Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий»





Скачать 79.65 Kb.
НазваниеСеминар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий»
Дата публикации07.08.2013
Размер79.65 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Семинар 1.

«Цели и задачи современного исторического образования.

Возможности информационных технологий».

1. В чем состоит различие между гуманитарными и социальными (общественными) науками?

Наýка – особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений.

Различие между дисциплинами состоит в том что:

Гуманитарные науки изучают человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения гуманитарные дисциплины часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.

Общественные (или социальные) науки изучают общество, социальную реальность, бытие социальные группы и индивиды. По объекту, предмету и методологии изучения социальные науки в свою очередь так же пересекаются с гуманитарными науками. Социальные науки изучают разные стороны общественной жизни человека. Можно отметить несомненное сходство социального и гуманитарного. Даже можно сказать, что социальные науки это своего рода подраздел гуманитарные со своими определенными чертами. Но, социальные науки ориентированы на общество и конкретных людей. Изучается бытие человека и то, как оно связано с обществом. В то же время гуманитарный цикл предполагает изучение дисциплин не обязательно связанных с конкретными людьми в проекции на общественную деятельность.

Социальные науки ориентированы на человека в плане его общественной деятельности, а гуманитарные часто преследуют отвлеченные цели и рассматривают абстрактные понятия. В социальных науках есть практические инструменты, которые ориентированы на изучение общества и человека, а гуманитарным это зачастую не требуется.

2. Какое из приведенных автором определений истории как науки вам ближе? Почему вы выбрали именно это определение?

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях. Это понятие на мой взгляд является наиболее полным. История нужна для человеческого самопознания. Очень часто дается определение, которое характеризует историю как науку только о прошлом, на мой взгляд история есть дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого!

3. Почему личность исследователя имеет в истории большее значение, чем в точных и естественных науках? Как вы думаете, не делает ли это обстоятельство историю менее "научной"?

В исторической науке личность исследователя имеет немалое значение и действительно значение большее, чем в точных и естественных науках. В точных науках исследователь имеет дело с устоявшимися нормами и правилами, формулами, законами. Результат исторического исследования будет зависеть во многом от историка, в том смог ли он использовать правильно исторические источники, перенести главную мысль каждого из них в научную работу. Вопрос о поиске этих самых источников также не маловажен, но бывает, так что источников по какой-либо теме не так много или доступ к ним еще закрыт, это факторы уже другого характера. Конечно, есть большая вероятность, что исследователь может «увлечься» и написать работу в которой вымысла будет больше, чем исторических фактов, такие примеры встречаются на практике, но это не означает что история менее научна, потому что она, как и другие области научного знания имеет свою систему, понятийный аппарат и т.д. Такие примеры лишь выявляют степень необразованности человека и чрезмерный субъективизм, который мешает написанию достойной работы.

4. Какие из перечисленных автором общенаучных и специально-исторических методов вы предполагаете применить в своей работе?

Тема моего исследования «Финансовая политика Российского государства в первой половине XIX века». В своей работе я использую различные методы исторического исследования. Среди них: историко-генетический метод используется для уяснения природы исследуемых проблем в их исторически предшествующем состоянии. Он дает возможность рассмотреть финансовую деятельность Е.Ф. Канкрина во времени на различных этапах развития России. В работе применяется также историко-системный метод: государственная политика Е.Ф. Канкрина рассматривается нами не изолированно, а в общем контексте социально-экономического и политического развития России в первой половине XIX в. Историко-сравнительный метод способствует анализу результатов денежной реформы, вклада Е.Ф. Канкрина в экономическую науку и в укрепление Российского государства.

5. В чем состоят особенности исторического познания, отличающие его от прочих видов научного познания?

Историческое познание является разновидностью социального научного познания, но оно имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от всех прочих видов научного познания:

-объект изучения не может наблюдаться непосредственно, так как он отделен от субъекта временным интервалом;

-объект изучения зачастую является искаженным;

-отсутствует научный эксперимент, являющийся важнейшей составляющей не только естественнонаучных, но и социальных исследований.

6. Что для вас "исторический факт"? Какая из перечисленных автором точек зрения различных исследователей вам ближе? Объясните свою позицию.

«Исторический факт – это результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в исторических источниках». Это точка зрения Земляницина В.А.

Факт это единичное событие, которое имело место быть однажды в определенных исторических условиях, он в отличие от явления не рассматривается как процесс. Я согласна с точкой зрения автора в определении исторического факта, т.к не стоит забывать и об исторических источниках в которых тот или иной факт был отражен благодаря чему мы знаем о нем и можем использовать его в науке.

7. Каким образом, по мнению автора, можно формировать у школьников историческое мышление?

Историческое мышление, по мнению Земляницина, осуществляется по следующим критериям: – формированию исторического кругозора, умению определять взаимосвязь событий и исторических процессов, видению исторических аналогий, запоминанию содержания и исторической значимости событий, пониманию логики исторического процесса.

Можно сказать и о том, что чем больше связей между фактами ученики усвоят, тем выше будет систематизация их знаний, которые оперативно могут быть использованы и в дальнейшем обучении. Одной из важнейших задач обучения истории в школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества: о материальной жизни (орудиях труда, занятиях людей, отраслях хозяйства), о социально-политической жизни (представителях различных классов и слоев общества, формах классовой борьбы, устройстве государства и т.д), об исторических деятелях (полководцах, князьях, царях и т. д.), о событиях военной истории (вооружении, построении войск, тактике ведения боя), об историко-культурной жизни (быте народа, искусства, архитектурных памятниках). Познание исторического прошлого возможно и через познание понятий.

8. Какова цель, по-вашему, формирования у школьников исторического мышления?

Мышление - это высший познавательный процесс, который порождает новое знание, оно всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить. Формирование исторического мышления повышает способность школьника из потока информации выделять события на определенных основаниях, способность описывать события на основе разных источников, выстраивать свою интерпретацию событий.

9. Ознакомьтесь с историческими сайтами, созданными школьниками при участии автора. Их адреса в интернете:

1. http://www.likt590.ru/project/history/- «Путешествие по Средневековью» -

Сайт о происхождении и образе жизни сословий западноевропейского средневекового общества.

Достоинства: легко работать с сайтом; вся информация разделена по блокам, систематизирована, поэтому нужный материал можно найти легко;

Недостатки: не большое количество иллюстраций; отсутствие ссылок ; не все разделы заполнены или дано не много информации.

2. http://www.likt590.ru/project/podvig/- «Ленинград: подвиг духа» -

На данном сайте отражены страницам истории битвы за Ленинград и жизни людей в блокадном городе.

Достоинства: использование исторических источников, статьи составлены на основе дневников и воспоминаний ветеранов; большое внимание уделяется быту ленинградцев в те тяжкие и страшные годы; попытка сделать прогнозы, а что было бы, если бы?….,это всегда привлекает внимание читателей.

Недостатки: практически нет иллюстраций, можно использовать фотографии документов, дневников очевидцев и т.д.

3. http://www.likt590.ru/project/kolokol/- «Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол….»-

Этот сайт показывает нам, насколько расширилась география и увеличилась активность терроризма; каких масштабов достигают преступления и какой трагедией они оборачиваются, когда терроризм получает статус государственной идеологии.

Достоинства: удобная навигация; много ссылок, цитат известных людей; обзор темы разделен на десятилетия, по каждому из них дается подробная характеристика, много материала.

Недостатки: в названии нет слов: терроризм, террор, не сразу понятно, о чем сайт.

4. http://www.likt590.ru/project/perestrojka/- «20 лет спустя, перестройка глазами современников»-

Сайт освещает нам развитие СССР в период перестройки, проведен ее анализ, как исторического процесса, глазами современников двадцать лет спустя.

Достоинства: интересное оформление сайта, приведены оценки отдельных событий и этапа в целом, сформулированные в разное время, работа над сайтом проходила на основе социологических исследований.

Недостатки: материал изложен не в научном стиле, часто в тексте можно встретить: «мы», «и тогда мы решили» и т.д.

10. В чем автор видит достоинства и недостатки электронных энциклопедий, в частности, Википедии? Во всем ли вы с ним согласны? Чем можете дополнить?

Огромные возможности для совершенствования современного урока истории представляют ресурсы Интернета. Одним из важнейших направлений в данной области является работа с электронными энциклопедиями, в первую очередь, с «Википедией». По сравнению с традиционными «бумажными» энциклопедиями электронные энциклопедии выигрывают не только в силу своей доступности, но и по причине регулярного обновления. Особенностью «Википедии» является возможность самим учителям и учащимся участвовать в обновлении статей энциклопедии и, в тоже время, выступать в качестве рецензентов статей. Важным достоинством «Википедии» является систематизация собранного материала. Например, изучая биографию того или иного исторического деятеля, учащиеся могут узнать, кто был его предшественником и преемником на занимаемых им постах, при желании ознакомиться с их биографиями, а также историей данного поста или должности. В случае изучения биографии монарха, есть возможность ознакомиться с историей династии, к которой он принадлежал, а также с биографией представителей этого рода.

К недостаткам, можно отнести отсутствие ссылок на источник информации, вследствие чего полностью довериться написанному нельзя.

11. Найдите в указанных автором электронных библиотеках перечисленные им книги и источники. Что еще в этих библиотеках вы нашли полезного для своей исследовательской работы?

1-электронная «Библиотека Максима Мошкова», расположенная по адресу http://lib.ru : перечислены работы Е.В. Тарле, Д.С. Лихачева, Ф. Зелинского, Н. Эйдельмана, «История бриттов» Готфрида Монмоутского, Хроника Флодоарда;

2-библиотека издательства «Евразия», размещенная по адресу http://evrasiabooks.narod.ru : перечислены работы «Эпоха рыцарства в истории Англии» А. Брайанта, «Эпоха Плантагенетов и Валуа» К. Фаулера, «Французское общество времен Филиппа-Августа» А. Люшера.

12. Создайте в редакторе MS Word династическую схему трех-четырех поколений дома Романовых (или любого монаршего дома Европы по вашему выбору).

Династия Романовых

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconЕкатерина Юрьевна Роль информационных технологий в организации психологической...
Проблемы, связанные с организацией психологической помощи, заключались в ограниченной возможности поиска информации. О возможности...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconПрактический семинар по теме: «Применение информационных технологий в образовательном процессе»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский политехнический колледж...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» icon1. 1 Понятия информационных технологий
Целью данной работы является обзор информации о применении эвм, информационных систем и технологий. Данная цель раскрывается через...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconВопросы к экзамену Информатизация образования: понятие, цели, задачи, направления и средства
Информатизация – это процесс который направлен на работу с информацией средствами информационных технологий
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconВозможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно...
Сегодня новые задачи образования, рост информационных потоков, развитие телекоммуникационных технологий побуждают школьные библиотеки...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconИнновационного педагогического опыта
В основе современного образования лежит активность учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой,...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconНикита Сергеевич Применение информационных технологий в синологии...
Вторая глава в свою очередь даст краткую характеристику ресурсов, полезных в различных сферах синологии как науки, изучающей историю,...
Семинар «Цели и задачи современного исторического образования. Возможности информационных технологий» iconЦель: Показать важность знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий
Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск