Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы





Скачать 119.25 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы
Дата публикации08.10.2013
Размер119.25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации






ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ ШЕРБАКУЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕКАТЕРИНОСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
646703 с.Екатеринославка Шербакульского района Омской области

ул. Школьная, 36, тел. (8 38177) 38652, 38802;

http://www.ekschool.sherb.omskedu.ru/ e-mail:ekschool@mail.ru

бланк


Методические рекомендации

по подготовке юных экскурсоводов.

Екатеринославка - 2010
Положение о музее Екатеринославской школы.

1 .Общее положение.

  1. Музей Екатеринославской школы (далее - музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и подростков.

  2. Поисковая и собирательская деятельность музея организуется на основе краеведческого принципа, его тематика тесно связана с историей села, школы, детскими объединениями.

1.3. По своему профилю музей является историко - краеведческим, в соответствии с характером имеющегося музейного коллекционного материала.

2. Организация и деятельность музея.

  1. Школьный музей был открыт 28 июля 2007 года к столетию основания села Екатеринославка.

  2. Деятельность музея регламентируется:

  • Законом Р.Ф. «Об образовании».

  • Законом Р.Ф. «Основы законодательства Р.Ф.».

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2006 - 2010 годы».

  • Концепцией патриотического воспитания граждан.

  • Программой развития школы, программой «Воспитание».

3. Цели и задачи музея.

Цель деятельности музея - воспитание гражданской идентичности у сельских школьников и молодёжи, приобщение их к историческому наследию и культурным традициям сельского поселения.

Задачи:

  • Накопление историко - краеведческого материала, составляющего содержание гражданской идентичности екатеринославцев.

  • Воспитание уважительного отношения к семье, к людям села, к семьям односельчан через изучение истории своей семьи; знакомство с трудовыми династиями, семьями старожилов.

  • Формирование стремления к сочетанию личных и общественных интересов, готовности к защите Отечества, сознательному выбору профессии.

  • Развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности у школьников.

• Вовлечение школьников и молодёжи в общественно значимую
деятельность, воспитание их личной ответственности и гражданской
позиции.

4. Учёт и обеспечение сохранности фондов музея.

  1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и вспомогательному фонду.

  2. Учёт музейных предметов основного фонда осуществляется в книге поступлений основного фонда музея; учёт вспомогательных материалов осуществляется в книге учёта вспомогательного фонда.

  1. Ответственность за сохранность фондов музея несёт опосредованно руководитель музея, непосредственно директор школы;

  2. Музейная документация:

  • Положение о музее.

  • Программа работы музея.

  • План работы на учебный год.

- Приложения (сценарии, конспекты музейных уроков, творческие работы и т.д.).

  • Книги учета основного и вспомогательного фондов.

  • Журнал заявок;

  • Журнал переписи с учреждениями, организациями, частными лицами;

  • Акты приёма экспонатов.

5. Руководство деятельности музея.

  1. Общее руководство деятельности музея осуществляет директор школы, он же создаёт условия для его функционирования.

  2. Практическое руководство деятельностью музея осуществляет руководитель музея.

  3. Текущую работу музея осуществляет Совет музея.


Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсии в школьном музее.

Экскурсия - коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т.д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а так же для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени.

( Музейные термины// Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. Тр. ЦМР. М.,1986.С.128).

В нашей школе проводятся экскурсии как в здании музея - по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов, так и за пределами музейного здания - по памятникам и памятным местам. Практикуются так же комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях. c:\documents and settings\olesy\мои документы\завучи\прибыльскаяон\музей\фото\dscn1542.jpg

По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и тематические. Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей. Подобные экскурсии носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного собрания, основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Тематические экскурсии детально раскрывают одну тему или проблему.

По целевой направленности различают культурно- образовательные экскурсии и учебные или знакомящие учащихся с принципом построения экспозиции, особенностями хранения фондов, методикой проведения экскурсии.

По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей. c:\documents and settings\olesy\мои документы\завучи\прибыльскаяон\музей\фото\dscn2337.jpg

\\server\foto_arxiv\1-foto-2009-6\2009-11-музей-спортз\p1020239.jpg

Важнейший критерий профессионализма экскурсовода - свободное владение темой. Важна и форма подачи материала. В тех случаях, когда экскурсия становится лекцией, экскурсанты, как правило, теряют к ней интерес. Способность устанавливать контакт с аудиторией, умение корректировать свой рассказ и действия, в зависимости от её реакции являются важным показателем мастерства экскурсовода. \\server\foto_arxiv\1-foto-2009-6\2009-11-музей-спортз\p1020231.jpg
Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения.

В работе по подготовке экскурсии можно выделить два основных направления:

• разработка темы экскурсии ;

• подготовка экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой экскурсии.

Подготовка экскурсии проходит три основных ступени:

Предварительная работа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

c:\documents and settings\olesy\мои документы\завучи\прибыльскаяон\музей\фото\dsc02193.jpg

Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. Составляется технологическая карта экскурсии.

Технологическая карта экскурсии - итоговый документ творческого процесса по созданию экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе.
Технологическая карта экскурсии.

Тема экскурсии________________________________________

Продолжительность(час)________________________________

Автор-разработчик_____________________________________

Содержание экскурсии__________________________________


Этапы перемещения

Места остановки

Объекты показа

Продолжительность

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7






















c:\documents and settings\olesy\мои документы\завучи\прибыльскаяон\музей\фото\dscn1529.jpg


Пробная экскурсия - завершающий этап по созданию новой экскурсии. Приглашенным на пробную экскурсию выдается карточка прослушивания экскурсии, с помощью ответов на вопросы которой и дается оценка её качества. Экскурсоводы, защитившие свою экскурсию, получают разрешение на её проведение.
Карточка прослушивания экскурсии.

  1. Название экскурсии.

  2. Вид экскурсии.

  3. Продолжительность экскурсии.

  4. Содержание: соответствие поставленной цели, полнота изложения материала, обобщение по подтемам.

  5. Методика проведения: структура экскурсии, умение распределять время, контакт с группой, логические переходы, приемы показа и рассказа.

  6. Техника проведения: выбор места для осмотра объектов, расстановка группы, ответы на вопросы.

  7. Культура речи: грамотность, точность, логичность, эмоциональность.

  8. Выводы: соответствие содержания технологической карте, оценка экскурсии в целом.

  9. Советы экскурсоводу.

Структура экскурсии

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Экскурсия начинается со вступления (введения). Вступление, как правило, состоит из двух частей:

• организационной (расстановка группы экскурсантов);

• информационной (краткое сообщение о теме экскурсии).

Возможно несколько вариантов расположения группы. Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, в свою очередь экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы – полукольцом. Экскурсовод должен стоять на краю полукольца вполоборота к экскурсантам. Если экскурсанты у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным жестом показывает, как они должны стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод часто становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при такой расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и жесты экскурсовода не всегда целенаправленны и точны.

Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и порядке её проведения. Во вступительной беседе важен не объем сообщаемой информации, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелательность, непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией, готовность учитывать её интересы и пожелания.

Существуют специальные методические приемы, способствующие формированию в группе доверительной психологической атмосферы, возникновению и сохранению контакта между экскурсоводом и аудиторией. Например, прием диалога. Это беседа в форме вопросов- ответов. Для детской аудитории вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ. \\server\foto_arxiv\1-foto-2009-6\2009-11-музей-спортз\p1020243.jpg

Со взрослой аудиторией прямой диалог тоже возможен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам экскурсии предлагается выбрать в экспозиции наиболее интересный экспонат и мотивировать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, носят косвенный характер и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы.

В основной части экскурсии большую роль играет правильно соотнесенные показ и рассказ. Экскурсия не должна превратиться в лекцию, приоритет должен отдаваться показу экспонатов.

В заключительной беседе следует четко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание на главном, ответить на вопросы экскурсантов.


Используемая литература:

  • Музееведение : Учебник для высшей школы.- М: Академический проект, 2006.

  • Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. М.: Профиздат, 1984.

  • Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. М.: ЦРИБ Турист, 1986.

  • Суслова Н. Экскурсоводом хочешь быть? // Туризм и отдых. 2003. - 1 от 09 марта 2003г

  • Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.

  • Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. М.: ЦРИБ Турист, 1979.

Рекомендации начинающим экскурсоводам.


  1. Если не можешь преодолеть первое волнение, вспомни, что неудача- это тоже опыт, главное все проанализировать и стараться не повторять ошибок.

  2. Рассказывая, смотри на тех, кто пришел на экскурсию. Взгляд должен перемещаться от одного посетителя к другому. Тогда у каждого человека создастся впечатление, что ты говоришь лично для него.

  3. Позволь слушателям стать и исследователями. Каким образом? Рассказывая, задавай вопросы, посетитель сам для себя сделает выводы, которые секундой позже ты и подтвердишь. Делать открытия приятнее, чем просто выслушивать информацию.

  4. При подготовке экскурсии помни, что информация, в которой много дат и имен утомляет. Тщательно продумай свою речь, найди нужные слова и точные формулировки для своего рассказа.

  5. Не забывай, что твой рассказ должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться, чтобы каждый последующий объект твоего рассказа находился в непрерывной связи с предыдущим.

  6. Не следует во время рассказа раздавать наглядные пособия для более детального ознакомления. И лишь после того, как завершено изложение и наступает пауза во время перехода от одного объекта к другому, ты можешь дать возможность экскурсантам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями.

  7. Научись говорить грамотно, логично. В то же время не бойся использовать сравнения, цитаты, яркие эпитеты, метафоры, пословицы, поговорки, они сделают твой рассказ более живым и интересным. Но не забывай, что ложный пафос, крикливость, черезмерные эмоции могут только навредить.

  8. Работай над техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Постарайся избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

  9. Немаловажное значение имеет правильно выбранный темп рассказа. Торопливость речи в течение экскурсии недопустима, поскольку у экскурсантов может создаться впечатление о твоем безразличии к теме.

  10. Научись сопровождать свой рассказ жестами. Твои жесты должны быть своевременными, четкими и красиво исполненными. Неприятное впечатление производят небрежные и невыразительные жесты, сделанные, например, рукой из-за плеча, когда экскурсовод стоит лицом к экскурсантам и спиной к объекту. Точный, выразительный жест не только привлечет внимание слушателей, но и поможет тебе установить контакт с аудиторией.

  11. Посещение музея - пусть активный, но все-таки отдых. А разве можно отдыхать без смеха? Смех облегчает восприятие самой сложной информации. Умелое использование шуток поднимет настроение и поможет установит доверительные отношения с экскурсантами.

  12. В конце экскурсии не забудь подвести итог, обобщив содержание своего рассказа, сконцентрировав внимание на главном.

  13. Не игнорируй вопросов слушателей, по возможности необходимо ответить всем.

  14. Не забудь поинтересоваться впечатлениями от только что увиденного и услышанного, постарайся закрепить в экскурсантах положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconI – й Московский городской конкурс юных экскурсоводов Экскурсия в Аршиновский парк
Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев
Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного...
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconПоложение о проведении IV краевого конкурса юных экскурсоводов и...
...
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по подготовке к экзаменам
Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,...
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета
Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации...
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по подготовке реферата с. 3 -13 Методические...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития...
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по подготовке дипломной работы для студентов...
Государственное и муниципальное управление: метод рекомендации /сост. Г. М. Сысоева. – Владивосток: Изд-во двгту, 2006. – 31 с
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconПоложение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации...
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения мда
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по выполнению реферата Методические рекомендации...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconЛитература по мдк содержание самостоятельной работы
Мдк 04. 02. «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Методические рекомендации содержат список литературы по программе, практические...
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по подготовке юных экскурсоводов. Екатеринославка 2010 Положение о музее Екатеринославской школы icon«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»...
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск