«Великая Отечественная война: основные события и лица»





Скачать 135.66 Kb.
Название«Великая Отечественная война: основные события и лица»
Дата публикации03.05.2015
Размер135.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 3»


Программа элективного курса

по истории России для 9 и 11 класса
«Великая Отечественная война:

основные события и лица»

Составитель: учитель истории и обществознания О.М. Шпак

Пояснительная записка

В рамках школьного курса истории России XX века в 9 и в 11 классе на изучение темы «Великая Отечественная война» отводится лишь 5 часов. В 11 классе, например, в учебнике под редакцией А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова военные действия длиной в четыре года такого грандиозного события изложен всего лишь в одном параграфе («Боевые действия на фронтах»), в котором отсутствует конкретность, авторы не указывают хронологические рамки таких важнейших битв и событий: как Смоленское сражение, оборона Севастополя, Сталинградская битва, Курская битва, Висло-Одерской и Берлинской военных операций. За скупыми строками учебников практически не видны личности, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Не задействован в полной мере и воспитательный патриотический потенциал этой героической страницы истории нашего государства, что особо важно в воспитании гражданина. Это недостаток призван преодолеть данный элективный курс.

В основу данного элективного курса положен принцип персонификации истории Отечества. Такое представление истории Отечества позволит почувствовать, с одной стороны, самобытность русской души, с другой стороны, наполнит сердца ребят гордостью, чувством уважения к нашим великим соотечественникам – участникам Великой Отечественной войны.

Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовой программе, но необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.

Курс «История Великой Отечественной войны: основные события и лица» рассчитан на 17 часов в 9 и 11 классе (II полугодие).

Цель элективного курса:

создание условий для становления гражданской позиции учащихся на основе формирования социально-личностной компетентности и содействие развитию индивидуальных способностей учащихся.

Задачи курса:

  • формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;

  • развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

  • воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности на примере подвигов героев Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и тружеников тыла.


Основные методы работы в проведении элективного курса:

  • лекции с последующим опросом;

  • лекции с обсуждением документов;

  • беседы,

  • семинары;

  • эвристическая беседа;

  • дискуссия (дебаты);

  • сюжетно-ролевая игра («Суд»);

  • «мозговой штурм»

  • персонификация личности по заданному алгоритму;

  • творческие работы;

  • защита проектов.


Результат:

  1. повышается познавательная активность и расширяется кругозор учащихся;

  2. высокое усвоение УУД как по периоду Великой Отечественной войны, так и по последующим периодам истории России;

  3. развиваются коммуникативные качества личности, умение аргументировать свою точку зрения;

  4. воспитывается умение входить в дискуссию и толерантность в ходе нее.


В процессе изучения элективного курса учащиеся приобретают умения:

    • рассказывать об основных военных действиях на советско-германском фронте;

    • устанавливать причины неудач и побед РККА на разных этапах ВОВ, излагать суждения о причинно-следственных связях между событиями внутренней политики довоенного периода и неудачным началом войны;

    • составлять биографическую справку, давать обобщенную характеристику видным военачальникам и И.В. Сталину;

    • делать объективные выводы по каждому из периодов ВОВ.



Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с мало освещаемыми в учебниках истории страницами ВОВ, предполагает большую самостоятельную работу с документами, их анализ, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения.

В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многогранность данного периода истории нашего Отечества, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются в раскрытии персоналий на примере двух попавших в плен генералов А.А. Власова и Д.М. Карбышева.
Измерителем обученности учащихся по данному курсу являются:

проблемные задания;

  • исторические диктанты;

  • обобщающие вопросы;

  • тесты.

Основные формы отчетности: тетради с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»)

Тематический план





Название тем курса

Всего

часов

В том числе

Формы контроля




лекция

семинар

Практическое занятие

игра







Введение.

Внешняя политика СССР

в предвоенный период.

1

1










Анализ советской внешней политики 30-х гг.




Тема I .Начало Великой Отечественной войны (первый период 22июня 1941г.- 18 ноября 1942г.)

6
















1

Они первыми встретили огонь врага и их имена остались бессмертными…(о защитниках Брестской крепости)

1




1







Эссе, проблемные задания, выступления на семинаре

2.

Смоленское сражение

(10 июля -10 сентября 1941г.)

1.







1.




Обобщающая характеристика

3.

250-ти дневная

Севастопольская оборона(30 октября 1941-3 июля 1942)

1




1







Эссе, проблемные задания, выступления на семинаре

4.

Битва за Москву (30 сентября 1941г-20 апреля 1941)

2

1

1







Проблемные

задания, эссе, выступления на семинаре

5.

Причины безуспешного наступления Красной Армии в январе –марте 1942г.


1







1




Работа с документами.




Тема II. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны

7
















6.

Архимеды Великой Отечественной…

1




1







Сообщения о советских конструкторах, презентация.

7.

Движение Сопротивления на захваченных территориях.

1













Характеристика партизанского движения, его значение.

8.

Битва за Сталинград ( 17 июля 1942г.-2 февраля 1943г.)

2

1

1







Проблемные

задания, эссе, выступления на семинаре

9.

А.Г. Котов – наш земляк

Герой Сталинградской битвы.

1




1







Реферат,

Сочинение

(«Хочу рассказать о своем земляке-Герое»)

10

Битва на Курской огненной дуге.



1













Проблемные

задания, эссе, выступления на семинаре

11

Форсирование Днепра, освобождение Киева.



1

1










Составление исторических портретов.





Тема III. Завершающий период Великой Отечественной войны





















12


Освобождение территории СССР.1944г.- год изгнания фашистский оккупантов.


1



1











Оценка в./операций 1944г.



13



Берлинская военная операция. Разгром фашистской Германии.



1















Составление исторических портретов.


14

Обобщающее повторение.

1











1

Интеллектуальная игра.





Итого:

17

















Программа элективного курса «История Великой Отечественной войны: основные события и лица» состоит из трех разделов:

  1. Начало Великой Отечественной войны (первый период 22июня 1941г.- 18 ноября 1942г.)- 6 часов

  2. Коренной перелом в ходе ВОВ и Второй мировой войны (19 ноября 1942г.- конец 1943г.) - 7 часов

  3. Завершающий период ВОВ (1944 г.- 9 мая 1945г.)- 3 часа


Содержание программы курса

Введение (1 час).

Основные направления советской внешней политики в довоенный период.

Оценка пакта от 23 августа 1939г.
ТемаI.Начало Великой Отечественной войны (первый период 22июня 1941г.- 18 ноября 1942г.(6 часов).

1.Семинар «Они первыми встретили огонь врага и их имена остались бессмертными…». Трагическое начало, причины неудач РККА.Защита Брестской крепости. Краткая историческая справка: Брестская крепость – укрепленный форпост у западных границ Росси, в 2км. от г. Бреста на правом берегу Буга. Построена в 1833-1838гг.., модернизирована в конце XIX- нач.XXвв. Играла огромную роль во время 1-й мировой войны. Прославилась героической обороной своего гарнизона в первые дни ВОВ. Малочисленный гарнизон под руководством майора П.М. Гаврилова, капитана И.Н. Зубачева и полкового комиссара Е.М. Фомина с 22 июня до 20-х чисел июля 1941, находясь в окружении сковал крупные силы противника. Немногим участникам обороны удалось вырваться из вражеского окружения. Отдельные герои Бреста сопротивлялись в подвалах крепости до зимы.

Бои на Западном (командующий генерал Д.Г. Павлов) и Юго-Западном(генерал М.П. Кирпонос) фронтах. Танковое сражение в районе Ровно-Дубны-Броды.. Бои за Киев.
2. Практическое занятие «Смоленское сражение».Цель стратегической обороны: измотать ударные силы неприятеля, лишить его обученных кадров и боевой техники, выиграть время для создания необходимых резервов и условий с тем, чтобы добиться коренного поворота в ходе войны. Защита Могилева. Бои у Орши, Рудни, Ельни. Новое оружие - реактивные установки («катюши»). Впервые германская армия была поставлена перед необходимостью обороняться на главном направлении своего наступления.
3.Семинар «Оборона Севастополя». Приморская армия (командующий – генерал-майор И.Е. Петров. Черноморский флот (вице – адмирал Ф.С. Октябрьский).
4.Лекция «Битва за Москву». План «Тайфун».Генеральное наступление войск группы «Центр». Можайская линия обороны. Введение осадного положения в Москве.
5. Семинар «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!». Подвиг 28 героев – панфиловцев. Контрнаступление сов. войск. Г.К. Жуков.
6. Практическое занятие «Причины безуспешного наступления Красной Армии в январе-марте 1942г.». Любаньская в/операция – неудачная попытка прорвать блокаду Ленинграда. Генерал А.А. Власов. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковым. Работа с документом «Директива Военного Совета Западного фронта о необоснованных людских потерях» от 30 марта 1942г. за подписью командующего Западным фронтом Г. К. Жукова.
Тема II Коренной перелом в ходе ВОВ и Второй мировой

войны - 7 часов.

1. Семинар «Архимеды ВОВ». М.И. Кошкин (им создан танк Т-34- лучший танк второй мировой), Ж.Я. Котин, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев…
2. Лекция «Движение Сопротивления на захваченных территориях». Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко. С.А. Ковпак, А.Н. Сабуров, А.Ф. Федоров, Н.З. Коляда – руководители крупных партизанских соединений. «Молодая гвардия». Роль партизанского движения в ВОВ.
3. Лекция «Битва за Сталинград». Летнее наступление фашистских войск 1942г. , выход к Сталинграду. Приказ № 227от 28 июля 1942г. «Для нас земли за Волгой нет!».План «Уран». Контрнаступление сов. войск под Сталинградом.

4. Семинар «А.Г. Котов- наш земляк Герой Сталинградской битвы».
5. Лекция «Битва на Курской огненной дуге». Соотношение сил к лету 1943г. Планы в./сторон. Переход сов.войск к преднамеренной обороне. Генералы К.К. Рокоссовский и Н.Ф. Ватутин. Танковое сражение у Прохоровки. Освобождение Орла, Курска, Белгорода, Харькова. Значение Курской битвы.

6.Лекция «Форсирование Днепра, освобождение Киева». Битва за Днепр. Освобождение левобережной Украины.

Тема III. Завершающий период ВОВ - 3 часа

1.Лекция «Освобождение территории СССР». Десять «Сталинских ударов». Снятие блокады Ленинграда. СССР и союзники. Операция «Багратион». Разгром фашистских войск в Прибалтике. Выход из войны Финляндии.
2. Семинар «Разгром фашистской Германии».Крымская конференция. Висло- Одерская в./операция. Берлинская и Пражская операции. Итоги ВОВ. Г.К. Жуков- маршал победы.
3.Интеллектуальная игра по страницам ВОВ.


Основные понятия курса

  • секретные протоколы;

  • оккупация;

  • эвакуация;

  • коренной перелом в ходе ВОВ;

  • антигитлеровская коалиция

  • капитуляция


Литература:

    1. Данишевский, И.М., Теротута, М.В.. Война. Народ. Победа.- М.: Политиздат, 1981.

    2. Василевский, А.В. Дело всей жизни. -М.: Политиздат, 1983.

    3. Маршал Ахромеев: роковой август. Статьи, очерки, воспоминания. Саранск. Мордовское книжное издательство,1997.

    4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: Молодая гвардия,1985.

    5. Самсонов, А.М. Вторая мировая. – М.: Молодая гвардия, 1989.

    6. Чуйков, В.И.Военные мемуары. От Сталинграда до Берлина.- М.: Советская Россия,1983

    7. Школьная энциклопедия «Руссика» История России XXвек.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Великая Отечественная война: основные события и лица» icon«Великая Отечественная война: 65 лет памяти»
«Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр обл юнош б-ка; инновац метод отд.; сост....
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconТема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков....
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconКредит и его основные формы
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconУрок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»
Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная война: Основные этапы военных действий. Начальный период войны. Блокада Ленинграда
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconДомашнее задание на 12 января 2013 года
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconДомашнее задание для классов, находящихся на карантине с 05. 02. 13 по 11. 02. 13
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconПоложение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе»

«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconПоложение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе»

«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconКонкурс сочинений «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории моей семьи…»

«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconДиплом Роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» как пример «социалистического реализма»
Века – едва ли не самый изучаемый раздел мировой истории. Это связано с частотой и масштабностью событий, происходящих в то время....
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была...
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconВеликая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории...
Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей...
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconУроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока
Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,...
«Великая Отечественная война: основные события и лица» iconКонкурс «Летчикам героям ярославского неба»
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – главное событие ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск