Скачать 2.06 Mb.
|
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Озёрская школа» (МБОУ «Средняя общеобразовательная Озёрская школа»)
ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории (базовый уровень ФГОС) Составитель: учитель истории Шакалова В.И. с. Озёрки Старооскольский городской округ 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011г.). Сроки реализации программы: 5 лет В основу программы заложено два курса: «История России» (40 час в год) и «Всеобщая история» (30 час в год). В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2011, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной:
Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории:
Главная цель изучения истории в основной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижения этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 5-9 классах общеобразовательной школы. Содержание рабочей программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных образовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предполагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7-8 классы), «Новейшая история» (9 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Цель изучения курса «История Древнего мира»: -Освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в мировой цивилизации. Цель изучения курса «История Средних веков»: -освоения значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Цель изучения курса «История Нового времени»: -усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного образования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Цель изучения курса «Новейшая история»: -усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской истории. Цель изучения истории России в 6 классе: -формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурнрой самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов истории России; овладение основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVI века, понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно - историческом процессе. Значение наследия этого периода для современного общества. Цель изучения истории России в 7 классе: -продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта России; овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII веков, понимание ими места и роли Московского царства XVII и Российской империи XVIII в. Во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества. Цель изучения истории России в 8 классе: -формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России; овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX века, понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества Цель изучения истории России в 9 классе: -завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной и культурной самоидентификации в современном мире; овладение основными знаниями по истории России XX-XXIв., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение:
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе к акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Посредством рабочей программы реализуются три основные функции истории:
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия — человек, личность в истории. Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5—9 классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Рабочая программа нацелена на использование в учебниках по истории цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития. Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах истории для 5—9 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями. Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются: - деятелъностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и пред профильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК). Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет « История»должен ввести учащихся основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями, историческим и социологическими. Объяснит им элементы исторической жизни. Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9 классах в общем объеме 160 часов. Из них 6 класс - 40 учебных часов, 7 класс – 40 учебных часа, 8 класс - 40 часов, 9 класс – 40 часов В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам. Обязательным для изучения на ступени среднего ( полного) общего образования. На изучение всеобщей истории в 5-9 классах базисный учебный план отводит 180 часов из расчета, для изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе -68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю), в 6 классе -32 часа и не менее 28 ч (1 час в неделю). В 7 классе - 32 ч. и не менее 28 ч ( 1 ч в неделю), в 8 классе -32ч и не менее 28ч (1ч в неделю), в 9 классе – 32ч и не менее 28ч (1ч в неделю)станет основополагающим для понимания и осмысления курса»история России с древнейших времен» с 6по 11 класс. В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа предполагает также обобщающими уроки по разделам, курсу 1 ч; повторению всего изученного за курс. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке(в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-усвоение традиционных ценностеймногонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; -осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия; -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Пониманию культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и чужих народов толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные результаты:
Предметные результаты: -Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания. Вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия так и по ходу его реализации; -владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями; -использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов; -способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией:
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
3. Работа с историческими источниками:
4. Описание (реконструкция): - последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; - -характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; - на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение:
6. Работа с версиями, оценками:
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 5класс История Древнего мира Введение Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ |
Рабочая программа по Истории России 11 класса 34 Рабочая программа по учебному предмету «История» для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего... | Рабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый... | ||
Рабочая программа по истории России для 11-х классов (базовый уровень) Настоящая рабочая программа по истории для учащихся 11 класса составлена на основе следующих документов | Рабочая программа по литературе основное общее образование (базовый уровень) Классы: 9а учителя Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... | ||
Рабочая программа по истории для общеобразовательного 7 класса (уровень: базовый) | Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)и авторской программы А. А. Данилов и Л. Г.... | ||
Рабочая программа по всеобщей истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по истории России. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории для 5 класса (уровень: базовый) Учитель... Цель изучения курса «Истрия Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России... | Рабочая программа по географии базовый уровень Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)... | ||
Рабочая программа по географии базовый уровень Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)... | Пояснительная записка (базовый уровень) рабочая программа по Истории... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов | ||
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... | Рабочая программа учебного курса «История» (базовый уровень) Уровень образования: 10-11 классы Рабочая программа по истории для 10 – 11 классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования... |