Скачать 0.52 Mb.
|
МОУ « Моховская ООШ» Утверждаю. Директор школы: _________/ Долотова В.В./ «___» сентября 2014 г. Рабочая программа по истории 5- 9 классы Составитель: Гаврилина В.В. 2014- 2015 учебный год
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные линии программы в VI - IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает распределение учебного времени в рамках трех этапов (VI , VII - VIII и IX классы) и крупных тематических блоков. За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории в IX классе. Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражает методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:
1.4.МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 382 часа для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования.в том числе: в 5, 6 , 7, 8 по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю и 9 класс- 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИСТОРИЯ ( 382 ч.) Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса Пояснительная записка Рабочая программа по Всеобщей истории (Древний мир) для 5 класса составлена на основе: - федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.); - базисного учебного плана 2004 года; - примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.; - авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа выполняет две основные функции:
Рабочая программа включает следующие разделы: - пояснительную записку; - основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; - требования к уровню подготовки выпускников; - календарно-тематическое планирование; - перечень учебно-методического обеспечения. Общая характеристика учебного предмета
Цели курса:
Место предмета в базисном учебном плане ФБУП (2004 г.) для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени основного общего образования в 5 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа по Истории Древнего мира для 5 класса рассчитана на 70 часов. Особенности структурирования учебного материала (по сравнению с авторской программой А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой):
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются: - умение разделять процессы на этапы, звенья; - выделение характерных причинно-следственных связей; - определение структуры объекта познания, значимых функциональных связей и отношений между частями целого; - умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - овладение монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы; - для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; - самостоятельная организация своей учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценка ее результатов, определение причин возникших трудностей и путей их устранения. Основное содержание учебного курса Введение (1ч) Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках . РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5ч) |
Рабочая программа по истории 8 классы Рабочая программа по истории для 8 класса разаботана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация... | Рабочая программа по истории (Всеобщая история и история России) Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: «Новая... | ||
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального... | Рабочая программа по истории 5 9 классы Авторы: Шамахова Екатерина Валентиновна Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по истории (базовый уровень фгос) Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) | Рабочая программа по всеобщей истории Классы 10-11 Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и следующих... | ||
Рабочая программа по истории 5-8 классы Рабочая программа по истории для V-XVIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа истории уровень образования: основное общее образование... Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) | ||
Рабочая программа по истории, 7 классы Учитель Погожева Любовь Александровна О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2007./... | Рабочая программа по Всеобщей истории (история Нового времени. 8класс)... Авторской программы «Новая история. 7-8 классы» под редакцией А. Я. Юдовской, Ванюшкина Л. М | ||
Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей... Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы... | Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей истории и истории России... Основе Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы... | ||
Рабочая программа по истории 6 класс. Учителя истории и обществознания фгкоу сош №140 Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина О. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 | Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы... «Новая история. 7-8 классы» А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11... | ||
Рабочая программа по истории разработана в соответствии: с требованиями... Примерных программ по истории. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение» 2011, Примерных программ по истории. М.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г., авторской программы «Новая история. 7-8 классы» под редакцией... |