Скачать 343.81 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ)
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (магистерская программа – Историческое образование) Форма обучения – очная
Автор: Крикун Е.Л., к.п.н., доцент (МГГУ) Рецензенты: Бардилева Ю.П., к.и.н., доцент (МГГУ) Белугина Г.Н., методист ГИМЦ РО Комитета по образованию Администрации г. Мурманска Программа научно-педагогической практики Программа составлена на основе следующих нормативных актов:
Сроки проведения практики: Учебным планом магистратуры предусмотрено прохождение научно-педагогической практики в течение 8 недель, в семестре А. общая трудоемкость 12 ЗЕ. 1. Цели практики. Научно-педагогическая практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Целью практики является подготовка магистров к решению профессиональных задач, связанных с педагогической и методической деятельностью в рамках профиля «историческое образование», приобретение обучающимся практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной научно-педагогической деятельности в области преподавания истории, формирование готовности к педагогическому труду. 2. Задачи практики: - закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося по профессиональным и специальным дисциплинам в соответствии с образовательной программой подготовки магистра; - совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления образовательного процесса по истории; - накопление опыта творческой педагогической деятельности и исследовательского подхода к педагогическому процессу; - формирование целостной научной картины педагогической деятельности и современного педагогического мышления; - приобретение опыта организации процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области «история»; - изучение имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества исторического образования обучающихся; - формирование профессионально-значимых качеств личности педагога, активной педагогической позиции и потребности в совершенствовании своих научно-педагогических и методических знаний и умений; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; 3. Место производственной практики в структуре ООП ВПО Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Научно-педагогическая практика магистров базируется на комплексе знаний, умений, компетенций, формируемых при изучении ряда дисциплин общенаучного и профессионального цикла. Предполагается, что в результате освоения общенаучного цикла дисциплин, практиканты должны иметь входные теоретические знания и представления: - о современных парадигмах в области исторической науки; - о современных ориентирах развития образования; - о теоретических основах организации научно-исследовательской деятельности в области истории и системы образования. Уметь: - адаптировать современные достижения исторической и педагогической науки и наукоемких технологий к образовательному процессу. Для успешного прохождения практики обучающимся важно овладеть базовыми знаниями и умениями, приобретаемыми при изучении профессионального цикла учебных дисциплин. А именно, знать: - инновационные процессы в образовании; - информационные технологии в профессиональной деятельности; - современные тенденции развития образовательной системы; - принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности. - технологии проведения опытно-экспериментальной работы в области педагогики. Владеть способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры. Научно-педагогическая практика, являясь важной частью магистерской образовательной программы, способствует повышению качества подготовки магистров по профилю «Историческое образование» в области их педагогической и методической деятельности, овладению ключевыми профессиональными компетенциями, а также повышению научно-методического уровня выполнения выпускных квалификационных работ магистров. В результате прохождения научно-педагогической практики обучающийся должен уметь: - осваивать ресурсы образовательных систем; - внедрять инновационные приемы в образовательный процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся; - интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность; - самостоятельно, творчески осуществлять планирование учебного процесса по соответствующим историческим дисциплинам с учетом профиля учебного заведения и познавательных потребностей обучающихся; - стимулировать индивидуальную учебно-исследовательскую деятельность обучающихся по истории, осуществлять научное руководство их поисковой деятельностью; - выполнять научно-методическую работу и опытно-экспериментальную деятельность в рамках магистерского исследования; - объективно анализировать результаты собственной педагогической деятельности. 4. Место проведения практики Научно-педагогическая практика магистров проводится на базе кафедры истории МГГУ и ее ресурсного центра. 5. Содержание и характер деятельности студентов-магистрантов Обучающийся магистрант во время прохождения научно-педагогической практики осуществляет установленный объем работ, включающий следующие виды деятельности:
Научно-педагогическая практика включает три этапа. Первый этап охватывает, условно, первую неделю практики и начинается с проведения установочной конференции, определения задач и содержания практики. На данном этапе практиканты знакомятся с составом студенческой группы, посещают аудиторные занятия по соответствующим историческим дисциплинам, под руководством группового руководителя осуществляют перспективное планирование работы на период практики в соответствии с установленными видами деятельности, что находит отражение в индивидуальной программе заданий практиканта, приступают к методической разработке аудиторных занятий. Второй этап начинается со второй недели практики и является основным. В течение шести недель практикант осуществляет запланированные виды научно-педагогической деятельности, обрабатывает и систематизирует данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента и опытной апробации авторских методических материалов, фиксирует ход и результаты практической деятельности в дневнике практики. Третий этап является завершающим. Практикант проводит заключительные учебные занятия, оформляет отчетную документацию и в трехдневный срок после окончания практики сдает ее руководителю практики. Практика завершается итоговой конференцией, на которой представляются и анализируются индивидуальные результаты прохождения практики магистрантами, осуществляется оценка их деятельности. Организация деятельности практикантов. Подготовка и организация практики проводится под общим руководством заведующего кафедрой истории. Непосредственное руководство и ответственность за организацию практики возлагается на руководителя практики (именуемого в дальнейшем Руководитель практик) назначенного из числа преподавателей кафедры истории МГГУ. Руководитель практики непосредственно осуществляет планирование и руководство практикой, подчиняется по вопросам практики заведующему кафедрой истории. Руководитель практики в целях ее подготовки и проведения обеспечивает:
Групповой руководитель практики:
Магистрант-практикант обязан:
Подготовка и проведение аудиторных лекционных и семинарских занятий со студентами по историческим дисциплинам профессионального цикла предполагает использование практикантами образовательных технологий, основанных на активных, интерактивных и проблемных методах обучения, широкое включение в учебный процесс современных информационных ресурсов и технических средств обучения. Это может выражаться в применении практикантами технологий (или элементов) проблемно-модульного обучения истории, обучения «ремеслу историка», диалогового и эвристического обучения, групповых и парных форм работы обучающихся, в организации коллективных способов мыследеятельности в форме дискуссий и «мозгового штурма», в проведении лекций-презентаций и др. При организации индивидуальной научно-исследовательской работы со студентами важно использовать технологию проектной деятельности. Планирование и проведение констатирующего эксперимента в ходе практики по проблемам магистерских исследований предполагает использование таких способов педагогической диагностики (в ученической и педагогической среде) как анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение учебного процесса, собеседование с участниками учебного процесса, проведение срезов знаний и умений учащихся по исследуемым аспектам образовательного процесса, проведение и анализ творческих работ обучающихся и др. Анализ и систематизация материалов, полученных в ходе педагогической диагностики, предполагает применение количественных и качественных методов анализа данных с использованием компьютерных технологий и программ обработки статистических сведений. Опытно-экспериментальная апробация авторских материалов и методических разработок в реалиях учебного процесса потребует от практиканта знания теоретических основ организации педагогического эксперимента, применения технологических подходов к планированию, проведению и обработке результатов формирующего эксперимента.
Для организации проектной деятельности со студентами практикант может использовать указанную в ниже приведенной таблице последовательность работы над проектом Последовательность работы над проектом.
Для организации научно-педагогической практики магистранта групповой руководитель может использовать ниже приведенную форму составления индивидуальной программы практиканта. Индивидуальная программа - задание для прохождения научно-педагогической практики магистранта Иванова Ивана Ивановича
Групповой руководитель практики : (должность, ФИО) Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики Виды научно-педагогической деятельности предусмотренные программой практики, способствуют формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов. А именно: ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-2 - готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; ОК-4 - способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач; ОК-5 - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: ПК-1 - способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; ПК-2 - готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса; ПК-3 - способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики; ПК-4 - способность руководить исследовательской работой обучающихся; в области научно-исследовательской деятельности: ПК-5 - способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 - готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; в области методической деятельности: ПК-8 - готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов; в области проектной деятельности: ПК-14 - готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; ПК-15 - способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта; ПК-16 - готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения. Формы отчетности и итоговая аттестация. Магистрант, завершивший научно-педагогическую практику, должен подготовить и сдать групповому руководителю в установленные сроки пакет отчетных документов, включающих:
Общие требования к оформлению пакета отчетной документации.
Итоговая аттестация по научно-педагогической практике проводится в форме дифференцированного зачета. При выставлении итоговой оценки в рамках зачета учитывается объем, качество и эффективность проведенной магистрантом работы, проявленный уровень исторических, общепедагогических и методических знаний, профессиональных и коммуникативных умений, культура предъявления отчетной документации. Все это находит отражение в технологической карте балльно-рейтинговой системы оценки достижений практикантов. (Форма приведена ниже). 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики Основная литература. 1. Теоретические проблемы исторических исследований : Вып.2 / Отв.ред.Е.И.Пивовар;Моск.гос.ун-т,Истор.фак. - М., 1999. 2. Панычева, О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 84 с. 3. Оформление научно-исследовательских работ студентов : методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Н. Н. Безух]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 22 с. 4. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. - Изд. 2-е., доп. и перераб. - М. : Пед. общество России, 2005. - 144 с. 5. Баловсяк, Н.В. Реферат, курсовая, диплом на компьютере / Н. В. Баловсяк. - СПб. : Питер, 2007. - 176 с. : ил. 6. Голодаева, В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ / В. С. Голодаева. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2003. 7. Историческое образование : Программы общих курсов: В 2.ч. Ч.1 / Отв.ред. С.П. Карпов; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : Истор. фак.Моск.ун-та, 2001
9. Шоган, В.В. Новые технологии в историческом образовании : [учеб.-метод. пособие] / В.В. Шоган. - Ростов н/Д : Феникс, 2005 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:учебн.пособие/Под ред. В.С. Полат.-М.:Академия, ,2005,2008.-223 с. 10. Андресен, Б. Б. Мультимедиа в образовании : специализированный учебный курс : [авторизованный пер. с англ.] / Андресен, Бент Б., ван ден Бринк, Катя. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Дрофа, 2007. - 224 с. : ил. 11. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / И. Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 192 с. - (Высшее проф. образование). - ISBN 978-5-7695-4601-3 [Гриф] 12. Интернет в гуманитарном образовании:учеб.пособие для вузов/Под ред. Е.С. Полат. -М.:ВЛАДОС, 2001.-272 с. Гриф. 13. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : Учеб.пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман ; Под ред.В.А.Сластенина. - М. : Пед. о-во России, 2004 14. Козырев, В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса : Науч.-метод.пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина ; Рос.гос.пед.ун-т. - СПб., 2005 Дополнительная литература. 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032600. История. Квалификация учитель истории. – М., 2005. 2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 050401. История. Квалификация «Историк. Преподаватель истории». – М., 2005. 3. Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 03.08.2000. № 14 – 484 п. 15. 4. Положение о производственной (профессиональной) практике студентов. – М., МГПИ, 2001. 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – М.: ВЛАДОС, 2000. 6. Хуторской А.в. Современная дидактика. – СПб: Изд. Дом «ПИТЕР», 2001. 7. Степанищев А.С. Методика преподавания и изучения истории: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: в 2-х ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2002. |