Долгожител ь ( водевиль в двух действиях )





НазваниеДолгожител ь ( водевиль в двух действиях )
страница1/5
Дата публикации03.08.2013
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5




Б.КОНСТАНТИНОВ

А.РАЦЕР

Д О Л Г О Ж И Т Е Л Ь


( водевиль в двух действиях )

Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А:

Ю Л Я – студентка;
Л Е О Н И Д - молодой учитель;
К О С Т Я - друг Леонида, зав.клубом;
Н И Н А - почтальон;
А Н Т О Н И Н А В А С И Л Ь Е В Н А - тётка Нины;
С Т Е П А Н С Т Е П А Н Ы Ч - зав. магазином;
З А Б Е Л И Н - руководитель студенческой группы.

П Р О Л О Г.
На авансцене - все участники спектакля.


Не раз уже высказывалось мнение,

Что слишком деловит наш новый век,

Что в наши дни в смешное положение

Попасть не может умный человек.

Не нужен легкомысленный нам хохот,

Не нужен легкомысленный нам стиль,

Короче, нам, в серьёзную эпоху,

Не нужен не серьёзный водевиль.

В котором совпадения,

И недоразумения,

И треволнения любящих сердец,

Размолвки всевозможные,

И путаницы сложные,

И радостный, как водится, конец.
Он сначала был французским,

А точнее – переводным.

Корифеи сцены русской

Бенефис кончали им.
В нём князья в графинь влюблялись,

В нём стрелялись без конца,

А в конце соединялись

Все влюблённые сердца.

( п а н т о м и м а )

А потом на русской почве,

Был он заново рождён,

В нём купеческие дочки

С юных лет теряли сон.
И в приказчиков влюблялись,

Не смотря на гнев отца,

А потом соединялись

Все влюбленные сердца.

( п а н т о м и м а )

А потом во время НЭПа,

Стал гвоздём сезона он.

В нём влюблялись под тустепы,

И стрелялись под чарльстон.
Под фокстрот разоблачались

Махинации дельца,

А в конце соединялись

Все влюблённые сердца.

( п а н т о м и м а )

Героев этих нет в помине,

И сцену ни к чему им отдавать.

Но разве нам не хочется и ныне

Смеяться, петь, шутить и танцевать?
Поэтому мы вам сыграем пьесу,

Где рядом будет выдумка и быль.

Чтоб нам в конце концов решить совместно,

А нужен ли сегодня водевиль?

В котором совпадения,

И недоразумения,

И треволнения любящих сердец,

Размолвки всевозможные,

И путаницы сложные,

И радостный, как водится, конец!

Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е.
Занавес открывается. Одноэтажный дом. По одну сторону крыла два окна, по другую – окно. В глубине двора – сарай, откуда доносится стук топора. Из дома выходит АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА, прислушивается к стуку, заглядывает в сарай.

АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: Лёня, ты что тут делаешь?

ЛЕОНИД: (выходя из сарая) Дрова колю.

АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: В такую рань?

ЛЕОНИД: Не спится что-то… А вы куда собрались? Отдохнули бы после дежурства.

АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: Потом отосплюсь. Подушки китайские в магазин завезли – такие в нашем райцентре раз в год бывают. ( можно переделать: Подушки китайские в магазин завезли – хотя их сегодня в райцентре и полно, но сам знаешь, как сейчас автобусы туда ходят , да и льготы отменили.)

Санитарка наша, Евдокия Семёновна, вчера три штуки взяла,(боится нового дефолта). Да, вот смотри-ка, что она для твоего музея дала!

ЛЕОНИД: Медаль «За взятие Шипки»? Откуда она у неё?

АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: От пра-прадеда осталась.

ЛЕОНИД: Значит в нашем районе жил герой Шипки? Теперь-то уж я выпрошу в школе комнату для музея!

АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: Лучше б для себя комнату просил! Так и будешь с Костей в жильцах у меня жить?.. Слушай, а когда он из города вернётся?

ЛЕОНИД: Нина сказала – сегодня. У них сегодня репетиция.

АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА: А тётке не сказала! Артистка!

( Уходит.)
ЛЕОНИД: ( рассматривая медаль) Действительно – удивительное рядом! Такому экспонату позавидует любой исторический музей!.. А пока – пока придётся повесить её в комнате рядом с Георгиевским крестом, в разделе «Боевые реликвии».

(Уходит в дом.)
(В калитке появляется КОСТЯ, с двумя огромными чемоданами.)
КОСТЯ: Эй, люди, я вернулся к вам!

ЛЕОНИД: ( из окна) Костя! Вернулся! Вот здорово!

КОСТЯ: Нина дома?

ЛЕОНИД: Опоздал – на работу ушла.

КОСТЯ: Тогда, я к ней , на почту. Только побреюсь.

ЛЕОНИД: Подожди! Ты мне нужен! Тут такие события…

КОСТЯ: Назначили директором школы?

ЛЕОНИД: Да ну тебя!

КОСТЯ: Помещение для музея дали? Наконец-то я вышвырну твои исторические лапти, зипуны и кулацкие обрезы! Ну, говори, что случилось!

ЛЕОНИД: Садись, это длинная история… В прошлую субботу получил я отпускные, дал маме телеграмму в Москву, что выезжаю и пошёл на вокзал за билетом. Стою у кассы и вдруг…
№ 2. РАССКАЗ ЛЕОНИДА.
Как гром среди ясного неба,

Как в знойной степи ручеёк,

Как ранней весной из-под снега

Пробившийся к солнцу цветок,

Как море, что вдруг пред тобою

Открылось громадой своей…

Но только сравненье любое

Померкнет в сравнении с ней…

Всё же есть на белом свете

То, что мы зовём судьбой,

Я ведь мог её не встретить,

Стороной пройти другой.

Потерять в толпе прохожих,

В суете бегущих дней,

Не узнав, что сердце может

Биться в тыщу раз сильней…

Всё же есть на белом свете

Звёздный час судьбы твоей!
2.
КОСТЯ: Лишь в пьесах встречается это,

Где правда и сказка сплелись.

Так встретил Ромео Джульетту,

Елену увидел Парис.

Вот также веронцы и греки

Кололи от счастья дрова,

Наверно и в каменном веке

Такие звучали слова:


ОБА: Всё же есть на белом свете

То, что мы зовём судьбой,

Я ведь мог её не встретить,

Стороной пройти другой.
Потерять в толпе прохожих,

В суете бегущих дней,

Не узнав, что сердце может

Биться в тыщу раз сильней…

Всё же есть на белом свете

Звёздный час судьбы твоей!
КОСТЯ: И, кто же она, твоя Джульетта?

ЛЕОНИД: Подожди, всё по порядку. На чём я остановился?

КОСТЯ: «Стою я кассы и вдруг…»

ЛЕОНИД: И вдруг она – с рюкзаком, и вот с такими глазами! « Извините, говорит, товарищ, вы случайно не местный?» - «Полуместный, - говорю. – Год здесь работаю, учителем». «Значит, знаете, как до гостиницы добраться?»,- «Знаю, - говорю. На автобусе – до кольца».

КОСТЯ: Дальше, дальше что?

ЛЕОНИД: Дальше, я вместо поезда в автобус сел. Она биолог. Точнее – геронтолог.

КОСТЯ: Это что такое?

ЛЕОНИД: Темнота, а ещё культпросветработник! Геронтология – это наука о продлении жизни. Представляешь, придёт время, один укол – и человек живёт на 10, на 20 лет больше!

КОСТЯ: Да хоть на сто, больше всего на свете я боюсь колов.

ЛЕОНИД: Ну и живи до семидесяти! А какой-то ворон будет жить до двухсот, попугай – трёхсот… Неужели тебе не обидно.

КОСТЯ: Конечно, обидно. Уезжал – был нормальный человек, а приехал – попугай! Ну, что ты заладил про эту геронтологию? Что дальше-то было?

ЛЕОНИД: Дальше в гостинице не было мест, её поселили только на следующий день. Она ночевала здесь.

КОСТЯ: С этого бы и начинал! Поздравляю, старик!

ЛЕОНИД: Ты – циник! Я спал в сарае, на дровах!

КОСТЯ: Ну что ж, такой пень, как ты, нашёл достойное общество.

ЛЕОНИД: Замолчи! Как ты мог подумать такое? Она будущий учёный. У них студенческая экспедиция по области, долгожителей ищут. К счастью, Юля попала в наш район. Я отдал ей все списки и фотографии старожилов из нашего музея, она ездит по деревням и изучает их.

КОСТЯ: Значит её зовут Юля?

ЛЕОНИД: Красивое имя, правда?


КОСТЯ: Есть и покрасивей, Нина, например. И это имя скоро будет повторять весь район. Я уже афишу привёз! ( разворачивает афишу) «Степан Разин», инсценировка и постановка зав.клубом К.Селезнёва, в роли персидской княжны – почтовый работник Нина Рябинкина». Не зря в Москву съездил, всё достал! (показывает чемоданы) И костюмы, и бороды, и парики! (напевает) «Мощным взмахом поднимает он красавицу – княжну, и за борт её бросает…»

ЛЕОНИД: Не хочу тебя огорчать, но за бортом можешь оказаться ты. Степан Степанович уже два раза Нину с почты на своём новеньком «Мерседесе» подвозил.

КОСТЯ: Зря бензин тратит.

( В калитку вбегает ЮЛЯ, за плечами у неё рюкзак).
ЮЛЯ: Здравствуйте, Лёня!

ЛЕОНИД: Здравствуйте… Это Юля, а это Костя, мой друг, я вам рассказывал…

КОСТЯ: Ну, как наш район – обогнал Кавказ по долгожителям?

ЮЛЯ: Ваш, к сожалению, нет. Девяносто лет – это предел. А таких можно и в Москве найти. Я прощаться пришла.

ЛЕОНИД: Уезжаете?

ЮЛЯ: Да, в Ефимовский район. Может тем повезёт. Я побежала, а то на автобус опоздаю, следующий только вечером. Спасибо вам за всё! До свидания! ( Убегает).
( Леонид молча опускается на пенёк).
КОСТЯ: Сел пень на колоду! Беги за ней!

ЛЕОНИД: Она не останется, для неё главное – долгожитель.

КОСТЯ: Слушай, а та старушка из Чистых ручьёв? Ей же сто восемь было.

ЛЕОНИД: Уехала в Америку – внуков нянчить… Что же мне делать? Что делать?

КОСТЯ: Ждать, пока сотня стукнет. Может она и проявит к тебе интерес.
( Возвращается ЮЛЯ).
ЮЛЯ: Лёня, у меня же в рюкзаке списки ваших старожилов, чуть не увезла!..

(развязывает рюкзак).
ЛЕОНИД: (Косте) Ну, придумай что-нибудь! Как её задержать?

КОСТЯ: Спасение утопающих, дело рук самих утопающих, как сказал Степан Разил персидской княжне.(Уходит в дом).

ЮЛЯ: Держите – всё в целости и сохранности, и адреса и фотографии.

ЛЕОНИД : А может быть останетесь? Может быть та бабушка вернётся!

ЮЛЯ: Какая бабушка?

ЛЕОНИД: с Америки – я вам рассказывал.

ЮЛЯ: Лёнечка, нас, геронтологов, больше интересует проблема мужского долголетия. Помните, даже «Литературка» писала: «Берегите мужчин!» До свидания.

ЛЕОНИД: Стойте, вспомнил – здесь есть один мужчина. Георгиевский кавалер, ему сто десять…

ЮЛЯ: Сто десять?!

ЛЕОНИД: Да – было бы легче, если бы не умер. Но могила хорошо сохранилась…

ЮЛЯ: Какой вы смешной, Лёня! Я не Чичиков, мёртвые души не собираю. До свидания! (Убегает).
( В калитке сталкивается с седобородым стариком, за плечами у него котомка, в руках – суковатая палка, ноги обутые в лапти. На нём рваный ватник, холщёвые штаны, на голове – старая шляпа. На груди медаль.)

СТАРИК: Скажи, касатка, Селезнёв здесь проживает?

ЮЛЯ: Не знаю.

СТАРИК: Кинстинтин.

ЮЛЯ: А ! Здесь .

СТАРИК: Проводи старика.

ЮЛЯ: (показывает на Леонида) Он проводит. Я спешу, дедушка, извините.

СТАРИК: Кто на этом свете спешит, раньше всех на том будет. А я вот всю жизнь, потихоньку, полегоньку, зато сто двадцать годов, а жив здоров.

ЮЛЯ: (останавливается) Что, что вы сказали?

СТАРИК: Жив здоров, говорю.

ЮЛЯ: Да нет – сколько вам лет?

СТАРИК: Сколько есть – все мои.

ЮЛЯ: Нет - вы сказали сто двадцать!

СТАРИК: Не веришь? Ну и правильно! Сбрехнул я малость. Рядом с такой берёзкой и старому дубу моложе быть хочется… Ста двадцать пять мне, ежли по пачпорту.

ЮЛЯ: Сто двадцать пять! Вы слышите, Лёня?

ЛЕОНИД: Просто не верится! Это же чудо!

ЮЛЯ: А вы не ошиблись, дедушка? В преклонном возрасте людям естественно не убавлять года, а прибавлять. У вас документ какой-нибудь есть?

СТАРИК: Есть! Только в руки дать не могу, так, издаля поглядеть, посколько боевая реликвия.

ЮЛЯ: Что это, Лёня?

ЛЕОНИД: Медаль… медаль «За взятие Шипки»? ( в ужасе догадался, что это Костя).

СТАРИК: Ну, что рот раскрыл? Отойди , дай девушке взглянуть.

ЮЛЯ: 1877 год! Век тому назад!

СТАРИК: Век и ещё год, а всё как сейчас помню…
№ 3 КУПЛЕТЫ ПАНТЕЛЕЯ.
1.
Хоть сто лет с тех времён

Миновало,

Помню свой эскадрон

И капрала.

Вместе с нами он бил

Супостата,

Больше жинки любил

Он солдата.


Солдатушки, браво – ребятушки,

Кто же ваши жёны?

Наши жёны – пушки заряжёны,

Вот кто наши жёны!
2.

Нас побить не смогли

Басурманы,

Побросали свои

Ятаганы.

Гнали вражью мы рать

Две недели,

Чтобы сон разогнать

Песню пели:

«Соловей, соловей – пташечка,

Канареечка жалобно поёт:

Раз поёт, два – поёт, три – поёт,

Перевернётся – снова запоёт!»


3.
Получил на погон

Я нашивку.

И ещё восемь дней

На побывку.

Восемь дён целовал

Я Маланью,

На девятый сказал:

«До свиданья!»

Не плач, девчонка,

Пройдут дожди,

Солдат вернётся,

Ты только жди…
ЮЛЯ: Дедушка, этой песни тогда ещё не было!

СТАРИК: А дожди-то были! Не важно, кто что поёт, главное дело – вперёд! Ура! Стало быть разбили мы турка, вернулись домой, а дома ишшо хуже: крепостное право, оброк…

ЛЕОНИД: Крепостное право отменили ещё в 1861 году!

СТАРИК: Ну, даааааааааа! А ты не врёшь, парень?

ЮЛЯ: Он историк, он точно знает.

СТАРИК: Историки, значит, знали, а мы темнота – нет! И до 17-го года всё помещикам оброк платили! Сколько денег кошке под хвост!

ЮЛЯ: Успокойтесь, дедушка, садитесь. Как вас зовут?

СТАРИК: Меня…Пантелей… Пантелей Евграфович.

ЮЛЯ: А фамилия?

СТАРИК: Селезнёв. У нас пол Ефимовки – Селезнёвы.

ЮЛЯ: Так вы из Ефимовского района? Лёня, слышите?

ЛЁНЯ: (упавшим голосом) Слышу… Вы на автобус опоздаете…

ЮЛЯ: И Бог с ним! (Пантелею). Ваше семейное положение?

ПАНТЕЛЕЙ: Скрывать не буду – положение у меня хорошее. Холостой я на данном этапе. Как восьмая жена моя, Марфа Петровна, Богу душу отдала, так я с этим делом и завязал.

ЮЛЯ: А дети у вас есть?

ПАНТЕЛЕЙ: Не дал Бог.

ЮЛЯ: А родственники?

ПАНТЕЛЕЙ: Этих Бог дал! Превеликое множество, ждали от меня наследство, да не дождались – померли все. Один Кинстьинтин остался. (Утирает слезу).

ЮЛЯ: Сейчас я его позову, Пантелей Евграфович! (Направляется к Костиному окну).


ПАНТЕЛЕЙ: Не надо. Я сам. Сюмпрызом. (Заглядывает в окно). Спит наследник… И пущай спит. Сон жизнь продлевает. Вон жёны мои – я ещё на зоре в дремоте пребываю, а они чугунками ворочают, коров доют… Ну, и где они? Нету! А я тут… Пущай спит. А я пока в лесок схожу.

ЮЛЯ: Зачем?

ПАНТЕЛЕЙ: Пообедать. Я ведь сызмальства на подножном корму – ягоды, грибы да коренья, травы…

ЮЛЯ: Травы? А какие именно?

ПАНТЕЛЕЙ: А что под ноги попадает – подорожник, щавель, Иван-да-марья…

ЛЕОНИД: Это цветы!

ПАНТЕЛЕЙ: А я и цветы ем. И васильки, и ромашки. (Выразительно глядя на Леонида) Вот только лопухов не перевариваю. (Уходит напевая) «Травы, травы, травы не успели…»

ЮЛЯ: Какая бодрая походка! Какая осанка! Просто не верится!

ЛЕОНИД: И не верьте! Паспорта-то у него нет.

ЮЛЯ: А медаль?

ЛЕОНИД: Медаль он украл.

ЮЛЯ: Почему вы так агрессивно настроены против этого старика?

ЛЕОНИД: Нет у Кости никакого родственника, тем более в Ефимовском районе.

ЮЛЯ: А давайте спросим у него.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconПьеса-карнавал в двух действиях по мотивам книг Франсуа Рабле
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconВиктор Левашов. Придурки или Урок драматического искусства
Без вины виноватые" во 2-м отделении "Норильлага" в апреле 1945 года в двух действиях
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconСказка для детей и взрослых в двух действиях
...
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconАлександр Углов в ожидании Антона Комедия в двух действиях
...
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconА. И. Типаков «27» февраля 2012 г
Булат Окуджава «Похождения Шипова, или старинный водевиль», истинное происшествие, малая сцена
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Булат Окуджава «Похождения Шипова, или старинный водевиль», истинное происшествие, малая сцена
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconПлан мероприятий февраль 01. 02. 2012 Министерство культуры Калужской...
Булат Окуджава «Похождения Шипова, или старинный водевиль», истинное происшествие, малая сцена
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconКомедия в пяти действиях
Л у к а г е р а с и м ы ч д е р г а ч е в, приятель Дульчина, довольно невзрачный господин и по фигуре и по костюму
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconОпера в 5-ти действиях
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
З н а т ь: алгоритмы сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разности двух векторов
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconУрок с элементами сказки по математике во 2 классе Тема: Сложение и вычитание в пределах 100
Закреплять знания об изученных арифметических действиях, о геометрических фигурах
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconУрок в 8 классе Тема. Действительные числа Цель: обобщить и систематизировать...
Цель: обобщить и систематизировать знания о числе и на основе расширения понятия числа развивать умения выделять главное, сравнивать,...
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Переделки песен: «Делу-время» (А. Пугачева); «Нам нужна одна победа»; «Мы не пашем, не сеем, не строим» (Никитины); «Песня охраны»...
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconУрока: Обучающая
Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Закрепить знания о числах в пределах 10 и математических действиях с ними


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск