МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ) Институт международных отношений и мировой истории (ИМОМИ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИМОМИ,
профессор М.И. Рыхтик
" _____ " ____________2015 г.
Рабочая программа дисциплины
Б.3.13 «Современные международные отношения»
Направление подготовки
43.03.01 «История»
Профили подготовки
Великие цивилизации Древности, Мир средневековья,
Новая и новейшая история, Россия в современном мире
Степень выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Составители:
Приписнова Е.С., к.п.н., ст.преп.
кафедры истории и теории международных отношений,
Сидорова Е.В., к.п.н., доцент
кафедры зарубежного регионоведения и
локальной истории Нижний Новгород
2015
Цели освоения учебной дисциплины
Дать развернутое представление об основных проблемах и тенденциях современных международных отношений, о механизмах регулирования международных процессов, о вопросах национальной безопасности в политическом контексте, глобализации и интернационализации международной жизни. Сформировать у студентов комплексное видение современных международных процессов. Познакомить с основными направлениями внешнеполитической стратегии России и перспективами ее развития; с теоретическими основами, принципами и особенностями взаимодействия политических, экономических и военных факторов в международных отношениях. В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой реализации внешней политики.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра истории «Всеобщая история», «Политология», «Экономика».
Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин, ориентированных на изучение логики развития всемирной политической системы международных отношений в исторической, экономической и правовой обусловленности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»
А) общекультурные (ОК):
Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
Способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь(ОК-2);
Способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6)
Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
Способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
Осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества: владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
Способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16).
Б) общепрофессиональные (ПК):
Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
Способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
Способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
Способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);
Способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать: закономерности функционирования современных международных отношений, сущность проблем и процессов современных международных отношений и мировой политики;
уметь: применять концептуальные знания, прогнозировать развитие внешнеполитическихпроцессов; анализировать внешнюю политику государств в контексте современных международных отношений;
владеть: понятийным аппаратом курса, основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области экономических и политических процессов в мире.
4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). 4.1. Структура дисциплины
№
п/п
|
Разделы дисциплины
| Семестр
| Виды учебной
работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра) Форма промежуточной
аттестации (по семестрам)
| Л
| ПЗ
| СР
| 1
| Теоретические аспекты международных отношений
| 5
| 6
|
| 12
| Доклад, практические задания
| 2
| Основные проблемы современной системы международных отношений
| 5
| 12
|
| 24
| Доклад, практические задания
| 3
| Региональные проблемы международных отношений
| 5
| 12
|
| 24
| Доклад, практические задания
| 4
| Российская Федерация в системе международных отношений
| 5
| 6
|
| 12
| Доклад, практические задания
|
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации: зачет
|
| Общая трудоемкость дисциплины
|
| 36
|
| 72
|
|
4.2. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ I. Теоретические аспекты международных отношений
Понятие о международных отношениях. Типология международных отношений. Распад Ялтинско-Потсдамской системы и формирование новой системы международных отношений. Проблема структуры современных международных отношений: монополярность, биполярность, многополярность. Субъекты современных международных отношений.
РАЗДЕЛ II.
Основные проблемы современной системы международных отношений
Проблема глобализации в международных отношениях. Проблема экономической безопасности. Военный фактор в современных международных отношениях. Новые измерения отношений Север-Юг.
Общемировые проблемы. Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения. Проблема международного права. Проблема международных конфликтов. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений. РАЗДЕЛ III. Региональные проблемы международных отношений
Внешнеполитическая стратегия США. Международные отношения в Европе. Международные отношения в Восточной Азии. Международные отношения в Южной Азии. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Латинская Америка в современных международных отношениях. Африка в современных международных отношениях. Внешнеполитические процессы в СНГ. РАЗДЕЛ IV. Российская Федерация в системе международных отношений
Внешняя политика РФ. Геополитическое положение и внешнеполитические ресурсы новой России. Движущие силы внешней политики РФ. Эволюция российской внешней политики. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений. 5. Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых игр, «мозгового штурма», разбора конкретных ситуаций, «многосторонних конференций», иных форм) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой студентов с учебной и дополнительной литературой, источниками, периодическими изданиями и другими СМИ.. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание доклада по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Доклад представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста, посвященное какой-либо проблеме современных международных отношений. Работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. По разделу I.
Практические задания:
Разработка краткого словаря (до 20 терминов) по теории современных международных отношений. По разделу II.
Практические задания:
Самостоятельное составление таблицы современных международных организаций:
Название организации (ООН, МВФ, ВТО, НАТО, СНГ, ПАСЕ, ОБСЕ, ШОС, ЗЕС, ЕЭС,
Европейский суд по правам человека, ОПЕК,
ОИК, ЛАГ, АТЭС, ЕврАзЭс,
АСЕАН, НАФТА, ОАЕ.
| Год основания и срок действия
| Основатели и участники
| Структура, ключевые принципы организации
| Цели и задачи
|
По разделам III-IV.
Практические задания:
Предоставление еженедельных пресс-дайджестов по наиболее актуальным вопросам международных отношений, самостоятельный мониторинг международной ситуации через СМИ. Предусмотрен текущий контроль знаний на занятиях в форме оценивания содержания докладов по заявленным темам. В сообщении должна быть аргументированно представлена точка зрения студентов, дана критическая оценка рассматриваемого материала и проблематики. 6.2. Вопросы к зачету
Понятие о международных отношениях. Типология международных отношений.
Распад Ялтинско-Постдамской системы и формирование новой системы международных отношений.
Проблема структуры современной системы международных отношений: монополярность, многополярность, биполярность.
Субъекты современных международных отношений.
Проблема глобализации в международных отношениях.
Проблема экономической безопасности.
Военный фактор в современных международных отношениях.
Новые измерения отношений Север-Юг.
Общемировые проблемы. Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения.
Международные организации как механизмы регулирования международных отношений.
Проблема международных конфликтов.
Проблема международного права.
Внешнеполитическая стратегия США.
Международные отношения в Европе.
Международные отношения в Восточной Азии.
Международные отношения в Южной Азии.
Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.
Латинская Америка в современных международных отношениях.
Африка в современных международных отношениях.
Внешнеполитические процессы в СНГ.
Внешняя политика РФ. Геополитическое положение и внешнеполитические ресурсы новой России.
Движущие силы внешней политики РФ. Эволюция российской внешней политики.
Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений.
6.3. Критерии оценки на зачете
Зачтено
| Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя.
| Не зачтено
| Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
|
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература
а) основная литература
Современные международные отношения. Учебник для студентов вузов. Под редакцией Торкунова А.В., Малыгина А.В. М.: Аспект пресс, 2012.
Хмылев В.Л. Современные международные отношения. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
Политология: Учебное пособие для вузов / под ред. Радугина А.А.- 2-е изд., перераб. идополн.-М.: Центр, 2000.
Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 352с 8, с.32-368.
Международное право. Учебник. Изд. 2-е, доп. иперераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М., 1998.
б) дополнительная литература
Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Отв. ред. В. Г. Хорос. - М, 1996.
Арабский мир в конце XX века. - М., 1996.
Африка. Региональные аспекты глобальных проблем / Отв. ред. С.А. Бессонов. - М.( 1996.
Бажанов Е.П. Россия как великая держава (традиции и перспективы).- М., 1999.
Баталов Э.Я. О философии международных отношений. М.: НОФМО, 2005.
Бельский В. Континент конфликтов // Международная жизнь. -1997.-№8.
Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны. 1945 - 1995. -М.,1997.
Богатуров А.Д. Кризис миросистемного регулирования // Международная жизнь. – 1993. № 7. – С.30-40.
Бус Кен. Вызов незнанию: Теория МО перед лицом будущего // Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П.А.Цыганкова. – М.. 1998. – С.324.
Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31
Давыдов В.М. Россия поворачивается к Латинской Америке // Латинская Америка. - 1998. - № 2.
Дзасохов А. С. «Третий мир» и урегулирование геополитических проблем современности. - М., 1996.
Довженко М.В. Специфика урегулирования современных конфликтов в меняющемся мире // Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия. М.: Московский общественный научный фонд. (Серия «Научные доклады», выпуск №104). – 2000.
Егорин А.З. Война за мир на Ближнем Востоке. - М., 1995.
Загорский А. Военное сотрудничество стран СНГ // Экспорт обычных вооружений. - 1997. - № 8 - 9.
Клепацкий З М. Западноевропейские международные организации.- М., 1973.
Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. – М.,1976.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 1995.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года //www.kremlin.ru.
Кортунов С.В. Имперские амбиции и национальные интересы. Новые измерения внешней политики России. – М.,1998. – С.139 – 169.
Кременюк В.А. США и окружающий мир: уравнение со многим неизвестными // США-Канада: экономика, политика, культура. - 1999 №1.
Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. - М., 1997.
Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей. – Полис, №4, 1999.
Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии. - М., 1997.
Максимова М. В XXI век - состарыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 10.
Медовой А.И. Экономические и социальные проблемы развивающихся стран. — М., 1994.
Мирский Г. Ещё раз о распаде СССР и этнических конфликтах // Мировая экономика и международные отношения. – 1997. - № 2.
Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 1989.
Повестка дня российско-американских отношений / Отв. ред. Г. А. Арбатов. - М., 1999.
Рюриков Д. Плюс быстрый глобальный удар // ВПК. Военно-промышленный курьер. – 2010. - № 1.
ФергюсонНайл. Британская империя: уроки для глобальной власти // Космополис. – 2003. – № 3(5) – С.21.
Хорос В. Г. Постиндустриальный мир: ожидания и реальность // Постиндустриальный мир и Россия. М. 2000. С. 13.
в) программное и коммуникационное обеспечение
Учебная дисциплина обеспечивается учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представляется в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс (в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению (профилю) 43.03.01 «История».
|