Скачать 466.63 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия» Автор: Бардик Юлия Владимировна, методист районного информационно- методического центра муниципального образования Павловский район ст. Павловская 2012 год СОДЕРЖАНИЕ
1 Литературный обзор состояния вопроса 1.1 История темы педагогического опыта в педагогике Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Современная педагогика в понятие «формы обучения» включает общие формы обучения и формы, с помощью которых происходит организация образовательно-воспитательной деятельности. Ей присущи систематичность, целостность, умение самосовершенствоваться, постоянный состав учащихся, определенный режим проведения и личностно-деятельный характер. Чтобы побудить всех участников образовательного процесса к познавательной деятельности, необходимо постоянно в работе совмещать традиционные и нетрадиционные формы обучения. Они интересны по своей организации, замыслу и методике проведения. Нетрадиционные формы обучения способствуют расширению поля деятельности педагога, пробуждают интеллектуальную активность учащихся, а, следовательно, повышают эффективность процесса обучения. В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм обучения. Первый подход как отход от четкой структуры обучения и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. Второй подход трактует нетрадиционные формы образования как инновационные, современные формы, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе. В научной литературе просматриваются формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма обучения” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте». В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных форм обучения. Г.В. Селевко рассматривает их как “технологии”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму обучения “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных мероприятий происходит соприкосновение с другими технологиями. Образовательные сети являются одним из инструментов и одновременно результатом применения комплексного подхода и взаимодействие различных педагогических технологий в образовании. Для практиков сеть - это, прежде всего, форма организации образования. В различных документах и методических рекомендациях говорится о важности создания открытого образовательного пространства, которое складывается из многообразия образовательных программ. Сеть - не только один из перспективных современных подходов к построению образовательной системы. В равной степени сетевую организацию образования можно назвать особым типом инновационных процессов, иной управленческой парадигмой, образовательной культурой, предметом, адекватным мотивационному полю обучения. Основными свойствами сетевого управления А.М.Цирульников считает децентрализацию и отсутствие монополии на принятие решений; частичное лидерство при ответственности за удержание общего пространства; широкую специализацию, предполагающую решение «пограничных проблем». Условиями сетевого взаимодействия выступают возможность совместной деятельности и общее информационное пространство. И.М.Реморенко указывает, что становление сетевого взаимодействия есть последовательный, постепенный процесс, включающий уровни информации, распределения обязанностей, формирования социально-педагогических норм, ресурсного обмена между участниками сети, реализации образовательных программ. Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети, хотя новые информационные технологии являются его элементом. Образование в сети связано с новым содержанием и организацией обучения, с обновлением методического и кадрового обеспечения. 1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании С переходом в штатный режим проведения итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ возникла необходимость в муниципальном образовании организовать мероприятия, которые создали бы благоприятные условия для учащихся и педагогов по подготовке к ЕГЭ. У каждого педагога существует особая система подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Среди них так называемые традиционные мероприятия: ведение учащимися словарей, заполнение хронологических таблиц, проведение тренировочно-диагностических тестов, работа с документами, текстами и другое. Администрация образовательных учреждений в свою очередь проводит педагогические советы на тему подготовки к ЕГЭ, родительские собрания, ведет индивидуальную разъяснительную беседу с учителями, учащимися и их родителями. В конце третьей четверти проходят консультации по обобщенным темам для учащихся. Образовательное пространство одной отдельно взятой школы иногда не в состоянии решить вопросы качественной подготовки в ЕГЭ. Примером является малокомплектная школа, не обладающая соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением, которая не в состоянии в полной мере реализовать качественную подготовку к ЕГЭ по истории и обществознанию в ходе выполнения учебной программы по предмету. Следовательно, возникает вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, педагогов, объединении их ресурсов и образовательного потенциала. С целью создания эффективной модели сетевого пространства, системы научно-методического сопровождения и для дальнейшего совершенствования процессов управления подготовкой к итоговой аттестации необходимо проведение комплекса разнообразных мероприятий, направленных на активную подготовку учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию высококвалифицированными педагогами муниципалитета. В Павловском районе традиционными мероприятиями по подготовке к ЕГЭ стали: открытые уроки учителей – победителей ПНПО в рамках сетевого взаимодействия, проведение репетиционного экзамена по истории и обществознанию, анализ результатов участия учащихся в репетиционном экзамене. Проведение общерайонной предметной методической недели истории и обществознания, работа консультационных пунктов, дистанционных консультаций – вот перечень нетрадиционных мероприятий связанных с подготовкой учащихся к итоговой аттестации. Традиционные мероприятия дают возможность педагогу сформировать систему работы на уроке с применением методов и приемов по подготовке к ЕГЭ, учащемуся реально оценить свои возможности и уровень подготовки к экзамену. С распространением современных педагогических технологий, изменений системы образования, с введение Федеральных образовательных стандартов районный информационно-методический центр нацелен на поиск новых форм работы для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Таким образом, введение нетрадиционных мероприятий дополняет целостную систему по подготовке школьников к государственной (итоговой) аттестации, где педагоги, применяя представленный опыт учителями – победителями ПНПО, имеют возможность на практике адаптировать различные образовательные технологии в соответствии с педагогической ситуацией, что способствует формированию собственной системы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ. Проведение таких мероприятий формирует в муниципалитете особую систему работы по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию, которая дает определенные положительные результаты. В связи с этим возникла необходимость изучить и обобщить данный опыт на муниципальном уровне. Проблема нетрадиционного методического сопровождения по подготовке к ЕГЭ изучается с 2010 года. Наиболее интересной на наш взгляд является организация и проведение методической предметной недели, так как именно это нетрадиционное мероприятие объединяет всех участников образовательного процесса. 1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. КИМ – контрольные измерительные материалы. КТП – календарно-тематическое планирование. Конференция - это деловое мероприятие, целью которого является обсуждение актуальных проблем, с последующей разработкой стратегии по их решению. В ходе проведения конференции участники активно обмениваются опытом, формулируют основополагающие тезисы и подводят итоги встречи. Кру́глый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Мастер-класс — это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Образовательная сеть – это совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.). Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество - это поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт). Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Рефлексия - процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока, мастер-класса деятельностей. РМО – районное методическое объединение. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. 2 Педагогический портрет группы, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта 2011-2012 учебный год
до 10 лет - 9; до 20 лет - 12; до 30 лет - 9; до 40 лет - 3; свыше 40 лет - 2. Уровень сдачи ЕГЭ муниципального образования Павловский район
3 Педагогический опыт 3.1 Описание основных методов, технологий, приемов, используемых в предоставляемом педагогическом опыте В рамках сетевого взаимодействия в муниципалитете организована система мероприятий по подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ: Постоянное действующие семинары Предметная неделя в ОУ Адресная помощь педагогам
|
Календарный план реализации инновационного проекта сетевого взаимодействия... Тема проекта: «Совершенствование профессиональных возможностей педагогического коллектива в условиях сетевого взаимодействия как... | Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в доу» Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей | ||
Разработка урока «Создание праздничной открытки» для учеников 4 класса... Тема урока: Создание печатных публикаций. Действия с фрагментом рисунка в программе Microsoft Word | Рабочая программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию" Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована... | ||
Отчет о результатах работы гоу сош №1740 в рамках гэп 2010-2011 уч год Эисп II уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форму сдачи экзаменов по остальным предметам можно было выбрать самому: егэ или традиционный экзамен. Егэ по русскому языку сдавали... | ||
Министерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский... Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» | И к поступлению в вуз. Интенсивно, доступно, результативно! Вам требуется... Здесь можно скачать еще один хороший сборник для подготовки к егэ 2012 по обществознанию | ||
Отчет по инновационной деятельности и информатизации гбоу сош №1912... Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель... | Подготовка к егэ по истории и обществознанию Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт | ||
Программа рассмотрена утверждаю на методическом совете Директор ддт Организационно-методического сопровождения деятельности педагогов по истории и культуре Санкт-Петербурга и руководителей музеев гбоу... | Публичный доклад мобу увальская сош за 2013-2014 учебный год. Общая характеристика школы В этом помогает активная работа по расширению сотрудничества с другими учреждениями образования и совершенствованию форм взаимодействия... | ||
По обществознанию (письменный тест) Эти тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена егэ по истории в 2011 году | Практический семинар в рамках сетевого взаимодействия «Требования... «Требования к уроку в соответствии с фгос ноо» для слушателей курсов повышения квалификации | ||
Отчет о деятельности иоп на тему: «Профилактика приобщения к употреблению... Зарецкий Владимир Валентинович – директор фгбоу дпо ««Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов... | Программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию" Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05. 03. 2004 №1089) |