Нетрадиционный подход в педагогической деятельности





Скачать 146.71 Kb.
НазваниеНетрадиционный подход в педагогической деятельности
Дата публикации13.10.2013
Размер146.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Любое действие признаётся качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия.

Мечтой большинства педагогических коллективов и учителей является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей до каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

В современном уроке появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубинных оснований знания.

Процесс проникновения в глубину позволяет увидеть то, что в обычной педагогике не рассматривается. Этот же процесс способствует возникновению личностного смысла знаний. Он становится возможен тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.

Личностно – ориентированный подход Основой учебно-воспитательного процесса является личностно – ориентированный подход. Но одно осознание необходимости применения данного подхода в педагогической деятельности ещё не гарантирует успешность его использования в повседневной практике обучения и воспитания учащихся.

Известные российские учёные направляют свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно- ориентированного подхода учёных Казакова Е.И., Якиманской И.С..Я считаю, что сейчас важно систематизировать сведения о данном подходе и на этой основе надо расширить границы его использования.

Что же представляет собой личностно – ориентированный подход?

Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Руководствуясь этими рекомендациями, я стараюсь использовать эти методы на своих уроках. Применение на уроках индивидуальных карточек, тестов, собственных комментарий по отношению к каким-либо событиям и историческим личностям даёт мне возможность увидеть положительный результат использования личностно-ориентированного подхода.

В процессе опытно-педагогической работы по подготовке и проведению личностно- ориентированных учебных занятий я убедилась в необходимости применения приёмов и методов актуальности индивидуального опыта, учащихся практически на всех этапах урока. Для меня стало очевидной целесообразность опоры на накопленные учеником знания, умения и навыки на всех этапах изучения нового учебного материала.

В ходе объяснения нового учебного материала на уроке истории по теме «Тверской край в начале XX века» даётся девятиклассникам задание ответить на вопросы:

1. Существует ли взаимосвязь процессов, происходивших в Тверском краю, с общегосударственными?

2. Если да, то в чем это проявляется?

Одна часть учеников, опираясь на имеющиеся знания по истории России и получению информации, записывают свои предположения в тетрадь. Запись ведется в два столбика: «предположения» и « факты ». Другая часть учащихся, которая испытывала затруднения в выборе фактов для подтверждения предположений, для работы пользуются учебным пособием по истории и сборником документов.

Использованные учителем приёмы актуализации обогащаемого субъектного опыта учащихся способствовали более глубокому осмыслению новой информации, установлению более прочных связей между имеющимися и ещё формирующимися знаниями.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора.

Предлагая ученику совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Уникальность индивидуальности конкретного человека заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего выбора признаков, а в том, что он как индивидуальность может реализовать свободу выбора жизненного пути в определённых природных и социокультурных условиях.

Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями. Для этого учитель постепенно вводит ситуации выбора в учебный процесс и формирует у учащихся умение адекватно действовать при совершении выбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к проявлению самостоятельности учащихся. С целью создания ситуации выбора учитель чётко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.

Учитель, по возможности, должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебного задания.

Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика. Использование разработанной схемы самоанализа личностно-ориентированного урока помогает учителям глубже осмыслить основополагающие идеи – принципы личностно-ориентированного подхода, более детально разобраться в технологических аспектах организации такого урока, что способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогов, обогащению их теоретического и методического мастерства.

Одна из важных задач учителя, использующего личностно-ориентированные технологии обучения, является формирование учащихся умение делать выбор, принимать самостоятельное решение.

Партнерство на уроке артнерство на уроке В нетрадиционных методах обучения существуют наиболее яркие педагогические решения проблемы необычного на уроке. Одним из них является партнёрство на уроке или совместное проектирование урока, где представлен опыт включения старшеклассников в работу по преобразованию содержания исторических знаний. Опыт реализации нового понимания совместного проектирования учебной деятельности, где ученик взаимодействует с учителем как партнёр, добывающий знания вместе с педагогом, а не только потребляющий результаты педагогической деятельности.

Опыт работы передовых учителей-новаторов выдвигает девиз, которому они следуют:

«К ЗНАНИЯМ – ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ».

Я на своих уроках стремлюсь использовать метод партнёрства в своей работе с учениками, который даёт положительный результат.

Одним из первых учёных, обратившихся к пересмотру традиционных основ обычного обучения, был К. Роджер-с. Он выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое даёт обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Благодаря такому разделению обозначилась новая сторона обучения – деятельность учения, то есть особым образом организованная работа ученика. Она представляет привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками.

Потребность во взаимодействии с учениками на уроке испытывали все педагоги, начиная с Аристотеля. Подходы к пониманию его смысла, содержания и средств были различными. Их можно разделить на два направления.

Материалистическое направление – взаимодействие как обязательная реакция учеников на обучающие действия учителя.

Гуманистическое направление – взаимодействие ответной реакции учеников на действия учителя. При этом важно не отражение знаний учителя, а размышления над ними. В процессе совместной деятельности учителя с учениками значимое место для учащихся возникает обычно в ситуациях, воспринимаемых как проблемные. Поэтому значение проблемной ситуации состоит в том, чтобы разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, спорными вопросами, которые он хочет разрешить.

Главная задача для образования состоит в том, что проблема учителя – создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Существуют средства организации способов учебной деятельности: формирование ситуативной активности, пробуждение самостоятельности, проблематизации, диалогизации, индивидуализации могут быть использованы в качестве основания для дальнейшего развития их в ценностно-содержательные средства преобразования объектов учения, способствующих самоактуализации личности на уровне порождения творческой активности. Для этого они должны быть наполнены содержанием, соответствующим логике развития познающего сознания.

Я, на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы мои ученики узнали больше о знаниях на моих предметах и о том, что они в любое время могут обратиться к этим знаниям. Конечно, в современных условиях отношение школьников к знаниям весьма относительно.

В арсенале получения знаний у современных учеников есть информация отовсюду: с экрана телевизора, из сети «Интернет», из общения со сверстниками, которые знают что к чему и что почём, поэтому некоторые из учеников считают, что знания учителя не очень то и нужны. Но, без упорядочения этой информации пользы она не принесёт.

Я считаю, что одна из наших задач обучения состоит в том, чтобы информацию упорядочить.

Нетрадиционный урок привлекает учащихся не только формой, но и возможностью для учеников участвовать в его содержании. Привлечение учеников к знаниям учителя в личностно ориентированном образовании – это обращение к тем ценностям, которые содержатся в этих знаниях.

Изучив работу доктора педагогических наук Кульневича С.В. о проведении уроков партнёрства с учениками, я, готовясь к уроку, обращаю внимание на включение ученика в совместную деятельность. Это даёт эффективный результат по созданию урока и его проведения. Используя метод партнёрства с учениками, я заметила, что ученики, начиная уже с пятого класса, способны формировать в себе определённые умения проектирования учебной деятельности: самостоятельно ставить цели, искать средства анализировать способы своей деятельности и благодаря этому лучше усваивать учебный материал.

Организуя взаимодействие учеников с историей, историческими личностями, я включаю учащегося в разнообразную личностно значимую деятельность на основе выбора, общения, осмысления происходящего. При разных целях возникает необходимость определённых договорных отношений, регулирующих активность каждого ученика.

Для эффективного процесса самоактуализации личности учащимся необходимо:

1) Точно определять цели, имеющие свои особенности в личностно ориентированном образовании.

2) Создать на уроке ситуацию, ориентированную на достижение поставленной цели.

В связи с этим, я стараюсь совместно с учениками создавать мотивированный образ (исторического события, факта, явления…)

Умение совместного решения поставленной на уроке цели обеспечивает достижение такого показателя эффективности учебной деятельности, как преемственность между знанием исторических фактов и способностей ученика самоанализировать личностные мотивы, критичность, структуры сознания на поиск источников, смысла, связей, влияний, результатов исторических явлений. Это обуславливает уровень их личностного принятия, перевода на уровень личностных смыслов.

Личностный подход к учащимся можно осуществлять не только во время работы на уроке, но и давая самостоятельную работу при выполнении домашнего задания. Домашнее задание по истории, как правило, выполняется устно. Однако, отдельные задания могут выполняться письменно. Давая как устные, так и письменные задания, я использую единую форму требований к их выполнению. Это связано с необходимостью непрерывного развития потребности в мотивированном, ценностно-смысловым отношении учащихся к предмету.

Используя метод партнёрства, учитель направляет изучение учебного материала путём ухода от прямого однозначного ответа на вопросы учащихся, заменяя их познавательный опыт своим. Это даёт возможность по - новому взглянуть на успех урока, работать учителю не только с содержанием знаний, но и с самим собой.

Урок, как театр


Урок, как театр представляет не обычную театрализацию отдельных элементов урока, на таком уроке режиссирует и играет не только учитель, но и его ученики. Это то действо, благодаря которому стирается грань между сценой и залом. Обычный класс становится сценической площадкой, на которой уже не играют, а живут жизнью изучаемых по программе исторических персонажей ученики вместе с педагогом.

Важнейшей задачей личностно ориентированного образования является воспитание человека культуры. Воспитанию человека культуры помогает проведение театрализованных уроков. Такие уроки включают в себя три элемента: образ, анализ, действие.

Благодаря театрализованным урокам становится возможным использование культуры языка той эпохи её миром культуры, саморазвитие личности. Исходя из этого, можно утверждать, что язык культуры и есть основа «ступеней» духовности, по которым личность восходит к приобщению себя с культурой.

В традиционной педагогике урок ведётся односторонне, достаточно поверхностно, отображая содержание факта, явления, передачи информации. А на театрализованном уроке используется язык культуры, язык человека, которого мы

воспринимаем в условиях личностно-ориентированного образования, этому языку он должен научится. На таких уроках учащиеся « открывают культуру в себе». При обращении к личностному, внутреннему миру современного ученика возникает необходимость отхода от традиционных, внешних взглядов на структуру урока и перехода к более интересному нестандартному уроку.

Театрализованный урок создаёт условия для самостоятельного участия школьников в реализации эффекта духовного диалога. В целом каждый театрализованный урок в личностно ориентированном образовании направлен к практическому видению события истории. Такой урок несёт действительный результат духовности и полезности.

В основе содержания театрализованного урока лежит событие, отражённое в истории. Формой проведения такого урока является театрализованная игра.

Сущность игры – разрешение нравственно-эстетического явления истории, культуры и жизни. В основе такого урока лежит театрализованное игровое действие, в котором ученики являются главными «актёрами», их цель – духовное влияние.

Театрализованный урок лучше начинать с вступительного слова учителя, чтобы настроить учеников на восприятие исторического действия. На втором этапе урока проводится анализ посредством игры с учащимися.

На театрализованном уроке большую роль имеют наглядные средства: портреты, картины, иллюстрации данного события, использование музыки и элементов костюма. На таких уроках важна как форма, так и содержание, всё то, что могло бы максимально выразить разрешение нравственного конфликта между обществом и личностью в жизни персоны истории, либо реальной личности, живущей сегодня.

Через детали костюма, обстановку, интонацию, жесты, мимику, слова и даже молчаливую позу создаётся игровой исторический образ.

Включая на своих уроках элементы театрализации, я вижу, что урок становится необычным, более интересным, потому что в нём отражается неповторимая личность или событие. Это даёт возможность учащимся сопереживать и глубже проникать в изучаемый материал. Что имеет положительный результат и большое значение.

В личностно ориентированном подходе образования возможно использование различных видов нетрадиционных уроков, дающих положительный результат в усвоении учащимися истории.

Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала и имеющие личностно-ориентированный подход к ученикам

1. Урок взаимообучения.

Особенность этого урока: отсутствие домашних заданий, взаимопомощь, взаимоответственность учащихся.

2.Урок – конференция.

Особенность этого урока: учащиеся готовят доклады (сообщения) по индивидуальным темам. Несколько докладов объединяются общей темой конференции.

3.Урок – диспут.

Особенность этого урока: спор на общественно важную тему. Его основой является выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу.

4.Урок – «Дублёр начинает действовать».

Особенность этого урока: урок ведёт подготовленный заранее учителем ученик. На таких уроках развивается взаимопомощь, повышается взаимоответственность и улучшается познавательный процесс.

Я прилагаю к своей работе план-конспект нетрадиционного урока в 5 классе по теме: «Древняя Греция», с использованием личностно-ориентированного подхода, театрализации, создания игровых ситуаций и дифференцированных заданий.

« ПРОЩАНИЕ С ГРЕЦИЕЙ »

Цели:

Обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе « История Древнего Мира: Древняя Греция». Привить интерес к самостоятельному изучению истории древности.

Подготовительный этап:

В классе устанавливаются две игровые команды – «Одиссея» и «Ариадны», в форме амфитеатра организуются места для участников, болельщиков и для жюри.

В центре класса установить «Олимп», внизу можно разбросать искусственные цветы, на «Олимпе» приготовить место для Зевса.

Оформление под сцены древнегреческой жизни.

Реквизит:

1. Кассета с записью «Сиртаки»

2. Диафильмы по истории Древней Греции

3.Таблицы по истории древней Греции

4. Карта Древняя Греция.

Ход урока:

  1. Учитель знакомит собравшихся с темой и целями игры, представляет жюри и команды.

  2. Оценивать ответы игроков желательно по пятибалльной системе.

Звучит «Сиртаки». Под звуки грома появляется Зевс, занимает почетное место на «Олимпе».

Зевс.

В старину в античном мире

Двадцать пять веков назад

Города не знали мира,

Шел войной на брата брат.

И мудрейшие решили:

Ссоры вечные страшны.

Можно в смелости и силе

Состязаться без войны!

Пусть в Олимпию прибудет

Самый лучший пятый класс.

Для сражений мирных будет

Полем боя – этот класс!

Зевс зажигает олимпийский огонь и поднимает флаг с эмблемой: «МОИ» (Малые Олимпийские Игры). Команды занимают свои места. Объявляется первый раунд.

Первый раунд «Счастливый случай»


Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку.

Вопросы:

1. Автор «Одиссеи» и «Илиады». (Гомер.)

2. Полуостров, на котором расположена Греция. (Балканский.)

3. Море, названное в честь несчастного отца, бросившегося в его воды. (Эгейское.)

4. Сколько Геракл совершил подвигов? (12.)

5. Имя строителя мифологического лабиринта. (Дедал.)

6. Власть лучших в Афинах. (Аристократия.)

7. Главный герой в «Одиссеи». (Одиссей.)

8. Священная гора Греции. (Олимп.)

9. Древнегреческий кувшин. (Амфора.)

10. Бог-громовержец. (Зевс.)

11. Замените одним словом выражение- «место для зрелищ». (Театр.)

12. Рыночная площадь. (Агора.)

13. Любимый алкогольный напиток греков. (Виноград.)

14. Что искали агронавты? (Золотое руно.)

15. Самый большой остров Греции. (Крит.)

16. Греческая богиня любви. (Афродита.)

17. Обувь древнегреческого актера. (Котурны.)

18. Главный порт Афин. (Пирей.)

19. Ходили ли женщины в театр? (Нет.)

20. Имя знаменитого древнегреческого ученого-врача. (Гиппократ.)

Второй раунд «В гончарной мастерской»


От каждой команды приглашается по одному игроку-ремесленнику в гончарную мастерскую. Задание: акварельными красками расписать греческую амфору (кувшин). Оценивается быстрота, замысел и качество рисунка.

Художнику по окончании работы необходимо в нескольких словах «защитить» свое произведение искусства.

Третий раунд «Кроссворд»

По вертикали:

  1. Власть «чужих» - «лучших».

(Аристократия.)

  1. Рыночная площадь. (Агора.)

По горизонтали:

  1. Корабельные мастерские. (Верфи.)

  2. Место для зрелищ. (Театр.)

  3. Самое высокое место-строение для аристократов. (Акрополь.)

  4. Поэма Гомера. («Одиссея».)


Четвёртый раунд «Поднимись на Олимп » 1. Команды называют по очереди слова из истории Древней Греции, начинающиеся на букву «А». Слово – один балл.

( Афины, аристократия, агора, Афродита, амфора, Ахилл, акрополь, Аид, Аттика, Аристотель…) 2. Нарисовать любого мифологического героя.

Вылепить из пластилина амфору.

Пятый раунд « Из рассказа Одиссея »

Представитель от команды, надев маску «Одиссея» и обернувшись туникой, продолжает представленный отрывок из многочисленных приключений Одиссея. Жюри подводит итоги игры.

Зевс награждает команду – победительницу.

Использованная литература.


  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» Т.Ц. «Учитель», 2001г.

  2. Е.Н. Степанова «Личностно-ориентированный подход в работе педагога» Москва, Т.Ц «Сфера», 2004г.

  3. Е.В. Бондаревская «Личностно-ориентированное образование и воспитание» Педагогика, 2001г. №1, 1997г. №4.

  4. Л.П. Борзова «Преподавание истории в школе» Москва, 2000г.

  5. И.С. Якиманская «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» Москва, 1996г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconТема: «Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности...
Тема: «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью педагогической практики является овладение основными функциями педагогической деятельности, а также выработка творческого исследовательского...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconОтчет гоу сош 1279 за 2009-2010 учебный год
«Личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания учащихся, в научно-исследовательской деятельности, как современная...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности icon1. Наименование дисциплин
Профессионально-педагогическая деятельность, её аспекты. Содержание педагогической деятельности. Основные виды и структура педагогической...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconПонятие стиля педагогической деятельности
Целью данной работы является краткая характеристика основных стилей педагогической деятельности на основе анализа учебной и научной...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconВиды рефлексии на уроках русского языка и литературы
Компетентностный подход в обучении – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная...
Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconКритерий Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года
Анализ результатов педагогической деятельности Андрюхиной А. П. показал, что уровень обученности учащихся по предметам «русский язык»,...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Династия» в номинации «Наставник будущих учёных» -2009 года и 2011 года. В рамках конкурса лучших учителей образовательных учреждений...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconОтчет о работе районной инновационной площадки «Создание педагогической...
Целях обеспечения развития инновационной деятельности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в мбоу средней общеобразовательной...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconГ. Р. Юнусова компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности
Ахмедова А. М., Юнусова Г. Р. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие....
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок заочная экскурсия (урок, основанный на...
Нетрадиционный подход в педагогической деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель педагогической практики – приобретение и осознание студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск