Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы





Скачать 148.84 Kb.
НазваниеКонспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы
Дата публикации05.10.2013
Размер148.84 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > История > План-конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Деньги и их функции»





ФИО

Простякова Ирина Владимировна



Место работы

МБОУ Любохонская СОШ



Должность

Учитель общественных дисциплин



Предмет

Обществознание



Класс

8



Тема и номер урока в теме

2 Экономическая сфера



Базовый учебник

«Обществознание», 8 класс, Кравченко А.И.



Цели урока:

Обучающая: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

Формы работы учащихся – исследование исторических источников и их объяснение, выступление учащихся, работа со схемами, групповая работа, самостоятельная работа.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

назвать причины появления денег;

раскрыть  роль денег в обществе;

объяснять смысл понятия: деньги, бартер, виды денег, функции денег;

показывать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название

используемых ЭОР

(номер из

Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

I.

Организационный момент:




Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных, предварительно подготовлены места (расставлены столы) для работы групп

Рабочее место ученика.

1

II

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:





1. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” (Эпиграф урока)

2. Отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат. (Деньги)

- Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

  • Когда вы впервые узнали, что такое деньги?

  • Сколько денег вам нужно для относительного счастья?

  • Всегда ли люди пользовались деньгами?




Ученики пытаются ответить, о чем пойдет речь на уроке.

Записывают тему и план урока в тетрадь


Отвечают на вопросы

5

III.

Объяснение новых знаний.

3.1.



Деньги (№1) о понятии денег


Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером. Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.

Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.

  • Что мы называем деньгами?

Мы употребляем термин деньги в качестве удобного средства платежа при покупке.

• А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?


Ученики читают, объясняют, как они поняли, под руководством учителя записывают в тетрадь



8




3.2. Выступление учащихся на тему “История денег”


Теории происхождения денег (2); (3)



Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” ( от этого слова произошло “солдат”).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.

И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны ( одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.

В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны ( мелкая монета).

Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.

Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.

  • Выделите причины появления денег?

Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:

- переход от натурального хозяйства к товарному;

- разделение труда и возникновение специализации;

- трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;

- выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.

Ученики анализируют просмотренные ресурсы, анализируют материал, выбирают наиболее важные на их взгляд варианты, предлагают свои ответы. При необходимости основное записывается в тетрадь.


7




3.3.



Виды денег (4)

Новые советские деньги (5)

С развитием торговли, как по ассортименту товаров, так и по географии, роль денег все возрастала. Поэтому уже несколько тысяч лет назад правители древних государств взяли изготовление денег в свои руки, а всем другим было запрещено этим заниматься под страхом смертной казни. Одновременно с централизацией выпуска денег были установлены и общегосударственные стандарты их веса и качества. Так возникли первые стандартные монеты. Самым старым из найденных археологами монет почти три тысячи лет.

По мере развития технологии чеканки на монетах стали появляться все более сложные изображения и надписи. Постепенно установилась традиция, что на одной стороне монеты указывают ее достоинство, а на другой стороне изображают правителя государства или небесного покровителя, в зависимости от формы государственного устройства.

Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.). Наиболее ранний тип бумажных денег в Китае представлял собой особые расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций, а не в столице.

Бумажные деньги появились в России с середины XVIII века. Они носили название ассигнаций. Но расчеты по-прежнему проводили, ориентируясь на серебряную монету, которая продолжала обращаться в стране. Близкими, по сути, заменителями монет становятся банковские чеки (указания банку о выплате денег). Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят пластиковые банковские карточки( электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.


Составляют схему в тетради

5




3.4.

Функции денег (6); Деньги как средство накопления (7); Деньги как средство обращения (8)



Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.


Ученики анализируют просмотренные, анализируют материал, записывают в тетрадь схему функций денег.

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.

5

IV.

Закрепление

материала.


Тест виды денег (9)




Ученики отвечают на вопросы теста

5

V.

Домашнее задание




П. 10

  1. Деньги потерялись”. Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).

  2. “Деньги не пахнут”. Откуда пошло это выражение?


Ученики записывают домашнее задание в дневник, получают заготовки задания «Деньги не пахнут».

2

VI.

е Подведение итогов урока




  • Что нового мы узнали сегодня?


Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Предлагаются варианты ответов на вопрос

2


Таблица №2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название

ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма

предъявления информации

(иллюстрация, презентация,

видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на карточку

ресурса, обеспечивающий

доступ к ЭОР



Деньги

Текстовое задание

текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8a34d45-6f5e-450c-b9b8-08653314c704/%5BEC911_48%5D_%5BTD_03%5D.html




Теории происхождения денег

Текстовое задание

текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e38a470-3d4c-49f7-b7d4-e3730db74fbb/%5BEC911_47%5D_%5BTD_02%5D.html




Теории происхождения денег

Иллюстрация

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6e67f44b-3801-449b-be16-1622c646a318/%5BEC911_47%5D_%5BPS_02%5D.swf




Виды денег

Иллюстрация

Анимационная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14c0c1a4-83c8-4118-bad8-5ff90dcaec02/%5BEC911_47%5D_%5BPS_01%5D.swf



Новые советские деньги

Иллюстрация

Изображение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ff42c4d-b9ac-4e15-8527-bdd60d379667/%5BIS11RO_3-02%5D_%5BIL_06%5D.html



Функции денег

Иллюстрация

Анимационная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/559e839d-0f99-48d4-8e4f-4a8906b76f71/%5BEC911_48%5D_%5BPS_01%5D.swf



Деньги как средство накопления

Иллюстрация

Анимационная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c98d3e3-3aab-4691-873a-6fe9006481f7/%5BEC911_48%5D_%5BMA_04%5D.swf



Деньги как средство обращения

Иллюстрация

Анимационная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a94a5964-b1a8-4d1c-802a-94401991b921/%5BEC911_48%5D_%5BTD_02%5D.html




Тест виды денег

Иллюстрация

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c036f40-fde0-40e7-af73-15835f32d227/index_listing.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока тема урока: Квадратные уравнения. Основные понятия....

Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока тема урока. Плавление и отвердевание кристаллических...
Место работы. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока тема урока: «В пустыне Африки». Фио четверикова Светлана...
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока фио шмигля Ирина Николаевна
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального...
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока лексическое значение слова фио (полностью) Карпеченко...
Цель урока: познакомить учащихся с различными способами толкования лексического значения слова
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока олимпийские игры в Древности фио (полностью) Гариева...
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока поколения ЭВМ фио (полностью) Павлова Марина Владимировна...
Приветствует учащихся, проверка готовности учащихся, сообщает тему и задачи урока
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока с использованием эор графический редактор Paint. Фио...
Необходимое техническое оборудование пк с выходом в сеть Интернет, мультимедийный комплекс
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока тема урока: Глобальная сеть Интернет. Службы Интернета...
...
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока Виды треугольников фио (полностью) Сметанина Ирина Петровна Место работы
Базовый учебник: Атанасян Л. С. и др. Геометрия: Учебник для 7-9 кл сред шк. М.: Просвещение, 2010
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока тема урока Человек как духовное существо фио (полностью)...
Обществознание 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н. М.,...
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока годовое движение Земли вокруг Солнца фио (полностью)...
«География начальный курс. Базовый курс», 6 класс, Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока создание графических изображений фио (полностью) Храмова...
Учебник «Информатика и икт» для 8 класса, /авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., М: бином «Лаборатория знаний», 2011 г
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока определение глагола как части речи фио андюкова Елена...
Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
Конспект урока «Деньги и их функции» фио простякова Ирина Владимировна Место работы iconКонспект урока Гласный звук (а), буквы А,а. Фио: Целюрик Ирина Александровна....
Базовый учебник: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. «Азбука». 1 класс М., Просвещение, 2011


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск