Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия»





Скачать 466.63 Kb.
НазваниеТема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия»
страница1/3
Дата публикации11.10.2013
Размер466.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЙОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН


Тема: «Нетрадиционные формы

методического сопровождения

подготовки к ЕГЭ

по истории и обществознанию

в рамках сетевого взаимодействия»


Автор: Бардик Юлия Владимировна,

методист районного информационно-

методического центра муниципального образования Павловский район

ст. Павловская

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ


1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

2.Педагогический портрет группы, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов, технологий, приемов, используемых в предоставляемом педагогическом опыте

3.2.Актуальность педагогического опыта

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

3.4. Результативность педагогического опыта

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта

Выводы

Приложения

3

3
5

7
9

10
10

12

13

14

15

16
18

28

29


1 Литературный обзор состояния вопроса
1.1 История темы педагогического опыта в педагогике
Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Современная педагогика в понятие «формы обучения» включает общие формы обучения и формы, с помощью которых происходит организация образовательно-воспитательной деятельности. Ей присущи систематичность, целостность, умение самосовершенствоваться, постоянный состав учащихся, определенный режим проведения и личностно-деятельный характер.

Чтобы побудить всех участников образовательного процесса к познавательной деятельности, необходимо постоянно в работе совмещать традиционные и нетрадиционные формы обучения. Они интересны по своей организации, замыслу и методике проведения. Нетрадиционные формы обучения способствуют расширению поля деятельности педагога, пробуждают интеллектуальную активность учащихся, а, следовательно, повышают эффективность процесса обучения.

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм обучения. Первый подход как отход от четкой структуры обучения и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся.

Второй подход трактует нетрадиционные формы образования как инновационные, современные формы, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе. В научной литературе просматриваются формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма обучения” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте».

В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных форм обучения. Г.В. Селевко рассматривает их как “технологии”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму обучения “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных мероприятий происходит соприкосновение с другими технологиями.

Образовательные сети являются одним из инструментов и одновременно результатом применения комплексного подхода и взаимодействие различных педагогических технологий в образовании. Для практиков сеть - это, прежде всего, форма организации образования. В различных документах и методических рекомендациях говорится о важности создания открытого образовательного пространства, которое складывается из многообразия образовательных программ.

Сеть - не только один из перспективных современных подходов к построению образовательной системы. В равной степени сетевую организацию

образования можно назвать особым типом инновационных процессов, иной управленческой парадигмой, образовательной культурой, предметом, адекватным мотивационному полю обучения.

Основными свойствами сетевого управления А.М.Цирульников считает децентрализацию и отсутствие монополии на принятие решений; частичное лидерство при ответственности за удержание общего пространства; широкую специализацию, предполагающую решение «пограничных проблем».

Условиями сетевого взаимодействия выступают возможность совместной деятельности и общее информационное пространство.

И.М.Реморенко указывает, что становление сетевого взаимодействия есть последовательный, постепенный процесс, включающий уровни информации, распределения обязанностей, формирования социально-педагогических норм, ресурсного обмена между участниками сети, реализации образовательных программ.

Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети, хотя новые информационные технологии являются его элементом. Образование в сети связано с новым содержанием и организацией обучения, с обновлением методического и кадрового обеспечения.

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании
С переходом в штатный режим проведения итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ возникла необходимость в муниципальном образовании организовать мероприятия, которые создали бы благоприятные условия для учащихся и педагогов по подготовке к ЕГЭ.

У каждого педагога существует особая система подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Среди них так называемые традиционные мероприятия: ведение учащимися словарей, заполнение хронологических таблиц, проведение тренировочно-диагностических тестов, работа с документами, текстами и другое. Администрация образовательных учреждений в свою очередь проводит педагогические советы на тему подготовки к ЕГЭ, родительские собрания, ведет индивидуальную разъяснительную беседу с учителями, учащимися и их родителями. В конце третьей четверти проходят консультации по обобщенным темам для учащихся.

Образовательное пространство одной отдельно взятой школы иногда не в состоянии решить вопросы качественной подготовки в ЕГЭ. Примером является малокомплектная школа, не обладающая соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением, которая не в состоянии в полной мере реализовать качественную подготовку к ЕГЭ по истории и обществознанию в ходе выполнения учебной программы по предмету. Следовательно, возникает вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, педагогов, объединении их ресурсов и образовательного потенциала.

С целью создания эффективной модели сетевого пространства, системы научно-методического сопровождения и для дальнейшего совершенствования процессов управления подготовкой к итоговой аттестации необходимо проведение комплекса разнообразных мероприятий, направленных на активную подготовку учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию высококвалифицированными педагогами муниципалитета.

В Павловском районе традиционными мероприятиями по подготовке к ЕГЭ стали: открытые уроки учителей – победителей ПНПО в рамках сетевого взаимодействия, проведение репетиционного экзамена по истории и обществознанию, анализ результатов участия учащихся в репетиционном экзамене. Проведение общерайонной предметной методической недели истории и обществознания, работа консультационных пунктов, дистанционных консультаций – вот перечень нетрадиционных мероприятий связанных с подготовкой учащихся к итоговой аттестации.

Традиционные мероприятия дают возможность педагогу сформировать систему работы на уроке с применением методов и приемов по подготовке к ЕГЭ, учащемуся реально оценить свои возможности и уровень подготовки к экзамену. С распространением современных педагогических технологий, изменений системы образования, с введение Федеральных образовательных стандартов районный информационно-методический центр нацелен на поиск новых форм работы для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Таким образом, введение нетрадиционных мероприятий дополняет целостную систему по подготовке школьников к государственной (итоговой) аттестации, где педагоги, применяя представленный опыт учителями – победителями ПНПО, имеют возможность на практике адаптировать различные образовательные технологии в соответствии с педагогической ситуацией, что способствует формированию собственной системы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Проведение таких мероприятий формирует в муниципалитете особую систему работы по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию, которая дает определенные положительные результаты. В связи с этим возникла необходимость изучить и обобщить данный опыт на муниципальном уровне.

Проблема нетрадиционного методического сопровождения по подготовке к ЕГЭ изучается с 2010 года. Наиболее интересной на наш взгляд является организация и проведение методической предметной недели, так как именно это нетрадиционное мероприятие объединяет всех участников образовательного процесса.

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

КИМ – контрольные измерительные материалы.

КТП – календарно-тематическое планирование.

Конференция - это деловое мероприятие, целью которого является обсуждение актуальных проблем, с последующей разработкой стратегии по их решению. В ходе проведения конференции участники активно обмениваются опытом, формулируют основополагающие тезисы и подводят итоги встречи.

Кру́глый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции).

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Мастер-класс — это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Образовательная сеть – это совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество - это поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Рефлексия - процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока, мастер-класса деятельностей.

РМО – районное методическое объединение.

Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.





2 Педагогический портрет группы, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта
2011-2012 учебный год

  • Количество школ, в которых преподается предмет «история» и «обществознание» – 21.

  • Количество учителей истории и обществознания – 48.

  • Уровень образования педагогов: высшее – 47, неоконченное высшее – 1.

  • Уровень квалификации педагогов: высшей категории – 18, первой категории – 7, второй категории –7 , соответствие занимаемой должности - 16.

  • Молодых специалистов – 2.

  • Стаж работы: до 5 лет - 13;

до 10 лет - 9;

до 20 лет - 12;

до 30 лет - 9;

до 40 лет - 3;

свыше 40 лет - 2.
Уровень

сдачи ЕГЭ муниципального образования Павловский район

предмет

Средний балл

история

обществознание

история

обществознание

история

обществознание

ОУ

2008 – 2009

2009 – 2010

2010 -2011

1

37

56,3

57,5

56,2

54,5

62,2

2

61,5

64,2

52,9

59,4

66,4

64,7

3

56

55,6

55,1

56,0

59,7

58,0

4

48

62,6

-

-

-

75,3

5

-

57,2

60,0

54,5

64,3

56,5

6

42

54,3

43,7

59,4

55

59,5

7

42

63

-

50,3

-

60,5

8

39

57

57,0

57,7

51

54

9

74

73

79,0

66,4

88

69,4

10

48

53,8

38,0

51,7

38,6

53,9

11

49,5

60,6

65,4

57,2

50,7

54,5

12

59,5

57

-

61,6

46

59,7

13

48

53,7

69,0

63,2

-

55,9

14

-

-

-

54,1

38,6

48,3

15

26

61

-

-

-

60,5

16

35

52,3

-

77,0

-

65,5

17

40

57,7

51,0

58,0

-

62,5

ВСОШ

-

50

-

41,8

-

0

Итого по району

47,3

59,4

54,4

57,1

52,3

59,2

по краю

43,8

55,9

46,7

54,9

48,0

56,9


3 Педагогический опыт
3.1 Описание основных методов, технологий, приемов, используемых в предоставляемом педагогическом опыте
В рамках сетевого взаимодействия в муниципалитете организована система мероприятий по подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ:


Постоянное

действующие

семинары

Предметная неделя в ОУ

Адресная

помощь

педагогам





Система по подготовке к ЕГЭ



Проведение репетициных экзаменов по истории и обществознанию

Анализ результатов

и прогнозирование




Консультационные пункты истории и обществознанию



Районное

методическое объединение

Дистанционные консультации по истории и обществознанию




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconКалендарный план реализации инновационного проекта сетевого взаимодействия...
Тема проекта: «Совершенствование профессиональных возможностей педагогического коллектива в условиях сетевого взаимодействия как...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconТема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в доу»
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconРазработка урока «Создание праздничной открытки» для учеников 4 класса...
Тема урока: Создание печатных публикаций. Действия с фрагментом рисунка в программе Microsoft Word
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconРабочая программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию"
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconОтчет о результатах работы гоу сош №1740 в рамках гэп 2010-2011 уч год
Эисп II уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форму сдачи экзаменов по остальным предметам можно было выбрать самому: егэ или традиционный экзамен. Егэ по русскому языку сдавали...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconМинистерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский...
Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconИ к поступлению в вуз. Интенсивно, доступно, результативно! Вам требуется...
Здесь можно скачать еще один хороший сборник для подготовки к егэ 2012 по обществознанию
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconОтчет по инновационной деятельности и информатизации гбоу сош №1912...
Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconПодготовка к егэ по истории и обществознанию
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconПрограмма рассмотрена утверждаю на методическом совете Директор ддт
Организационно-методического сопровождения деятельности педагогов по истории и культуре Санкт-Петербурга и руководителей музеев гбоу...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconПубличный доклад мобу увальская сош за 2013-2014 учебный год. Общая характеристика школы
В этом помогает активная работа по расширению сотрудничества с другими учреждениями образования и совершенствованию форм взаимодействия...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconПо обществознанию (письменный тест)
Эти тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена егэ по истории в 2011 году
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconПрактический семинар в рамках сетевого взаимодействия «Требования...
«Требования к уроку в соответствии с фгос ноо» для слушателей курсов повышения квалификации
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconОтчет о деятельности иоп на тему: «Профилактика приобщения к употреблению...
Зарецкий Владимир Валентинович – директор фгбоу дпо ««Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов...
Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к егэ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» iconПрограмма элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию"
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05. 03. 2004 №1089)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск