Кафедра Истории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История российского предпринимательства
(дореволюционный период)
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ..4
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ..5
Цель дисциплины ..5
Учебные задачи дисциплины .….5
Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего
профессионального образования) ..5
Требования к результатам освоения содержания дисциплины …...6
Формы контроля .....7
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ..8
Содержание разделов дисциплины …..8
Обеспечение содержания дисциплины …...15
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ..22
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ..22
Рекомендуемая литература ..22
Рекомендуемые интернет ресурсы……………………………………………………………………………...................23
Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие программы, используемые при изучении дисциплины………………………………………………………………………………….23
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) ..24
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ..25
Тематика курсовых работ ..25
Вопросы к экзамену ...25
Примеры тестов для контроля знаний ..28
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ …30
ПРИЛОЖЕНИЯ …31
Приложение 1 …31
Приложение 2 …34
I. Организационно-методический раздел
Цель дисциплины: показать, что предпринимательство в России как явление общественного развития имеет глубокие исторические корни, которые нельзя не учитывать в определении пути, форм, методов, темпов экономических преобразований, т. к., в них отражаются традиции, обычаи, психология, мировоззрение, историческая практика народов России.
Задачи дисциплины: изучить этапы становления предпринимательства в России, его трудности и особенности развития, универсальные и национально-специфические формы предпринимательской деятельности и менталитет российского предпринимателя; познакомить студентов с родословной известных представителей российской предпринимательской среды.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Место дисциплины в структуре ООП ВПО к циклу Б.1. Используя междисциплинарный подход в изучении проблемы, ставится задача расширить и углубить знания в области отечественной истории, расширить рамки его профессиональных знаний, сориентировав внимание на то, как разрешали отечественные предприниматели в своей повседневной практике те или иные «производственные» ситуации.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: стремиться к тому, чтобы, изучив существующую по дисциплине литературу, студент усвоил теорию предмета, понял поведенческие особенности и идеологию дореволюционного отечественного предпринимателя.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В процессе изучения курса истории студент овладевает следующими общекультурными компетенциями:
ОК-1 – знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии
ОК-2 – знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности
ОК-3 – способность занимать активную гражданскую позициию
- знать:
- основные события и процессы Отечественной истории, осознавать роль и место России в современном мире (ОК- 1, ОК-2)
- базовые ценности отечественной истории и культуры (ОК-1)
уметь:
- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, выявлять проблемы, причинно-следственные связи, закономерности и главные тенденции развития исторического процесса (ОК-2)
- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3)
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1); владеть:
-- основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-1)
- основами исторического мышления, навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации о социально-политических и экономических процессах (ОК- 1, ОК-2)
- навыками использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации (ОК-3) Формы контроля освоения студентами дисциплины:
Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
микроконтрольные работы;
контрольные работы;
письменные домашние задания;
подготовка докладов, рефератов, выступлений
написание эссе,
промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:
зачет:
в форме собеседования;
в форме тестирования (в том числе компьютерного);
в письменной форме;
в комбинированной форме;
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным выдам работ в процессе освоения дисциплины «История» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. Содержание программы дисциплины «История»
№№ пп
| Наименование раздела дисциплины (тема)
| Трудоемкость (часы/зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| 1.
| Значение торговли и купеческой деятельности в период Древнерусского и формирования русского централизованного государства
| 8
| Значение торговли и купеческой деятельности в оформлении территории, развитии правовой и экономической политики древнерусских князей, внешнеполитических связей Руси. Древнерусское купечество и культура Руси.
Формирование русского централизованного государства и значение предпринимательской деятельности в этом процессе: география, формы организации торгового предпринимательства; сословный характер российского государства и правовое положение купечества. Купец и его участие во внутренней и внешней политике. Строгановы.
| ОК-1,ОК-2, ОК-3
| Знать: Особенности формирования купеческой деятельности, внешнеполитических связей Руси. Формирование предпринимательства в период развития централизованного государства; его формы и направления
Уметь: анализировать основные события и процессы в Отечественной истории IX-XVII вв.; и развитие предпринимательской деятельности. Разбираться в причинах трудностей развития российского предпринимательства, слабой конкурентноспобностей российских предпринимателей
Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения
исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками подготовки докладов и эссе по актуальным проблемам изучаемого периода
| Лекции, семинары, доклады эссе
| 2.
| Предпринимательство в допетровской Руси
| 12
|
Предпринимательство в допетровской Руси: начало мануфактурного производства и промышленного предпринимательства. Государственное и частное предпринимательство: формы и трудности развития. Иностранная конкуренция и защитные меры российского правительства: Ордын-Нащекин, Таможенный и Новоторговый Уставы.
Различие в исторических корнях российского и западного предпринимательства, влияние на психологию и характер предпринимательской деятельности. Социальный состав и география отечественного предпринимательства, их зависимость от внутренней и внешней политики России в XVII в. Крепостничество и предпринимательство.
| ОК-1,ОК-2, ОК-3
| Знать: основные закономерности и особенности формирования мануфактурного производства в России.
Уметь: анализировать события и процессы Отечественной истории XVII - XVIII вв., выявлять причинно-следственные связи, видеть общие и особенные черты западноевропейского и российского предпринимательства, неразработанность юридической базы российского предпринимательства.
Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения
исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками участия в дискуссии по актуальным проблемам изучаемого периода
| Лекции, семинар,диспут
| 3.
| Модернизация России в XVIII в.: реформы Петра I, экономическая политика Екатерины II и предпринимательство
| 12
| Реформы Петра I и развитие предпринимательства в первой половине XVIII в.: противоречивость экономической политики Петра I и его взаимоотношений с российскими предпринимателями; основные направления торгово-промышленного предпринимательства. Абсолютизм, организационная структура, правовое положение предпринимателя. Государственное и частное предпринимательство. Петр I и иностранный предприниматель в России, Демидовы.
Предпринимательство при преемниках Петра I.
Экономическая политика Екатерины II (вторая половина XVIII в.). Расширение социального и национального состава российских предпринимателей, изменения в характере предпринимательства. Новая структура купеческих гильдий, их права. Иностранные предприниматели. Крепостничество и предпринимательство. Появление коммерческих структур в России и их влияние на предпринимательство. Старообрядчество и предпринимательство
| ОК-1,ОК-2, ОК-3
| Знать: основные закономерности и особенности формирования абсолютной монархии в России; реформы Петра I. Особенности этой политики в истории российского предпринимательства. Предпринимательство в период правления Екатерины II. Тенденции развития предпринимательства в XVIII вв.
Уметь: анализировать события и процессы Отечественной истории XVIII вв., выявлять причинно-следственные связи, видеть общие и особенные черты западноевропейской и торгово-промышленной политики российского абсолютизма. Участвовать в дискуссии и излагать самостоятельные выводы по проблеме; работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами;
Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения
исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками участия в дискуссии по актуальным проблемам изучаемого периода
| Лекции, семинары, доклады, эссе, контрольные работы
| 4.
| Характер, формы предпринимательской деятельности в первой половине XIX
| 12
| Предпринимательство в России в первой половине XIX в.: отношения власти и предпринимателей; развитие промышленного и банковского предпринимательства; первые А.О.
| ОК-1,ОК-2, ОК-3
|
Знать: социально-политические и экономические аспекты развития России в первой половине XIX; и развитие промышленного, банковского предпринимательства; первые юридические шаги по либерализации предпринимательства; знать наиболее ярких представителей российского предпринимательского сообщества в этот период.
Уметь: видеть причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием российского предпринимательства; работать с историческими источниками, научной литературой и интернетресурсами; аргументированно изложить свою точку зрения на проблемы социально-экономического и политического развития страны. Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения
исторических фактов; самостоятельной работы с историческим материалом; навыками логического мышления и письменного анализа при написании контрольной работы по актуальным проблемам истории XIX века.
| Лекции, семинары, доклады, эссе, контрольные
| 5.
| Характер, формы предпринимательской деятельности во второй половине XIX
| 8
| Предпринимательство в России в пореформенный период: оформление юридических гарантий предпринимательской деятельности; становление нового типа предпринимателя. Характерные особенности российской предпринимательской среды, ее отношения с властью. Причины появления коррупции во власти и среди предпринимателей. Реформы СЮ. Витте и П.А. Столыпина, их влияние на развитие предпринимательства в России. Нетрадиционные формы предпринимательства.
| ОК-1,ОК-2, ОК-3
| Знать: Значение реформ Александра II и их значение для развития капитализма в России; становление и развитие нового слоя российских предпринимателей во второй половине XIX в.
Уметь: анализировать причины, основные положения и исторические последствия реформ; видеть причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием российского предпринимательства; работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами; аргументированно изложить свою точку зрения на проблемы социально-экономического и политического развития страны. Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения
исторических фактов; самостоятельной работы с историческим материалом; навыками логического мышления и письменного анализа при написании контрольной работы по актуальным проблемам истории XIX века.
| Лекции, семинары, доклады, эссе
| 6.
| Предпринимательская деятельность в XIX—начале XX вв
| 12
| Иностранный капитал в России в XIX — начале XX вв.: причины, формы привлечения, либерализация правовой политики российского государства в отношении иностранцев; виды иностранного предпринимательства в России; особенности и «специализация» иностранного бизнеса в России; наиболее «активные» иностранные предприниматели в России.
Представительные организации российской буржуазии: причины возникновения, их характер сложности развития. Российская биржа как форма организации российских предпринимателей. Появление политических организаций российской буржуазии, их программы. Ведущие политические лидеры российской буржуазии к XIX — началу XX вв.
| ОК-1,ОК-2, ОК-3
| Знать: причины и формы привлечения иностранного капитала в Россию на рубеже XIX – XX в., виды иностранного предпринимательства в России, его особенности. Политические организации российской буржуазии, содержание программ. Ведущие лидеры.
Уметь: анализировать события рубежа XIX начала XX века, выявлять причинно-следственные связи и понимать внутреннюю логику политических процессов в России в условиях нарастания общенационального кризиса. Разбираться в политических организациях российской буржуазии; понимать особенности и специализацию иностранного предпринимательства.
Владеть: навыками объективного подхода к историческим фактам, анализа исторических документов и убедительной аргументации при изложении своей позиции, навыками участия в дискуссии по проблемам революций и гражданской войны,
| Лекции, семинары, доклады, контр. работы
| 7.
| Российский предприниматель и его участие в общественно-политической и культурной жизни России.
| 8
| Идеология и традиции российских предпринимателей. Проблемы подготовки кадров.. Начало традиций отечественного менеджмента; благотворительность и меценатство(их сущность и проявление); участие в общественно-политической жизни страны.
| ОК-1,ОК-2, ОК-3
| Знать: Исторические традиции роль предпринимательства, его роль в развитии профессионального образования, роль российских предпринимателей в благотворительности и меценатстве: формы, историческое значение. Участие в общественно-политической жизни.
Уметь: анализировать, обобщать и давать оценку событиям и процессам, участвовать в дискуссии по данной проблеме и аргументировано высказывать свою точку зрения по концептуальным вопросам, используя исторические документы, научные публикации и интернет-ресурсы, использовать полученные знания для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации
Владеть: навыками анализа исторических фактов, их всесторонней и объективной оценки и обобщения, участия в дискуссии по этим проблемам.
| Лекции, семинары, доклады, диспут
|
| Обеспечение содержания дисциплины
|