Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации01.12.2013
Размер0.69 Mb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > История > Курсовая
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

ВЫПОЛНЕНИЕ

РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И БАКАЛАВРСКИХ РАБОТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов всех форм обучения по специальностям:

030400.62 «История»; 030402.65 «Историко-Архивоведение»»;

030101.65 «Философия»

Красноярск

СФУ

2011

УДК 371.385.5 (07)

ББК 74.580.252.4я73

В –

Рецензенты: С.Т. Гайдин, зав. каф. истории и политологии КрасГАУ

Т.М. Королева, доцент каф. истории и гуманитарных наук СибГАУ
Составитель: к.и.н., доцент Гонина, Н.В.

Выполнение рефератов, курсовых и бакалаврских работ: учеб.- метод. пособие [Текст]/сост.: Н.В. Гонина. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2011. – 50 с.
ISBN 978-5-7638-


Методические указания содержат основные требования по оформлению рефератов, курсовых и бакалаврских работ и рекомендации к их подготовке, написанию и защите.

Настоящее методическое пособие рекомендуется для использования при подготовке письменных работ студентам, обучающимися по специальности 030401 «История»; 030402 «Историко-Архивоведение»»; 030101 «Философия»


УДК 371.385.5 (07)

ББК 74.580.252.4я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2011
ISBN 978-5-7638-
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......С.5


    1. Реферат………………………………………………………………….С.6

    1. Общие положения………………………………………………….С.6

    2. Структура реферата……………………………………………….С.6

    3. Рекомендации к написанию текста……………………………......С.9

    4. Правила оформления текста……………………………………….С.9

    5. Правила оформления сносок (ссылок)…………………………..С.10

    6. Таблицы, схемы, графики………………………………………..С.11

    1. Курсовая работа………………………………………………………...С.14

    1. Общие положения………………………………………………...С.14

    2. Порядок выполнения …………………..………………………...С.14

    3. Требования к содержанию ………………..................................С.16

    4. Структура …………………………………………………………С.16

    1. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа……………….С.18

    1. Общие положения…………………………………………………С.18

    2. Последовательность выполнения…………………………….......С.18

    3. Критерии оценки ………………...………………………..............С.19

    4. Структура и содержание ………………………………………….С.19

    5. Методологические характеристики ……………………...............С.20

    6. Процедура защиты ……………………………………………......С.23

    7. Общие рекомендации по выполнению…………………..............С.23

    8. Презентация………………………………………………………..С.25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..С.26
Приложение А Форма титульного листа реферата, курсовой работы…....С.27

Приложение Б Форма титульного листа бакалаврской работы …………С.28


Приложение В Пример оформления содержания…………………………..С.29

Приложение Г Пример оформления списка использованной

литературы и источников………………………………….С.30

Приложение Д Примеры библиографической записи источников

и литературы………………………………………………..С.32

Приложение Е Примеры оформления ссылок……………………………..С.34


Приложение Ж Рекомендуемые Интернет-ресурсы……………………….С.35

Приложение И Примерный список тем бакалаврских работ, рекомендуемых

для студентов специальностей «история» и

«историко-архивоведение» на 2011 – 2012 учебный год…С.43

ВВЕДЕНИЕ
Выполнение письменных работ является одним из важнейших элементов обучения студента. Навыки работы с источниками и литературой, методика систематизации и обработки фактического материала, развитие логического мышления, умение точно и грамотно формулировать свои мысли, и другие аспекты деятельности, без которых невозможно представить настоящего специалиста, формируются, оттачиваются и закрепляются при написании письменных работ.

Каждая работа является как бы новой ступенькой, шагом вперед. Рефераты представляют в большинстве своем компиляцию материала, а курсовая работа уже может носить черты исследования. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа служит заключительным этапом обучения студента в вузе, она завершает его подготовку и, одновременно свидетельствует о достижении необходимого квалификационного уровня.

Большинство письменных работ, выполняемых студентами, носит творческий характер. Поэтому достаточно сложно их регламентировать. Тем не менее, существуют единые стандарты, принятые в высшей школе, которые необходимо соблюдать. В данном пособии изложены основные требования, предъявляемые к письменным работам в вузе, а также даны методические рекомендации по их выполнению. Кроме того, в Приложении помещен перечень некоторых электронных адресов, содержащих полезные сведения для выполнения рефератов, курсовых и бакалаврских работ (См. Приложение Ж).

При оформлении работы рекомендуем также использовать методическое пособие: Основы информационной культуры. Библиографическое описание документа: метод, пособие/сост. С.П. Аникина; Краснояр. Гос. Ун-т. – Красноярск, 2005.
Правовая основа

Методические указания выполнены на основе требований следующих правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» (ред. От 05.03.2004 г.);

  2. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ (утверждено Приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1155);

  3. Письмо Министерства образования РФ от 18 мая 2002 г. № 14-55-359ин/15 «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний»;

  4. Письмо Министерства образования РФ от 10 декабря 1998 г. № 11-48ин/11-01-13 «О государственных аттестационных комиссиях»;

  5. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения. Лицензия ЛР № 021092 от 03.02.97.

  6. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. Взамен ГОСТ 7.32-91; Введ. 22.05.2001 г.

  7. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-84. Введ. с 01.07.2004 г.

  8. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления. Введ. впервые с 22.05.2001.

  9. СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов
    учебной и научной деятельности. СТО 4.2–07–2010// www.sfu.ru



  1. РЕФЕРАТ


1.1 Общие положения
Реферат – это наиболее распространенный вид письменной работы, выполняемый как по общим, так и по специальным предметам в течение семестра. Выполнение реферата позволяет подробнее ознакомиться с конкретной темой, закрепляет навыки работы с литературой и источниками, систематизации информации, анализа и изложения материала.

В реферате, как правило, рассматривается один, небольшой по объему вопрос.

Реферат может быть формой рубежного контроля знаний (зачет) или элементом процесса обучения. В зависимости от этого, студентам предлагается на выбор ряд тем. Повторение тематики в рамках группы нежелательно.

Цель работы – студент должен продемонстрировать навыки поиска информации и работы с ней, логического построения текста, знание конкретной проблемы и умение ее раскрыть.

Объем работы в целом не должен превышать 15 – 20 страниц.

Защита реферата обязательна.


    1. Структура реферата


Структура реферата, курсовой и бакалаврской работы одинакова. Она включает: титульный лист, содержание, введение, основную часть (текст), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Титульный лист. Для реферата и курсовой работы титульный лист оформляется одинаково. Исключение составляет только наименование вида работы (реферат, курсовая работа) На титульном листе указывают: наименование ВУЗа, кафедру, где выполнялась работа, название работы, фамилию и инициалы студента, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы научного руководителя, город и год выполнения работы.

Сокращения на титульном листе не допускаются.

Образец оформления титульного листа реферата и курсовой работы представлен в Приложении А.

Содержание. В содержании приводят названия всех разделов и подразделов работы и указывают страницы, на которых они расположены (каждый раздел должен начинаться с новой страницы).

Названия разделов и подразделов в содержании должны точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Они записываются строчными буквами, с первой прописной.

Номера и заголовки подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов. Номера и заголовки пунктов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров подразделов.

При необходимости продолжения записи заголовка раздела, подраздела или пункта на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого заголовка на первой строке.

После каждого заголовка ставят отточие и приводят номер страницы, на которой начинается данный раздел.

Образец оформления содержания представлен в Приложении В.

Введение – это вступительная часть работы, в которой излагается научный аппарат исследования. На основании этого раздела преподаватель (научный руководитель) анализирует качество работы. К выполнению «Введения» следует отнестись очень серьезно.

В состав «Введения» к реферату входят следующие компоненты: актуальность темы, анализ литературы по теме, цель работы. Возможно также определение хронологических и территориальных рамок работы.

«Введение» располагается после содержания, начинается с новой страницы, цифрами не обозначается. Объем «Введения» к реферату не более 2 страниц.

Все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием. Каждый компонент начинается с новой строки.

Например: Актуальность исследования

Основная часть – это текст работы, в котором раскрывается суть проблемы и проводится ее решение. Словосочетание «основная часть» не пишется.

Для написания основной части составляется план текста – перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План – это названия глав, параграфов и подпараграфов. План необходим не только студенту для организации работы, но и преподавателю для проверки. Поэтому при сброшюровывании текста содержание (план) помещается сразу после титульного листа.

Количество глав, параграфов и др. зависит от объема материала и от поставленных задач. Разделы должны быть соразмерны друг другу. Обычно в реферате текст разделяется только на параграфы (не менее двух). Названия параграфов не могут совпадать друг с другом или с темой. Они должны раскрывать содержание текста и быть понятными для читающего.

Каждая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждого раздела желательно поместить выводы (суждения).

Заключение – завершающая часть работы, в которой подводятся итоги исследования и делаются основные выводы. Оно, как и «Введение» не обозначается цифрами, в тексте располагается после основной части, начинается с новой страницы.

По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, четким, логичным и доказательным. На «Заключении», как и на «Введении» более всего сосредотачивается внимание преподавателя, оценивающего работу.

Для «Заключения» по реферату главное – показать результат работы, доказать, что поставленная цель достигнута. Не рекомендуется повторять или пересказывать материал, содержащийся в тексте реферата. Правильно выполненное «Заключение» содержит мысли в форме умозаключений.

Объем «Заключения» по реферату не должен превышать 2 стр.

Список использованных источников и литературы – помещается после «Заключения». Количество наименований литературы, внесенной в «Список», зависит от работы, однако в реферате оно должно быть не менее 5. «Список» составляется в алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора работы, наименования документа или коллективного труда, у которого нет точно определенного авторства. Кроме фамилии автора и названия работы необходимо указать выходные данные (место издания, название издательства, год издания). Также указывается количество страниц в тексте.

В «Списке» указывается только та литература, которая использована для данной работы. Но это не означает, что в список вносятся только труды, указанные в сносках. Например, теоретические работы могут быть использованы при подготовке исследования, и не фигурировать в тексте.

Сокращение мест издания, то есть городов, допускается лишь по отношению к Москве (М.), Ленинграду (Л.), Санкт-Петербургу (СПб.), Ростову-на-Дону (Ростов н/Д), Нижнему Новгороду (Н. Новгород). Все остальные российские и зарубежные города пишутся полностью.

Список источников и литературы оформляется строго по ГОСТу (см. Приложение Г).

Приложения – это дополнительный материал, иллюстрирующий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Приложения редко используются в рефератах, чаще в бакалаврских и курсовых работах.

Виды приложений могут быть разными: таблицы, документы, фотографии и др.

Приложения делаются только тогда, когда их больше двух. Но их и не должно быть слишком много. Каждое приложение должно иметь номер (без знака №) и заголовок. Одно приложение не может занимать более 2-х страниц.

В «Приложения» выносятся только те материалы, на которые есть ссылки в тексте. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» в сокращенном виде. Ссылка заключается в круглые скобки. Например: (См. Приложение А).

Приложения размещаются в самом конце работы после Списка источников и литературы.

Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «Приложение». Если в тексте документа одно приложение его обозначают «Приложение А». Каждое приложение начинают с новой страницы.

Если приложение представлено в виде таблицы и расположено на нескольких страницах, то на последующих страницах приложения над таблицей пишут с начала строки «Продолжение таблицы» и указывают ее обозначение.

Каждое приложение должно иметь заголовок. Заголовок приложения записывают с прописной буквы, располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы и пункты, которые нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед номером обозначение приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.


    1. Рекомендации к написанию текста


Текст реферата, как и любой другой работы (курсовой и др.) пишется своими словами. Обязательно наличие я-суждений, т.е. высказывание своего мнения, оценок, критических суждений и др. Их принято излагать в безличной форме: «необходимо заметить», «следует подчеркнуть», «представляет интерес», «на основании изложенного материала можно сделать вывод» и др.

Для аргументации своих суждений следует использовать факты, документы, цитаты. Цитаты в реферате должны быть обязательно. Их можно представить в виде прямой речи, кратких выражений или пересказа. В любом случае дается ссылка на автора или источник. Цитата не должна превышать 5 – 7 строк.

Малоизвестные термины, используемые в тексте, должны быть определены. Все аббревиатуры также требуют расшифровки при их первом использовании.

Текст должен быть выполнен грамотно, хорошим языком, без ошибок и исправлений. Поэтому его необходимо отредактировать. В процессе правки уточняются суждения, повышается качество изложения, корректируется стиль.
1.4 Правила оформления текста
Правила оформления одинаковы для всех видов работ (реферат, курсовая, бакалаврская работа). Текст рукописи должен быть напечатан на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4 через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14 кегль.

Размеры полей: верхнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм,

Выделение названий (заголовков) глав, параграфов и подпараграфов в тексте обязательно. Главы и параграфы (разделы) нумеруются арабскими цифрами (например: 1, 2, 3…). Подпараграфы (пункты) – двойными арабскими (например: 1.1, 1.2, 1.3…), когда первая цифра означает принадлежность к определенному параграфу, а вторая – номер подпараграфа в нем. При необходимости возможно более дробное деление (например: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3…)

Заголовки печатают с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их отделяют точкой. Заголовки формулируются обычно в виде повествовательных предложений (ни в коем случае не вопросительных или восклицательных). Переносы, сокращение слов и подчеркивание в заголовках не допускаются. Заголовки разделов и подразделов отделяют от текста интервалом в одну строку.

Заголовки структурных элементов «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и литературы», «Приложение» не нумеруют.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Однако на самом титульном листе номер не проставляется. Число, обозначающее порядковый номер страницы, ставится в нижней части листа по центру. Нумерация страниц – сквозная, единая для всей работы, включая приложения.

Каждая новая мысль для облегчения восприятия выделяется абзацем. Абзац обозначается отступом, равным 1,25 см.

Терминология и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартами, а при их отсутствии – общепринятыми в научной и учебной литературе.

В тексте и подрисуночных надписях не допускается сокращение слов и словосочетаний, за исключением оформления библиографической записи документов. Если в тексте документа принята особая система сокращения слов или наименований, то необходимо привести перечень принятых сокращений или расшифровать их непосредственно в тексте при первом упоминании.

Справочные данные или пояснения к содержанию текста оформляют примечанием.

Текст работы сброшюровывается и вкладывается в папку (твердую обложку) или переплетается.

1.5 Правила оформления сносок (ссылок)
Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска.

Библиографические ссылки употребляют:

  • при цитировании;

  • при заимствовании положений, формул, таблиц и других иллюстраций;

  • при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

  • при анализе в тексте статических материалов, опубликованных работ

Виды библиографических ссылок:

  • внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

  • подстрочные (внизу страницы, под строками основного текста);

  • концевые (после текста работы, перед списком источников и литературы).

Примеры оформления ссылок приведены в Приложении Е.
1.6 Таблицы, схемы, графики…
Если логика вашей работы требует сопоставления определенных цифровых параметров, то это целесообразно осуществить в форме таблицы.

Таблицы бывают аналитическими и неаналитическими. Аналитические таблицы представляют собой результат обработки и анализа цифровых показателей. Обычно на основании таких таблиц делается обобщающий вывод, в котором устанавливается и формулируется определенная закономерность.

В неаналитических таблицах, как правило, приводятся необработанные статистические данные, на основании которых не делается никаких выводов. Это просто информативный и иллюстративный материал.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают непосредственно под текстом, в котором дана ссылка на нее, или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении.

Над таблицей помещают слово «Таблица» без абзацного отступа, затем – номер таблицы, через тире – название таблицы. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа. Если в тексте документа одна таблица, то ее обозначают «Таблица 1».

Таблицы в тексте приложения нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед номером таблицы буквенное обозначение данного приложения и разделяя их точкой (например: Таблица А.1).

Заголовки граф и строк таблицы печатают с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком граф, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблицы точки не ставят.

Таблицу справа, слева и снизу ограничивают линиями. Головку таблицы рекомендуется отделять от остальной части таблицы
двойной линией. Заголовки граф следует располагать параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Разделять заголовки и подзаголовки граф и боковика диагональными линиями не допускается.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы перед их наименованием.

Текст в таблице можно выполнять через один межстрочный интервал шрифтом размером 12 и менее.

На таблицу обязательно должна быть сноска, с указанием источника информации.

Если необходимо дополнительно пояснить отдельные слова, числа, символы или предложения, приведенные в таблице, в нижней части таблицы делают дополнительную графу. Непосредственно после того числа, слова, символа или предложения, к которому дается пояснение и перед текстом пояснения ставится звездочка «*» или цифра со скобкой.
Пример: Таблица 1– Соотношение мужского и женского населения по итогам переписи 1979 г.1





Мужчины

Женщины

Соотношение полов

РСФСР

461

539

85:100

Красноярский край*

478

522

91:100

Иркутская область

482

518

93:100

* Данные без учета населения ЗАТО


Если графы или строки таблицы выходят за формат листа, то таблицу делят на части и помещают их одну под другой или на следующей странице. При этом слово «Таблица», номер и наименование таблицы помещают над первой частью, а над другими частями – слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Также можно использовать схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы.

Каждый вид иллюстративного материала должен иметь тематический заголовок (название). Иллюстрации располагают непосредственно после упоминания в тексте или на следующей странице и обозначают словом «Рисунок». Иллюстрации, за исключением приложений, нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах документа. Если в документе одна иллюстрация, то ее обозначают «Рисунок 1». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела.

Иллюстрации, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой.

Иллюстрации могут иметь тематическое наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и наименование. Для оформления подрисуночного текста допускается применять шрифт размера 12 и менее.

На иллюстративные материалы делаются ссылки, при этом указывается порядковый номер, под которым данная иллюстрация проходит в тексте работы. Ссылка может быть в виде речевого оборота: «как это видно на Рисунке 1» или в виде заключенного в круглые скобки выражения: (Рисунок 1). Кроме того, обязательна сноска на источник информации.

Пример



Рисунок 1. Динамика населения России в 1897 – 1997 гг., тыс. чел.2
Если рисунок не умещается на одной странице, допускается переносить его на другие страницы. При этом тематическое наименование помещают на странице, с которой начинается рисунок, поясняющие данные к рисунку – на любой из страниц, на которых расположен рисунок, и на каждой странице указывают номер листа.

Наличие таблиц, рисунков, графиков и других иллюстративных форм подачи информации в реферате не обязательно.

2 КУРСОВАЯ РАБОТА
2.1 Общие положения
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов университета. Ее выполнение направлено на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научного исследования, формирование навыков самостоятельного решения задач в ходе научного исследования.

Курсовая работа представляет собой развернутое, приведенное в систему изложение результатов изучения студентом социальных, культурных, политических, экономических процессов и явлений в истории

Руководство и контроль за ходом написания, а также рецензирование курсовых работ возлагается на кафедру. Для оказания помощи студенту кафедра назначает научного руководителя курсовой работы.

Цель выполнения курсовой работы – формирование навыков самостоятельного решения профессиональных задач.

Работа по избранной теме требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения, формулирования личной позиции, прилежания и профессионализма.

Текст курсовой работы – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащей систематизированные результаты исследования научной проблемы.


    1. Порядок выполнения курсовой работы


Работа начинается с определения направления и параметров исследования, которое осуществляется студентом вместе с научным руководителем. Научный руководитель осуществляет текущее руководство, которое включает систематические консультации с целью оказания помощи студенту, контроль за выполнением работы, проверку содержания и оформления работы, принимает курсовую работу к защите.
Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

1 выбор темы и изучение литературы;

  1. разработка рабочего плана и основных вопросов;

  2. сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

  3. формулирование основных теоретических положений, решение практических задач, выводов и рекомендаций;

  4. письменное изложение курсовой работы;

  5. защита курсовой работы.


Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы исследования студенту предоставляется полная самостоятельность.

Единственное обязательное условие – это соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Если у студента возникает затруднение при выборе темы, он может обратиться за помощью к руководителю.

Избранная тема курсовой работы после согласования с руководителем утверждается на заседании кафедры и заверяется заведующим кафедрой. Изменение допускается лишь в отдельных случаях по ходатайству самого студента или инициативе руководителя. Как правило, конкретная тема дается лишь одному студенту учебной группы.

Написание курсовой работы начинается с составления плана. Студенту предлагается разработать рабочий (календарный) план, который позволит четко организовать работу по избранной теме.

Рабочий план составляется в свободной форме и утверждается руководителем. В нем излагаются конкретные мероприятия по выполнению работы, сроки выполнения.

Сбор, систематизация, анализ и обобщение материалов по теме – один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Он требует ознакомления с большим числом источников и научных работ, оценки различных подходов и взглядов на изучаемую проблему, многообразия путей решения исследуемых вопросов. Рекомендуется сосредоточить внимание на основных работах, которые в наибольшей степени отражают точку зрения и позицию студента. В дальнейшем целесообразно их дополнять и другими.

Систематизация изученных источников и литературы позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Завершающим этапом работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняется план изложения, содержание и объем курсовой работы.

Вполне оправданной является методика, когда первый вариант пишется быстро, без тщательной стилистической обработки текста. Затем текст внимательно перечитывается, редактируется и передается руководителю. В соответствии с его указаниями вносятся изменения, коррективы и дополнения.

У каждого студента есть возможность использовать свой индивидуальный стиль работы, но основные методические приемы применимы для большинства случаев.

Защита курсовой работы проводится публично. Курсовая работа защищается при непосредственном участии научного руководителя в присутствии студентов.

Защита заключается в коротком докладе (5 – 8 мин.) студента по выполненной работе и в ответах на вопросы. Вопросы задаются присутствующими преподавателями и студентами. При защите студент должен дать объяснения по существу выполненной работы.

В результате защиты курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Оценка курсовой работы записывается в ведомость, представляемую в деканат факультета. Положительная оценка записывается в зачетную книжку за подписью руководителя курсовой работы.

Студент, не представивший в срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Курсовые работы, имеющие теоретический и практический интерес, передаются на конкурсы студенческих научных работ, в студенческое научное общество, отмечаются приказом по факультету. В ряде случаев они могут быть использованы при написании бакалаврских работ. Защищенные работы студентам не возвращаются и хранятся на кафедре.
2.3 Требования к содержанию курсовой работы


  • Логичность структуры работы, последовательность изложения материала.

  • Краткость и точность формулировок, исключающие возможность субъективного и неоднозначного толкования.

  • Четкая аргументация, убедительность и обоснованность выводов, заключений, рекомендаций и предложений.

  • Точное соответствие цели, задач, результатов и выводов работы.

  • Общий объем работы – 25 – 30 страниц (не считая списка использованных источников и приложений).


2.4 Структура курсовой работы
Введение. Во «Введении» обосновывают актуальность проведенного исследования.

На основании данных литературы нужно аргументировать теоретическую и практическую значимость выбранной темы, показать состояние ее изученности на сегодняшний день (историографический обзор).

Также необходимо дать характеристику использованных исторических источников. Они делятся на две группы: неопубликованные (например, архивные) и опубликованные.

В конце «Введения» формулируют цель и задачи исследования.

Цель работы должна быть сформулирована четко. Следует избегать слишком широких или излишне узких формулировок.

Задачи работы (2 – 3) должны точно соответствовать цели и раскрывать ее.

Рекомендуется определить хронологические и территориальные рамки исследования.

Объем раздела – не более 5 страниц.

Основная часть (2 – 3 главы). Содержание основной части зависит от дисциплины, по которой выполняется курсовая работа. Требования к содержанию излагаются руководителем.

Основная часть разделяется на главы и параграфы. Объем материала по разделам распределяется пропорционально. В конце каждой главы должны помещаться выводы. В процессе написания текста необходимо стремиться последовательно и логично излагать основные положения работы, делать правильные обобщения и умозаключения.

В тексте курсовой и бакалаврской работы необходимо наличие сносок (ссылок). Рекомендуется использовать внутритекстовые или подстрочные ссылки (См. Приложение Е).

Заключение. В «Заключении» излагаются основные результаты исследования.

Выводы формулируют четко, кратко, лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы.

В выводах недопустимы повторения, описание общеизвестных положений, написание ничего не значащих общих фраз, ссылки на других авторов, полемика. Выводы – это новые умозаключения, сделанные в результате исследования.

Выводы дают в виде отдельных абзацев.

Выводы должны представлять собой обобщение, их не должно быть слишком мало (1 – 2) или слишком много (10 – 20).

Объем раздела – не более 3 стр.

Список использованных источников и литературы. В этот раздел вносят библиографическое описание материалов: документов, статистических данных, учебников, монографий, статей из журналов и сборников и т.д., использованных автором при написании работы.

В списке должны быть представлены все работы, на которые есть ссылки в тексте, а в тексте должны быть ссылки на все источники, указанные в списке.

Сначала приводится список источников (по классам: документы, статистические источники, мемуары), затем список литературы (самостоятельная нумерация), если есть справочные материалы (энциклопедии, словари), то они помещаются отдельной группой. Списки составляют в алфавитном порядке. Число использованных работ в общей сложности должно быть не менее 10.

(Примеры составления списка использованных источников и литературы представлены в Приложении Г, библиографического описания различных видов источников и литературы – в Приложении Д).

Приложения. Оформление приложений выполняется одинаково во всех видах письменных работ (См. стр. 8 – 9). Наличие приложений не обязательно.

3 Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа
3.1. Общие положения
Бакалаврская работа представляет собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания, развивает навыки самостоятельной научной работы, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие итоговый уровень квалификации выпускника.

Иначе говоря, бакалаврская работа должна подтвердить способность автора к научной работе, а также показать достигнутый уровень квалификации в избранной сфере деятельности, профессии.

Цель бакалаврской работы состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Это необходимо не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии.

Тематика бакалаврских работ разрабатывается выпускающими кафедрами. Она должна отвечать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и техники и решать конкретные задачи, стоящие перед предприятиями и организациями.

Тематика доводится до сведения студентов, приступающих к изучению специальных дисциплин (См. Приложение И). Им предоставляется право выбора темы бакалаврской работы или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Как правило, тема бакалаврской работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ.

После выбора темы студент подает заявление на имя заведующего профилирующей кафедрой с просьбой разрешить ее написание. Закрепление темы, научного руководителя и консультанта оформляется по предложению кафедры распоряжением декана факультета.

Завершенная бакалаврская работа подписывается студентом и научным руководителем на титульном листе. К работе прилагаются отзыв научного руководителя и рецензия оппонента.
3.2 Последовательность выполнения


  1. Формулировка темы и составление личного графика работы

  2. Составление чернового плана исследования.

  1. Обработка и анализ имеющихся литературы и источников по данной

теме.

  1. Подготовка текста, его техническое оформление и сдача работы

научному руководителю.

  1. Доработка текста по замечаниям научного руководителя и сдача

окончательного варианта на кафедру.

  1. Подготовка к защите (составление текста вступительного слова,

изучение замечаний официального рецензента, получение допуска к

защите на заседании кафедры).

  1. Защита.


3.3 Критерии оценки


  • умение поставить проблему и обосновать ее актуальность;

  • организация материала, логическая последовательность его изложения;

  • понимание автором соотношения между реальной проблемой и формой ее концептуализации;

  • полнота охвата литературы, умение использовать материал других

исследований;

  • обоснованность выводов и рекомендаций;

  • самостоятельность работы, оригинальность в осмыслении материала;

  • язык и стиль работы;

  • корректность цитирования, составление историографии и технического оформления работы.



3.4 Структура и содержание
По сравнению с курсовой, содержание бакалаврской работы пространнее и глубже, но основные элементы структуры остаются прежними (титульный лист (См. Приложение Б), содержание (См. Приложение В), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и источников, приложение). Объем работы должен быть в пределах 60 – 80 страниц печатного текста.

Введение. Напомним, что это очень важная часть работы, которой следует уделить особенное внимание. Объем «Введения» – примерно 1/10 от всего текста.

Во «Введении» должны быть следующие компоненты:

          1. Обоснование актуальности избранной темы, проблемы исследования.

          2. Историография темы

          3. Цели и задачи исследования.

          4. Объект и предмет исследования

          5. Хронологические и территориальные рамки

          6. Теоретико-методологические основы исследования.

          7. Источниковая база исследования

          8. Научная новизна.

          9. Практическая значимость.

Основная часть. Основная часть подразделяется на главы. Их количество зависит от характера работы, количества материала и т.д. Общее правило – 2 – 3 главы. Текст каждой главы делится на 2 – 3 параграфа. Параграфы по необходимости разделяются на подпараграфы. Заголовки разделов должны четко отражать содержание относящегося к ним текста. Число параграфов – желательно одинаковое. Объем отдельных глав – желательно пропорциональный. Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами. Правила оформления текста аналогичны реферату и курсовой работе. Наличие сносок обязательно (См. раздел 1, 2; Приложение Д, Е).

Заключение. Нельзя допускать простого перечисления выводов, которые содержатся в основных главах бакалаврской работы. Необходимо избегать повторов.

Следует кратко, сжато обобщить основные результаты работы, указать решены ли поставленные задачи, подтвердилась ли гипотеза. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в виде пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, краткой и логически безупречной.

Нужно дать практические предложения и рекомендации, вытекающие из исследования, а также отметить перспективы дальнейшего изучения проблемы

Объем заключения – не более 5 – 7 страниц.

Список использованных источников и литературы и Приложения выполняются также как в реферате и курсовой работе (См. Приложение Г, Д). Но число единиц в списке литературы должно быть намного больше (не менее 20). Наличие приложений приветствуется.
3.5 Методологические характеристики бакалаврской работы
Проблема исследования. Это объективно возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Выдвигая проблему, каждый исследователь констатирует, что каких-либо знаний не хватает. Выявляется пробел в научном знании, который необходимо восполнить.

Актуальность проблемы. Необходимо убедительно показать, почему эта проблема в настоящее время является значимой, почему именно она должна быть изучена в первую очередь

Аргументы:

  1. Актуальность поставленной проблемы вытекает из необходимости получения новых знаний, которые позволили бы «закрыть «белое пятно».

  2. Изучение проблемы позволяет разрешить какое-либо важное противоречие, которое возникло в теоретической или практической деятельности людей

  3. Актуальность проблемы связана с настоятельной потребностью дополнить, уточнить, развить дальше какие-либо теории, концепции, представления.

  4. Актуальность проблемы может также обосновываться потребностью в разработке новых приемов, методов, методических процедур и т.п., которые могли бы обеспечить более глубокое проникновение в сущность процессов, явлений.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск