Скачать 0.86 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (М Г П У) Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» квалификация − Историк, преподаватель истории Утверждено на заседании кафедры всеобщей истории социально-гуманитарного факультета Протокол № 8 от 24.04.2009 г. Зав. кафедрой всеобщей истории ___________________ (В.В. Кузь) Автор программы: Рыбин Д.В., старший преподаватель Рецензенты: ГРАШЕВСКАЯ О.В., к.и.н., доцент кафедры социальных наук ГОЛИГУЗОВ Д.В., к.ф.н., доцент (МГИ) Раздел I. Программа учебной дисциплины
Несмотря на сравнительно небольшой хронологический период 1918-2000-е гг. данный учебный курс чрезвычайно велик по охвату разнообразных, противоречивых, грандиозных политических и социально-экономических проблем и, весьма актуален, поскольку многие современные процессы и проблемы стран Азии и Африки тесно связаны с событиями начала и середины ХХ столетия. Их восприятие и понимание, в значительной мере, затруднены унаследованными от недавнего советского прошлого стереотипами и терминологией, все еще присутствующими в исторической литературе. Это относится буквально ко всем разделам Новейшей истории. В этой связи чрезвычайно важной, представляется, задача преодоления идеологических стереотипов и «старой» терминологии. Поэтому на многие сюжеты Новейшей истории стран Азии и Африки теперь можно взглянуть по-новому, не отвергая, разумеется, всего того позитивного, что было сделано советскими историками. Для правильного восприятия событий протекавших в странах Востока совершенно необходимо знание специфики исторического развития традиционных обществ: национального менталитета, ценностных ориентиров, религии и культуры. К окончанию Первой мировой войны значительная часть стран Востока находилась либо в колониальной зависимости (Индия, Африка), либо финансовой зависимости от западно-европейских стран (Афганистан, Османская империя, Персия, Китай). Социально-экономическое и политическое развитие данных государств существенно отставало от западно-европейских. Поэтому с момента обретения полной независимости перед традиционными обществами остро стояла проблема их модернизации. В этой связи на протяжении всего ХХ века ход истории стран Азии и Африки определяла важная тенденция – противостояние традиционной и модернизированной цивилизаций. Западная цивилизация проводила политику вестернизации азиатских и африканских обществ, что предполагало внедрение в различные сферы общественной жизни традиционных обществ западно-европейских и американских идеалов: в политической сфере – парламентарная демократия, в экономике – рыночные механизмы. По-существу, Новейшая история стран Азии и Африки в ХХ веке представляет из себя историю внедрения в общества Востока западно-европейских норм социально-экономического и политического общежития, их адаптацию и реакцию на них традиционного общества. Причем, процесс модернизации восточных обществ по западно-европейскому образцу совершенно четко обозначился уже в период Нового времени. Поэтому здесь проявляется преемственность в развитии стран Востока между разными историческими периодами. Но, безусловно, наиболее заметно данная тенденция проявила себя в ХХ веке. Целью Новейшей истории Азии и Африки как учебной дисциплины является изучение особенностей политического, экономического и социального развития государств Азии и Африки в ХХ и начале ХХІ вв., а также выделение общих и специфических черт, характерных для этих стран на данном этапе всемирного исторического процесса. В этой связи основными задачами курса являются следующие:
В результате изучения курса Новейшей истории Азии и Африки студент должен знать сущность основных политических, экономических и социальных процессов, протекавших в странах Востока в ХХ – начале ХХІ вв. Хронология и периодизация курса. Хронология, использованная в рамках курса, базируется на представлении о периодизации Новейшего времени советской историографии, в частности его исчисление ведется с 1917г., который в истории азиатских и африканских странах не отмечен событиями, способными размежевать эпохи. Общепринятыми хронологическими рамками курса принято считать период с 1917г. и до настоящего времени. Внутренняя периодизация в рамках этих хронологических рамок проста, разделом стала вторая мировая война. В целом периодизация курса выглядит так: 1 период. С окончания первой мировой войны и до конца второй мировой войны. 2 период. С момента окончания второй мировой войны в Азии и до настоящего времени. Для качественного усвоения материала курса необходимо знание основного содержания следующих дисциплин:
Программа подготовлена на базе учебников для высшей школы:
1.2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
1.3. Разделы дисциплины и виды занятий в часах
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая... Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран... Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу) | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история древнего... Кузь владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории | Учебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история... Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Учебно-методический комплекс Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 "История" | «История стран Азии и Африки» И. Б. Бочкарева (раздел III «История стран Азии и Африки в новое время», раздел IV «Новейшая история стран Азии и Африки. Ч. 1») | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В северная Европа: история,... Курс углубляет знания студентов, полученные в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, и позволяет создать у будущих специалистов... | Рабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая... Порцель а. К., к и н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета | Программа дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии... ... | Рабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина... Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,... |