ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Деньги и их функции»
| ФИО
| Простякова Ирина Владимировна
|
| Место работы
| МБОУ Любохонская СОШ
|
| Должность
| Учитель общественных дисциплин
|
| Предмет
| Обществознание
|
| Класс
| 8
|
| Тема и номер урока в теме
| 2 Экономическая сфера
|
| Базовый учебник
| «Обществознание», 8 класс, Кравченко А.И. |
Цели урока:
Обучающая: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
Формы работы учащихся – исследование исторических источников и их объяснение, выступление учащихся, работа со схемами, групповая работа, самостоятельная работа.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
назвать причины появления денег;
раскрыть роль денег в обществе;
объяснять смысл понятия: деньги, бартер, виды денег, функции денег;
показывать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.
Необходимое техническое оборудование
Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №
| Этап урока
| Название
используемых ЭОР
(номер из
Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| I.
| Организационный момент:
|
| Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных, предварительно подготовлены места (расставлены столы) для работы групп
| Рабочее место ученика.
| 1
| II
| Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:
|
| 1. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” (Эпиграф урока)
2. Отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
- Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
Когда вы впервые узнали, что такое деньги?
Сколько денег вам нужно для относительного счастья?
Всегда ли люди пользовались деньгами?
| Ученики пытаются ответить, о чем пойдет речь на уроке.
Записывают тему и план урока в тетрадь
Отвечают на вопросы
| 5
| III.
| Объяснение новых знаний.
3.1.
|
Деньги (№1) о понятии денег
| Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером. Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.
Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.
Что мы называем деньгами?
Мы употребляем термин деньги в качестве удобного средства платежа при покупке.
• А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?
|
Ученики читают, объясняют, как они поняли, под руководством учителя записывают в тетрадь
|
8
|
| 3.2. Выступление учащихся на тему “История денег”
|
Теории происхождения денег (2); (3)
| Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” ( от этого слова произошло “солдат”).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.
И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны ( одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.
В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны ( мелкая монета).
Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.
Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.
Выделите причины появления денег?
| Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:
- переход от натурального хозяйства к товарному;
- разделение труда и возникновение специализации;
- трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;
- выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.
Ученики анализируют просмотренные ресурсы, анализируют материал, выбирают наиболее важные на их взгляд варианты, предлагают свои ответы. При необходимости основное записывается в тетрадь.
|
7
|
| 3.3.
| Виды денег (4)
Новые советские деньги (5)
| С развитием торговли, как по ассортименту товаров, так и по географии, роль денег все возрастала. Поэтому уже несколько тысяч лет назад правители древних государств взяли изготовление денег в свои руки, а всем другим было запрещено этим заниматься под страхом смертной казни. Одновременно с централизацией выпуска денег были установлены и общегосударственные стандарты их веса и качества. Так возникли первые стандартные монеты. Самым старым из найденных археологами монет почти три тысячи лет.
По мере развития технологии чеканки на монетах стали появляться все более сложные изображения и надписи. Постепенно установилась традиция, что на одной стороне монеты указывают ее достоинство, а на другой стороне изображают правителя государства или небесного покровителя, в зависимости от формы государственного устройства.
Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.). Наиболее ранний тип бумажных денег в Китае представлял собой особые расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций, а не в столице.
Бумажные деньги появились в России с середины XVIII века. Они носили название ассигнаций. Но расчеты по-прежнему проводили, ориентируясь на серебряную монету, которая продолжала обращаться в стране. Близкими, по сути, заменителями монет становятся банковские чеки (указания банку о выплате денег). Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят пластиковые банковские карточки( электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.
| Составляют схему в тетради
| 5
|
| 3.4.
| Функции денег (6); Деньги как средство накопления (7); Деньги как средство обращения (8)
| Карточка №1
Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).
Карточка №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).
Карточка №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
Карточка №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.
| Ученики анализируют просмотренные, анализируют материал, записывают в тетрадь схему функций денег.
Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.
| 5
| IV.
| Закрепление
материала.
| Тест виды денег (9)
|
| Ученики отвечают на вопросы теста
| 5
| V.
| Домашнее задание
|
| П. 10
“Деньги потерялись”. Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).
“Деньги не пахнут”. Откуда пошло это выражение?
| Ученики записывают домашнее задание в дневник, получают заготовки задания «Деньги не пахнут».
| 2
| VI.
| е Подведение итогов урока
|
| Что нового мы узнали сегодня?
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
| Предлагаются варианты ответов на вопрос
| 2
|
Таблица №2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |