Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа)





Скачать 99.64 Kb.
НазваниеТематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа)
Дата публикации01.08.2013
Размер99.64 Kb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > История > Тематическое планирование
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тематическое планирование лекций
Тема 1. Введение в теорию эволюции (2 часа)

Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса «Теория эволюции». Развитие представлений о происхождении Земли и жизни на ней.
Тема 2. История эволюционных учений (10 часов)

Лекция 2. Представления об эволюции в античном мире и в средние века.

Лекция 3. Эволюционная философия.

Лекция 4 Взгляды на эволюцию Ч. Дарвина.

Лекция 5 Основные положения теории Дарвина.

Лекция 6 Синтетическая теория эволюции
Тема 3. Микроэволюция (10 часов)
Лекция 7. Формы изменчивости организмов.

Лекция 8. Биологический вид.

Лекция 9. Факторы микроэволюции.

Лекция 10. Видообразование и межвидовые отношения.

Лекция 11. Приспособленность и ее относительность.
Тема 4. Происхождение жизни на Земле (6 часов)

Лекция 12. Первые представления о возникновении и развитии Вселенной и Земли.

Лекция 13. Концепции происхождения жизни на Земле.

Лекция 14. Теория биохимической эволюции.
Тема 5. Этапы эволюции органического мира (6 часов)

Лекция 15. Основные пути развития растений и животных.

Лекция 16. Основные пути развития биосферы.

Лекция 17. Причины эволюции жизни на Земле.
Тема 6. Антропогенез (10 часов)

Лекция 18. Место человека в системе органического мира.

Лекция 19. Основные этапы становления приматов. Предпосылки становления человека.

Лекция 20. Основные этапы эволюции рода Человек. Факторы антропогенеза

Лекция 21. Современный этап эволюции человека. Расы и расообразование.

Лекция 22. Адаптивные типы человека.
Тема 7. Макроэволюция (10 часов)

Лекция 23. Формы филогенеза: дивергенция, параллелизм и конвергенция.

Лекция 24. Доказательства макроэволюции.

Лекция 25. Правила и закономерности макроэволюции.

Лекция 26. Основные направления эволюционного процесса.

Лекция 27. Темпы макроэволюции
Тема 8. Современные дискуссии в эволюционном учении (6 часов)

Лекция 28. Неоламаркизм.

Лекция 29. Сетчатая эволюция. Сальтационизм.

Лекция 30. Направленная эволюция. Номогенез.

Разработки практических занятий
Тема. История эволюционных учений (4 часа)
Занятие 1. Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Формирование представлений об эволюции органического мира у Ж.Б.Ламарка.

2. Основные заблуждения Ж.Б.Ламарка в объяснении движущих сил эволюции.

3. Биография Ч. Дарвина.

4. Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» и его значение для формирования у Дарвина представлений об эволюции органического мира.
Задания для самостоятельной работы:

  1. Биография Ж.Б.Ламарка.

  2. Прочитать книгу Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».



Литература:

  1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999. 266 с.

  2. Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». М.: Мысль, 1977. 453 с.

  3. Комаров В.Л. Ламарк // Комаров В.Л. Избранные сочинения. Т. 1. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1945. С. 427-551.

  4. История эволюционных учений в биологии. М.;Л.: Наука, 1966. 324 с.

  5. Ламарк. Философия зоологии. В 2-х томах. М.;Л.: Биомедгиз, 1935, 1937. 330 с. 483 с.

  6. Филипченко Ю.А. Эволюционная идея в биологии. Исторический обзор эволюционных учений XIX века. М.: Наука, 1977. 227 с.


Занятие 2. Ч. Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. 1 глава труда Дарвина. Дарвин об изменчивости видов.

  2. 2 глава труда Дарвина. Представления об искусственном отборе.

  3. 3 глава труда Дарвина. Естественный отбор и его формы. Половой отбор.

Литература:

  1. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. СПб.: Наука, 1991. 539 с.

  2. Тимирязев К.А. Чарльз Дарвин и его учение // Тимирязев К.А. Избранные сочинения в четырех томах. Т. IV. М.: Гос. изд-во сельскохоз. лит-ры, 1949. С. 49-283.

  3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999. 266 с.


Тема. Микроэволюция (4 часа)
Занятие 3. Популяция как единица эволюции

Вопросы для коллективного обсуждения:

Определение понятия «популяция». Генетика популяций.

Задания для самостоятельной работы:

Фенетика популяций.

Литература:

  1. Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М.: Мир, 1984. 232 с.

  2. Кайданов Л.З. Генетика популяций. М.: Высш. шк., 1996. 320 с.

  3. Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. М.: Наука, 1973. 277 с.

  4. Хедрик Ф. Генетика популяций. М.: Техносфера, 2003. 592 с.

  5. Яблоков А.В. Фенетика. Эволюция, популяция, признак. М.: Наука, 1980. 132 с.

  6. Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высш. шк., 1987. 303 с.

  7. Яблоков А.В., Ларина Н.И. Введение в фенетику популяций. Новый подход к изучению природных популяций. М.: Высш. шк., 1985. 159 с.


Занятие 4. Видообразование

Вопросы для коллективного обсуждения:

Пути видообразования: географическое, экологическое, гибридогенное. Сетчатая эволюция.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать примеры географического, экологического и гибридогенного видообразования.

Литература:

  1. Завадский К.М. Вид и видообразование. Л.: Наука, 1968. 396 с.

  2. Майр Э. Популяция, виды и эволюция. М.: Мир, 1974. 460 с.

  3. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М.: Наука, 1977. 297 с.

  4. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1980. 360 с.


Тема. Происхождение жизни на Земле (2 часа)
Занятие 5. Происхождение жизни на Земле

Вопросы для коллективного обсуждения:

Концепции происхождения жизни

Теория биохимической эволюции жизни. Сценарий «холодной предыстории жизни».

Современные представления об этапах преджизни.

Задания для самостоятельной работы:

Ответить на вопрос: возможно ли зарождение протоорганизмов в биосфере Земли в настоящее время.

Литература:

  1. Бернал Дж. Возникновение жизни. М.: Мир, 1969. 391 с.

  2. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М.: Едиториал УРСС, 2001. 256 с.

  3. Деймер Д., Михайлов А.И., Селезнев С.А. Как появились первые клетки ? // Природа. 1989. № 10. С. 3-9.

  4. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. М.: Ин-т компьютерных исследований, 2002. 160 с.

  5. Морозов Л.Л. Поможет ли физика понять, как возникла жизнь ? // Природа. 1984. № 12. С. 38-48.

  6. Морозов Л.Л., Гольданский В.И. Нарушение киральной симметрии в предбиологической эволюции и физические условия возникновения жизни // Вестник АН СССР. 1984. № 6. С. 54-63.

  7. Руттен М. Происхождение жизни. М: Мир, 1973. 411 с.

  8. Фолсом К. Происхождение жизни: Маленький теплый водоем. М.: Мир, 1982. 160 с.


Тема. Этапы эволюции органического мира (2 часа)
Занятие 6. Развитие органического мира в разные эры. Основные ароморфозы животных и растений.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Следы жизни а архее.

Развитие жизни в протерозое.

Жизнь в палеозое.

Развитие жизни в мезозое.

Жизнь в кайнозое.

Задания для самостоятельной работы:

Составить презентации о жизни планеты в названные эры.

Литература:

  1. Антонов А.С. Происхождение основных групп наземных растений // Природа. 1997. № 10. С. 55-63.

  2. Буко А. Эволюция и темпы вымирания. М.: Мир, 1979.318 с.

  3. Бурзин М.Б. Докембрийские предтечи «пионеров суши» // Природа. 1998. № 3. С. 83-95.

  4. Бурзин М.Б., Гниловская М.Б. Какими были древнейшие животные // Природа. 1999. № 11. С. 31-41.

  5. Воробьева Э.И. От рыб к четвероногим // Природа. 1989. № 5. С. 23-26.

  6. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. 432 с.

  7. Историческая геология. М.: Недра, 1986. 352 с. (Немков Г.И., Левицкий Е.С., Гречишникова И.А. и др.)

  8. Красилов В.А. Происхождение и ранняя эволюция цветковых растений. М.: Наука, 1989. 264 с.

  9. Курочкин Е.Н. Четырехкрылый динозавр и происхождение птиц // Природа. 2003. № 5. С. 3-12.

  10. Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. В 3-х томах. М.: Мир, 1992. 280 с. 1993. 283 с. 1993. 312 с.

  11. Малахов В.В. Новый взгляд на происхождение билатерий // Природа. 2004. № 6. С. 31-39.

  12. Мейен С.В. Следы трав индейских. М.: Мысль, 1981. 159 с.

  13. Мейен С.В. Основы палеоботаники. М.: Недра, 1987. 403 с.

  14. Федонкин М.А. Бесскелетная фауна венда и ее место в эволюции Metazoa. М.: Наука, 1987. 175 с.

  15. Федонкин М.А. Загадки вендской фауны // Природа. 1989. № 8. С. 59-72.

  16. Федонкин М.А. Холодная заря животной жизни // Природа. 2000. № 9. С. 3-11.



Тема. Антропогенез (2 часа)
Занятие 7. Основные этапы эволюции человека.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Современные представления об эволюции человека.

Этапы становления вида Человек разумный.

Современный этап развития человека.

Расы и расообразование.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать книгу П.Тейяра де Шардена «Феномен человека».

  2. Найти сведения об адаптивных типах человека и их отличительных особенностях для пустынного, тропического и умеренного типа.


Литература:

  1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М.: Наука, 1980. 240 с.

  2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: Изд-во УРАО, 1999. 208 с.

  3. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991. 256 с.

  4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.

  5. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

  6. Фридман Э.П. Приматы. М.: Наука, 1979. 216 с.


Тема. Макроэволюция (4 часа)
Занятие 8. Доказательства макроэволюции

Вопросы для коллективного обсуждения:

Палеонтологические доказательства.

Эмбриологические доказательства

Сравнительно-анатомические доказательства

Биогеографические доказательства

Задания для самостоятельной работы:

Решить палеонтологические задачи:

Задача 1.

В найденных палеонтологических останках мамонта содержится 5,25 % радиоактивного углерода от первоначального его количества в живых тканях. Определить возраст останков мамонта, зная, что период полураспада радиоактивного углерода (углеродные часы) составляет 5360 лет.
Задача 2.

В найденных палеонтологических останках ихтиозавра содержится 48% радиоактивного калия от его первоначального количества в живых тканях. Определить возраст останков, зная, что период полураспада радиоактивного калия (калий – аргоновые часы) составляет 300 млн. лет.

Литература:

  1. Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Л.: Наука, 1987. 256 с.

  2. Жерихин В.В. Избранные труды по палеоэкологии и филоценогенетике. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2003. 542 с.

  3. Назаров В.И. Учение о макроэволюции: На путях к новому синтезу. М.: Наука, 1991. 288 с.

  4. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М.: Мир, 1986. 404 с.

  5. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции. М.;Л.: Биомедгиз, 1934. 150 с.

  6. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981. 318 с.

  7. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1990. 272 с.

  8. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: Наука, 1969. 493 с.

  9. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982. 383 с.

  10. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1983. 360 с.


Занятие 9. Закономерности макроэволюции.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Эволюция онтогенеза.

Эволюция филогенетических групп.

Эволюция органов и функций.

Эволюционный прогресс и регресс.

Проблемы эволюции экосистем.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать примеры эволюции экосистем.

Литература:

  1. Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Л.: Наука, 1987. 256 с.

  2. Жерихин В.В. Избранные труды по палеоэкологии и филоценогенетике. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2003. 542 с.

  3. Назаров В.И. Учение о макроэволюции: На путях к новому синтезу. М.: Наука, 1991. 288 с.

  4. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М.: Мир, 1986. 404 с.

  5. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции. М.;Л.: Биомедгиз, 1934. 150 с.

  6. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981. 318 с.

  7. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1990. 272 с.

  8. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: Наука, 1969. 493 с.

  9. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982. 383 с.

  10. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1983. 360 с.

Тема. Современные дискуссии в эволюционном учении (2 часа)


Занятие 10. Современные взгляды на процесс эволюции органического мира.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Неоламаркизм

Сальтационизм

Сопряженная эволюция

Эволюция путем смены биот

Задания для самостоятельной работы:

Прочитать книгу В.И. Назарова «Эволюция не по Дарвину».

Литература.

  1. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. Учебное пособие.М.: КомКнига, 2005. 520 с.

  2. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции. М.;Л.: Биомедгиз, 1934. 150 с.

  3. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981. 318 с.

  4. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1990. 272 с.

  5. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: Наука, 1969. 493 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconТематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа)
Екимов, В. Ю. Основы работы с видеоизображениемв графическом редакторе Adobe Photoshop / В. Ю. Екимов, Н. И. Курьянова, О. А. Новицкий,...
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconТематическое планирование по литературе в 10 классе
Введение. Судьбы русской литературы золотого века и новая эпоха европейской истории. 3 часа
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconРабочая программа дисциплины «Квантовая теория»
Курс включает теорию измерений, теорию моментов, описание поведения квантовомеханической материальной точки в полях, теорию рассеяния,...
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,...
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconА. Л. Исаев, А. М. Чеповский введение в теорию баз данных
Введение в теорию баз данных: Учебно-методическое пособие по курсам «Вычислительная техника и информационная технология» и «Базы...
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconТематическое планирование курса «История средних веков» для 6 класс
...
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconПримерное тематическое планирование по истории. Планирование составлено...
Программа и планирование в 11 классе рассчитано на 70 часов, из них 24 часа на курс
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconРазвернутое тематическое планирование по изобразительному искусству...
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа за учебный год
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconКалендарно-тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий...

Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconКалендарно-тематическое планирование Классы 9 Количество часов Всего...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина,...
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconТематическое планирование по алгебре за 8 класс
Развернутое тематическое планирование по алгебре за 8 класс по учебнику А. Г. Мордкович «Алгебра 8». (3 часа в неделю)
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconРабочая программа введение в теорию межкультурной коммуникации направление
Введение в теорию межкультурной коммуникации: рабочая программа / авт сост. К. Ю. Ереметова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 19 с
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconТематическое планирование № п/п Тема Количество часов
...
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconТематическое планирование Основы общей биологии. 9 класс
Движущая сила эволюции: наследственность, изменчивость, отбор, борьба за существование
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование по алгебре в 10 классе. 3 часа в неделю- 102 часа
Тематическое планирование лекций Тема Введение в теорию эволюции (2 часа) iconТематическое планирование 11 класс 3 часа
Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск