Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период)





Скачать 422.34 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период)
страница1/4
Дата публикации06.03.2016
Размер422.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
Кафедра Истории


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История российского предпринимательства

(дореволюционный период)


Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ..4

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ..5

Цель дисциплины ..5

Учебные задачи дисциплины .….5

Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего

профессионального образования) ..5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины …...6

Формы контроля .....7

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ..8

Содержание разделов дисциплины …..8

Обеспечение содержания дисциплины …...15

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ..22

  2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ..22

Рекомендуемая литература ..22

Рекомендуемые интернет ресурсы……………………………………………………………………………...................23

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие программы, используемые при изучении дисциплины………………………………………………………………………………….23

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) ..24

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ..25

Тематика курсовых работ ..25

Вопросы к экзамену ...25

Примеры тестов для контроля знаний ..28

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ …30

ПРИЛОЖЕНИЯ …31

Приложение 1 …31

Приложение 2 …34


I. Организационно-методический раздел

  1. Цель дисциплины: показать, что предпринимательство в России как явление общественного развития имеет глубокие исторические корни, которые нельзя не учитывать в определении пути, форм, методов, темпов экономических преобразований, т. к., в них отра­жаются традиции, обычаи, психология, мировоззрение, историче­ская практика народов России.

  2. Задачи дисциплины: изучить этапы становления предпринима­тельства в России, его трудности и особенности развития, универ­сальные и национально-специфические формы предпринимательской деятельности и менталитет российского предпринимателя; позна­комить студентов с родословной известных представителей россий­ской предпринимательской среды.

  3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Место дисциплины в структуре ООП ВПО к циклу Б.1. Используя междисциплинарный подход в изучении проблемы, ста­вится задача расширить и углубить знания в области отечественной истории, расширить рамки его профессиональных знаний, сориен­тировав внимание на то, как разрешали отечественные предприни­матели в своей повседневной практике те или иные «производст­венные» ситуации.

  4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: стремиться к тому, чтобы, изучив существующую по дисциплине литературу, студент усвоил теорию предмета, понял поведенческие особенности и идеологию дореволюционного отечественного предпринимателя.


Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса истории студент овладевает следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 – знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-2 – знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

ОК-3 – способность занимать активную гражданскую позициию

- знать:

- основные события и процессы Отечественной истории, осознавать роль и место России в современном мире (ОК- 1, ОК-2)

- базовые ценности отечественной истории и культуры (ОК-1)

уметь:

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, выявлять проблемы, причинно-следственные связи, закономерности и главные тенденции развития исторического процесса (ОК-2)

- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3)

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);
владеть:

-- основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-1)

- основами исторического мышления, навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации о социально-политических и экономических процессах (ОК- 1, ОК-2)

- навыками использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации (ОК-3)
Формы контроля освоения студентами дисциплины:

  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений

  • написание эссе,

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

  1. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

зачет:

  • в форме собеседования;

  • в форме тестирования (в том числе компьютерного);

  • в письменной форме;

  • в комбинированной форме;



Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным выдам работ в процессе освоения дисциплины «История» осуществляется в соответствии с Приложением 1.


II. Содержание программы дисциплины «История»


№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

1.

Значение торговли и купеческой дея­тельности в период Древнерусского и формирования русского централизо­ванного государства

8

Значение торговли и купеческой деятельности в оформлении тер­ритории, развитии правовой и экономической политики древнерус­ских князей, внешнеполитических связей Руси. Древнерусское купечество и культура Руси.

Формирование русского централизованного государства и зна­чение предпринимательской деятельности в этом процессе: геогра­фия, формы организации торгового предпринимательства; сословный характер российского государства и правовое положение купечества. Купец и его участие во внутренней и внешней политике. Строгановы.



ОК-1,ОК-2, ОК-3

Знать: Особенности формирования купеческой деятельности, внешнеполитических связей Руси. Формирование предпринимательства в период развития централизованного государства; его формы и направления

Уметь: анализировать основные события и процессы в Отечественной истории IX-XVII вв.; и развитие предпринимательской деятельности. Разбираться в причинах трудностей развития российского предпринимательства, слабой конкурентноспобностей российских предпринимателей

Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения

исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками подготовки докладов и эссе по актуальным проблемам изучаемого периода

Лекции, семинары, доклады эссе

2.

Предпринимательство в допетров­ской Руси

12


Предпринимательство в допетровской Руси: начало мануфактур­ного производства и промышленного предпринимательства. Государст­венное и частное предпринимательство: формы и трудности развития. Иностранная конкуренция и защитные меры российского прави­тельства: Ордын-Нащекин, Таможенный и Новоторговый Уставы.

Различие в исторических корнях российского и западного пред­принимательства, влияние на психологию и характер предприни­мательской деятельности. Социальный состав и география отечествен­ного предпринимательства, их зависимость от внутренней и внешней политики России в XVII в. Крепостничество и предпринимательство.


ОК-1,ОК-2, ОК-3

Знать: основные закономерности и особенности формирования мануфактурного производства в России.

Уметь: анализировать события и процессы Отечественной истории XVII - XVIII вв., выявлять причинно-следственные связи, видеть общие и особенные черты западноевропейского и российского предпринимательства, неразработанность юридической базы российского предпринимательства.

Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения

исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками участия в дискуссии по актуальным проблемам изучаемого периода

Лекции, семинар,диспут

3.

Модернизация России в XVIII в.: ре­формы Петра I, экономическая поли­тика Екатерины II и предприниматель­ство

12

Реформы Петра I и развитие предпринимательства в первой по­ловине XVIII в.: противоречивость экономической политики Петра I и его взаимоотношений с российскими предпринимателями; основ­ные направления торгово-промышленного предпринимательства. Аб­солютизм, организационная структура, правовое положение предпри­нимателя. Государственное и частное предпринимательство. Петр I и иностранный предприниматель в России, Демидовы.

Предпринимательство при преемниках Петра I.

Экономическая политика Екатерины II (вторая половина XVIII в.). Расширение социального и национального состава российских пред­принимателей, изменения в характере предпринимательства. Новая структура купеческих гильдий, их права. Иностранные предпри­ниматели. Крепостничество и предпринимательство. Появление коммерческих структур в России и их влияние на предприниматель­ство. Старообрядчество и предпринимательство

ОК-1,ОК-2, ОК-3

Знать: основные закономерности и особенности формирования абсолютной монархии в России; реформы Петра I. Особенности этой политики в истории российского предпринимательства. Предпринимательство в период правления Екатерины II. Тенденции развития предпринимательства в XVIII вв.

Уметь: анализировать события и процессы Отечественной истории XVIII вв., выявлять причинно-следственные связи, видеть общие и особенные черты западноевропейской и торгово-промышленной политики российского абсолютизма. Участвовать в дискуссии и излагать самостоятельные выводы по проблеме; работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами;

Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения

исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками участия в дискуссии по актуальным проблемам изучаемого периода

Лекции, семинары, доклады, эссе, контрольные работы

4.

Характер, формы предприниматель­ской деятельности в первой половине XIX

12

Предпринимательство в России в первой половине XIX в.: отно­шения власти и предпринимателей; развитие промышленного и бан­ковского предпринимательства; первые А.О.


ОК-1,ОК-2, ОК-3



Знать: социально-политические и экономические аспекты развития России в первой половине XIX; и развитие промышленного, банковского предпринимательства; первые юридические шаги по либерализации предпринимательства; знать наиболее ярких представителей российского предпринимательского сообщества в этот период.

Уметь: видеть причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием российского предпринимательства; работать с историческими источниками, научной литературой и интернетресурсами; аргументированно изложить свою точку зрения на проблемы социально-экономического и политического развития страны.
Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения

исторических фактов; самостоятельной работы с историческим материалом; навыками логического мышления и письменного анализа при написании контрольной работы по актуальным проблемам истории XIX века.

Лекции, семинары, доклады, эссе, контрольные

5.

Характер, формы предприниматель­ской деятельности во второй половине XIX

8

Предпринимательство в России в пореформенный период: офор­мление юридических гарантий предпринимательской деятельности; становление нового типа предпринимателя. Характерные особенности российской предпринимательской среды, ее отношения с властью. Причины появления коррупции во власти и среди предпринимателей. Реформы СЮ. Витте и П.А. Столыпина, их влияние на развитие предпринимательства в России. Нетрадиционные формы предприни­мательства.


ОК-1,ОК-2, ОК-3

Знать: Значение реформ Александра II и их значение для развития капитализма в России; становление и развитие нового слоя российских предпринимателей во второй половине XIX в.

Уметь: анализировать причины, основные положения и исторические последствия реформ; видеть причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием российского предпринимательства; работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами; аргументированно изложить свою точку зрения на проблемы социально-экономического и политического развития страны.
Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения

исторических фактов; самостоятельной работы с историческим материалом; навыками логического мышления и письменного анализа при написании контрольной работы по актуальным проблемам истории XIX века.

Лекции, семинары, доклады, эссе

6.

Предприниматель­ская деятельность в XIX—начале XX вв

12

Иностранный капитал в России в XIX — начале XX вв.: причины, формы привлечения, либерализация правовой политики российского государства в отношении иностранцев; виды иностранного предпри­нимательства в России; особенности и «специализация» иностранного бизнеса в России; наиболее «активные» иностранные предпринима­тели в России.

Представительные организации российской буржуазии: причины возникновения, их характер сложности развития. Российская биржа как форма организации российских предпринимателей. Появление политических организаций российской буржуазии, их программы. Ведущие политические лидеры российской буржуазии к XIX — началу XX вв.


ОК-1,ОК-2, ОК-3

Знать: причины и формы привлечения иностранного капитала в Россию на рубеже XIX – XX в., виды иностранного предпринимательства в России, его особенности. Политические организации российской буржуазии, содержание программ. Ведущие лидеры.

Уметь: анализировать события рубежа XIX начала XX века, выявлять причинно-следственные связи и понимать внутреннюю логику политических процессов в России в условиях нарастания общенационального кризиса. Разбираться в политических организациях российской буржуазии; понимать особенности и специализацию иностранного предпринимательства.

Владеть: навыками объективного подхода к историческим фактам, анализа исторических документов и убедительной аргументации при изложении своей позиции, навыками участия в дискуссии по проблемам революций и гражданской войны,


Лекции, семинары, доклады, контр. работы

7.

Российский предприниматель и его участие в общественно-политической и культурной жизни России.

8

Идеология и традиции российских предпринимателей. Проблемы подготовки кадров.. Начало традиций отечественного менеджмента; благотворительность и меценатство(их сущность и проявление); участие в общественно-политической жизни страны.



ОК-1,ОК-2, ОК-3

Знать: Исторические традиции роль предпринимательства, его роль в развитии профессионального образования, роль российских предпринимателей в благотворительности и меценатстве: формы, историческое значение. Участие в общественно-политической жизни.

Уметь: анализировать, обобщать и давать оценку событиям и процессам, участвовать в дискуссии по данной проблеме и аргументировано высказывать свою точку зрения по концептуальным вопросам, используя исторические документы, научные публикации и интернет-ресурсы, использовать полученные знания для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации

Владеть: навыками анализа исторических фактов, их всесторонней и объективной оценки и обобщения, участия в дискуссии по этим проблемам.


Лекции, семинары, доклады, диспут




Обеспечение содержания дисциплины
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРабочая программа учебной дисциплины
Дисциплина «История российского предпринимательства» относится к дисциплинам, устанавливаемым факультетом, и изучается во 1 семестре...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconБлаготворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства...
История российского предпринимательства — тема весьма ак­туальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Среди современных...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconПрограмма дисциплины гсэ. Р. 03 История российского предпринимательства
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРабочая программа учебной дисциплины «история российского предпринимательства»
Программа курса предназначена для подготовки студентов юридического профиля по специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)»...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
России и на этой основе дать характеристику процессу становление и развития трудового права как самостоятельной отрасли российского...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Этапы эволюции частного и государственного хозяйства. Этапы развития капиталистического предпринимательства в конце XIX века и начала...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРеферат По дисциплине: «Предпринимательское право» Тема: «История...
России социально-экономические преобразования привели к стремительному развитию частного сектора в экономике. Возрождение предпринимательства...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРеферат на заданную тему: Вариант I возникновение банков на Древнем...
Галаган А. Д. История предпринимательства российского: от купца до банкира. М.: «Ось-89», 1997
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины история российского предпринимательства (дореволюционный период) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История предпринимательства в России»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск