Скачать 496.12 Kb.
|
3. Планы практических занятий по курсу (темы семинарских занятий)Тема №1. ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ План: 1. Понятие «феодализм» и «капитализм» по отношению к истории стран Азии и Африки. Теория общественно-экономических формаций и Восток. 2. Соотношение понятий «Восток» и «Запад». Характерные черты восточной цивилизации. 3. Религиозная основа восточных цивилизаций. Основная литература 1. Алаев Л.Б., Ёрасов Б.С. Формация или цивилизация //Народы Азии и Африки. 1990. - №3. - С.46-56. 2. История и культура народов Азии, Африки и Латинской Америки. Учебник для вузов под ред. Искендерова А.А.//Вопросы истории. – 1995. - №1. – С.78-92. 3. Религии мира: Пособие для учителя под ред.Щапова Я.Н. – М., 1994.- С.98-45, 104-110. 4. Хачатурян З.М., Шемякин Я.Г. История мировых цивилизаций //Преподавание истории в школе. - №4 – С.64-78: №5. – С.75-79. Дополнительная литература 1. Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. -1990. - №11. – С.31-33. 2. Илюшечкин В. Цивилизация: ступени развития и региональные типы // Азия и Африка сегодня. – 1986. - №10. – С.19-22. 3. Ланда Р.Г. «Восток»: цивилизация, формация, социум //Вопросы истории. – 1995. - №4. – С.47-56. 4. Рейснер Л. «Цивилизация» и «формация» в обществах Востока и Запада// Азия. и Африка сегодня. – 1984. - №6. – С.22-26. 5. Тартаковский М. – Восток – Запад: на весах столетий //Проблемы Дальнего Востока. – 1989. - №6. – С.106-123; - 1990. - №2. – С.157-172. 6. Ушаков А.М. Восток: политические идеи и политическая практика: традиции и современность // Социально-политический журнал. – 1993. - №11-12. – С.11-18. 7. Шемякин Я.Г. Проблема цивилизации в советской научной литературе 60-80- х. гг.// История СССР. – 1991. - №5. – С.86-103. Рекомендации Изучение темы необходимо начать с уяснения понятий «общественно-экономическая формация» и «цивилизация». Постарайтесь ответить на вопросы: с какими трудностями столкнулись исследователи, пытаясь применить теорию общественно-экономических формаций к истории стран Востока? Почему К.Маркс ввел в научный оборот термин «азиатский способ производства» и какой смысл он в него вкладывал? Особое внимание при работе с данной темой следует уделитьраскрытию характерных черт восточной цивилизации. Для этого сравните восточную и западную цивилизации по следующим направлениям: отношения собственности, социальная структура общества, роль государства и авторитет власти. Правильное понимание особенностей восточных обществ невозможно без учета влияния религий: буддизма, ислама, конфуцианства. Существенную помощь в работе окажет учебное пособие Васильева Л.С. «История Востока» // см.Т.1, с.483-495; Т.2, с.70-78, 182-187, 244-248, 259-278. Форма работы на занятии Общая дискуссия по теме. Тема № 2. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В АФРИКЕ План:
Основная литература 1. Андреев И.Л. Эволюция архаического общества в тропической Африке // Вопросы истории. -1998. -№ 10. -С. 52-68. 2. Африка: цивилизация и современность // Мировая экономика и международные отношения. -1992. -№ 1.-С. 106-120; -№2.-С.55-72. 3. Васильев Л.С. История Востока. М . -1994. Т.1 -С.470-476; Т.2. -С.126-131. 4. Львова Э.С. Культура народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М. -1996. 5. Орлова А.С. Африканские народы. Очерки культуры, хозяйства и быта. М. -1958. -С.3-32. Дополнительная литература
Рекомендации Тема, предложенная для обсуждения, носит теоретический и дискуссионный характер. Обратите внимание на то, что исследователи, говоря об Африке, используют различную терминологию: традиционное общество, архаическое общество, природное сообщество, африканская цивилизация. Территориально речь пойдет об Африке южнее Сахары, хронологические рамки определить сложно, условно- 18-19 вв. Изучение этой темы должно подготовить вас к пониманию истории Африки 19-20 вв. Форма работы на занятии Общая дискуссия по теме. Тема №3 КОЛОНИАЛИЗМ И ВОСТОК План: 1. Причины и начало европейской экспансии в Африке и Азии. 2. Периоды колониализма и их характеристика. Сущность и типы колонизации. 3. Политика европейцев на зависимых территориях. 4. Борьба и приспособление восточного общества к политике метрополий. 5.Последствия колониализма для Востока и Запада. Основная литература 1. Абрамова С.Ю. Африка: четыре столетия работорговли. – М. -1992. – С.3-6, 43-75, 76-88, 92-94, 98, 250-259. 2. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1994. – Т.2 – С.12, 16-19, 89-90, 250-259. 3. История и культура народов Азии, Африки и Латинской Америки. Учебник для вузов под ред. Искендерова А.А.//Вопросы истории. – 1995. - №1. – С.87-90. 4. Розалиев Ю.Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. – М. – 1987. – С. 37-62, 77-88. Дополнительная литература 1. Африка: цивилизация и современность //Мировая экономика и международные отношения.-1992.-№2.-С. 55-56,60,63. 2. Широков Г.К. Колониальная система //Восток.-1995.-№6.-С. 5-16. 3. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного / Под ред. Ким Г.Ф..-М.,-1984.-С. 74-193. Рекомендации В процессе подготовки к семинарскому занятию уясните сущность следующих понятий: колония, колонизация, колониализм. Раскрывая причины колониальной экспансии европейских держав, свяжите ее с великими географическими открытиями. Подумайте, почему европейцы сумели подчинить себе население стран Азии и Африки. Проследите эволюцию форм эксплуатации колоний. Следует сравнить различные точки зрения отечественной историографии на проблему периодизации колониализма. Для более полного понимания проблемы необходимо охарактеризовать реакцию Востока на вторжение Запада: сплетение двух противоречивых тенденций – сопротивление и приспособление. При раскрытии роли колониализма в истории, попытайтесь найти факты, свидетельствующие как о положительном, так и об отрицательном его влиянии на восточное общество. Форма работы на занятии Общая дискуссия по теме. Тема №4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ в XVIII в План: 1. Экономическая система и социальная структура Османского общества 2. Политическое устройство Османской империи и кризисные явления в ее жизни 3. Попытки реформирования страны: специфика, направленность, результаты 4. Национально-освободительная борьба порабощенных народов Основная литература 1. Гаспарян М.А. и др. Очерки истории Турции.-М.-1983.-С.70,73,77-78. 2. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время.-М.-1992.- С.171-228. Дополнительная литература 1.Иванов Н.А. Арабо-османская община XV-XVII вв.//Народа Азии и Африки.-1990.-№4.-С.60-71. 2. Миллер А.Ф. Краткая история Турции.-М.-1948.-С.8-49. 3. Новичев А. История Турции в новое время. Ч.1./1792-1839гг./- Л.-1968. Рекомендации Познакомившись с литературой, необходимо разобраться в сущности сипахийской /тимарной/ системы землевладения. Для раскрытия темы следует привести объективные данные, показывающие кризисные явления экономической и политической жизни османского общества в конце XVII-XVIII вв. правильное понимание причин кризиса невозможно без учета имперского характера османского государства и показа национально-освободительной борьбы порабощенных народов. Изучая попытки реформ, обратите внимание на личность реформаторов, их социальную опору, а также цели и направления изменений. Все это поможет лучше понять причины их неудач. Форма работы на занятии Общая дискуссия по теме. Тема№5.Крестьянская война тайпинов 1850-1864. План:
Доклад по теме: «Руководители тайпинского движения: Хун Сюцуань, Ши Дакай, Ян Сюцинь» Работа по группам: Первый блок. 1 группа: причины восстания в виде таблицы.
2 группа: начало движения. Создание государства (быт, армия, государственное управление) 3 группа: западный и северный походы тайпинов. Составление хронологической таблицы войны тайпинов.
Первая группа: Упадок государства. и поражение тайпинов. Причины и последствия поражения тайпинов, итоги войны. Второй блок. Работа по карточкам. Третий блок. Дискуссия. (установите характер отношений тайпинов с европейцами на различных этапах восстания, пользуясь материалами учебников, приведенных в общем списке. (общее и различия во взглядах авторов ) Основная литература: 1.Практикум по новой истории стран Азии / под ред. В.И. Овсянникова.- М.,1990.-с 5-45. 2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т1.: учеб. По спец. «История».-М., Высш. Шк.1998.-С. 196-199. 3.Губер А.А. Новая история стран Азии и Африки.-М., 1982.-с. 360. 4.Делюсин Л. П. Материалы дискуссии о характере тайпинской революции // Народы Азии и Африки.-1962.-№5.- с.184. Дополнительная литература
Карточка №1. Перечислите этапы восстания тайпинов. Охарактеризуйте каждый из этапов. Карточка №2. Дайте сравнительную характеристику Китая до войны тайпинов и после нее. Карточка №3. Охарактеризуйте общественный уклад государства Тайпин Тянго. Карточка №4 Западный и северный походы тайпинов. Основные завоевания тайпинской армии. Уклад в тайпинской армии. Карточка №5. Назовите принципы, цели, идеи тайпинов. Можно их назвать утопичными? Почему? Карточка №6. Какие причины повлияли на поражение тайпинов. Карточка № 7. Каковы были последствия восстания тайпинов? Какова дальнейшая внутренняя политика Китая? Карточка №8 Охарактеризуете отношения тайпинов с европейцами на разных этапах восстания. Карточка №9 Почему тайпины выигрывали на первых этапах войны? Почему в итоге движение потерпело поражение? Карточка № 10. Каковы истоки тайпинского движения? Кто является его основоположником? Какова религиозная основа этого движения? Тема№6. ВОССТАНИЕ СИПАЕВ В Индии /1857-1859/ План:
Основная литература 1. Практикум по новой истории стран Азии/Под ред.Овсянникова В.И.-М., 1990. -С. 5-50,86-122. 2. Антонова К.А. и др. История Индии. -М., 1973. -С. 297-303. Дополнительная литература
Рекомендации Изучение темы следует начинать с основательного разбора документов. Сравните цели и детально проанализируйте программу восставших. Обратите внимание на роль религиозного фактора в движении, а также отношение восставших к европейцам. Подберите яркие примеры, характеризующие ход крестьянской войны тайпинов. Существенную помощь в работе окажет историческая карта и составление хронологической таблицы основных событий. Попытайтесь выявить причинно-следственную связь между колониальной политикой англичан и причинами восстания. Форма работы на занятии Выступления студентов и дискуссия по теме. Тема №7.ОБРАЗ ЯПОНИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ План:
3. Эволюция образа Японии в российском обществе (обобщающий итог семинара). Основная литература:
Дополнительная литература:
Рекомендации: Изучение темы следует начать с рассмотрения понятия «образа». Содержание этого термина рекомендуется посмотреть в историческом, политологическом, психологическом, социологическом и философском словарях. Изучив предложенную литературу обратите внимания на субъект, объект и конкретную ситуацию восприятия; попытайтесь определить их для каждого этапа. При исследовании литературы обратите особое внимание на работы Е.С. Сенявской. 1 этап: Первая встреча двух глубоко различных культур - японской и русской: религиозный, культурно-эстетический, идеологический аспект взаимовосприятия. Попытки установить с Японией торговые, культурные и иные отношения (образ - торгового партнера). 2этап: Коренное изменение образа (как Японии, так и России): влияние военных условий ( от «макак», «варваров», «азиатов» с непонятной культурой и привычками, до цивилизованной и высокоразвитой нации; от «маленькой, отсталой азиатской страны, до страны, которая может победить и Европу). 3 этап: Изменение идеологии в России: от царизма до большевизма ( Россия претерпела радикальную трансформацию). Изменение идеологии в Японии: тоталитаризм, шовинизм, идеи превосходства японской нации. Жестокое обращение (и немыслимые издевательства) с советскими военнопленными, в отличие от войны 1904-1905, где японцы изображались «цивилизованными, да ещё способными на благородные поступки». Как объяснить явление камикадзэ? 4 этап: Самый многогранный образ (в силу исторических условий обоих стран) : к Японии присматриваются (и изучают) с разных сторон: экономического развития, социально-политической сферы, традиций и культуры, быта, семейных отношений и т. д. О Японии пишут: журналисты, писатели, ученые и т. д. Отсюда различия в интерпретациях образа Японии . (но! общее в работах этого периода : это противостояние капитализма и социализма). 5 этап: Феномен Японии. Образ Японии -как страны с очень высоким уровнем жизни, с невероятными (фантастическими) техническими и информационными достижениями. Но при этом (Восток!) Япония смогла сохранить свои историко-культурные традиции почти в неизменном виде. Форма работы на занятии: Выступления 4-5 студентов с докладами по этапам восприятия (по каждому этапу предполагается 1 доклад) с последующим их анализом. Оставшиеся вопросы обсуждаются и делается вывод по всей теме семинара. К семинарскому занятию студенты должны знать содержание следующих терминов: камикадзэ, образ, пропаганда, стереотип. Ответьте на вопросы:
6. В чем феномен Японии? |