Скачать 135.66 Kb.
|
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 3» Программа элективного курса по истории России для 9 и 11 класса «Великая Отечественная война: основные события и лица» Составитель: учитель истории и обществознания О.М. Шпак Пояснительная записка В рамках школьного курса истории России XX века в 9 и в 11 классе на изучение темы «Великая Отечественная война» отводится лишь 5 часов. В 11 классе, например, в учебнике под редакцией А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова военные действия длиной в четыре года такого грандиозного события изложен всего лишь в одном параграфе («Боевые действия на фронтах»), в котором отсутствует конкретность, авторы не указывают хронологические рамки таких важнейших битв и событий: как Смоленское сражение, оборона Севастополя, Сталинградская битва, Курская битва, Висло-Одерской и Берлинской военных операций. За скупыми строками учебников практически не видны личности, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Не задействован в полной мере и воспитательный патриотический потенциал этой героической страницы истории нашего государства, что особо важно в воспитании гражданина. Это недостаток призван преодолеть данный элективный курс. В основу данного элективного курса положен принцип персонификации истории Отечества. Такое представление истории Отечества позволит почувствовать, с одной стороны, самобытность русской души, с другой стороны, наполнит сердца ребят гордостью, чувством уважения к нашим великим соотечественникам – участникам Великой Отечественной войны. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовой программе, но необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. Курс «История Великой Отечественной войны: основные события и лица» рассчитан на 17 часов в 9 и 11 классе (II полугодие). Цель элективного курса: создание условий для становления гражданской позиции учащихся на основе формирования социально-личностной компетентности и содействие развитию индивидуальных способностей учащихся. Задачи курса:
Основные методы работы в проведении элективного курса:
Результат:
В процессе изучения элективного курса учащиеся приобретают умения:
Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с мало освещаемыми в учебниках истории страницами ВОВ, предполагает большую самостоятельную работу с документами, их анализ, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения. В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многогранность данного периода истории нашего Отечества, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются в раскрытии персоналий на примере двух попавших в плен генералов А.А. Власова и Д.М. Карбышева. Измерителем обученности учащихся по данному курсу являются: проблемные задания;
Основные формы отчетности: тетради с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?») Тематический план
Программа элективного курса «История Великой Отечественной войны: основные события и лица» состоит из трех разделов:
Содержание программы курса Введение (1 час). Основные направления советской внешней политики в довоенный период. Оценка пакта от 23 августа 1939г. ТемаI.Начало Великой Отечественной войны (первый период 22июня 1941г.- 18 ноября 1942г.(6 часов). 1.Семинар «Они первыми встретили огонь врага и их имена остались бессмертными…». Трагическое начало, причины неудач РККА.Защита Брестской крепости. Краткая историческая справка: Брестская крепость – укрепленный форпост у западных границ Росси, в 2км. от г. Бреста на правом берегу Буга. Построена в 1833-1838гг.., модернизирована в конце XIX- нач.XXвв. Играла огромную роль во время 1-й мировой войны. Прославилась героической обороной своего гарнизона в первые дни ВОВ. Малочисленный гарнизон под руководством майора П.М. Гаврилова, капитана И.Н. Зубачева и полкового комиссара Е.М. Фомина с 22 июня до 20-х чисел июля 1941, находясь в окружении сковал крупные силы противника. Немногим участникам обороны удалось вырваться из вражеского окружения. Отдельные герои Бреста сопротивлялись в подвалах крепости до зимы. Бои на Западном (командующий генерал Д.Г. Павлов) и Юго-Западном(генерал М.П. Кирпонос) фронтах. Танковое сражение в районе Ровно-Дубны-Броды.. Бои за Киев. 2. Практическое занятие «Смоленское сражение».Цель стратегической обороны: измотать ударные силы неприятеля, лишить его обученных кадров и боевой техники, выиграть время для создания необходимых резервов и условий с тем, чтобы добиться коренного поворота в ходе войны. Защита Могилева. Бои у Орши, Рудни, Ельни. Новое оружие - реактивные установки («катюши»). Впервые германская армия была поставлена перед необходимостью обороняться на главном направлении своего наступления. 3.Семинар «Оборона Севастополя». Приморская армия (командующий – генерал-майор И.Е. Петров. Черноморский флот (вице – адмирал Ф.С. Октябрьский). 4.Лекция «Битва за Москву». План «Тайфун».Генеральное наступление войск группы «Центр». Можайская линия обороны. Введение осадного положения в Москве. 5. Семинар «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!». Подвиг 28 героев – панфиловцев. Контрнаступление сов. войск. Г.К. Жуков. 6. Практическое занятие «Причины безуспешного наступления Красной Армии в январе-марте 1942г.». Любаньская в/операция – неудачная попытка прорвать блокаду Ленинграда. Генерал А.А. Власов. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковым. Работа с документом «Директива Военного Совета Западного фронта о необоснованных людских потерях» от 30 марта 1942г. за подписью командующего Западным фронтом Г. К. Жукова. Тема II Коренной перелом в ходе ВОВ и Второй мировой войны - 7 часов. 1. Семинар «Архимеды ВОВ». М.И. Кошкин (им создан танк Т-34- лучший танк второй мировой), Ж.Я. Котин, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев… 2. Лекция «Движение Сопротивления на захваченных территориях». Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. С.А. Ковпак, А.Н. Сабуров, А.Ф. Федоров, Н.З. Коляда – руководители крупных партизанских соединений. «Молодая гвардия». Роль партизанского движения в ВОВ. 3. Лекция «Битва за Сталинград». Летнее наступление фашистских войск 1942г. , выход к Сталинграду. Приказ № 227от 28 июля 1942г. «Для нас земли за Волгой нет!».План «Уран». Контрнаступление сов. войск под Сталинградом. 4. Семинар «А.Г. Котов- наш земляк Герой Сталинградской битвы». 5. Лекция «Битва на Курской огненной дуге». Соотношение сил к лету 1943г. Планы в./сторон. Переход сов.войск к преднамеренной обороне. Генералы К.К. Рокоссовский и Н.Ф. Ватутин. Танковое сражение у Прохоровки. Освобождение Орла, Курска, Белгорода, Харькова. Значение Курской битвы. 6.Лекция «Форсирование Днепра, освобождение Киева». Битва за Днепр. Освобождение левобережной Украины. Тема III. Завершающий период ВОВ - 3 часа 1.Лекция «Освобождение территории СССР». Десять «Сталинских ударов». Снятие блокады Ленинграда. СССР и союзники. Операция «Багратион». Разгром фашистских войск в Прибалтике. Выход из войны Финляндии. 2. Семинар «Разгром фашистской Германии».Крымская конференция. Висло- Одерская в./операция. Берлинская и Пражская операции. Итоги ВОВ. Г.К. Жуков- маршал победы. 3.Интеллектуальная игра по страницам ВОВ. Основные понятия курса
Литература:
|
«Великая Отечественная война: 65 лет памяти» «Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр обл юнош б-ка; инновац метод отд.; сост.... | Тема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков.... Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа | ||
Кредит и его основные формы Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В | Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великая Отечественная война: Основные этапы военных действий. Начальный период войны. Блокада Ленинграда | Домашнее задание на 12 января 2013 года Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | ||
Домашнее задание для классов, находящихся на карантине с 05. 02. 13 по 11. 02. 13 Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм | ||
Положение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе» | Положение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе» | ||
Конкурс сочинений «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории моей семьи…» | Диплом Роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» как пример «социалистического реализма» Века – едва ли не самый изучаемый раздел мировой истории. Это связано с частотой и масштабностью событий, происходящих в то время.... | ||
Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была... Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | Великая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории... Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей... | ||
Уроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,... | Конкурс «Летчикам героям ярославского неба» Великая Отечественная война 1941-1945 годов – главное событие ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся... |