Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья





НазваниеВопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья
страница1/7
Дата публикации11.06.2015
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Планы практических занятий по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ»


Практическое занятие 1.Творческое проектирование на тему: Историческая память и музеи.

1. Посетите один из перечисленных ниже «исторических» музеев г. Санкт-Петербурга, ознакомьтесь с его экспозицией:

  • Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

  • Музей истории политической полиции России в XIX-XX вв.

  • Музей Политической истории России

  • Государственный музей истории религии

  • Центральный военно-морской музей

  • Музей на крейсере "Аврора" (Филиал Центрального военно-морского музея)

  • Мемориальный музей "Разночинный Петербург"

  • Санкт-Петербургский музей Хлеба

  • Военно-медицинский музей Министерства обороны Российской Федерации

  • Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга

  • Монумент героическим защитникам Ленинграда

  • Музей-квартира С.М.Кирова

  • Российский этнографический музей

  • Музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

  • Государственный мемориальный музей А.В.Суворова

  • Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования

2. Подготовьте аннотированный отчет (текстуально и (или) в презентации) о посещении:

А) дайте свое краткое описание экспозиции;

Б) какое впечатление произвела на Вас экспозиция, т.е. ее эмоциональное воздействие, познавательная ценность (каким новым историческим знанием Вы обогатились или не обогатились), использование современных музейных технологий и т.п.;

В) выскажите свои соображения по улучшению экспозиции (если они есть).

Г) выскажите свое мнение по вопросу «Нужны ли современному человеку музеи?» («сейчас ведь все можно узнать из Интернета»).

3. Защита проекта.
Практическое занятие 2. Семинар:«Образование и эволюция древнерусского государства. Феодальная раздробленность Руси и борьба с внешней экспансией» -

Время - 2 часа.

Вопросы к обсуждению:

  1. Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья.

  2. Принятие христианства и его значение.

  3. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Древней Руси.

  4. Феодальная раздробленность Руси. Борьба с внешними врагами.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Русь и Орда: проблемы взаимовлияния» и тематическое выступление на тему «Александр Невский - выдающийся государственный деятель и полководец».

Номер задания по практикуму: 1-19.
Практическое занятие 3. Семинар: От Руси к России: становление российского централизованного государства.

Время – 2 часа

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Начало складывания национальных государств в Европе. Характерные черты их социально-политического устройства.

  2. Предпосылки и особенности формирования единого Российского государства.

  3. Основные этапы объединения Руси и становления централизованного государства.

  4. Политический и социальный строй Российского государства в начале XVI в.

  5. Реформы и контрреформы Ивана Грозного, их значение и последствия.

В рамках поставленных вопросов рекомендуется подготовить и заслушать доклады и тематические сообщения:

  • Дмитрий Донской и его политика борьбы за независимость и объединение Руси.

  • Иван III – «Государь всея Руси».

  • Приказы – центральные органы государственного управления.

  • Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия.

  • Судебники 1497 г. и 1550 г.: сравнительный анализ содержания.

  • Церковь и государство в XIV-XVI вв.

Номера заданий по практикуму: 20-31

Методические рекомендации:

1.Необходимо раскрыть причины, объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель и формирования единого российского государства. Этот процесс на Руси совпадал с аналогичными процессами в Европе, но вместе с тем имел свои особенности, вызванные воздействием ряда факторов. В чем они состояли?

Необходимо кратко охарактеризовать основные этапы становления единого централизованного российского государства. Рассматривая первый этап, необходимо раскрыть причины возвышения Москвы, принимая во внимание различные факторы: географический, политический, религиозный, в том числе гибкую политику и особую роль московских князей в свержении монголо-татарского ига, усилившие роль Московского княжества и Москвы как национального центра в объединении русских земель. Характеризуя объединение земель вокруг Москвы, следует отметить, что если на первом этапе Москва лишь стала наиболее значительным и сильным в экономическом и военно-политическом отношении княжеством, то на втором этапе (вторая половина XIV–середина XV в.) она превратилась в бесспорный центр как объединения, так и борьбы за независимость русских земель. Дмитрий Донской перед смертью впервые распорядился и

территорией Великого княжества Владимирского, присоединив последнее к уделу своего старшего сына Василия. Тем самым московский князь становился наследственным обладателем титула, сохранявшего общерусское значение. С этого момента процесс усиления Московского княжества за счёт других русских земель начинает перерастать в процесс образования единого Русского государства с центром в Москве. Расскажите о начале борьбы с игом, о Куликовской битве и ее историческом значении.

Рассматривая причины возникновения междоусобной войны в Московском государстве (уже за Московское, а не Владимирское княжение) в первой половине XV в. (второй этап складывания единого государства), обратите внимание на изменение Василием I Дмитриевичем порядка наследования великокняжеского престола, что привело к острому конфликту в великокняжеской семье. Каковы были последствия этой войны? Какой значение они имели для образования централизованного государства?

При характеристике третьего этапа особенно следует остановиться на завершении процесса объединения русских земель и формирования общегосударственной территории при Иване III и Василии III, полном освобождении русских земель от ордынского ига.

2. В формировании русского централизованного государства решающую роль сыграл Иван III, завершивший освобождение Руси от ордынского ига. Переходя к изучению процессов централизации Руси, отметьте изменения в государственном аппарате и судебной системе. Обращаясь к характеристике формирования общероссийских органов управления и особой формы государственности, нужно отметить концентрацию власти, выразившуюся, в частности, в служебно-подданических отношениях (византийское наследство); создание общероссийской системы управления (Боярская дума, Казна, Войско, Судебник); тенденцию деспотизма и синкретический характер власти великого князя. Перечислите преобразования в социальной сфере и в управлении, проведенные в правление князя Ивана III. Дайте характеристику политической системы Московского государства. Покажите, чем было предопределено и как шло утверждение самодержавной тенденции, какие факторы повлияли на ее становление (геополитическая ситуация, экстенсивный характер экономического развития страны, воздействие ордынской деспотии, стремление русской православной церкви не противостоять великому князю, а представить его наместником Бога на земле, «властью своей подобным Богу»). Следует отметить унификацию местного управления и его соотношение с традиционными

структурами самоуправления. Обратите внимание на содержание таких понятий как «местничество» и «кормление».

Следует дать характеристику экономики Московской Руси и основных групп населения в русском обществе XIV–XV вв. Что представляла собой сословная структура Московского государства? Обратите внимание на то, что термин «крестьяне» появился в XIV в. Дайте характеристику черносошным, частновладельческим крестьянам и существующим в этот период формам землевладения. Необходимо помнить, что вторая половина XV в. характеризуется расцветом поместного землевладения (в чем его отличие от вотчинного?) и усилением роли дворянства в политической жизни страны. Постарайтесь ответить, почему оно становится главной социальной опорой в политике централизованного государства. Судебник Ивана III впервые ограничил определенным сроком («Юрьев день») право крестьян покидать землевладельца.

Ликвидация монголо-татарского ига после «стояния на Угре», а несколько раньше женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог стимулировали интерес европейских стран к Великому княжеству Московскому, Москва

устанавливает дипломатические отношения с целым рядом европейских и азиатских стран. Складывается база для идеологического обоснования преемственности между Византией (Восточной Римской империей, прекратившей своё существование в 1453 г.) и Москвой. В начале XVI века эта преемственность получила выражение в формуле «Москва – третий Рим». В чем выражалось ее содержание? Проиллюстрируйте отношения церкви и власти в этот период.

3. Особое место в российской истории занимает царствование Ивана IV. Рассматривая правление этого царя (именно он первым из Московских князей принимает этот титул), необходимо обратить внимание на возникновение такого понятия как «самодержавие», которое первоначально означало лишь национально-государственную независимость, но с течением времени стало обозначать особую форму монархической власти.

Сравните реформы первого периода правления Ивана IV (конец 40-х - 50-е гг.) и преобразования 60–80-х гг. Следует иметь в виду, что реформы Избранной Рады (государственного и местного управления, церковная, военная и другие), проводились постепенно в русле централизаторской тенденции. Но наряду с формированием системы авторитарной власти функционировали такие органы общественного представительства, как земское самоуправление и Земские соборы. Укажите значение земских соборов в XVI в. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание Судебника 1550 г. Дайте характеристику этому новому своду законов.

Вместе с тем необходимо помнить, что с середины XVI в. Российское централизованное государство начинает превращаться в многонациональное. (В связи с присоединением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств, началом колонизации Поволжья и Сибири.)

Проанализируйте такое явление, как опричнина, учитывая, что до сих пор существуют различные точки зрения на природу и цели этого феномена (см. работы Зимина А.А., Скрынникова Р.Г. и др.). Необходимо обратить внимание на причины, сущность, механизм осуществления опричнины и ее последствия. Расскажите о происхождении этого понятия, о том, как долго продолжалась опричная политика, и какие события способствовали ее окончанию.

Дайте общую характеристику правления Ивана IV и отметьте последствия его царствования для России. Обратите внимание на долговременные причины закрепощения крестьянства, а также на ускорение этого процесса в связи с Ливонской войной и

опричниной. Назовите этапы формирования крепостного права на Руси. Отметьте влияние внутренней и внешней политики Ивана Грозного на возникновение социально-экономического кризиса конца XVI в., ставшего, наряду с династическим кризисом, одной из причин Смуты.
Практическое занятие 4. Коллоквиум по теме « Московское государство в XVI-XVII вв.»

В результате освоения темы нужно знать хронологию основных событий, имена исторических деятелей данного периода, иметь представление о дискуссионных вопросах (оценки опричнины, Смутного времени); уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями, находить историческую информацию, воспроизводить ее в устной и письменной формах; владеть навыками аргументации, способами оценивания исторических событий, явлений и процессов.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму

1. Что вы знаете об Иване IV?

2. Избранная рада (ИР): состав, время деятельности, основное направление деятельности.

3. Реформы ИР в области центральной власти и управления.

4. Реформа местного управления.

5. Военная реформа

6. Церковная реформа.

7. «Домострой»: содержание, предназначение. Ваше мнение об этом историческом памятнике.

8. Итоги и значение реформ ИР.

9. Причины падения ИР.

10. Опричнина: когда введена, что представляла собой.

Что объединяет период реформ ИР и опричнину и что их различает?

11. Каковы последствия опричнины (политические, социально-экономические)?

12. Как оценивается опричнина историками (назвать2-3 мнения)? Какая из оценок Вам представляется более весомой и почему?

13. Б. Годунов: как оказался на престоле, его политика.

14. Смутное время: хронология, основные события.

15. Лжедмитрий I на престоле.

16. Семибоярщина: личности, хронология, содержание политики.

17. Национально-освободительное движение против интервентов и его герои.

18. Воцарение династии Романовых: когда, как, правление Михаила Федоровича.

19. Юрьев день, заповедные лета, урочные годы: что это, когда, какой процесс отражали эти явления?

20. «Соборное уложение»: когда принято, содержание.

21. Церковная реформа Никона: цели, содержание, раскол и его причины.

22. Народные восстания («соляной», «медный» бунты, казацко-крестьянское восстание под предводительством С.Разина), их причины.

24. Освоение Сибири: Ермак, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов (их походы, открытия).

25. Как отличаются социально-политические и социально-экономические процессы в Московском государстве от подобных процессов в ведущих западноевропейских странах в это же время и как это можно объяснить?

Литература: материалы учебников, лекций, хрестоматий («Соборное уложение», «Домострой»).

Практическое занятие 5. Семинар: Модернизация России в XVIII в.

Время – 2 часа.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Россия и Европа на рубеже XVII-XVIII веков. Проблема модернизации.

  2. Рождение империи: предпосылки, особенности, содержание, итоги и значение реформ Петра I.

  3. «Дворцовые перевороты» XVIII в.: причины и последствия.

  4. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II: содержание, особенности, противоречия.

В рамках поставленных вопросов рекомендуется подготовить доклады (сообщения) по темам:

    • Петр Великий и Екатерина Великая: общее и отличительное в их правлении.

    • Реформы первой четверти XVIII в.: «модернизация» или «консервативная революция»?

    • Фаворитизм и его роль в истории России ХVIII в.

    • Развитие системы государственного управления в XVIII в.

    • Основание и строительство Санкт-Петербурга в XVIII в.

Номера заданий по практикуму: 35-45

Методические рекомендации:

1. При рассмотрении первого вопроса семинара необходимо разобраться, какие важные факторы оказали влияние на Петра I как реформатора? Следует понять, почему, в силу каких причин в конце XVII в. перед Россией так остро встала проблема модернизации. Что означала модернизация? Каковы были внутренние и внешние предпосылки реформ Петра 1?

Нужно иметь в виду, что первоначально у Петра I не было какого-то заранее задуманного плана реформ. Важнейшими и непосредственными стимулами преобразовательной деятельности Петра I были необходимость победы в Северной войне (1700–1721 гг.) и, как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д. Охарактеризуйте реформы государственного аппарата, военную, церковную. Расскажите о преобразованиях в экономической сфере, о петровской «революции» в области культуры и быта.

Поясните, что означают понятия «меркантилизм», «протекционизм». Значение и цена петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.

Обратите внимание, что систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Это общеевропейская форма, но в каждой из стран она имела свою специфику. В связи с этим нужно ответить на вопрос, в чем состояли особенности российского абсолютизма.

2. Проблема преемственности курса реформ в послепетровский период. Необходимо раскрыть причины и социально-политическое содержание «дворцовых переворотов», их последствия, основные черты правления в этот период. Чем было обусловлено создание новых высших органов власти (укажите их) и расцвет фаворитизма в этот период?

3. Следует понять сущность и содержание «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, а также усвоить, что главной целью ее политики было расширение жестких рамок петровского варианта модернизации, укрепление абсолютистского государства и всемерная поддержка его опоры – дворянства.

Характеризуя реформы Екатерины II, необходимо остановиться прежде всего на указах первых лет правления, «Наказе» депутатам, Уложенной комиссии, губернской реформе, «Жалованных грамотах» дворянству и городам, а также на преобразованиях в области экономики и культуры.

Нужно осмыслить результаты и последствия политики «просвещенного абсолютизма», которая, несмотря на либеральные идеи (забота о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха), отличалась социально-политическим консерватизмом.

Подумайте о причинах усиления крепостного права в России во второй половине XVIII в.

Практическое занятие 6. Семинар: Российская империя в первой половине XIX в.: рационализм в политике или упущенные возможности?

Время – 2 часа

Основные вопросы для обсуждения:

1. Попытки реформирования политической системы России при Александре I: проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева.

2. Изменение политического курса в 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. 3. Победа России в войне против Наполеона и ее значение.

4. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

5. Проблемный вопрос: Как можно объяснить, почему, несмотря на проекты и попытки преобразований, ключевые проблемы развития России остались нерешенными.
В рамках поставленных вопросов рекомендуется подготовить доклады(сообщения) по темам:

- М.М. Сперанский – светило российской бюрократии.

- Декабристы и их след в истории.

- Крестьянский вопрос: подступы к решению.
Практическое занятие 7. Семинар: РОССИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ И ПОРЕФОРМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Время – 2 часа

Основные вопросы:

  1. Причины, внутренние и внешние предпосылки реформ 60-70-х годов XIX в.

  2. Отмена крепостного права как системное изменение основ российского общества.

  3. Либеральные реформы 60-70-х гг.:

    • Преобразования в политико-административной сфере: земская, городская, судебная и военная реформы, их содержание и значение по созданию условий для формирования основ гражданского общества.

    • Преобразования в сфере образования, печати, культуры.

  4. Александр III : поворот от либеральных реформ к политическому консерватизму.

Темы для докладов и рефератов:

  • Реформаторы: кто они? (Политический портрет одного из государственных деятелей периода реформ – на выбор: Александр II, Константин Николаевич, П.А.Валуев, братья Н.А. и Д.А. Милютины, Я.И.Ростовцев, К.Д.Кавелин).

  • М.Т.Лорис-Меликов и его «конституционный проект».

  • С.Ю. Витте и его курс промышленной модернизации.

Номера заданий по практикуму: 46-49

Методические рекомендации:


1. Рассмотрение темы семинара целесообразно начать с уяснения причин (объективных и субъективных, внутренних и внешних) и предпосылок «великих реформ», предпринятых Александром II (1855–1881 гг.) и охвативших все основные сферы общественных отношений: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформы суда и армии), культурную (университетская, школьная, цензура). При подготовке к семинару по данной проблеме необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Каковы были объективные и субъективные факторы реформаторского выбора Александра II и его окружения?

  • В чем состояли причины общественного стремления к реформам?

Реформы начинались не на пустом месте. Можно говорить о том, что в определенном смысле они были подготовлены всем предшествующим развитием России в XIX в. Какие предпосылки реформ можно выделить? Обратите внимание на такие события первой половины XIX в., как Указы о вольных хлебопашцах (1803 г.) и об обязанных крестьянах (1842 г.), деятельность многочисленных секретных комитетов по крестьянскому вопросу, содержание и результаты реформы управления государственными крестьянами.

2. Изучая собственно проблему освобождения крестьян («Манифест» и «Положение», подписанные Александром II 19 февраля 1861 г.), выделите три основных момента: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок выкупа. Проследите логику действий государственных органов в подготовке крестьянской реформы. Объясните позиции сторон в вопросе о выкупной операции и каковы были условия выкупа по реформе 1861 г. Объясните, что означает понятие «временнообязанное состояние крестьян».

Покажите противоречия аграрной реформы, ее значение. Целесообразно в конспекте составить перечень положительных и негативных результатов крестьянской реформы 1861 г.Рассмотрение второго вопроса должно логически привести к пониманию процесса системного изменения основ общественных отношений в России в результате отмены крепостного права.

В заключение ответа следует подчеркнуть, что в «эпоху реформ» осуществлялась модернизация России, проявившаяся в крутом повороте от традиционного аграрного к индустриальному обществу.

3. Необходимо проанализировать земскую, городскую, судебную, военную, финансовую реформы, а так же изменения в системе образования и цензуры. В какой мере данные реформы способствовали формированию гражданского общества в России? Заполните соответствующую таблицу.

Подводя итоги реформам 60-70-х гг., нужно отметить, что:

- Реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав и значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему

оставалась самодержавной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.

- Реформы, вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, учинивших кровавый террор в обществе и устроивших настоящую охоту на царя-реформатора, так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований.

- Большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпанным.

На рубеже 70-80-х годов во внутриполитической жизни страны отчетливо проявляются признаки кризиса. Для его преодоления и стабилизации обстановки в феврале 1880г. создается чрезвычайный орган управления - Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т.Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Александру II был представлен проект создания «подготовительных комиссий» для разработки законопроектов по наиболее важным экономическим, финансовым и административным вопросам. В комиссии наряду с правительственными чиновниками предполагалось ввести выборных от земств и городов. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», получил поддержку императора. Однако

убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. изменило ход событий. В чем состояла сущность и значение этого проекта?

4. Целесообразно начать с характеристики правительственного курса Александра III (1881–1894 гг.), для которого были свойственны сознательное противопоставление России и остальной Европы, национализм, жесткий контроль над общественным движением.

Далее необходимо подробно раскрыть причины (рост либеральных и революционных настроений, терроризм революционеров по отношению к представителям власти и др.), содержание проводившейся в 1880-е – начале 90 гг. политики контрреформ.

Обратите внимание на Положение об усиленной и чрезвычайной охране, земскую и городскую контрреформы, новый университетский устав (1884 г.), Временные правила о печати (1882 г.), указ о «кухаркиных детях» (1887 г.).

Нужно отметить, что меры Александра III по укреплению самодержавия, повышению роли дворян-помещиков в управлении государством, частичному пересмотру реформ 60-х гг. несколько сдерживали начавшуюся со второй половины XIX в. модернизацию России, но не могли приостановить этот исторический процесс. Попытайтесь обосновать тезис о том, что курс Александра III означал консервативную модернизацию страны. Как вы это понимаете? Укажите, какие социально-экономические реформы в этот период проводились? Охарактеризуйте деятельность С.Ю.Витте по модернизации экономики страны. Каковы основные черты и особенности его реформ.

Реформы и контрреформы второй половины XIX в. имели своим следствием активизацию общественного движения в 60–90-е гг. Следует уяснить причины этого. Обратите внимание, что в этот период завершилось идейное формирование его основных направлений общественного движения: консервативного, либерального и радикального (народнического), появилось новое социал-демократическое (марксистское) направление.

Сформулируйте основные положения русского консерватизма, либерализма, народничества. Назовите крупнейших представителей этих направлений.

В заключение необходимо остановиться на причинах зарождения российской социал-демократии (разочарование части интеллигенции в идеологии народничества, нарастание выступлений рабочих, знакомство с идеями марксизма и др.) Охарактеризуйте деятельность группы «Освобождение труда» (1883 г.) и первых марксистских кружков в России.

 


Практическое занятие 8. Семинар – дебаты: Общественно-политическая мысль и общественно-политическое движение в России во второй половине XIX- начале XX вв.

Время – 2 часа.

Форма проведения – ролевая игра(дебаты).

Отрабатываемые вопросы:

1. Основные течения общественно-политической мысли и общественно-политического движения во второй половине XIX в.

2. Становление многопартийности в России в начале ХХ в.. Будущее страны в программах основных политических партий.

Методические рекомендации:


Семинарское занятие проводится в форме ролевой игры – дебатов в Государственной Думе по программе реформ, представленной Председателем Совета Министров.

При подготовке к занятию необходимо разделить учебную группу на 6 небольших групп, которые и будут представлять правительство и основные политические партии России начала ХХ в.: РСДРП, Партия социалистов-революционеров, Конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября, Союз русского народа. Необходимо внимательно изучить программные документы партий, материалы, характеризующие их деятельность, и выполнить в тетрадях-конспектах задание 53,54 из практикума.

В группах выделяются докладчики, которые и должны в своих выступлениях а) представить программу правительства (докладчик от правительства); б)дать оценку правительственной программы реформ и представить позиции своих партий (представитель от каждой партии). Доклады должны содержать следующие основные положения: а) о государственном устройстве и общественно-политическом строе России; б) о решении аграрной проблемы; в)о решении рабочего вопроса; г)по национальному вопросу.

Для докладов от правительства и от партийных фракций отводится по 10 минут. Все остальные участники дебатов готовят вопросы правительству и своим оппонентам, а также могут выступать с репликами в течение 1-2 минут.
Литература:

  • Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. / Сост. : А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- М., 1999

  • Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. Под ред. В.Г.Тюкавкина.- М.,1990.-Гл.14.- С.281-284, 296-297; гл.15.

  • Программы политических партий в России.- М.,1917.- Переиздание ЛГИК им. Крупской.- Л.,1990.(или любые другие издания).

  • Политические партии России в период революции 1905-1907 гг.: Количественный анализ: Сборник статей.- Л.,1987.

  • Политические партии в России. История и современность./Под ред А.И.Зевелева. М., 2000.

  • Аврех А.Я. Царизм и IY Дума.- М.,1981.

  • Государственная дума России в документах и материалах.- М.,1957.

  • История политических партий России./Под ред. А.И.Зевелева.- М.,1994.

  • Исторические силуэты ( А.И.Гучков, П.П.Рябушинский и др.)- М.,1991.

  • Кризис самодержавия в России.1895-1917.- Л.,1984.

  • Ленин В.И. Доклад и резолюция о III Государственной думе. 27 октября 1907 г.- Полн.собр.соч. Т.16. С.133-137.

  • Милюков П.Н. Воспоминания.Т.1. Часть YI.- М.,1990. С.292-431.

  • Орлова Н.В. Политические партии России: страницы истории.- М.,1994.

  1. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.

  2. Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом. - М., 1997.

  3. Лаккер У. Черная сотня. - М., 1994.

  4. Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. - М., 1997.

  5. Либерализм в России. - М., 1996.

  6. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 1997.

  7. Непролетарские партии России в трех революциях. - М., 1989.

  8. Острецов В.М. Черная сотня: взгляд справа. - М., 1994.

  9. Политические партии России. Х1Х - первая треть ХХ в. Энциклопедия. - М., 1996.

  10. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия...: Поли. собр. речей в Государственной думе и Гос. совете, 1906—1911 гг. М.: Молодая гвардия, 1991


Практическое занятие 9. Семинар: Мировое сообщество и Российская империя в начале XX века.

Время – 2 часа

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Основные тенденции и противоречия мирового развития в начале ХХ в.

  2. Первая российская революция (1905-1907 гг.): причины, этапы, итоги.

  3. Эволюция государственного строя России в начале ХХ века: начало буржуазного конституционализма .

  4. П.А.Столыпин и его программа реформ: экономическое, политическое и социальное содержание, итоги, последствия.

  5. Первая мировая война как кризис развития западного типа цивилизации. Итоги и последствия первой мировой войны.

Темы для докладов и рефератов:

- Николай II: штрихи к портрету.

- Государственная Дума I-IV созывов как первый опыт российского парламентаризма.

- П.А.Столыпин: политический портрет.

Номера заданий из практикума: 50-52, 55
Практическое занятие 10. Семинар 5. Тема: «Русская революция 1917 г.: от февраля к октябрю».

Время – 2 часа

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Причины, характер и ход Февральской революции 1917 г.: почему пала монархия в России?

  2. Альтернативы развития России после Февральской революции.

  3. Временное правительство и Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в период от февраля к октябрю 1917 г.: состав, программа действий, характеристика деятельности.

  4. Причины, ход и последствия Октябрьской революции 1917 г. Почему победили большевики?

Темы для докладов и рефератов:

    • Падение монархии в России и судьба монархической идеи.

    • Феномен Григория Распутина.

    • А.Ф.Керенский: трагедия политического лидера.

    • В.И.Ленин и его стратегия развития революции.

    • Политические партии России в 1917 г.

    • Октябрь 1917 г.: мнения историков


Методические рекомендации:

1. Указав на причины Февральской революции и изложив ее ход, уделите особое внима- ние характеру двоевластия, установившегося в России после свержения самодержавия. Власть и политические силы в послефевральской России. Альтернативы общественного развития России после Февраля: механизм выбора. Дайте анализ программ и тактики политических партий периода двоевластия.

2. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов представляли два центра власти после падения самодержавия. Необходимо дать анализ состава, функций и программы действий обоих этих центров. Следует выделить причины апрельского и июньского политических кризисов, обозначив изменение политической ситуации в стране к лету 1917 года.

Рассматривая события лета 1917 года, покажите, во-первых, причины, вызвавшие события 3-5 июля в Петрограде и их значение для дальнейшего развития революции, в том числе и причину изменения тактики большеви- ков. Во-вторых, на конкретных примерах покажите деятельность Временного правительства летом 1917 года и причину созыва Государственного совещания. В-третьих, раскройте деятельность контрреволюционного лагеря на примере попытки мятежа генерала Л.Г.Корнилова.

3. Переходя к изучению событий октября 1917 года, следует поэтапно проследить ход событий от августа к октябрю и объяснить причину большевизации Советов (приход в Советы значительного числа большевиков вместо меньшевиков и эсеров); оценить работу Демократического совещания,Директории и последнего состава Временного правительства; показать значение работы В.Ленина в подготовке Октябрьской революции и его оценки социально-экономической ситуации в России накануне переворота. Поляризация политических сил в августе – октябре 1917 г. Альтернативы развития страны.Курс большевиков на захват власти. Провал Корниловского мятежа. Обострение борьбы за власть. Победа вооруженного восстания в Петрограде и установление Советской власти. Необходимо отметить, что сам В.И. Ленин говорил о совершении большевиками «октябрьского переворота». Следует обратить внимание, насколько совпал план восстания, разработанный Лениным, с его осуществлением. Подумайте, почему в октябре 1917 г. к власти в России пришли большевики. Имейте в виду, что в настоящее время существует несколько точек зрения на октябрьские события 1917 г., различающиеся по взглядам на саму сущность явления.

II Всероссийский съезд советов и его решения. Характеризуя первые декреты Советской власти (декрет о мире и декрет о земле, «Декларация прав трудящегося и эксплуатиру- емого народа»), желательно показать их особенности.Первые преобразования Советской власти. Становление нового государства и его органов. Роспуск Учредительного собрания. Утверждение однопартийной системы.

Раскройте последствия Октябрьской революции для нашей страны и всего мира.
Практическое занятие 11. Семинар: Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 20-30-е годы.

Время – 2 часа

Основные проблемы для обсуждения:

  1. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия».

  2. Новая экономическая политика, ее сущность, содержание, противоречия, уроки.

  3. Форсированный рывок конца 20-х – 30-х годов. Его социально-экономическое и политическое содержание и последствия.

  4. Утверждение в СССР авторитарно-бюрократической системы и режима личной власти Сталина. Итоги и уроки политической борьбы 20-х – 30-х гг.

Темы для рефератов и творческих сообщений:

    • Борьба за власть в РКП(б) в 20-е годы.

    • Судьбы российской интеллигенции в 20-е гг.

    • «Последние письма и статьи» В.И.Ленина.

    • Исторические истоки культа личности в России.

    • Социальная структура советского общества в 30-е годы.

Проблемные вопросы и задания по практикуму: 56-67

Методические рекомендации:

1. Приступая к изучению этой темы, необходимо уяснить, что причины кардинального поворота в экономической политике Советского государства в начале 20-х гг. всецело были обусловлены глубочайшим политическим, экономическим и социальным кризисом, в котором страна оказалась в это время. Назовите эти причины. В чем выразился этот кризис?

Обратите внимание, что кризис политический выразился, прежде всего, в том, что значительная часть населения России, поддерживавшая советскую власть в период гражданской войны, постепенно разочаровалась в ней и даже пошла на открытое противоборство. Крайняя неудовлетворенность политикой «военного коммунизма» толкнула многих бывших сторонников власти большевиков в ряды ее непримиримых противников. Многочисленные крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж заставили правительство серьезно задуматься о необходимости коррекции экономического курса.

Экономический кризис выразился в том, что и сельское хозяйство, и в особенности промышленность находились в плачевном состоянии. В довершение ко всему страна оказалась в состоянии социальной катастрофы: резкое снижение уровня жизни основной массы населения, жилищный кризис, особенно в городах, резкое падение трудовой дисциплины (по официальной статистике из каждых четырех рабочих дней прогуливался один).

Необходимо проследить основные этапы развития НЭПа, ее содержание, характерные черты и противоречия. Каковы были политические изменения в этот период? Образование СССР. Какой принцип был положен в основу создания СССР? Какие этапы можно выделить в создании СССР? Мог ли Советский Союз быть действительно федеративным государством?

До сих пор дискуссионным является вопрос о том, была ли новая экономическая политика закономерной и долговременной или только тактическим маневром, преследовавшим определенную цель: снять политическое и социальное напряжение в стране, обеспечить экономическую стабилизацию. В современной исторической литературе в равной мере отражены обе эти позиции.

2. Следует иметь в виду, что переход к НЭПу позволил в сравнительно короткие сроки восстановить экономику, но он перестал быть эффективным, когда возникли другие задачи. В средине 20-х годов была поставлена задача завершения индустриализации. На этом пути пришлось столкнуться с целым рядом трудностей. И прежде всего, с невозможностью на основе рынка форсировать мобилизацию средств для индустриализации. К концу 20-х годов в руководстве ВКП(б) складывается 2 основных подхода по вопросу решения задач социалистического строительства. Один из них был представлен Н.Бухариным и его сторонниками в Политбюро ЦК А.Рыковым и М.Томским, которые считали возможным идти по пути развития принципов НЭПа, решения задач индустриализации экономическими методами, сбалансированного развития легкой и тяжелой промышленности, последовательного развития различных форм кооперации крестьянства. Второй подход был представлен И.Сталиным и поддерживавшим его большинством в Политбюро ЦК. Они были сторонниками форсированного строительства социализма в СССР на основе ускорения темпов индустриализации с преимущественным развитием тяжелой индустрии и сплошной коллективизации сельского хозяйства. Подумайте и обоснуйте, почему в конечном итоге победила линия И.Сталина?

При рассмотрении проблем индустриализации нужно обратить внимание, во-пер- вых, на отличие индустриализации при капитализме и социалистической индустриализа- ции; во-вторых, на то, что предпосылки этой кампании сложились еще в самом начале 20-х годов (был разработан первый хозяйственный план - ГОЭЛРО, создан Государственный комитет по планированию народного хозяйства - Госплан и т.д.); в-третьих, на практичес- ки не осуществимую стратегическую задачу индустриализации вСССР — «догнать и перегнать Америку» по уровню экономического развития; в-четвертых, на источники финансирования, конкретные пути, методы осуществления индустриализации; наконец, в-пятых на результаты этой не имевшей прецедентов в истории экономической кампании. В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации? Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией? Если да, то какая?

Рассматривая историю коллективизации в СССР, необходимо выделить объективные и субъективные предпосылки ее проведения. Следует иметь в виду попытки апроба- ции коллективного хозяйствования в деревне, предпринятые уже весной 1918 г. (создание первых экспериментальных сельскохозяйственных коммун), а также в середине 20-х годов (создание ТОЗов-товариществ по совместной обработке земли). Важно представлять себе основные этапы коллективизации, ее хронологические границы. Необходимо учитывать не только экономические стороны коллективизации, но и её социально- политические цели (в частности, «ликвидацию кулачества как класса»). Каковы были основные методы и результаты коллективизации?.

Важным составным элементом форсированного строительства социализма стала «культурная революция» - комплекс мер по ликвидации неграмотности населения, преобразованию системы образования, утверждению идеологических основ новой государственности.

3. При рассмотрении данного вопроса важно представлять себе, что 20-е годы стали временем ожесточенной внутриполитической борьбы, обусловленной, во-первых, столкновением различных точек зрения на перспективы дальнейшего развития СССР, на способы и темпы социалистических преобразований; во-вторых, личными амбициями политических лидеров (Л. Д. Троцкого, И.В. Сталина, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина и др.), их попытками победить соратников по партии в борьбе за власть. Вторая половина 1920-х гг. стала временем, когда И. В. Сталину удалось одержать безоговорочную победу. Его взгляды на перспективы дальнейшего развития страны обусловили то, как осуществлялись кардинальные преобразования в экономике (индустриализация, коллективизация), в социально-политической и идеологической сферах (складывание режима, который можно охарактеризовать как тоталитарный, т.е. контролирующий все стороны жизни общества и отдельного человека). Почему Сталин смог победить своих политических оппонентов?

Складывание административно-командной системы, ее основные черты. Утверждение идеологии и практики тоталитаризма: от диктатуры пролетариата к диктатуре партии и единоличной диктатуре Сталина. В чем были политические и социальные истоки этого процесса? В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима? Какие субъективные факторы способствовали этому? При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е гг. в состоянии повышенной мобилизационной готовности? Сталинский террор: причины, масштабы (мнимые и реальные), последствия.

Конституция 1936 г. и характер созданного к этому времени общественно-политического строя. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х гг.? Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась? Какая существовала взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг. и социально-экономическим, политическим развитием СССР в этот период?

Несмотря на принятие в 1936 г. новой Конституции, в соответствии с которой все граждане СССР получали равные права (считалось, что все эксплуататорские социальные группы к этому времени были ликвидированы, и отпала необходимость в лишении их гражданских и политических прав), именно вторая половина 30-х гг. характеризуется увеличением масштабов репрессий и расширением системы ГУЛАГа (Главного управления лагерей ОГПУ-НКВД).
Практическое занятие 12. Семинар: Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг.

Время – 2 часа

Форма проведения – «круглый стол»

Порядок проведения:

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Заслушивание кратких сообщений(7-8 минут) и обмен мнениями по основным аспектам темы:

  • Проблема начала Великой Отечественной войны в историографии: основные точки зрения.

  • Победа советских войск в битве под Москвой – крупнейшее событие первого периода войны. В чем состояло ее значение?

  • Коренной перелом в ходе войны: в чем его содержание?

  • Решающая роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии.

  • Ленинградцы в годы Великой Отечественной войны.

  • Антигитлеровская коалиция и ее роль в достижении победы над фашизмом.

  • Истоки героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.

  • Проблема цены победы в Великой Отечественной войне.

  • Фальсификация истории второй мировой и Великой Отечественной войны.

  1. Дискуссия по обсуждаемым проблемам, ответы на конкретные вопросы.

  2. Подведение итогов «круглого стола»

Литература

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Энциклопедия. – М.,1985

  2. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы.- М.,1986

  3. Вторая мировая война в воспоминаниях.- М.,1990 (Черчилль,Де Голль,Эйзенхауэр и др.)

  4. Гареев М. Сталин и Верховное главнокомандование// Свободная мысль.1995.№2

  5. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. – М.,1993

  6. Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность// Отечественная история.1995.№2

  7. Канун и начало войны: Документы и материалы.- Л.,1991

  8. Кто был кто в Великой Отечественной войне: Люди. События. Факты: Краткий словарь/Сост. Е.Жигунов.- М.,1995

  9. Кульков Е.Н. Война 1941-1945. Факты и документы.- М.,2001

  10. Народ и война. 50 лет Великой Победы. / Отв. Ред. В.А.Ежов.- СПб.,1995

  11. Орлов А.С., Кожанов В.П. Ленд-лиз: взгляд через полвека// Новая и новейшая история.1994.№3

  12. Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза: Документы, материалы.- М.,1987

  13. Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.- М.,1996

  14. Орлов А.С. и др.История России с древнейших времен до наших дней.- М.,2002

  15. Война и политика, 1939-1941 / Отв. Ред. А.О. Чубарьян, Г. Городецкий. – М., 2000.

  16. Война и общество, 1941-1945: В 2 кн. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. – М., 2004.

  17. Сенявский Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение: Историко- психологическое исследование. – М., 1995.

  18. Синицын Ф.Л. Политические настроения депортированных народов в СССР. 1939-1956 // Вопросы истории. 2010. № 1.

  19. Христофоров В.С. Мюнхенское соглашение – пролог Второй мировой войны (по архивным материалам ФСБ России) // Новая и новейшая история. 2009. № 1.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconТематика рефератов по курсу
Исторические портреты великих князей киевских и московских, царей, императоров и императриц Российского государства
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconТематика рефератов по курсу
Исторические портреты великих князей киевских и московских, царей, императоров и императриц Российского государства
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconУрок Повторение. Тема Возникновение Киевской Руси. Первые киевские...
Урок Повторение. Тема – Возникновение Киевской Руси. Первые киевские князья. Задание – найти и прочитать материал о возникновении...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconТема: Первые русские князья
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья icon7 семестр
«Русская правда» сохранила сведения о подразделении земель только по видам угодий дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: научиться определять термины уроки, погосты, реформа, уяснить значение налоговой реформы княгини Ольги, познакомить учащихся...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconКонспект урока истории в 6 классе по теме «Первые русские князья»
План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconПервые киевские князья (IX середина Х в.)
...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconКалендарно-тематическое планирование по комплексному учебному курсу «орксэ»
Евангелие − книга, рассказывающая о жизни Иисуса Христа. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть»....
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconВеликие умы мыслят не как все, а инновационно!
Великие умы и великие идеи то, что движет инновации в информационных технологиях. Эта инициатива для нового
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconТема урока. Первые русские князья. Цели урока
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconТема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья icon§ Первые шаги, первые трудности, первые достижения
Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconМетодическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это...
...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских князей...
Вопросы к обсуждению: Объединение восточнославянских земель под властью киевских князей. Первые Великие князья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Демонстрирует видеофрагмент, задает вопросы, рассказывает, объясняет, дает загадки, подводит итог обсуждению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск