Скачать 112.82 Kb.
|
Тулиева Е.И. Учитель: Тулиева Елена Ивановна, учитель истории МОУ лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края. Урок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е.В. Саплиной, Б.В. Ляпустина, А.И. Саплиной «История Древнего мира» Тип урока:
Тема урока: Диктатура Цезаря. Цель урока: конкретизировать представления учащихся о диктатуре, об устройстве Римского государства; развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, навыков определения и аргументации своего отношения к историческим личностям, умения сопоставлять и анализировать факты и события; воспитание интереса к античной культуре, гуманизма, уважения к истории других народов. Основные понятия и даты: диктатура, республика, консул, император, триумф, кризис, трибун, понтифик, 49 г. до н.э. – установление диктатуры Цезаря, 44 г. до н.э. – убийство Цезаря заговорщиками. Оборудование: Таблицы, схемы, презентация, карточки. Ход урока.
(СЛАЙД 1) - Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …» - Я надеюсь, что всё, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, отложиться у вас в сердце, и вы сможете правильно оценить события истории, о которых мы будем говорить. II. Актуализация ранее изученного материала. Работа в парах. - А с какими основными понятиями мы будем работать на уроке, вы сможете узнать, расшифровав анаграммы (ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА) при работе в паре с соседом по парте: (СЛАЙД 2) МЕЙПОП (Помпей) ТАРАТУДИК (Диктатура) РЕЗЬЦА (Цезарь) ПУБЛИРЕСКА (Республика) НЕСТА (Сенат) ЛОКНУС (Консул) - Проверяем правильность выполнения задания. (СЛАЙД 2а) Объясните, как вы понимаете слова «диктатура» и «республика» Диктатура – Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие. Республика - Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти. III. Определение темы урока и постановка целей и задач урока. - Первое ключевое слово темы урока вы найдете среди отгаданных анаграмм. Оно образовано от латинского глагола dikto – «предписываю». (Написать на доске слово диктатура). - Мы продолжим знакомство с интересным человеком, противоречивой и многогранной личностью, политиком, оратором, полководцем и писателем. Надеюсь, вы догадались, о ком пойдет речь? (Написать на доске слово Цезарь и повесить портрет). - Сформулируйте тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока – «Диктатура Цезаря». (СЛАЙД 3) - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке? (Обобщить ответы и вывести цели урока). IV. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя. (СЛАЙД 4) - Рост территории Римской республики (показ на карте), огромный приток рабов и всё чаще вспыхивающие восстания рабов, гражданские войны заставляли задуматься богатых римлян о недостатках республиканской формы правления. 2. Работа в группах. - Прочитайте и обсудите в группах текст рассказа греческого писателя и историка Плутарха, жившего в I веке н.э. Ответьте на вопросы после текста, выделив отрывки в самом тексте или написав их ниже, а можно просто подготовить устный ответ. Заранее определите человека, который будет выступать от имени группы. Рим был подобен судну, несущемуся без управления. … управление Римом находилось в полном расстройстве. Римляне, желавшие стать консулами, садились на площади за столиками и бесстыдно подкупали чернь. В день выборов беднота являлась в Собрание, чтобы бороться за тех, кто дал ей деньги. Бороться не только голосованием, но и оружием. Выборы превращались в настоящие сражения с убитыми и ранеными. Однажды не удавалось выбрать консулов целых семь месяцев. Рим погружался в пучину бедствий. Здравомыслящие люди открыто говорили, что государство не может быть исцелено ничем, кроме единовластия. 1. Как римляне становились консулами? 2. За кого и как, по мнению Плутарха, боролась беднота в день выборов? 3. Как оценивает Плутарх остановку в Риме? 4. В чем «здравомыслящие» люди видели выход из кризиса в государстве? 3. Фронтальная беседа. - Кандидатурами на роль единоличных правителей были полководцы Красе и Помпеи, которые сыграли главную роль в подавлении восстания Спартака. В эти же годы большим влиянием в Риме стал пользоваться ещё один человек - Цезарь. - Какими качествами обладал Цезарь? (Умен, красноречив, настойчив, последователен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко). - Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский). - К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть «первым», то есть стать во главе власти в Риме). - Цезарь целенаправленно шел к своей цели - за 12 лет он смог добиться избрания на должности: (на доске вывешиваются термины):
- В какую провинцию был направлен Цезарь? Правильно, это территория нынешней Франции. - Возьмите карточку с опорной схемой и вписывайте в нее по ходу нашей беседы слова и даты.
5. Работа с учебником (стр. 250, 1 абзац). - Что принесло ему это назначение? - К чему привело возвышение Цезаря? Прочитайте 1 абзац (стр. 250), как сложились отношения между Сенатом и Цезарем. - Что потребовал от Цезаря Сенат, подстрекаемый Помпеем? В каком году сенат потребовал возврата Цезаря? - Как часто бывает в жизни, перед Цезарем встал выбор. Какие два выхода из ситуации были у него? (СЛАЙД 5) ВЫБОР ЦЕЗАРЯ потерять армию, не подчиниться Сенату, авторитет, деньги, начать войну против него власть - Цезарь решается на силовой захват власти. 12 января 49 до н. э. он собрал солдат 13-го легиона. - На берегу какой реки Цезарь принимает бесповоротное, судьбоносное решение? СЛАЙД 6 - Стоя на берегу вот этой реки, он произносит свою знаменитую фразу «Жребий брошен». Так появляется крылатое выражение «Перейти Рубикон», которое обозначает принятие бесповоротного решения. - В первые же дни Цезарь занял несколько городов, не встречая сопротивления. В Риме началась паника. Консулы и некоторые сенат покинули столицу. Вступив в Рим, Цезарь созвал оставшуюся часть сената и предложил сотрудничество в совместном управлении государством. Цезарь был провозглашен диктатором. - Помпей спешно собрал огромное войско, но в течение 3-х лет Цезарю удалось расправиться со своими противниками. Именно в этом походе он писал знаменитую фразу: «пришел, увидел, победил». - Когда в 46 г. до н.э. Цезарь возвратился в Рим единственным правителем, его ждало 4-х кратное триумфальное шествие. Он прошел по улицам Рима, как победитель, 4 раза над его головой держали золотой венок. СЛАЙД 7 - Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия диктатора, императора, понтифика, трибуна и проконсула. Он получает почетные титулы «Отца Отечества» и «Освободителя» СЛАЙД 8 На слайде высвечиваются титулы, присвоенные Цезарю. V. Первичное закрепление изученного материала. 1. Проблемный вопрос. - Получив всю власть в государстве, чтобы вы сделали на месте Цезаря, какие провели бы преобразования, реформы для укрепления своей власти и во благо народа? 2. Работа в группах. СЛАЙД 9 - Перед вами реформы, которые в должности диктатора осуществил Цезарь. Распределите их на две группы: А - реформы, которые укрепляли централизованную власть в государстве, Б – реформы, которые были направлены на улучшение жизни граждан. Реформы Цезаря:
- Назовите номера реформ Цезаря, которые укрепляли централизованную власть в государстве. (2, 4, 5) - Назовите номера реформ, которые были направлены на улучшение жизни граждан. (1, 3, 6) СЛАЙД 10 3. Работа с учебником (стр. 251). - Помимо этих реформ, были проведены и другие, например, реформа календаря. А что Цезарь сделал, чтобы в большей степени укрепить свое положение, вы прочитайте п.2 1-2 абзац стр. 250-251 и, работая в группах, обведите внешние атрибуты власти, введенные Цезарем. Творческая работа уч-ся. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). - Закончив работу, представитель группы вывешивает лист на доску. СЛАЙД 11 - Все группы выделили трон, пурпур скипетр, фасции. Атрибутами какой власти являются все эти предметы? - Прочитайте 3 абзац п.2 стр. 251. Фронтальная беседа по прочитанному материалу. - Что вызвало недовольство верхов и низов римского народа? - К чему привело это недовольство? - Среди кого возникает заговор? - Как действовали заговорщики? СЛАЙД 12 - Назовите дату убийства Цезаря. - Цезарь был убит в 56 лет. В каком году родился Гай Юлий Цезарь? (100 г. до н.э.). - Где произошло убийство? (В сенате). - Картину трагической гибели Цезаря отразил австрийский художник XVIII века Генрих Фюгер, вы можете увидеть ее на стр. 251. - Чьего предательства больше всего не ожидал Цезарь? - Какую крылатую фразу он произносит в адрес этого человека? - Что она обозначает сейчас? 4. Рассказ учителя и фронтальная беседа. - Заговорщики были сторонниками республики и надеялись на восстановление республиканской формы правления. Значит, нужно отменить все распоряжения Цезаря. Представьте, мы на заседании Сената… Игровая ситуация, когда детям предлагается представить себя на месте сенаторов. - Все распоряжения Цезаря остались без изменений, республиканцы через два года были разбиты войсками сторонников Цезаря. Во главе цезарианцев были: лучший друг Цезаря, начальник конницы Марк Антоний, и, объявленный наследником диктатора, племянник Цезаря, Октавиан. СЛАЙД 13 - Почему победа оказалась на стороне цезарианцев? - После победы над республиканцами Марк Антоний и Октавиан поделили между собой власть в Римской державе. Территориями, расположенными на западе от Аппенинского полуострова, управлял Октавиан, а восточными территориями управлял Марк Антоний. Показ на карте. 5. Первичный контроль знаний. - Пришло время, узнать, насколько вы были внимательными на уроке. Возьмите зеленую карточку с тестом и ответьте на 5 вопросов, выбрав один вариант ответа.
- Проверьте правильность ответов соседа по парте по образцу на экране. СЛАЙД 14 - Поднимите руки, кто справился с заданием на «Отлично». А кто допустил ошибки? VI. Подведение итогов урока. - Никто из последующих римских императоров не мог сравниться с яркой и удивительной личностью Гая Юлия Цезаря, который с непостижимой твёрдостью шёл к вершинам власти, Цезарь намного более человечен, чем все правители позднего Рима. Он был способен на любовь и искреннее милосердие. Перед нами Гай Юлий Цезарь предстаёт, как писатель и талантливый дипломат, гениальный полководец и всесильный диктатор Рима, так мало и так много сумевший сделать для того, чтобы его имя осталось в веках. - Вспомните, какие вопросы вы задавали в начале урока. - Продолжите фразу: Я УЗНАЛ НА УРОКЕ… МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛО… - А все, кто не услышал ответ на свой вопрос, я предлагаю вам источники информации о Цезаре, а также знаменитые фразы Цезаря. А любознательным я хочу предложить дополнительный материал о юлианском календаре, названном так в честь Гай Юлия Цезаря. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) СЛАЙД 15 - Возвращаясь к началу нашего урока, к словам китайского мудреца, что вы отложили в своем сердце? - А я в своем сердце отложила вашу поддержку, ваши грамотные ответы, вашу любознательность. Спасибо вам за работу на уроке. VII. Домашнее задание: §54, дополнительный материал о Цезаре. |
Урок по разделу «Древняя Греция» Форма урока: виртуальная экскурсия по древней Греции «История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая... | Задания: 6 «а» §5-7 учить даты и новые слова в конце параграфа «История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая... | ||
Урок биологи 8 класс Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала (по дидактической цели),... | Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | ||
Исследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение... Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии» | Программа предполагает использование следующих учебников по Всеобщей... Рабочая программа предназначена для изучения курса Всеобщей истории (являющегося составной частью предмета история) в основной школе... | ||
Конспект урока по английскому языку по теме "Science" в 11 классе Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | Конспект урока английского языка в 7 классе Тема : How to become successful Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | ||
Разработка урока в 7 классе «Плотность тел» ... | План-конспект урока физики в 7 классе по теме ... | ||
Урок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества» ... | ||
Конспект открытого урока «Саратов мой любимый город» в рамках темы «Школа» в 7а классе Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | План-конспект урока физики с применением цоров и в 7-м классе по теме "Плотность вещества" ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока : комбинированный урок (изучение нового материала,отработки умений и навыков ) | Конспект урока Тип урока : комбинированный Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... |