Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории





Скачать 68.08 Kb.
НазваниеИсследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории
Дата публикации07.08.2013
Размер68.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Всякое учение – это деятельность. И эта деятельность должна быть активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельностью. Через такую деятельность можно воспитать активную личность. Исследовательская деятельность на уроках истории – это путь к знанию через собственный творческий исследовательский поиск. Психологи утверждают, что возникновение мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно, осознание материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30% - что наблюдали, 50% - что видели и слышали, 70% - что высказывали и обсуждали. Значит, главная моя задача - научить разумно учиться, сформировать привычку размышлять. Следовательно, уроки должны носить практическую направленность, поисковый, исследовательский характер.

В современной педагогике выделяются три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения. А само решение предстоит найти учащимся самостоятельно;

  • педагог ставит проблему, сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

  • на третьем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными слушателями, ведь мыслить ученик начинает тогда, когда у него возникает потребность узнать.

На уроках истории я предлагаю учащимся исследовательские задачи, которые предполагают самостоятельность поиска ответов.
5 класс. Тема « Афинская демократия при Перикле»

Задание (более сильной части класса): представьте, что вы археологи. При раскопках в Афинах вы нашли текст выступления Перикла перед афинянами (отрывок из речи у каждого на столах). Изучите эту речь и подумайте над вопросами:

- как было организовано управление Афинским полисом?

- как называется такое управление государством?

- в чем достоинство этой системы управления (на ваш взгляд)?

Задание (второй части класса): прочитать первый раздел параграфа и объяснить нарисованную на доске схему:

Народное собрание

3 – 4 раза в месяц


мужчины (граждане)


выбирали стратега на 1 год

Решали вопросы

война, мир принимали законы распоряжались казной
Задание для всех: Сравнить систему управления в Афинах и в Древнем Египте.

Какое государство вам кажется справедливым? Почему?
6 класс. Тема «Внешняя политика Ивана IV».
Формулируя задачи урока, я обращаю внимание учащихся на то, что им сегодня предстоит самостоятельно выявить основные направления внешней политики, определить основные внешнеполитические цели и выяснить были ли они достигнуты, если да, то в ходе каких событий, если нет, то почему.

Для выяснения основных направлений внешней политики учащиеся анализируют карты учебника « Россия во второй половине XVI века» (стр. 204) и «Ливонская война» (стр.210) и высказывают свои предположения о направлениях и внешнеполитических целях. Выслушав мнения, прошу сделать вывод, обобщить (сильных учащихся), вывод записываем в виде схемы.

Для выяснения достигнуты ли были цели, учащиеся работают по группам:

1 группа – Завоевание Казанского ханства и документ (стр.213)

2 группа – Присоединение Астраханского ханства.

3 группа – Покорение Западной Сибири.

Перед изучением Ливонской войны ставлю проблемный вопрос: почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе?
9 класс. Тема: «Февральская революция 1917 года».
Формулируя задачу урока, я обращаю внимание учащихся на проблему урока, записанную на доске: Февральская революция – это закономерное или случайное событие в истории нашей страны?
Чтобы понять смысл происходившего в то время мы обратимся к воспоминаниям,

мнениям современников тех далеких событий.

Задание: проанализировав документ, высказать свое мнение по данному вопросу.

1 группа – изучает материалы, отражающие позицию социал-демократов.

2 группа – материалы о том, как оценивал положение в стране царь и его окружение.

3 группа – материалы о настроениях в армии.

4 группа – как видели ситуацию лидеры крупнейших буржуазных партий.

5 группа – изучают материалы, отражающие настроение рабочих и крестьян.

Выслушав ответы всех групп, делаем вывод о причинах и задачах революции.

Реализация принципа проблемности ведет к изменению роли ученика. Учитель не дает готовые знания, а поощряет исследовательскую активность, что способствует лучшему усвоению материала, повышает интерес к предмету, развивает навыки самостоятельной работы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Уже давно не ставится вопрос о том, целесообразно ли использовать ИКТ на уроках истории. Однако не всегда мы представляем себе разнообразие возможностей компьютера и не всегда используем их. Конечно, компьютер – это не замена учителя, что бы мы не придумывали – учитель всегда был и будет основным действующим лицом на уроке. Но компьютер – это составляющая урока, еще одна методическая единица, которую стоит по достоинству оценить. Сегодня достаточно много специализированных обучающих средств, которые можно применить на уроках по всем предметам:

  • демонстрационные программы

  • образовательные программы

  • мультимедийные электронные учебники

  • презентации.


При использовании ИКТ реализуются следующие принципы:

  1. Принцип деятельности

Позволяет коренным образом изменить роль ученика: он является не объектом, субъектом

познавательной деятельности

  1. Принцип вариативности

Из большого объема материала учащиеся выбирают тот, который соответствует определенным

требованиям

  1. Принцип психологической комфортности

Позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого ученика, учитывая

психологические и интеллектуальные особенности личности.
Остановлюсь на использовании Программного обеспечения 1С: образовательная коллекция. История России в XVII - XVIII вв.

Тема: «Россия на рубеже XVII – XVIII вв.»

1 урок – « Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»

Сообщаю учащимся, что в 1598г. на престол вступил Борис Годунов:

- кто это?

- почему и при каких обстоятельствах он оказался на престоле?

- какую политику проводил?

На все эти вопросы вам предстоит ответить сегодня на уроке. Но сначала подумаем

и сформулируем задачи внутренней политики (обсудив задачи, учащиеся записывают их в тетрадь).

Обращаемся к анимированной карте Начало «Смутного времени».

По ходу работы с картой учащиеся отвечают на поставленные ранее вопросы.
2 урок – «Смута»

Говорю о том, что изучаемый период получил название «Смутное время».

Прошу объяснить это название как они понимают, высказать свои предположения.

Даю определение этого понятия под запись, останавливаемся на таких понятиях: самозванство, интервенция, гражданская война, экономическая разруха.

Задание: опираясь на материал предыдущего урока, сформулировать причины Смутного времени.

После ответов учащихся обращаемся к ПО: таблица Последствия «Смутного времени».

Задание: опираясь на таблицу, назвать экономические, политические и социальные причины Смутного времени.

Затем, переходим к работе с анимированной картой Начало «Смутного времени», по ходу работы учащиеся записывают хронологию событий Смутного времени и отвечают на вопросы учителя.

3 урок«Окончание смутного времени».

На данном уроке организована работа с анимированной картой «Окончание Смутного времени», в ходе которой учащиеся продолжают записывать хронологию событий и отвечают на поставленные вопросы учителя.

В конце урока, после обсуждения последствий «Смутного времени» (работа организована по группам: 1 гр.- положительные последствия, 2 – негативные последствия), обращаемся к таблице «Последствия Смутного времени».
4 урок – Контроль знаний с опорой на ПО
Использование Программного обеспечения при изучении темы позволила:

1. Активизировать познавательную деятельность на уроке.

2. Повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание уч-ся к изучаемой теме, сделать урок более интересным.

3. Представить учебный материал динамичной структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации.

4. Решить проблему исторических карт.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории icon«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный...
Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна...
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconПрограмма спецкурса «Проблемные вопросы в истории России»
Контрольно измерительные материалы
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconПрограмма спецкурса «Проблемные вопросы в истории России»
Контрольно измерительные материалы
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории icon«Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский...
Проект «Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы»
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconПроблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение)
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconПрограмма и вопросы к экзамену по новой истории стран европы и америки (XVI xix вв.)
Периодизация Новой истории. Предмет и задачи курса, его место в подготовке историков. Основные источники и литература. Методика преподавания...
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconУрок по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.»
Цель урока : формирование антикоррупционного мировоззрения на уроках истории через знакомство с историческими источниками
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconПрочитайте тему урока и ответьте на вопросы: о чем может пойти речь на уроке?
Содержание и методика применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) на уроках химии
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconМетодические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи слушателям при освоении программы повышения квалификации «Актуальные...
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconПрограмма по курсу «Проблемные вопросы истории Отечества» составлена...
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам...
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconКонспект урока по химии в 10 классе
Цветкова Л. А. и Габриеляна О. С. На усвоение данного объемного материала предполагается только один урок, если это базовый уровень....
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconУрок по на тему: «Культура и мораль»
Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации
Исследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории iconСекретарь фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск