Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный





Скачать 112.82 Kb.
НазваниеУрок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный
Дата публикации20.10.2013
Размер112.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Тулиева Е.И.

Учитель: Тулиева Елена Ивановна, учитель истории МОУ лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края.

Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е.В. Саплиной, Б.В. Ляпустина, А.И. Саплиной «История Древнего мира»

Тип урока:

  • по основной дидактической цели – изучение нового материала;

  • по форме проведения – комбинированный.

Тема урока: Диктатура Цезаря.

Цель урока: конкретизировать представления учащихся о диктатуре, об устройстве Римского государства;

развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, навыков определения и аргументации своего отношения к историческим личностям, умения сопоставлять и анализировать факты и события;

воспитание интереса к античной культуре, гуманизма, уважения к истории других народов.

Основные понятия и даты: диктатура, республика, консул, император, триумф, кризис, трибун, понтифик,

49 г. до н.э. – установление диктатуры Цезаря,

44 г. до н.э. – убийство Цезаря заговорщиками.

Оборудование: Таблицы, схемы, презентация, карточки.
Ход урока.


  1. Организация начала урока. Положительная мотивация.

(СЛАЙД 1)

- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»

- Я надеюсь, что всё, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, отложиться у вас в сердце, и вы сможете правильно оценить события истории, о которых мы будем говорить.

II. Актуализация ранее изученного материала.

Работа в парах.

- А с какими основными понятиями мы будем работать на уроке, вы сможете узнать, расшифровав анаграммы (ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА) при работе в паре с соседом по парте:

(СЛАЙД 2)

МЕЙПОП (Помпей)

ТАРАТУДИК (Диктатура)

РЕЗЬЦА (Цезарь)

ПУБЛИРЕСКА (Республика)

НЕСТА (Сенат)

ЛОКНУС (Консул)

- Проверяем правильность выполнения задания.

(СЛАЙД 2а)

Объясните, как вы понимаете слова «диктатура» и «республика»

Диктатура – Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие.

Республика - Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.
III. Определение темы урока и постановка целей и задач урока.

- Первое ключевое слово темы урока вы найдете среди отгаданных анаграмм. Оно образовано от латинского глагола dikto – «предписываю».

(Написать на доске слово диктатура).

- Мы продолжим знакомство с интересным человеком, противоречивой и многогранной личностью, политиком, оратором, полководцем и писателем. Надеюсь, вы догадались, о ком пойдет речь?

(Написать на доске слово Цезарь и повесить портрет).

- Сформулируйте тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока – «Диктатура Цезаря».

(СЛАЙД 3)

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке?

(Обобщить ответы и вывести цели урока).
IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

(СЛАЙД 4)

- Рост территории Римской республики (показ на карте), огромный приток рабов и всё чаще вспыхивающие восстания рабов, гражданские войны заставляли задуматься богатых римлян о недостатках республиканской формы правления.
2. Работа в группах.

- Прочитайте и обсудите в группах текст рассказа греческого писателя и историка Плутарха, жившего в I веке н.э. Ответьте на вопросы после текста, выделив отрывки в самом тексте или написав их ниже, а можно просто подготовить устный ответ. Заранее определите человека, который будет выступать от имени группы.

Рим был подобен судну, несуще­муся без управления. … управление Римом находилось в полном расстройстве. Римляне, же­лавшие стать консулами, садились на площади за столиками и бесстыд­но подкупали чернь. В день выбо­ров беднота являлась в Собрание, чтобы бороться за тех, кто дал ей деньги. Бороться не только голосо­ванием, но и оружием. Выборы превращались в настоящие сраже­ния с убитыми и ранеными. Однаж­ды не удавалось выбрать консулов целых семь месяцев. Рим погру­жался в пучину бедствий. Здраво­мыслящие люди открыто говорили, что государство не может быть ис­целено ничем, кроме единовластия.

1. Как римляне становились консулами?

2. За кого и как, по мнению Плутарха, боролась беднота в день выборов?

3. Как оценивает Плутарх остановку в Риме?

4. В чем «здравомыслящие» люди видели выход из кризиса в государстве?
3. Фронтальная беседа.

- Кандидатурами на роль единоличных правителей были полководцы Красе и Помпеи, ко­торые сыграли главную роль в подавлении восстания Спартака. В эти же го­ды большим влиянием в Риме стал пользоваться ещё один чело­век - Цезарь.

- Какими качествами обладал Цезарь? (Умен, красноречив, настойчив, последователен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко).

- Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский).

- К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть «первым», то есть стать во главе власти в Риме).

- Цезарь целенаправленно шел к своей цели - за 12 лет он смог добиться избрания на должности:
(на доске вывешиваются термины):


  • трибун (выступал в судах с обвинением сторонников Суллы),

  • квестор (контроль за государственной казной и финансами),

  • эдил (порядок и строительство в городе, проведение праздников, правда, на свои деньги, и т.к. своих денег ему не хватало, у него появились огромные долги),

  • понтифик (верховный жрец),

  • претор (контроль за высшей судебной властью),

  • консул (высшая исполнительная власть в Риме, наконец, исполнилась его мечта),

  • проконсул (наместник в провинции).

- В какую провинцию был направлен Цезарь? Правильно, это территория нынешней Франции.

- Возьмите карточку с опорной схемой и вписывайте в нее по ходу нашей беседы слова и даты.

Ц













Ь




Г













Я







г.

до

н.

э.




Р
















Н

















г.

до

н.

э.

5. Работа с учебником (стр. 250, 1 абзац).

- Что принесло ему это назначение?

- К чему привело возвышение Цезаря? Прочитайте 1 абзац (стр. 250), как сложились отношения между Сенатом и Цезарем.

- Что потребовал от Цезаря Сенат, подстрекаемый Помпеем?

В каком году сенат потребовал возврата Цезаря?

- Как часто бывает в жизни, перед Цезарем встал выбор. Какие два выхода из ситуации были у него?

(СЛАЙД 5)

ВЫБОР ЦЕЗАРЯ



потерять армию, не подчиниться Сенату,

авторитет, деньги, начать войну против него

власть

- Цезарь решается на силовой захват власти. 12 января 49 до н. э. он собрал солдат 13-го легиона.

- На берегу какой реки Цезарь принимает бесповоротное, судьбоносное решение?

СЛАЙД 6

- Стоя на берегу вот этой реки, он произносит свою знаменитую фразу «Жребий брошен». Так появляется крылатое выражение «Перейти Рубикон», которое обозначает принятие бесповоротного решения.

- В первые же дни Цезарь занял несколько городов, не встречая сопротивления. В Риме началась паника. Консулы и некоторые сенат покинули столицу. Вступив в Рим, Цезарь созвал оставшуюся часть сената и предложил сотрудничество в совместном управлении государством. Цезарь был провозглашен диктатором.

- Помпей спешно собрал огромное войско, но в течение 3-х лет Цезарю удалось расправиться со своими противниками. Именно в этом походе он писал знаменитую фразу: «пришел, увидел, победил».

- Когда в 46 г. до н.э. Цезарь возвратился в Рим единственным правителем, его ждало 4-х кратное триумфальное шествие. Он прошел по улицам Рима, как победитель, 4 раза над его головой держали золотой венок.

СЛАЙД 7

- Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия диктатора, императора, понтифика, трибуна и проконсула. Он получает почетные титулы «Отца Отечества» и «Освободителя»
СЛАЙД 8 На слайде высвечиваются титулы, присвоенные Цезарю.
V. Первичное закрепление изученного материала.

1. Проблемный вопрос.

- Получив всю власть в государстве, чтобы вы сделали на месте Цезаря, какие провели бы преобразования, реформы для укрепления своей власти и во благо народа?
2. Работа в группах.

СЛАЙД 9

- Перед вами реформы, которые в должности диктатора осуществил Цезарь. Распределите их на две группы:

А - реформы, которые укрепляли централизованную власть в государстве,

Б – реформы, которые были направлены на улучшение жизни граждан.
Реформы Цезаря:

  1. Запрет повышать процентные ставки по ссудам (6% в год)

  2. Создание центрального административного аппарата

  3. Раздача земельных участков ветеранам, в том числе в провинциях

  4. Изменения в составе Сената (до 900 человек, ввел много своих сторонников)

  5. Чеканка монет с собственным изображением.

  6. Отмена задолжностей по квартирной плате

- Назовите номера реформ Цезаря, которые укрепляли централизованную власть в государстве. (2, 4, 5)

- Назовите номера реформ, которые были направлены на улучшение жизни граждан. (1, 3, 6)

СЛАЙД 10
3. Работа с учебником (стр. 251).

- Помимо этих реформ, были проведены и другие, например, реформа календаря. А что Цезарь сделал, чтобы в большей степени укрепить свое положение, вы прочитайте п.2 1-2 абзац стр. 250-251 и, работая в группах, обведите внешние атрибуты власти, введенные Цезарем.

Творческая работа уч-ся. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

- Закончив работу, представитель группы вывешивает лист на доску.

СЛАЙД 11

- Все группы выделили трон, пурпур скипетр, фасции. Атрибутами какой власти являются все эти предметы?

- Прочитайте 3 абзац п.2 стр. 251.

Фронтальная беседа по прочитанному материалу.

- Что вызвало недовольство верхов и низов римского народа?

- К чему привело это недовольство?

- Среди кого возникает заговор?

- Как действовали заговорщики?

СЛАЙД 12

- Назовите дату убийства Цезаря.

- Цезарь был убит в 56 лет. В каком году родился Гай Юлий Цезарь? (100 г. до н.э.).

- Где произошло убийство? (В сенате).

- Картину трагической гибели Цезаря отразил австрийский художник XVIII века Генрих Фюгер, вы можете увидеть ее на стр. 251.

- Чьего предательства больше всего не ожидал Цезарь?

- Какую крылатую фразу он произносит в адрес этого человека?

- Что она обозначает сейчас?

4. Рассказ учителя и фронтальная беседа.

- Заговорщики были сторонниками республики и надеялись на восстановление республиканской формы правления. Значит, нужно отменить все распоряжения Цезаря. Представьте, мы на заседании Сената…

Игровая ситуация, когда детям предлагается представить себя на месте сенаторов.

- Все распоряжения Цезаря остались без изменений, республиканцы через два года были разбиты войсками сторонников Цезаря. Во главе цезарианцев были: лучший друг Цезаря, начальник конницы Марк Антоний, и, объявленный наследником диктатора, племянник Цезаря, Октавиан.

СЛАЙД 13

- Почему победа оказалась на стороне цезарианцев?

- После победы над республиканцами Марк Антоний и Октавиан поделили между собой власть в Римской державе. Территориями, расположенными на западе от Аппенинского полуострова, управлял Октавиан, а восточными территориями управлял Марк Антоний.

Показ на карте.
5. Первичный контроль знаний.

- Пришло время, узнать, насколько вы были внимательными на уроке. Возьмите зеленую карточку с тестом и ответьте на 5 вопросов, выбрав один вариант ответа.

1

«Здравомыслящие» люди хотели для выхода из кризиса в государстве …

А

оставить республиканское правление

Б

установить единовластие

В

разделить территорию государства на части

2

Цезарь был направлен наместником…

А

в Африку

Б

в Сирию

В

в Галлию

3

Цезарь с войсками двинулся на Рим…

А

в 44 г. до н.э.

Б

в 49 г. до н.э.

В

в 71 г. до н.э.

4

Цезарь был убит…

А

крестьянами

Б

солдатами

В

сенаторами

5

После убийства Цезаря Сенат…

А

отменил все распоряжения Цезаря

Б

оставил в силе все распоряжения Цезаря

В

немного изменил распоряжения Цезаря

- Проверьте правильность ответов соседа по парте по образцу на экране.
СЛАЙД 14

- Поднимите руки, кто справился с заданием на «Отлично». А кто допустил ошибки?

VI. Подведение итогов урока.

- Никто из последующих римских императоров не мог сравниться с яркой и удивительной личностью Гая Юлия Цезаря, который с непостижимой твёрдостью шёл к вершинам власти, Цезарь намного более человечен, чем все правители позднего Рима. Он был способен на любовь и искреннее мило­сердие. Перед нами Гай Юлий Цезарь предстаёт, как писатель и талантливый дипломат, гениальный полководец и всесильный диктатор Рима, так мало и так много су­мевший сделать для того, чтобы его имя осталось в веках.

- Вспомните, какие вопросы вы задавали в начале урока.

- Продолжите фразу: Я УЗНАЛ НА УРОКЕ…

МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛО…

- А все, кто не услышал ответ на свой вопрос, я предлагаю вам источники информации о Цезаре, а также знаменитые фразы Цезаря. А любознательным я хочу предложить дополнительный материал о юлианском календаре, названном так в честь Гай Юлия Цезаря. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

СЛАЙД 15

- Возвращаясь к началу нашего урока, к словам китайского мудреца, что вы отложили в своем сердце?

- А я в своем сердце отложила вашу поддержку, ваши грамотные ответы, вашу любознательность. Спасибо вам за работу на уроке.

VII. Домашнее задание: §54, дополнительный материал о Цезаре.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconУрок по разделу «Древняя Греция» Форма урока: виртуальная экскурсия по древней Греции
«История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconЗадания: 6 «а» §5-7 учить даты и новые слова в конце параграфа
«История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconУрок биологи 8 класс
Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала (по дидактической цели),...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconИсследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение...
Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии»
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconПрограмма предполагает использование следующих учебников по Всеобщей...
Рабочая программа предназначена для изучения курса Всеобщей истории (являющегося составной частью предмета история) в основной школе...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconКонспект урока по английскому языку по теме "Science" в 11 классе
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconКонспект урока английского языка в 7 классе Тема : How to become successful
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconРазработка урока в 7 классе «Плотность тел»
...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconПлан-конспект урока физики в 7 классе по теме
...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconУрок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества»
...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconКонспект открытого урока «Саратов мой любимый город» в рамках темы «Школа» в 7а классе
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconПлан-конспект урока физики с применением цоров и в 7-м классе по теме "Плотность вещества"
...
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока : комбинированный урок (изучение нового материала,отработки умений и навыков )
Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В. Ляпустина, А. И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока: по основной дидактической цели изучение нового материала; по форме проведения комбинированный iconКонспект урока Тип урока : комбинированный
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск