Рабочая программа учебного предмета: История.
Образовательная область: «Обществознание».
Среднее общее образование
10 - 11 класс 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Панова Оксана Николаевна,
учитель истории.
г. Новоалтайск 2013 год
Пояснительная записка
Предмет: история
Курс: «История» и «Россия и мир» базовый уровень
Класс: 10-11 класс
Количество часов: В год: 70ч, в неделю 2ч-X кл, в год 68ч, в неделю: 2ч –XI кл
Форма работы: Классно-урочная
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «История. Россия и мир. 10 – 11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа. 2009. – 77 с.». По количеству часов отведенных на изучение тем рабочая программа соответствует программе взятой за основу.
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
В изучение курса истории включен региональный компонент. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования обосновывает потребность в обращении к истокам национальной культуры в ее духовном, экономическом и социальном аспектах, в постижении ее уникальности и включенности в общекультурный процесс. Концепция личностно-ориентированного образования предусматривает в качестве приоритетных задач школьного образования создание условий для становления личности ребёнка. В контексте этих задач развитие таких личностных качеств человека, как духовность, патриотизм, толерантность, гражданское самосознание, способность к самореализации, социальной адаптации и др., -невозможно без знания истории и культуру своего региона. Понятие «малая Родина» в этом смысле приобретает значение структурообразующего элемента в формировании содержания как исторического, так и культурологического образования.
Цели
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основные задачи курса для 10-11 классов:
Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;
Обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества (включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи);
Восприятие мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
Формирование основ исторического мышления школьников, понимания у них причинно-следственных связей, умения оперировать ключевыми научными понятиями;
Осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, её цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
Воспитание у десятиклассников гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далёким по времени и современным культурам;
Формирование у школьников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции – неприятия нарушений прав человека, нигилистского отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
Воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путём поиска их мирного разрешения.
Таблица сравнения ТП с основной программой 10 класс
Раздел
| Авторская программа
| Рабочая программа
| Вводный урок
| 1
| 1
| Цивилизации древнего мира и раннего средневековья
| 7
| 7
| Древняя Русь
| 10
| 10
| Западная Европа в XI-XV веках
| 4
| 4
| Российское государство в XIV – XVII веках
| 10
| 10
| Запад в Новое время
| 7
| 7
| Российская империя в XVIII веке
| 5
| 5
| Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
| 8
| 8
| Россия на пути модернизации
| 9
| 9
| Культура XIX века
| 7
| 7
| Резерв
| -
| 2
| Итог
| 68
| 70
| Таблица сравнения ТП с основной программой 11 класс
Раздел
| Авторская программа
| Рабочая программа
| Введение
| 1
| 1
| Россия и мир в начале XX века
| 7
| 7
| Мировая война и революционные потрясения
| 11
| 11
| Мир в межвоенный период
| 4
| 4
| Социалистический эксперимент в СССР
| 7
| 7
| Вторая мировая война
| 7
| 7
| Биполярный мир и «холодная война»
| 4
| 4
| СССР и социалистические страны Европы
| 5
| 5
| Запад и «третий мир» во второй половине XX века
| 5
| 5
| Россия в современном мире
| 9
| 9
| Духовная жизнь
| 8
| 8
| Резерв
| -
| -
| Итог
| 68
| 68
| В планировании в 10 классе предусматриваются резервные часы, которые могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года.
Какие компетенции развиваются
| Через какие методы предполагается развитие
| Общекультурная компетентность
| Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
| Информационная компетенция
| При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
| Учебно-познавательная компетенция
| Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
| Педагогические технологии
Технология
| Цель
| На каком этапе используется
| технология критического мышления
| развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения.
| Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы.
| Технология проблемного обучения.
| Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их решению
| Самостоятельно работать с учебником, логически-поисковые навыки, констатирующие работы.
| Здоровьесберегающие технологии.
| Снижение утомления школьников
| дидак. игры, физкультминутки, групп. и парная работа,; создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха для ученика климата; выполнение санитарно-гигиен. условий, смена вида занятий, посадка учащихся.
| Формы и методы обучения: дискуссия, обучение с использованием ИКТ, индивидуальная и групповая работа.
Виды и формы контроля:
Что контролируем
| Виды и формы контроля
| - умение работать самостоятельно
| - тест;
- индивидуальный опрос;
- творческие задания;
- задание по карточкам
| - умение работать с источником
| работа по вопросам:
- анализируя проблему, сделайте вывод….
- в чем состоит главная мысль….
| - умение работать в группах
| - творческие задания
| Используемый учебно-методический комплект:
История. Россия и мир. XX век. 11кл. Базовый уровень: учеб. Для общеобразовательных учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. – М.: Дрофа, 2007. – 351с.
История. Россия и мир. 10 кл. Базовый уровень: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. – 8-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2008. 399 с.: ил., карт., 16 с. цв. вкл.
Дополнительная литература:
Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ/Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.:Аванта+, 2001. – 704 с.: ил.
Школьная энциклопедия «Руссика». История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 815 с., ил.
Школьная энциклопедия «Руссика». Новое время. 19 в. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 512с., ил.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с., ил.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
4. аудиторная доска для письма;
5. столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор;
2. экран;
3. персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
4. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств реализуемых с помощью компьютера:
-диск «Романовы»
-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
-Краткая Российская энциклопедия,
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
- критического восприятия получаемой извне социальной информации.
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
- осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского. Этнокультурного, конфессионального сообщества, граждан России.
Основные направления деятельности по здоровье сбережению и созданию механизма устойчивого сохранения и развития здоровья школьников в процессе обучения происходит на основе:
Обеспечение безопасной здоровье сберегающей среды в образовательном процессе(укрепление материально-технической, ресурсной базы, организация системы контроля за соблюдением норм технической безопасности)
Организация образовательного процесса на основе широкого использования педагогических технологий (личностно-ориентированных, игровых и т.д), способствующих снижению утомляемости учащихся на уроке, предотвращению их перегрузке и увеличению двигательной активности.
Обеспечение строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм, способствующих предотвращению неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.
Оценка «5» выставляется, если ученик
- безошибочно излагает материал устно или письменно;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если ученик
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если ученик
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если ученик
- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценивание заданий в форме тестов.
| Репродуктивные тесты (часть А)
| Смешанные тесты (часть А,В,С)
| Оценка «5»
| Выполнено верно более 90% заданий
| Выполнено верно более 75% заданий
| Оценка «4»
| Выполнено верно 75 - 89% заданий
| Выполнено верно 50 -74% заданий
| Оценка «3
| Выполнено верно 50 -74% заданий
| Выполнено верно 25 -49% заданий
| Оценка «2»
| Выполнено менее 50% заданий
| Выполнено менее 25% заданий
| Оценивание письменных ответов.
Эссе.
Критерии оценивания:
Определена проблема.
Контекст высказывания раскрыт с изложением теоретического материала
Присутствует позиция автора.
Четкий вывод.
Теоретическая, проблемная задача.
Критерии оценивания:
Определена проблема.
Ответ раскрыт с опорой на теоретический материал.
Четкий вывод.
План ответа на вопрос.
Критерии оценивания:
Не менее 5 пунктов плана, отражающих весь теоретический материал вопроса.
Не менее двух пунктов детализировано, полностью раскрывают глубину каждого вопроса.
Четкий вывод.
Составление таблицы (сравнительной, хронологической и т.п.),схемы
Критерии оценивания:
Раскрыто содержание всех параметров таблицы, схемы
Содержание четко классифицировано и минимизировано в оптимальном объеме.
Четкий вывод.
Работа с источником (текст документа, учебника).
Критерии оценивания:
Раскрыто содержание всех вопросов по документу.
При ответе используется теоретический материал темы, приводятся примеры.
Четкий вывод.
|