Скачать 0.63 Mb.
|
Сергей Шумский Дорога к солнцу (сказка для детей и взрослых в двух действиях) Ижевск 2006 год Действующие лица: Умник – аспирант лет 27 Лопшо Педунь – старик Онтон – внук Педуня, лет 14-15 Бабушка Матрена – жена Педуня Домовой Кузя Смерть Гость Гостья Сцена 1 Первая сцена играется перед закрытым занавесом. Умник входит в село, он раздосадован тем, что промочил ноги и испачкал одежду. Остановившись привести себя в порядок, видит Онтона. Умник:- Эй, юноша! Доброе тебе утро. Онтон (в руках у него пакет чипсов): - Какое утро? Уже день давно! Здравствуйте, дяденька! Умник: - Что у вас за деревня такая? Онтон: - А что вам в нашей деревне не нравится? Умник:- Как что? Пока от станции до вас добрался, две разрушенные плотины встретил, мостов через речки нет, в грязи вот перепачкался. Онтон: - Ну, так весна же! Умник: - Ну и что, что весна?! Нормальные запруды нужно на речках делать, чтобы их весной вода не уносила. Онтон:- Какие запруды не делай, а когда вумурты веселятся, они все равно их сломают. Умник: - Кто веселится? Онтон: - Вумурты. Ну – водяные. Умник: - Кто? Онтон: - Ну, люди такие, только они в воде живут. Весной они свадьбы играют, и если им в пруду тесно становится, они наши плотины ломают и носятся по речкам. Умник: - Да ты, малыш, как я вижу сказочник. Онтон: - Тут у нас все такие. А вы из города, дядя? Умник: - Из города. По одежде, что ли, догадался? Онтон: - Да что одежда! Одежда на вас вполне китайская, такую и у нас продают. Ирония у вас городская. Вот вы же не поверили в водяных? Умник: - Конечно, не поверил. Онтон: - И зря… «Вон у нас какие леса дремучие, болота топкие, звери хищные, тучи с грозами, зимы с морозами…» Умник: - Ай, какой молодец! А еще такие вот всякие присказки знаешь? Онтон: - Да полно! Только некогда мне тут с вами – у меня перемена заканчивается. Умник (заметив красочный пакет чипсов): - О! И до деревни эта гадость добралась! Онтон: - Это вы про чипсы? Мне они тоже не нравятся. Умник: - А зачем тогда ешь? Онтон: - В силу сложившихся обстоятельств. Дядя, так я побежал? Некогда мне тут с вами дискуссии про генно-модифицированные продукты разводить. Умник: - Подожди-подожди! Какой ты, однако, занятный юноша. Ты мне вот что подскажи, пожалуйста. Где тут у вас живет самая, э-э-э, фольклорная семья? Онтон: - Фольклорная? А зачем вам это? И что это такое «фольклорная семья»? Умник: - Ну-у, чтобы традиции соблюдались, обряды… Чтобы по заветам дедов жила! Онтон: - По заветам дедов – это как дед скажет, так чтоб и было? Умник: - Ну, примерно так. Онтон: - А бабушка? Умник: - Что бабушка? Онтон: - Бабушку тоже надо слушаться? Умник: - И бабушку, конечно, тоже. Онтон: - Тогда самая фольклорная семья в нашей деревне – это я. Я и бабушку слушаю, я и дедушку слушаю. Умник: - Мальчик, ты меня не понял. Мне нужна семья, где свято хранятся традиции народа… (хочет продолжить, но Онтон его перебивает). Онтон: - Да понял я вас, дядя! Наша семья вот такая и есть, про которую вы спрашиваете. Умник: - А можно мне к вам пройти? Онтон: - Оно, конечно, отчего бы и не пройти. Только зачем вам это? Умник? – Вот ведь любопытный какой! А если не скажу? Онтон: - Какой вы, дядя, странный. Я же вам тогда не скажу, как к нам пройти. Умник: - Хитрован ты, как я посмотрю. Ты не переживай, я не надолго, у меня вечером поезд, я уже и обратный билет купил. (Пауза). Видишь ли, я написал научную работу по истории удмуртского народа… Онтон (перебивает умника): - Как? По истории нашего народа?! Умник: - Да… Онтон: - А дадите мне списать? Хотя бы немножко? Страниц несколько? Или вам жалко? Умник: - Да не жалко мне, только не взял я свою диссертацию с собой. А тебе зачем? Онтон (разочарованно): - Э-эх! Да нам реферат задали писать на эту тему. Вот я бы у вас и списал. Умник: - Скоро реферат сдавать? Онтон: - Скоро, конечно. Учебный год-то уже заканчивается. Умник: - А задали когда? Онтон: - Давно. Осенью еще. Умник: - Может, забыла про него учительница? Онтон: - Не-е, эта не забудет. Ох, и попадет мне. Умник: - Вот и мне попало. Онтон: - Как это? Вы же взрослый! Умник: - Тормознули мою диссертацию. Научный руководитель говорит, слишком много в ней теории и книжных знаний. Вы, говорит он мне (пародирует), батенька, хоть одну главу напишите про настоящую жизнь, про то, как сохраняются традиции, про нынешний быт… Онтон: - Да ты, дядя, не отчаивайся (впервые переходит на «ты», имея в виду похожесть обстоятельств). Мы тебе тут такой быт покажем, про который еще ни в одной книжке не написали. Умник: - Точно? Мне много-то и не надо, так, одним глазком посмотреть на фольклор ваш, какие песни поете, на пляски-сказки ваши. Онтон: - Так вы же, дядя, не верите в сказки? Умник: - Конечно, не верю! Онтон: - Совсем-совсем? Умник: - Совсем-совсем. Онтон: - Как хотите, конечно. Не хотите верить – пробуйте не верить (пауза). А вы мне с рефератом поможете? Умник: - Да без проблем! Онтон: - Ну, тогда ступайте прямо к нам домой, а я в школу, опоздал уж, наверное… Умник: - Постой! А у вас большая семья? Онтон (с некоторым сомнением, будто подсчитывая): - Больша-ая! Умник: - А сказок у тебя дед с бабкой много знают? Онтон: - Немеряно! Дед-то их и вовсе сам сочиняет. Умник: - Замечательно! Как к вам идти? Онтон: - По этой улице, до магазина, а там спросите, нас всякий знает. Умник: - Ага, понял. Ну я пошел… Подожди! А кого мне спрашивать-то? Как ваша фамилия? Онтон: - Лопшо Педуня спросите, это дед мой. (Расходятся в разные стороны). Сцена 2 Дом Лопшо Педуня. Печь, сундук, простая мебель, холодильник. Из необыкновенного – травы подвешены в дальнем углу, какие-то горшочки, старинные книги. В ближней части левой стены – детский уголок: музыкальный центр, компьютер. Но самое неожиданное – еще один сундук не сундук, ящик не ящик, а будто бы гроб, который стоит как будто и на почетном месте. В центре сцены – обеденный, он же письменный стол, в глубине – дверь в комнату деда и бабки. Входная дверь – в ближней части правой стены, рядом табурет, на котором лежит пульт дистанционного управления музыкальным центром. Лопшо Педунь воровато осмотрелся в избе, выглянул в окно, в дверь. Взял пульт, понажимал с опаской кнопки, у него, как всегда, ничего не получилось, махнул рукой, положил пульт обратно на табурет, как бы крадучись идет к музыкальному центру. К дому подходит Умник. В ту секунду, когда Умник поднимает руку постучать в дверь, Лопшо Педунь, наконец, решается и тычет в кнопку музыкального центра. Раздается оглушительный рэп. Лопшо Педунь падает на пол и делает по избе круг по пластунски, Умник низко приседает от неожиданности. Лопшо Педунь выключает музыкальный центр. Умник на крыльце: «Ничего себе, фольклор удмуртского народа!». Лопшо Педунь перебирает диски, читает вслух, что на них написано, устанавливает их в музыкальный центр: «Фольк мьюзик народа суоми», так, а это? «Эстонская народная музыка, сделано в Таллинне», так, а это? «Старинные песни мадьяр, сделано в Будапеште». А «суоми» где сделано? (Находит футляр диска, читает) – «В Хельсинки». Ага! Что будем слушать?» (Тычет снова в кнопку музыкального центра). Звучит заводной фольклор. Лопшо Педунь пританцовывает, подпевает даже и не слышит, как в дверь стучат еще раз. Умник в нетерпении входит без приглашения, садится у дверей, с любопытством и немного насмешливо рассматривает кружащего по избе старика. Чувствуя, что сел на что-то, достает из-под себя пульт, переключает диски на музыкальном центре. Лопшо Педунь, всякий раз реагирует на перемену в музыке, как на что-то сверхъестественное. Лопшо Педунь заметил Умника только тогда, когда остановился прямо перед ним. Какое-то время они смотрят друг на друга. Умник выключает музыку и смотрит на стоящего перед ним Педуня. Лопшо Педунь: - О, Инмар! Ты и нашей музыкой можешь управлять! Умник: - Да, это совсем нехитрое дело (прячет пульт за спину). Лопшо Педунь: - Прости меня, что я без разрешения внука включил его проигрыватель. Умник: - Ничего, не велик грех. А что ты это слушал? Лопшо Педунь: - Песни наших финноугорских народов. Умник: - Старые песни о главном? Ничего, красивые песни. Только мне в последнее время больше нравятся алтайское горловое пение, музыка бубнов и варган. Лопшо Педунь: - Алтай? А правда, что Алтай – историческая родина всех финноугров? Умник: - Вижу и вам знакома эта версия о происхождении удмуртского народа. Доказать ее пока никто не смог. Впрочем, и опровергнуть тоже. Лопшо Педунь (начиная подозревать «подставу»): - Ага. Значит, ни доказать, ни опровергнуть. Вы мне тогда просто скажите, как оно все было на самом деле, без доказательств. Умник: - О! Это очень долгий разговор, Лопшо Педунь! Лопшо Педунь: - Откуда ты знаешь, как меня зовут? Меня уже ждут на небе? Мне пора собираться? Умник: - Да подожди собираться, давай поговорим, если я к тебе сам пришел. Лопшо Педунь: - Давай. Только ты мне скажи, сколько мне осталось еще пожить? Умник: - Ну… (Выкручивается) Не надо человеку знать дату своей смерти. Лопшо Педунь:- Почему? Умник: - Не положено тебе это знать и все тут. Лопшо Педунь: - Может это и правильно. Зачем человеку точно знать, когда он умрет? Заторопится жить, глупостей всяких наделает. А скажи мне, дождь в Пермском крае скоро будет? Умник: - Чего? Лопшо Педунь: - Так не знаешь про дождь-то? Умник: - Не знаю. Лопшо Педунь: - Почему? Тебя же вторую неделю просят, чтобы в Пермском крае дождь пошел! Умник: - Ну, не все просьбы до меня, видать, доходят. А кто просит-то? Лопшо Педунь: - Матрена, жена моя, просит. Умник: - Где мы и где Пермский край? Там что, дождя попросить некому? Лопшо Педунь: - Да есть, конечно, как нет. Только у них почему-то не получается. Умник (с иронией): - А у жены твоей получается? Лопшо Педунь: - У моей – да. Умник: - И ты это можешь доказать? Лопшо Педунь: - А что тут доказывать? У нас с апреля сухая погода стояла. Радио обещало засуху до середины лета. А Матрена моя попросила тебя, и дожди прошли – вон расцвело-то все как. Потом ей совестно стало, что дождь только у нас прошел. И Матрена помолилась о дожде для всех удмуртов. И бог (Лопшо делает ударение на слове «бог») дал нам его. Потом она попросила дождя для наших соседей татар, и бог дал дождя. Теперь она уже вторую неделю просит дождя для Пермского края. Тебе что, воды для пермяков жалко? (Педунь щиплет Умника). Умник: - Ой! Ты чего щиплешься, дед? Лопшо Педунь: - А! То-то я и смотрю, что ты не бог вовсе, а обыкновенный человек. Умник: - Конечно, человек! А ты думал, что богу скучно стало и он спустился с небес поболтать с тобой? Лопшо Педунь: - Да сначала так было и подумал. Мне уж совсем немного на земле побыть осталось. Умник (встает и идет по избе): - Да бросьте вы. Вы вполне еще крепкий старик (видит гроб, от неожиданности пытается неумело перекреститься). А что, у вас уже есть покойник в доме? Лопшо Педунь: - Какой покойник? А-а-а. Вон ты про что! Так это моя домовина. Умник: - Домовина? Гроб что ли? Лопшо Педунь: - Домовина. Гроб это будет, когда меня в нем на кладбище понесут. А пока это – домовина (с нежностью поглаживает домовину. Умник подходит с осторожностью, несмело протягивает руку, чуть трогает крышку) Там сейчас смерть моя лежит. (Умник отдергивает руку, отскакивает подальше.) Умник: - Старик, ты заговариваешься? Или разыгрываешь меня? Как это, смерть в нём лежит? Лопшо Педунь: - Болел я очень. Уж (задумывается) года три как тому назад, совсем помирать собрался. Из последних сил домовину вот сделал. Чтобы, значит, по моему вкусу все было. Мне же в ней лежать. Сделал все, как хотел. Тут и смерть за мной пришла. И дети тоже все приехали попрощаться. А я на детей-внуков поглядел, да и раздумал помирать. И рад бы в рай, да дел – непочатый край. Умник: - Ну, ты мелешь, старик! Если бы смерть пришла, она бы не стала тут с тобой торговаться. Лопшо Педунь: - Так она и не торговалась. Обманул я ее, в домовине своей запер. Не веришь? Да ты подойди поближе, услышишь, как она дышит. Умник: - Кто дышит? Лопшо Педунь: - Ох, ты, Фома неверующий! Да смерть моя в домовине дышит. (Умник видит, как Лопшо Педунь почти лег на гроб, поглаживает его, вслушивается, и тоже вытягивает шею.) Да ты ближе подойди! Издаля не услышишь. Она, бедная, все тише дышит. Тоже уж измучилась совсем. Пора мне и честь знать, выпускать ее. (Умник подошел совсем близко). Ну? Теперь слышишь? Умник: - Не-ет. Лопшо Педунь (уступая удобное место у гроба): - Вот здесь слушай. Не бойся, это ведь моя смерть, тебя она не укусит. (Умник набрался духа, приложил ухо к гробу.) Ну, услыхал? (Умник прикладывает палец к губам, даже шипит на Педуня. В полной тишине слышатся какие-то непонятные звуки: как будто кто-то то ли хрипит, то ли скребет по дереву. Когда постукивания становятся явными, Умник в испуге отскакивает от гроба.) Умник: - Просится выйти! Сцена 3 Гость (входя в дом): - Да не выйти я прошусь, а войти! (Испуганные Лопшо Педунь и Умник молча таращатся на гостя). Гость: - Вы чего, мужики? Лопшо Педунь: - Мы ничего. А ты зачем пожаловал, Митяй? Гость: - Да вот время свободное выдалось, зашел. (Пауза) Лопшо Педунь: - Ну, так ты говори, зачем пришел-то? Гость, явно выдумывая на ходу причину своего визита: - Вопрос у меня к тебе, Лапшо. (Стесняется незнакомца). Лапшо Педунь: - Не тяни резину, говори. Некогда нам вот с товарищем. Гость: - Лапшо! Вот все говорят, что ты у нас самый умный. Лапшо Педунь: - На чужой роток не накинешь платок! Гость: - И что самый хитрый. Лапшо Педунь: - Не мне судить. Гость: - Что будто любого можешь обмануть. Лапшо Педунь: - И это говорят? Гость: - Болтают злые языки. Лапшо Педунь: - Ну а чего ж, обмануть человека – дело не хитрое. Гость: - А меня вот ни за что не обманешь! Лапшо Педунь: - Да-а-а, тебя трудно обмануть. Умный ты очень. Гость: - Да, что есть, то есть! Но ты все равно попробуй! Лапшо Педунь: - Просишь, чтоб я тебя обманул? Гость: - Прошу! Лапшо Педунь: - Ну, если просишь… Да нет. И тебя бы обманул, только некогда мне сегодня. Гость: - А что такое? Лопшо Педунь: - Видишь вот – гость у меня (кивает на Умника). Гость: - Издалека? Лопшо Педунь: - Из самой Москвы! Ни за что не догадаешься, зачем он ко мне пожаловал. Гость: - Зачем? Лопшо Педунь: - Хочет рецепт нашей кумышки узнать в мельчайших подробностях. Все своими глазами увидеть, записать все в точности. Я вот думаю, что за просто так мы ему рецепт отдавать не будем. Надо всем миром решить, за сколько мы его продадим в Москву. Гость: - Точно! Надо побольше взять! Лопшо Педунь: - Давай так сговоримся. Ты иди собирай народ, будем решать о цене. А я его пока тут подготовлю, что секрет кумышки очень дорого ему обойдется. Иди. (Гость не торопится уходить, Лопшо Педунь подталкивает его к дверям). Гость: - А, а, а может, не надо народ-то? Может, мы сами тут как-нибудь сговоримся? Лопшо Педунь: - Это как? Гость: - Ну, чего зря народ баламутить? От дела отрывать? Пусть этот-то нам с тобой деньги и отдаст, тебе и мне. Больше ведь получится, если на двоих делить, а не на всех. Лопшо Педунь: - Больше-то оно больше. Да хорошо ли так поступать? Ведь кумышку то не мы с тобой придумали – а народ. А мы ее втайне от всех продадим? Сомневаюсь я, что так можно поступать. Гость: - Да ты не сомневайся! (Пауза). Ну ладно, когда деньги делить будем, тебе пусть побольше достанется, чем мне. Лопшо Педунь (как будто заинтересовавшись): - А на скоко больше? Гость: - Э-э-э, тут подумать надо. Лопшо Педунь: - Ладно, согласен. Давай так сделаем. Он ведь (кивает на Умника) хочет посмотреть своими глазами как мы настоящую кумышку варим. Давай покажем ему как это делается на Костиной мельнице. Гость: - Да ты что! Это ж далеко – туда день добираться только! Лопшо Педунь: - Вот и хорошо! Туда никто кроме нас не попрется, все дело втайне сделаем. Гость: - Так оно. Но там же болота кругом, комары, мошка. Они ж съедят нас! Лопшо Педунь: - Ну, за хорошие деньги потерпим! Ты не мешкай, собирайся прямо сейчас и отправляйся в дорогу. Может, там починить чего надо, давно ведь агрегат в бездействии стоит. Гость: - Да. И я-то уж года три там не был, а ты и вовсе забыл туда дорогу. Лопшо Педунь: - Не только дорогу, я столько лет кумышку не варил, что без твоей помощи теперь уж и не справлюсь. Хорошо, что ты зашел, Митяй. (Умник во время разговора Лопшо Педуня и Гостя ходит по избе, осматривает все, книги листает, травы нюхает. Всякий раз обходя домовину. Он не прислушивается к разговору, однако слышит все.) Гость: - Лапшо! Лапшо Педунь: - Ну что еще? Гость: - Поскоку я должен все на Мельнице приготовить, это ж сколько забот! Давай уж деньги-то поровну поделим, а? Лопшо Педунь: - Справедливо говоришь. Согласен. Гость: - По рукам? Лопшо Педунь: - По рукам. И смотри – никому не слова! Даже дома не говори, куда поехал. Гость: - Могила! (На «могила» Умник вздрагивает). Лопшо Педунь: - Завтра к обеду жди нас. В крайнем случае – к вечеру. (Подталкиваеи Гостя к выходу). Гость: - Договорились! (Уходит). Умник: - А ловко вы его обманули! Лопшо Педунь: - Так ведь сам же попросил. (Гость возвращается). Гость: - Педунь! Лопшо Педунь: - Ну, чего тебе еще? Гость: - А скажи, сколько у нас денег-то будет? Лопшо Педунь: - Ну и жадный же ты! Считай, что пятьсот тыщ у тебя в кармане. Гость: - Пятьсот тыщ! Это что же я на них купить смогу? (Начинает было подсчитывать, но Лапшо Педунь выталкивает его за дверь). Лапшо Педунь: - Иди! У тебя целая ночь впереди, на Мельнице и намечтаешься, как деньги потратить. Умник: - А не жестковато вы с ним, уважаемый Лапшо Педунь? И дорога дальняя, а потом еще всю ночь комаров кормить. Лапшо Педунь: - Митяй – жадный и ленивый. Все мужики на работе, а он средь бела дня по деревне болтается. Таких поучить не грех. (На крыльце слышится шум). Да что же это такое! Он опять возвращается! (Идет с решительным видом к двери, та открывается и вбегает внук). |
Александр Углов в ожидании Антона Комедия в двух действиях ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для отелей характерен национальный колорит в оформлении и высокий уровень сервиса. На территории комплекса расположен Аквапарк для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | Техническое задание по организации отдыха и оздоровления детей в... Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | ||
История амшена Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | Пьеса-карнавал в двух действиях по мотивам книг Франсуа Рабле Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Извещение о проведении тендера ООО сп «нибулон» на поставку товаров Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | Инерциальная система координат и единство сил инерции и тяготения Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | ||
Виктор Левашов. Придурки или Урок драматического искусства Без вины виноватые" во 2-м отделении "Норильлага" в апреле 1945 года в двух действиях | Новый взгляд на методики восстановления речи у больных с сенсорными афазиями Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | ||
Пояснительная записка к курсовой работе: 22 страницы, 4 рисунка, 9 источников, 5 приложений Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | Мониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 16 октября 2009 г Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | ||
Долгожител ь ( водевиль в двух действиях ) Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени) | The press release of World Forum of Spiritual Culture Astan, Kazakhstan October 18-20, 2010 Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | ||
В прошлом выпуске мы затрагивали вопрос о том, что криптоалиены разрабатывают... Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | Список научных трудов д филол н., г н. с сектора грамматики и диалектологии... Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... |