

Форма контроля

Лекции

Семинары

Введение. Предмет и задачи курса “Кочевники Великой степи в истории России”

2

1




1




Раздел 1. Появление и развитие кочевания

4

2




2




Тема 1 Древнеямная и катакомбная культурно-исторические общности. Первые индоевропейцы

2

1




1




Тема 2. Срубная культурно-историческая общность

2

1




1




Раздел 2. Скифо-сарматский мир

4

2




2




Тема 1.Скифы и скифская культура

2

1




1




Тема 2.Сарматы

2

1




1

К.Р.

Раздел 3. Кочевники Восточной Сибири. Хунну и древние тюрки

4

2




2




Тема 1.Степи в гуннскую эпоху

2

1




1




Тема 2. Древние тюрки

2

1




1




Раздел 4. Хазарский каганат и его роль в истории Древней Руси

4

2




2




Тема 1.Политическая история Хазарского каганата

2

1




1




Тема 2. Материальная культура кочевников и оседлого населения Хазарии

2

1




1




Раздел 5. Кочевники Восточной Европы в IX-XIII вв.

6

3




3




Тема 1. Процессы оседания кочевников в раннем средневековье

2

1




1




Тема 2. Печенеги и торки в Средней Азии и Восточной Европе

2

1




1




Тема 3.Половцы

2

1




1

К.Р.

Раздел 6. Золотая Орда и её наследие

8

4




4




Тема 1. Кочевые племена под властью монгольских ханов

2

1




1




Тема 2. Политическая история Золотой Орды

2

1




1




Тема 3. Материальная культура Золотой Орды

2

1




1




Тема 4. Государства после распада Золотой Орды

2

1




1




Раздел 7. “Вмещающий ландшафт” и духовная культура

4

2




2




Тема 1. Духовный мир кочевников

2

1




1




Тема 2. Кочевая цивилизация – цивилизация гомеостаза

2

1




1

К.Р.

ИТОГО:

36

18




18

ЗАЧЁТ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Предмет и задачи курса.
Необходимость изучения кочевых культур. Политическая насыщенность тезиса о противостоянии "леса" и "степи" на примере Древней Руси. Преодоление "европоцентризма" в восприятии истории.

"Неолитическая революция". Переход к производящему хозяйству. Зарождение земледелия и скотоводства. Причины и условия появления кочевого и полукочевого хозяйства. Поиски родины скотоводства. Стоянка Каир-Шак в Астраханской области. Одомашнивание овцы и коровы. Основные понятия и термины. Виды кочевания.

Раздел 1. Появление и развитие кочевания
Тема 1. Древнеямная и катакомбная культурно-историческая общность. Первые индоевропейцы. Рост населения и новые формы производящего хозяйства. Скотоводство как основная форма хозяйства в степной зоне. Освоение степных пространств. Зарождение основных особенностей кочевого быта. Территория распространения, материальная и духовная культура. Распад индоевропейской общности на индоиранскую (древнеямную) и индоарийскую (афанасьевскую). Возникновение курганного обряда погребения.
Тема 2. Срубная культурно-историческая общность. Культуры Сибири и Северного Казахстана. "Сейминско-турбинский горизонт". Синташтинская и андроновская культуры. Поселения Синташта и Аркаим. Возникновение постоянного пути "Восток-Запад" через Южное Предуралье. Торговля медью и оловом, развитие транспорта, выведение пород вьючных животных и быстроаллюрных коней, создание типов переносного жилища – протоюрты.
Раздел 2. Скифо-сарматский мир.
Тема 1. Скифы и скифская культура. Сведения греков о народах северного Причерноморья. Скифы, киммерийцы, греки и Передняя Азия. Общественный строй скифов по данным археологии и письменным источникам. Царские курганы: Куль-Оба, Чертомлык, Солоха, Толстая Могила. Обряд погребения скифской знати, инвентарь. Предметы ювелирного и изобразительного искусства из курганов знати. Процессы оседания на землю. Скифские поселения. Скифское ремесло, орудия труда. Предметы вооружения и керамика.

Территория расселения савроматов в Поволжье и Приуралье. Типы савроматских курганов и могил. Хозяйство, развитие скотоводства. Племена саков Памира и Алатау. Курганы, обряд погребения. Инвентарь. Керамика, оружие, предметы сбруи. Скотоводческое хозяйство и быт населения. Взаимоотношения с земледельцами Средней Азии.
Тема 2. Сарматы. Происхождение сарматов. Дренегреческие писатели о сарматах. Территория расселения, контакты с соседями. Периодизация сарматской культуры. Ранне-, средне- и позднесарматский периоды. Трансформация преметов вооружения, сбруи, посуды. Идеологические представления сарматов и общественный строй по данным археологии. Искусство сарматской эпохи.

Курганы с каменными насыпями в долинах Горного Алтая. Пазырык. Инвентарь. Искусство, "звериный стиль", идеология и этническая принадлежность народов Горного Алтая. Вопрос об общественном строе.
Раздел 3. Кочевники Восточной Сибири. Хунну и древние тюрки.
Тема 1. Степи в гуннскую эпоху. Гуннские погребения Забайкалья. Начало Великого переселения народов. Гунны в Восточноевропейских степях и в Западной Европе. Крушение Скифо-сарматского культурно-исторического единства, новая историческая обстановка в степях. Подвижность населения, роль скотоводства. Таштыкская культура. Материальная культура гуннской эпохи. Спор об этнической принадлежности гуннов.
Тема 2. Древние тюрки. Тюрки-тугю. Теле. Тюрки-сиры. Великий Тюркский каганат. Государственный строй. Принцип деления на левое и правое "крыло". История кганата по данным археологии и письменным источникам. Распад Каганата. Второй Тюркский каганат. Возникновение Уйгурского каганата. Кимакский и Кыргызский каганаты. История титула "каган". Значение Тюркских каганатов для "тюркизации" степи и для дальнейшей истории Средней Азии, Восточной Европы и Сибири.
Раздел 4. Хазарский каганат и его роль в истории Древней Руси
Тема 1. Политическая история Хазарского каганата. Вторжение в степи гуннов в IV веке. Хазарский каганат – осколок Великого Тюркского каганата. Загадка происхождения хазар. Соседи хазар (булгарские и аланские племена). Экспансия каганата на соседние территории. Взаимоотношения хазар с Византией, Арабским халифатом и Русью. Экономика Хазарии по письменным источникам и данным археологии. Двоевластие в Хазарии и идеологический дуализм. Падение Хазарии. Феномен полукочевого государства.
Тема 2. Материальная культура кочевников и оседлого населения Хазарии. Племенные союзы аланов и готов в начале I тысячелетия новой эры.. Поселения Северного Кавказа. Хазарский каганат – федерация различных племён. Погребения воинов и аланской знати. Материальная культура хазар на Северном Кавказе. Локальные варианты салтово-маяцкой культуры. Города Хазарии. Поселение-крепость Чир-Юрт, Салтовское, Архангельское, Дмитровское, Цимлянское и Маяцкое городища. Города Саркел, Семендер, Беледжер, Итиль. Салтовский могильник, могильник Саркела, Дмитровский могильник.

Раздел 5. Кочевники Восточной Европы в IX-XIII вв.
Тема 1. Процессы оседания кочевников в раннем средневековье. Караякуповская археологическая культура. "Великая Венгрия". Область "Ателькузу". Переселение мадьяр в Европу. Переселение булгар на Среднюю Волгу и на Дунай. Материальная культура ранних булгар. Булгарские города. Развитие торговли. Развитие ремесла и земледелия. Волжская Булгария как пример оседания кочевников на землю.
Тема 2. Печенеги и торки в Средней Азии и Восточной Европе. Канглы. Область их расселения в Приаралье. "Токуз-огузы". Разделение огузского союза. Вторжение сельджуков в Иран и Малую Азию. Соперничество гузов и печенегов. Гузы и Северный Хорезм – взаимодействие с оседлой культурой. Переселение печенегов и гузов на запад. Печенеги и торки в южнорусских степях. Возникновение "чёрных клобуков". Политика Руси в отношении печенегов и торков.
Тема 3. Половцы. Появление кыпчаков в Восточной Сибири. Этнонимы "кыпчак", "куман", "половец". Продвижение кыпчаков на запад. Появление кыпчаков в Восточной Европе. Политическая история половцев. Отношения Руси и "поля половецкого". Противостояние или сосуществование? Половецкие роды, племена и ханы. Русско-половецкие войны. Материальная культура половцев и материальная культура Руси. Половцы в мировой истории.

Раздел 6. Золотая Орда и её наследие.
Тема 1. Кочевые племена под властью монгольских ханов. Монголы и возникновение Монгольской империи. Чингиз-хан. Завоевания монголов. Государственная система монгольской империи. Военная организация монголов. Законы. Вопрос о "кочевом феодализме". Народы Великой степи под властью монголов.
Тема 2. Политическая история Золотой Орды. Возникновение государства. Политический строй. Территория Золотой Орды. Административное деление. История изучения Золотой Орды – Улуса Джучи. Городская и кочевая культура в Золотой Орде. Специфика процесса градообразования в Золотой Орде. Три кризиса в истории Улуса Джучи. Отношения Руси и Орды. "Симбиоз" или противостояние? Распад Золотой Орды.

Тема 3. Материальная культура Золотой Орды. Городище Селитренное (город Сарай ал-Махруса). История изучения. Планиграфия, состав населения, история роста и разрушения. Царёвское городище. Планировка, искусственная ирригация, типы застройки. Могильники Царёвского городища. Золотоордынские городища на Волге, в Крыму, в Причерноморье, в Северном Казахстане. Типы жилищ и сооружений. Курганные могильники кочевников Северного Казахстана и Нижней Волги. Искусство Золотой Орды. Синкретичность культуры Улуса Джучи. Территориально-культурная дезинтеграция Золотой Орды.
Тема 4. Государства после распада Золотой Орды. Сибирское ханство. Казанское ханство. Астраханское ханство. Крымское ханство. Большая Орда. Ногайская Орда. Узбекские ханства. Территории государств, политическая история, этнический состав населения. Распространение этникона "татары".

Раздел 7. “Вмещающий ландшафт” и духовная культура
Тема 1. Духовный мир кочевников. Индоарийский мир. Древнейшие верования ираноязычных племён. "Авеста" и "Ригведа" как источники по духовной культуре древнейших индоевропейцев. Погребальные обряды. Боги и духи. Культ солнца, воды, огня. Культ мёртвых. Дальнейшее развитие ведической культуры в верованиях савроматов и сарматов.

Верования древних тюрок. "Тюрко-монгольский шаманизм". Трёхъярусность мира. Образы Кёк-Тенгри, Эрлика, Этуген, духи неба, земли и подземного мира. "Мировое древо". Магические обряды и их пережитки.

Мировые религии у народов Великой степи. Христианство (несторианство, православие, католицизм). Иудаизм в Хазарии. Ислам. Суфийские ордены и их деятельность среди кочевников.
Тема 2. Кочевая цивилизация – цивилизация "гомеостаза" (обобщение по курсу). Понятие "гомеостаза" как равновесия со средой обитания. Саморегуляция численности кочевых обществ. Периоды увлажнения и усыхания степи как фактор, влияющий на численность населения степи. Сравнение кочевого и оседлого путей развития цивилизации. Некоторые закономерности развития кочевого общества. Самодостаточность. Открытость. "Навязанность" городской оседлой культуры в степи. Стадии кочевания. Трансформация кочевых обществ под воздействием оседлых соседей.


Перечень учебных мероприятий текущего

и промежуточного контроля знаний студентов
Примерная тематика рефератов и контрольных работ
К разделам №№ 1-2:

  1. Причины и условия появления кочевого и полукочевого хозяйства.

  2. Виды кочевания.

  3. Переход к производящему хозяйству. Зарождение земледелия и скотоводства.

  4. Древнеямная археологическая культура

  5. Катакомбная культурно-историческая общность

  6. Срубная культурно-историческая общность

  7. Скифы и «скифский мир»

  8. Хозяйство и культура сарматов


К разделам №№ 3-5:

  1. Гунны в Восточноевропейских степях и в Западной Европе.

  2. Материальная культура гуннской эпохи.

  3. Великий Тюркский каганат.

  4. Второй Тюркский каганат.

  5. Кимакский и Кыргызский каганаты.

  6. Народы Центральной Азии под властью Тюркских каганатов

  1. Хазарский каганат: внешняя политика и политическая история

  1. Общественный строй Хазарии

  1. Экономический строй Хазарии

  2. Появление первых городов в степях

  3. Кочевники домонгольского времени на Нижней Волге.

  4. Материальная культура ранних булгар.

  5. Переселение мадьяр в Европу.

  6. Переселение печенегов и гузов на запад.

  7. Политика Руси в отношении печенегов и торков.


К разделам №№ 6-7:

  1. Монголы и возникновение Монгольской империи.

  2. Характеристика "кочевого феодализма".

  3. Политический строй и территория Золотой Орды.

  4. Городская и кочевая культура в Золотой Орде. Население Золотой Орды

  5. Распад Золотой Орды

  6. Астраханское ханство и его соседи

  7. Крымское ханство. Казанское ханство.

  8. Большая Орда. Ногайская Орда. Узбекские ханства.

  9. Древнейшие верования ираноязычных племён.

  10. Верования древних тюрок. "Тюрко-монгольский шаманизм".

  11. Мировые религии у народов Великой степи.

  12. Сравнение кочевого и оседлого путей развития цивилизации.



Примерный список вопросов к зачёту


  1. Необходимость изучения кочевых культур.

  2. Зарождение земледелия и скотоводства.

  3. Древнеямная и катакомбная культурно-историческая общность. Первые индоевропейцы.

  4. Культуры Западной Сибири и Северного Казахстана в эпоху бронзы.

  5. Срубная культурно-историческая общность.

  6. «Скифский мир» как культурно-исторический феномен

  7. Особенности материальной и духовной культуры скифских племён Евразии

  8. Савроматы и сарматы по данным археологии и письменных источников.

  9. Хунну и начало Великого переселения народов.

  10. Древние тюрки

  11. Государства, возникшие после распада Великого тюркского каганата

  12. Политическая история Хазарского каганата

  13. Дискуссия о происхождении хазар.

  14. «Полукочевое» государство. Города в степи

  15. Процессы переселения кочевников в раннем средневековье

  16. Огузы и печенеги в Восточной Европе.

  17. Огузы и печенеги в Средней Азии

  18. Волжская Булгария – становление и развитие государства

  19. Взаимоотношения Русского государства с кочевыми народами в X – XIII вв.

  20. Политическая история половцев - кыпчаков

  21. Создание монгольского государства и монгольские завоевания.

  22. Политический строй Золотой Орды

  23. Экономика Золотой Орды. Кочевые и оседлые тенденции в развитии государства

  24. Русско-золотоордынские отношения

  25. Искусство и культура Золотой Орды

  26. Этнические процессы в Золотой Орде

  27. Государства после распада Золотой Орды.

  28. Астраханское ханство – осколок Золотой Орды

  29. Духовный мир кочевников

  30. Критический анализ этнической концепции Л.Н Гумилёва

Примерные темы рефератов по курсу «Кочевники Великой степи в истории России»


  1. Астраханское ханство – политика и экономика

  2. Великая Степь – колыбель цивилизаций.

  3. Великий Тюркский каганат

  4. Взаимоотношения античных государств с кочевыми племенами Восточной Европы

  5. Взаимоотношения Руси и Степи в IX-XIII веках.

  6. Взгляды "евразийцев" на историческую роль кочевых цивилизаций

  7. Военное дело и вооружение кочевников Великой степи в эпоху средневековья.

  8. Военное дело и вооружение кочевников раннего железного века

  9. Военное дело и вооружение народов Нижнего Поволжья в VI-XIII вв.

  10. Географический детерминизм взглядов Л.Н. Гумилёва на исторические процессы в Великой Степи

  11. Государства, возникшие после распада Золотой Орды

  12. Государство енисейских кыргызов

  13. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии

  14. Империя Хунну

  15. Индо-арийский мир как культурно-исторический феномен.

  16. Искусство кочевников Великой степи

  17. Искусство скифского "звериного стиля"

  18. Казанское ханство – политика и экономика

  19. Казахстан в XV-XVII вв.

  20. Кимакский каганат

  21. Кочевники X-XIII вв. на Нижней Волге.

  22. Крымское ханство – политика и экономика

  23. Культура кочевников Великой степи

  24. Культура тюркских народов – традиции кочевания и оседлости

  25. Курганы кочевников Золотой Орды.

  26. Население и этнические процессы в Золотой Орде

  27. Наш край в эпоху Великого переселения народов. Гунны и родственные им племена на Нижней Волге.

  28. Нижнее Поволжье в скифо-сарматское время. Азиатская Сарматия

  29. Ногайская Орда – политика и экономика

  30. Образование Монгольского государства

  31. Общественный строй Хазарии

  32. Огузы и печенеги в Средней Азии и Восточной Европе

  33. Первые тюркские народы в Северном Прикаспии. Булгары и хазары.

  34. Погребальный обряд хазарского времени в Низовьях Волги.

  35. Политическая история Золотой Орды

  36. Проблема происхождения и расселения сарматских племён в отечественной историографии

  37. Процессы оседания кочевников – причины и механизмы

  38. Распад Золотой Орды

  39. Распад Монгольской империи

  40. Русь и Орда – "иго" или "конфедерация"?

  41. Сарматский мир: экономика, политика, география

  42. Сибирское ханство – политика и экономика

  43. Скифо-сарматские племена Средней Азии и Казахстана

  44. Скифо-сарматский мир как культурно-исторический феномен.

  45. Скифы Западной Сибири

  46. Трансформация материальной культуры кочевников в исторический период

  47. Тюркский мир как культурно-исторический феномен.

  48. Уйгурский каганат

  49. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы.

  50. Чингиз-хан как полководец и его роль в истории

  51. Экономика Золотой Орды

  52. Экономический строй Хазарии

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 032600 дпп. Ф. 06. 1 Отечественная...
Дисциплина «Отечетственная историография» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России...
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconМетодические рекомендации по курсу историография истории россии для...
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Н. М. Ушаков, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Тимофеева
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма по отечественной истории для студентов 1 курса, обучающихся по специальности
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «юриспруденция», «социально-экономическое образование»...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconРабочая программа по истории для 5 класса (уровень: базовый) Учитель...
Цель изучения курса «Истрия Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconРабочая программа учебного курса «Истории»
Кондрашкова В. В., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconРабочая программа учебного курса История России XX начало XXI века...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма элективного курса «Решение проблемных заданий по истории Отечества»
Пивоварова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма курса для 7 класса
Н. Криштопа, начальник организационно-методического отдела гоу кк ккидппо; С. А. Лукьянов, учитель русского языка и литературы моу...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма по истории России с древнейших времен до 1613 года для студентов 1 курса
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать...
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск