Рабочая программа по истории древнего мира в 5 классе в соответствии с ФГОС Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по истории для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе рабочей программы «Всеобщая история» Вигасина А.А.- Сороко-Цюпа О.С., Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также Основной образовательной программы основного общего образования Государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением Каширская специальная общеобразовательная школа закрытого типа Московской области.
Рабочая программа по истории ориентирована на учащихся 5-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует рабочей программе «Всеобщая история», предметная линия учебников Вигасина А.А.- Сороко-Цюпа О.С., М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ: Вигасин А.А.- Сороко-Цюпа О. С. Рабочие программы. Всеобщая история.- М.: Просвещение, 2014.
Курс связан с изучением литературы, естествознания, обществознания в 5 классе.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе.
Общая характеристика курса. Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения. Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира, при этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности.
В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В системе предметов общеобразовательной школы курс истории представлен в предметной области «Общественно-научные предметы». Назначение предмета «История» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно - технологической, коммуникативной компетенций.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта мировой истории, усвоение базовых гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение основными историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Для достижения поставленных целей в 5 классе необходимо решение следующих задач:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении ;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
1) пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «История» (5 класс);
2) календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
3) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
История Древнего мира – 70 часов.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (8 часов).
Обучаемый научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.), последовательность и длительность цивилизаций,
- вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
- использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпоху первобытности.
Раздел 2. Древний Восток (20 часов).
Обучаемый научится:
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов материальных памятников Древнего Востока;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники древневосточной культуры; рассказывать о событиях стран Востока;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические объекты , анализировать и обобщать данные карты;
- характеризовать важные факты истории Древнего Востока, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
Раздел 3. Древняя Греция (21 час).
Обучаемый научится:
-- раскрывать характерные черты устройства древнегреческих городов, положения основных групп населения в обществе;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории,
выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам,
- формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- раскрывать характерные черты устройства древнегреческих городов, положения основных групп населения в обществе;
- давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры Древней Греции,
- рассказывать о важнейших событиях древнегреческой истории, используя
- основные и дополнительные источники информации;
- уметь различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
- объяснять, в чём заключались художественные достоинства памятников культуры Древней Греции: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
Раздел 4. Древний Рим (18 часов).
Обучаемый научится:
- читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие, рассказывать устно и письменно об исторических событиях Древнего Рима, их участниках или исторических деятелях ;
- давать характеристику памятникам древнеримской культуры, их особенностям.
Раздел 5. Повторение (3 часа)
Обучаемый научится:
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции и Рима, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
При изучении курса используются технологии: информационно-коммуникативные, групповые, игровые,
проблемного обучения.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса. Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по курсу.
Оценка 5: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.
Оценка 4: Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.
Оценка 2: Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Для обучения истории в Государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением Каширская специальная общеобразовательная школа закрытого типа Московской области
выбрана содержательная линия учебно-методического комплекта по истории. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по истории состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов истории в классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по истории в 5 классе классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.- М.: Просвещение, 2013.
2. Атлас по истории Древнего мира. 5 класс.- М.: Просвещение, 2013.
3. Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. -М.: Просвещение, 2012.
4. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. 5 класс (CD).- М.: Просвещение, 2012.
5. История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс (CD).-М.: Просвещение, 2013.
6. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD).- М.: Просвещение, 2012.
7. Контурные карты по истории древнего мира. 5 класс. М., Просвещение, 2013.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:
1. Брандт М. Ю. История древнего мира. 5 класс. Тесты.- М.: Дрофа, 2012.
2. Волкова К. В. Контрольно-измерительные материалы.- М.: ВАКО, 2014
3. Годер Г. И. Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс.- М.: Просвещение, 2011.
4. Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс. - М.: Просвещение, 2011.
5. Максимов Ю. И. Тесты по истории древнего мира. 5 класс.- М.: Экзамен, 2013.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Истории» в 5 классе:
1. Данилов Д. Д. Методические рекомендации к курсу «История древнего мира». 5 класс.- М.: Баласс, 2012.
2. Северина Е. А. История древнего мира. Поурочные планы.- М.: Учитель-АСТ, 2011.
3. Цветкова О. А. Дидактический материал по истории древнего мира.- М.: Владос, 2012.
4. Шевченко Н. И. История древнего мира. Методические рекомендации к учебнику.- М.: Просвещение, 2011. Учебно-тематический план по истории древнего мира в 5 классе
Распределение учебного материала курса
| №
| Наименование раздела
| Количество
часов
| 1
| Введение.
| 1
| 2
| Жизнь первобытных людей
| 7
| 3
| Древний Восток
| 20
| 4
| Древняя Греция
| 21
| 5
| Древний Рим
| 18
| 6
| Повторение
| 3
|
| Итого
| 70
|
|