Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История»





Скачать 442.54 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История»
страница1/4
Дата публикации29.06.2015
Размер442.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Исторический факультет

Кафедра истории
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ


Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности

050401.65 «История»

(заочная форма обучения)

Составители: Шайпак Л.А., кандидат исторических наук

Маханцова Е.В., ассистент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).
Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Историография истории России» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401.65 «История», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации №702 эк /сп) и в соответствии с учебным планом.
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
ДПП.Ф.06 Историография

Предмет историографии как специальной исторической дисциплины, изучающей развитие исторических знаний и исторической науки. Становление и эволюция направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Творческое наследие крупнейших историков. Основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.

Актуальность курса для данного направления подготовки (специальности).

«Историография истории России» - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая развитие исторической мысли и накопление исторических знаний о поступательном движении общества, методы и приемы исторического исследования. Она истолковывает и оценивает исторические источники в их взаимосвязи и взаимодействии.

Данный учебный курс является одной из важнейших частей теоретико - методологической подготовки студента-историка. Хронологические рамки курса весьма обширны: от появления первых форм исторического сознания до начала XX века.

В условиях изменений, произошедших в последнее время в области методологии истории возросла актуальность более расширенного изучения курса «Историографии истории России» в настоящее время. В современных условиях многоконцептуального изучения истории, знание отечественной историографии позволит студенту - историку составить целостное и адекватное представление о становлении и сущности методологических теорий, иметь собственное видение реалий прошлого и перспектив будущего.

Цели и задачи дисциплины




Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов целостного представления об основных этапах развития исторических знаний и исторической науки, о процессе изучения истории России с древнейших времен до начала XX века.


Историография истории России изучается в числе общепрофессиональных дисциплин для студентов 4 курса заочного отделения на историческом факультете. Студенты к этому времени уже знакомы с отечественной историей, источниковедением досоветского периода, основами методологии истории, вспомогательными историческими дисциплинами.

Задачи изучения дисциплины:

- очертить предмет историографии русской истории, дать студентам определения основных

терминов, задач, принципов и методов историографии как науки;

- дать представление о летописании и начале русской историографии, о развитии дворянской

историографии XVIII в., об основных направлениях исторической мысли в России в XIX –

начале ХХ в. до возникновения марксистской историографии;

- показать эволюцию основных исторических концепций, их теоретико-методологических

основ;

- познакомить студентов с творчеством наиболее значимых историков России XVIII – XIX

вв.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину «Историография истории России», студент должен знать:

- понятие и предмет историографии истории России;

- основные методы историографии;

- основные направления исторической мысли в России;

- теоретико-методологические и конкретно-исторические взгляды виднейших отечественных

и зарубежных историков;

- важнейшие историографические проблемы российской и всеобщей истории;

- влияние историографии на историю.

Изучив дисциплину «Историография истории России», студент должен уметь:

- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зре­ния;

- свободно оперировать понятиями и категориями курса;

- ориентироваться в исторических концепциях наиболее значимых историков;

- применять знания, полученные при изучении дисципли­ны, для написания

историографических обзоров в исследовательских работах;

- владеть системой знаний об основных этапах развития ис­торической науки;

- иметь представление об основных историософских концепциях, господствовавших на том

или ином этапе развития исторической науки.
Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п\п

Дисциплина

Семестр

Всего часов

Аудиторных

Лекции

Семинарские занятия

Самост. раб.

Форма отчетности

1

Историография истории России

8

180

18

16

2

162

экзамен


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п


Наименование разделов и тем

(с разбивкой на модули)

Количество часов по формам

организации обучения

Лекционные

занятия

Семинарские, практические занятия

Самостоятельная работа

Всего


1


Предмет, содержание и задачи историографии истории России. Значение дисциплины для формирования культуры исторического

познания.


2


-


16


18


2

Начало русской историографии. Летописные своды и исторические сочинения XII-XVII вв.

2

-

18

20

3

Русская историография первой половины

XVIII века.

2

-

24

26

4

Русская историография второй половины XVIII века.

2

-

24

26

5

Основные направления русской историографии первой трети XIX века.

2

2

26

30

6

Историческая наука во второй трети XIX века.

2

-

26

28

7

Основные направления и тенденции развития русской историографии в 1860-1917 гг.

4

-

28

32




Общая трудоемкость (час.)

16

2

162

180


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет, содержание и задачи историографии истории России.

Значение дисциплины для формирования культуры исторического познания

Предмет историографии. Историография и история исторической науки. Термины «историография» и «история исторической науки» в дореволюционной российской науке. Разграничение понятий «историография» и «история исторической науки» современными учеными. Многоаспектность термина «историография». Предмет истории исторической науки в понимании историков дореволюционной России. Дискуссии вокруг предмета историографии в советской исторической науке. Трактовка историографии как истории исторической мысли, как истории исторических знаний, как истории исторической науки. Современные подходы к определению предмета историографии.

Основные факторы развития исторической науки. Влияние социально-экономического строя, политики государства, существующих философских систем и методологических учений, состояния источниковой базы исторических исследований и методов источниковедческого анализа, степени доступности архивов, системы научных учреждений, вузов, исторического образования, эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, международных связей исторической науки, уровня развития науки в целом.

Задачи историографии. Принципы историографического познания: принцип историзма, принцип системности, принцип ценностного подхода. Методы историографического познания: сравнительно-исторический, хронологический, проблемно-хронологический, метод периодизации, метод ретроспективного анализа, метод перспективности. Историографические факты. Историографические источники и их виды.

История историографии. Выделение историографических представлений в процессе научного творчества историков. Эмпирический уровень развития историографии (до начала XIX в.). Господство механистических представлений о процессе развития исторических знаний и библиографического метода его изучения, отсутствие специальной научной лексики, стихийный характер историко-научных исследований. Превращение историографических знаний в специальную область научных исследований (20-30-е гг. XIX в.). Утверждение представлений о прошлом исторической науки как сложном динамическом процессе изменения идей и теорий, смена библиографического метода исследования диалектическим, появление первых историографических исследований, формирование профессиональных кадров и научных центров в области изучения исторической литературы, появление первых схем развития исторических знаний в России (А.З. Зиновьев, Н.Г. Устрялов), становление историографии как учебной дисциплины в университетах. Вклад С.М. Соловьева в развитие историографии. Значение историографических трудов К.Н. Бестужева-Рюмин «Биографии и характеристики», М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям», В.С. Иконникова «Опыт русский историографии», П.Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли» и др. Оформление историографии в специальную историческую дисциплину в первой половине XX в. Особенности историографических трудов М.Н. Покровского. «Русская историография» Н.Л. Рубинштейна - первый марксистский учебник по истории исторической науки и его критика советскими учеными. Создание «Очерков истории исторической науки в СССР», учебника по историографии под редакцией В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева, лекционных курсов Л.В. Черепнина, В.И. Астахова, А. М. Сахарова и др. Освещение истории исторической науки с классовых позиций. Современное состояние историографических исследований. Деятельность Научного совета по проблеме «История исторической науки», работа региональных и вузовских центров историко-научных исследований (Калининград, Тверь, Саратов, Томск и др.), периодические издания по историографии («История и историки», «Историографический сборник», «Методологические и историографические вопросы исторической науки»). Создание методологии историографии. Создание новых обобщающих трудов по истории исторической науки (лекционный курс А. Л. Шапиро, сборники «Историки России ХVIII-ХХ вв.» и «Историки России. ХVIII - начало XX в.» и др.). Перспективы развития отечественной историографии истории России.

Периодизация развития отечественной историографии. Дореволюционные схемы развития исторической науки. Проблема критерия периодизации. Дискуссии вокруг определения начального момента в развитии исторической науки. Оценка летописей как формы исторических знаний. Периодизация исторической науки в советской историографии и ее соотношение с общеисторической периодизацией. Деление истории исторической науки на донаучный (домарксистский) и научный (марксистский) периоды. Представление о смене общественно-экономических формаций как рубеже в истории науки. Преодоление механического воспроизведения общеисторической периодизации в исторической науке. Изменение методологии исторических исследований как критерий периодизации. Современные подходы к периодизации истории исторической науки.

Место историографии в системе исторических дисциплин. Историография, вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, историческая библиография, хронология, историческая география, археография, архивоведение). Роль историографии в формировании научного исторического мышления. Значение историографии для подготовки учителя истории. Возможности использования историографических знаний в Школьной практике преподавания истории.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconРабочая программа по дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65«История»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconРабочая программа по дисциплине «История России» составлена в соответствии...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 История (заочная форма обучения)
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 История
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от 2012 г. № )
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» для заочного...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма курса «Отечественная история»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032900. 00 Русский язык и Литература
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) специалитета по направлению подготовки 050401. 65 История
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История»
Направление подготовки: 050401. 65 «История», специализация «Краеведение», квалификация специалист
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История»
Направление подготовки: 050401. 65 «История», специализация «Краеведение», квалификация специалист
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента...
Программа учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента для направлений подготовки для специальности 050 720. 65...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 «История» iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск