5
| Наш край в период Смуты
(урок изучения нового)
| 1
|
|
|
| Уметь готовить сообще- ния с использованием краеведческого материа -ла. Выделять главное в устной речи, выделять об щее и особенное в исто рии государства и края
| Обсуждение причин общего и особенного в развитии края и страны
|
|
|
|
|
6
| Контрольно-обобщаю-щий
| 1
|
|
|
|
| Контроль знаний
|
|
|
|
|
Глава 2. Россия в XVII в. (9 часов)
|
|
|
7
| Новые явления в экономике
(урок изучения нового)
| 1
| Ликвидация последствий Смуты. Рост товарно-де нежных отношений. Развитие мелкотоварного производства.
Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торгов ля. Ярмарки
| Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет
| Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, предприниматель, социальная база, рассеянное предприятие, гостиная сотня, суконная сотня, ярмарка, бобыль
| Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и стра нами Европы. Объяснять объективные причины отставания России.
Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы
| Предъявление результатов работы в виде таблиц
| §4, вопросы; задания; словарь; даты
|
|
|
|
8
| Основные сосло вия российского общества
(комбинирован-ный урок)
| 1
| Первое сословие, крестьяне, город ское население, духовенство, казачество
|
| Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать,поземельная подать,черносош-ные крестьяне, волость, крепостни чество, самодержа вие, стан
| Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Иметь представ ления о структуре управ ления государством срав нивать ее со структурой стран Европы. Учиться работать с документом, анализировать источники.
| Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания, обобщающий тест
| §5; вопросы; задания; словарь; даты
|
|
|
|
9
| Политическое развитие страны
(комбинирован-ный урок
| 1
| Усиление самодержавной власти, Земские соборы, Боярская дума, приказы, местное управление, Соборное уложение 1649 г.
|
| Земский собор, приказы, волость, крепостничество, самодержавие, Соборное уложение
| Определить причины укрепления самодержавия, падение роли Земских соборов и Боярской думы, необходимость реформы приказной системы, Соборного уложения
| Составление конспекта
| §6, в. 1
|
|
|
|
10
| Власть и церковь. Церковный раскол
(комбинирован-ный урок
| 1
| Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум
|
| Протопоп, церковный раскол, старообрядчество
| Приводить примеры, под тверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевро пейской Реформации. Объяснять причины кон фликта власти и церкви.
Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума
| Взаимопровер-ка знания клю чевых терми -нов, дискуссия
| §7; вопросы; задания; словарь; даты
|
|
|
|
11
| Народные движения
(комбинирован-ный урок
| 1
| Социальные движения второй половины XVII в. Городские восста ния. Восстание под предводитель ством Степана Разина
|
| «Бунташный век», прелестные пись ма, «вольница», «иноверцы»
| Уметь выделять причины выступлений, обосновы вать понятие «Бунташ ный век». Знать основ ные персоналии, показы вать на карте основные территории, охваченные движениями
| Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений
| §8;вопросы; задания
|
|
|
|
12
| Внешняя политика
(комбинирован-ный урок
| 1
| Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и рус ско-турецкие от ношения. Освое ние Сибири и Дальнего Востока
|
| Гетман, голытьба, реестровые каза-ки, быдло
| Знать основные направле ния внешней политики.
Определять причины войн, показывать на кар те театр военных дейст вий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России
| Проверка до машнего зада ния устно и по карточкам
| §9;вопросы; задания
|
|
|
|
13
14
| Русская культура и быт сословий в XVII в.
(уроки изучения нового)
| 2
| Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчес тво, образование, литература, живо пись, крупнейшие представители ду ховной и художес твенной культу ры. Симон Уша ков. Парсуна. Быт города и деревни
| Новые жанры в литературе.
Последние летописи
| Изразцы, тафта, парча, секуляриза ция культуры, терем, «грамотеи», светские произведения, барокко
| Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников
| Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура»
| §10-11; вопросы; задания; §4-9
|
|
|
|
15
| Россия в XVII в
(Повторительно-обобщающий урок)
| 1
|
|
|
|
| Разноуровневая контрольная работа
|
|
|
|
|
Глава 3. Россия при Петре 1 (9 часов)
|
|
|
16
| Предпосылки петровских пре образований
(урок изучения нового)
| 1
| Усиление запад ного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Рефор мы Ордина Нащо кина.В.В.Голи-цын
|
| Регентство, рекрутс кая повинность, гвардия, медаль, волонтер, верфь
| Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника
| Обобщающая беседа в конце урока
| §12; вопросы; задания; даты
|
|
|
|
17- 18
| Петра I. Россия на рубеже веков. Северная война
(комбинирован-ные уроки)
| 2
| Стрелецкие восстания.Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовс кие походы. Стро ительство ману фактур и заводов. Великое посольст во. Северная вой на. Основание Пе тербурга. Полтав ская битва. Рефор мы армии
| Прутс-кий поход
| Двоецарствие, лавра, рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут.
| Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях
| Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологичес-ких таблиц
| §13, 14; вопросы; даты; таблица
|
|
|
|
19-20
| Реформы
Петра 1. Экономика России в первой четверти
XVIII в.
(комбинирован-ные уроки)
| 1
| Социальная поли тика. Установле ние абсолютиз-ма. Подчинение церкви государ-ству. Табель о рангах. Подуш ная подать. Указ о престолонасле- дии
|
| Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, абсолютизм, коллегии, аристократия
| Характеризовать эко номическое состояние России при Петре 1. Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением
| Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока
| §15-16
|
|
|
|
21
| Народные движения первой четверти XVIII в.
(комбинирован-ный урок)
| 1
| Последствия социальной политики.
К. Булавин
|
| Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, чело-битная
| Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения
| Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопро - верки таблиц
| §17
|
|
|
|
|
22- 23
| Русская культура эпохи Петра I
(Уроки изучения нового)
| 2
| Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навига ционных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регуляр ная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Роль петровских преобразований в истории страны
| В. Растрелли. Европеизация быта и нравов
| Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма
| Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории
| Обсуждение вопроса о пользе и вреде изменений в культуре при Петре 1
| §18, 19; вопросы; задания
|
|
|
|
|
24
| Россия при
Петре 1
(Повторительно-обобщающий урок)
| 1
|
|
|
| Излагать свою точку зрения в письменной речи, приводить аргументацию и доказательства
| Написание сочинения-эссе «Петр -великий тиран или реформатор»
|
|
|
|
|
|
Глава 4. Россия в 1725 -1762 гг. (5 часов)
|
|
|
25- 26
| Дворцовые перевороты
(урок изучения нового, комбинирован-ный урок)
| 2
| Причины дворцовых переворотов. Российские монар хи эпохи дворцо вых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни
| Фаворитизм. Бироновщина.
| Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций
| Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Учиться обобщать знания, де лать выводы. Доказы вать свои суждения.
Работать с дополнительной литературой
| Анализ пробелов знаний по эпохе Петра. Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых переворотов?»
| §20-21; вопросы; задания; документы.
|
|
|
|
27
| Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
(комбинирован-ный урок)
| 1
| Расширение привилегий дворян ства. Манифест о вольности дворян ской. Усиление крепостничества
|
| Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен усиление крепостничества
| Особенности внутренней политики российских императоров после Петра, развитие умения работать с текстом учебника.
| Тесты для повторения, тесты для закрепления.
| §22; вопросы;
задания;
документы
|
|
|
|
28
| Внешняя политика России в 1725-1762 гг.
| 1
| Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель
|
| Восточный барьер, гаубица, Семилетняя война - кузница русского военного мастерства
| Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Развивать умение работать с кар той. Составлять хроно логические таблицы
| Фронтальный опрос, тесты для закрепления
| §23;вопросы; задания; §20-22
|
|
|
|
29
| Россия в 1725-1762 годах
( контрольно-обобщающий урок по теме
| 1
|
|
|
|
| Письменная проверочная работа
|
|
|
|
|