Скачать 119.25 Kb.
|
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ ШЕРБАКУЛЬСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 646703 с.Екатеринославка Шербакульского района Омской области ул. Школьная, 36, тел. (8 38177) 38652, 38802; http://www.ekschool.sherb.omskedu.ru/ e-mail:ekschool@mail.ru Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка - 2010 Положение о музее Екатеринославской школы. 1 .Общее положение.
1.3. По своему профилю музей является историко - краеведческим, в соответствии с характером имеющегося музейного коллекционного материала. 2. Организация и деятельность музея.
3. Цели и задачи музея. Цель деятельности музея - воспитание гражданской идентичности у сельских школьников и молодёжи, приобщение их к историческому наследию и культурным традициям сельского поселения. Задачи:
• Вовлечение школьников и молодёжи в общественно значимую деятельность, воспитание их личной ответственности и гражданской позиции. 4. Учёт и обеспечение сохранности фондов музея.
- Приложения (сценарии, конспекты музейных уроков, творческие работы и т.д.).
5. Руководство деятельности музея.
Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсии в школьном музее. Экскурсия - коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т.д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а так же для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени. ( Музейные термины// Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. Тр. ЦМР. М.,1986.С.128). В нашей школе проводятся экскурсии как в здании музея - по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов, так и за пределами музейного здания - по памятникам и памятным местам. Практикуются так же комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях. По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и тематические. Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей. Подобные экскурсии носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного собрания, основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Тематические экскурсии детально раскрывают одну тему или проблему. По целевой направленности различают культурно- образовательные экскурсии и учебные или знакомящие учащихся с принципом построения экспозиции, особенностями хранения фондов, методикой проведения экскурсии. По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей. Важнейший критерий профессионализма экскурсовода - свободное владение темой. Важна и форма подачи материала. В тех случаях, когда экскурсия становится лекцией, экскурсанты, как правило, теряют к ней интерес. Способность устанавливать контакт с аудиторией, умение корректировать свой рассказ и действия, в зависимости от её реакции являются важным показателем мастерства экскурсовода. Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. В работе по подготовке экскурсии можно выделить два основных направления: • разработка темы экскурсии ; • подготовка экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой экскурсии. Подготовка экскурсии проходит три основных ступени: Предварительная работа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. Составляется технологическая карта экскурсии. Технологическая карта экскурсии - итоговый документ творческого процесса по созданию экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта экскурсии. Тема экскурсии________________________________________ Продолжительность(час)________________________________ Автор-разработчик_____________________________________ Содержание экскурсии__________________________________
Пробная экскурсия - завершающий этап по созданию новой экскурсии. Приглашенным на пробную экскурсию выдается карточка прослушивания экскурсии, с помощью ответов на вопросы которой и дается оценка её качества. Экскурсоводы, защитившие свою экскурсию, получают разрешение на её проведение. Карточка прослушивания экскурсии.
Структура экскурсии В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение. Экскурсия начинается со вступления (введения). Вступление, как правило, состоит из двух частей: • организационной (расстановка группы экскурсантов); • информационной (краткое сообщение о теме экскурсии). Возможно несколько вариантов расположения группы. Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, в свою очередь экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы – полукольцом. Экскурсовод должен стоять на краю полукольца вполоборота к экскурсантам. Если экскурсанты у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным жестом показывает, как они должны стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод часто становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при такой расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и жесты экскурсовода не всегда целенаправленны и точны. Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и порядке её проведения. Во вступительной беседе важен не объем сообщаемой информации, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелательность, непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией, готовность учитывать её интересы и пожелания. Существуют специальные методические приемы, способствующие формированию в группе доверительной психологической атмосферы, возникновению и сохранению контакта между экскурсоводом и аудиторией. Например, прием диалога. Это беседа в форме вопросов- ответов. Для детской аудитории вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ. Со взрослой аудиторией прямой диалог тоже возможен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам экскурсии предлагается выбрать в экспозиции наиболее интересный экспонат и мотивировать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, носят косвенный характер и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы. В основной части экскурсии большую роль играет правильно соотнесенные показ и рассказ. Экскурсия не должна превратиться в лекцию, приоритет должен отдаваться показу экспонатов. В заключительной беседе следует четко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание на главном, ответить на вопросы экскурсантов. Используемая литература:
Рекомендации начинающим экскурсоводам.
|
I – й Московский городской конкурс юных экскурсоводов Экскурсия в Аршиновский парк Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий | Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного... | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Положение о проведении IV краевого конкурса юных экскурсоводов и... ... | ||
Методические рекомендации по подготовке к экзаменам Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,... | Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации... | ||
Методические рекомендации по подготовке реферата с. 3 -13 Методические... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития... | Методические рекомендации по подготовке дипломной работы для студентов... Государственное и муниципальное управление: метод рекомендации /сост. Г. М. Сысоева. – Владивосток: Изд-во двгту, 2006. – 31 с | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации... Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения мда | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | Методические рекомендации по выполнению реферата Методические рекомендации... Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Методические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | Литература по мдк содержание самостоятельной работы Мдк 04. 02. «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Методические рекомендации содержат список литературы по программе, практические... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | «центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников |