Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России»





НазваниеПрограмма спецкурса «Проблемные вопросы в истории России»
страница1/12
Дата публикации23.05.2015
Размер2.06 Mb.
ТипПрограмма спецкурса
100-bal.ru > История > Программа спецкурса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Программа спецкурса
«Проблемные вопросы в истории России »

( с древнейших времен до 17 века)
Автор: учитель истории и обществознания

Давыдовская Юлия Александровна

С. Копорье

2013

Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………………
Программа курса………………………………………………………………………………...
Учебно-тематический план…………………………………………………………………….
Теоретические материалы………………………………………..…………………………….7
Практикум ………………………………………………………………...…………………106
Контрольно - измерительные материалы ………….…………...........................................134

Перечень тем и литературы для рефератов……………………………………………..…134

Вопросы, задания и тесты для самоконтроля ……………………………………………..138
Литература по курсу…………………………………………………………………………159
Интернет - ресурсы по курсу……………………………………………………………….164


Спецкурс «Проблемные вопросы в истории России»
Аннотация

Спецкурс «Проблемные вопросы в истории России» предназначен для учащихся 8-11 классов. Основное назначение курса связано с созданием условий для овладения учащимися понимания сложных исторических процессов. Спецкурс позволяет через разнообразные формы работы углубить знания по истории, подготовиться к участию во Всероссийской олимпиаде школьников, сдаче ЕГЭ по истории. Продолжительность курса 6 часов.
Введение
Актуальность курса обусловлена спецификой исторического образования. Концентрическая модель исторического образования, сокращение учебного времени и необходимость изучать сложный материал с учащимися более младшего возраста приводят к снижению качества знаний. Более того, современный человек должен обладать не просто знаниями, но, прежде всего умениями их добывать. Курс позволяет более внимательно рассмотреть те вопросы истории, которые не имеют однозначных ответов, и требуют всестороннего подхода. Умение критически анализировать исторические документы является важнейшим навыком для каждого человека, изучающего прошлое человеческого общества. По причине недостаточности времени в урочной деятельности, учитель имеет редкую возможность организовывать работу с историческими документами, что не позволяет в свою очередь, углублять, расширять содержание истории и погружать учащихся в историческую эпоху.

Данная программа рассчитана для подготовки учащихся 8-11 классов, имеющих одаренность по данному предмету к исторической олимпиаде, успешной сдаче ЕГЭ по истории.
Цель курса: сформировать у старшеклассников критическое мышление, углубить знания, познакомить с различными точками зрения на вопросы истории.
Задачи курса:
-овладение знаниями об основных закономерностях исторического процесса,

-развитие способности на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать факты и явления в истории,

-развитие творческого мышления у учащихся, их познавательной активности в мультикультурном историческом пространстве, самостоятельности суждений,

-воспитание в духе уважения к истории своего Отечества,

-воспитание толерантного отношения к различным точкам зрения на проблему.

Специфика курса определяется:

-проблемностью изучаемого материала,

- углублением имеющихся знаний через изучение исторических источников
В результате изучения курса учащийся должен:

-Знать основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса.

-Выбирать из огромного потока информации необходимые и наиболее достоверные данные по интересующему вопросу.

-Представлять логику исследовательской деятельности по проблемному вопросу.

-Уметь анализировать и обобщать полученную информацию.

-Грамотно логически представить результаты самостоятельной исследовательской работы, как в устной, так и в письменной форме.
Методы и формы обучения: проектные методы, учебная дискуссия, семинары, мультимедийные лекции, консультации, исследовательские лабораторные работы.

Программа курса

6 часов

Тема 1. «Откуда пошла земля русская»

1 час

Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне» в письменных источниках. Дискуссии о происхождении, времени и возможных территориях расселения славян. Появление славян на исторической карте в 6 веке. Направления славянской экспансии. Политическая жизнь славян.

Термин «государство». Предпосылки образования государства у славян. Теории возникновения древнерусского государства. Норманнская теория происхождения государства и ее критика. Социально- политический строй Древней Руси. Категории населения на Руси. Проблемы зарождения феодального строя в Древней Руси. Русская правда.

«Слово о полку Игореве» как исторический источник. Идея произведения. Споры об авторстве и времени написания. Дискуссии о подлинности источника.
Тема 2. Русское государство в период феодальной раздробленности.

2 час

Раздробленность на Руси. Ее оценка в российской историографии. Особенности феодализма на Руси. Социально-экономические изменения на Руси в 12-начале13 вв. Дискуссия о хронологии раздробленности. Княжеский домен.

А.Невский и его отношения с Ордой. Угроза с Запада. Каковы реальные масштабы Ледового побоища?

Монгольский период в русской истории – мифы и реальность. Кто такие «монголы – татары»? Принципы правления и администрации Золотой Орды. Политическая история Золотой Орды.
Тема 3. Образование единого централизованного государства.

1 часов

Первые шаги централизации Русского государства. Процесс объединения русских земель, особенности его протекания, социально-экономические и социально-политические предпосылки. Объединения и создание Московского государства. Освобождение Восточной Руси. Возвышение Москвы и его причины, борьба с Тверью и победа Москвы.

Основная геополитическая концепция Руси. Филофей. Источники возникновения доктрины "Москва - Третий Рим". Историческое значение "московской идеи".
Тема 4. В эпоху Ивана Грозного

1 час

Правление Е.Глинской. Детство царя. Противоречивость внутренней политики. Окончание работы Избранной рады. Политика Ивана Грозного: сила или слабость? Опричнина: суть, цели. Окончание опричнины. Цели и неоднозначные итоги политики в оценке историков.
Тема 5. Основные вехи в развитии крепостного права в России

1 ч.

Судебник 1497 г. Юрьев день. Судебник 1550 г. Заповедные годы. Пожилое. Урочные лета. Указ1597г. о сыске беглых крестьян. Соборное уложение 1649 г. Развитие крепостного права в период дворцовых переворотов. Указ Павла Iо трехдневной барщине. Указ о вольных хлебопашцах. Крепостное право в период правления Николая I. Отмена крепостного права в России в 1861 г.

Теоретические материалы.
Тема 1.Происхождение и раннее развитие славян.
1.Этногенез восточных славян.

Этноним «славяне».

Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне».

1.Часто этимологию самоназвания связывают со словом «слово». Таким образом «славяне» («словяне») — люди, говорящие «словами» (то есть по-нашему). Сравнительно с этим название неславянского (то есть иноязычных племён) — нѣмьци «немые». Аналогичного происхождения самоназвание албанцев — shqiptarët («говорящие понятно»). Но, эта этимология отвергалась многими авторами из-за того, что этнонимы на -ѣне, -яне связаны практически всегда с топонимами, а не с абстрактными понятиями.

2.Этимология самоназвания восходит к индоевропейскому корню *kleu-, основное значение которого «слышать» и часто встречается в различных употреблениях в значении выражений «слава» и «известность». Таким образом славяне — это «знаменитые люди», то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава. Эта точка зрения, популярная в XIX веке, ныне фактически не имеет приверженцев.

3.Название имеет топонимическое происхождение; возможно, это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы. Конкретный топоним надёжно отождествить не удаётся, вероятно, это название реки; ср. Славутич — поэтическое название Днепра; названия рек Слуя — приток Вазузы, сюда же польск. названия рек Sɫawa, Sɫawica, сербское Славница. Эти гидронимы восходят к индоевропейскому корню со значением «омывать», «очищать». Указывалось на литовскую деревню Šlavė́nai на реке Šlavė̃ как на точную этимологическую параллель названию «словѣне», образованную при этом от гидронима.

4.Название связано со *s-lau-os — народ, ср. греч. λᾱός.

Письменные памятники с VI века устойчиво говорят о словенах (словѣне) и о славянской земле, существенных ратных достижениях славян, особенно на землях Византии, где славяне, вероятно, и получают греческий вариант своего названия — sklabos (читается как sklävs), который позже был заимствован в европейских языках в различных трансформациях.

Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.
Вопросы и задания.

1.Найдите и объясните значение терминов «этноним», «этногенез», «топоним», «гидроним».

2.Какая версия происхождения названия «славяне» вам, кажется наиболее достоверной?
Происхождение славян.

История возникновения славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы, как многочисленная этническая общность.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы, и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды получили имя славян. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов это, несомненно, славяне. О славянах имеются и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях, в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX-X вв.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян. Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из его труда видно, что в VI веке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.
Места проживания древних славян, получившие название «прародины», определяются неоднозначно. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

Государства и народы на территории Восточной Европы и Сибири до XII в.:
1) Киммерийцы (?- VII в. до н. э.); 2) Скифы (VII в до н. э. -III в. н. э.);
3) Сарматы (II в. до н. э. -IV в. н. э.); 4) Готы (II - IV в. н. э.);
5) Гунны (I - V в. н. э.); 6) Авары (VI - IX в. н. э.);

7) Хазары (VI - X в. н. э.); 8) Волжская Булгария (VII в.н.э. - 1236 г.);
9) Печенеги ( IX - XI в. н. э.); 10) Половцы (XI - XIII в. н. э.);

11)Киевская Русь (882 -1132 гг.); 12) Балты и финно-угры (Северо-восточная Европа);
13) Самодийские народы (север Азии).
Вопросы и задания:
1.Назовите имена древних римских авторов, в чьих трудах содержатся сведения о славянах (праславянах).

2. Венеды, анты, склавины – что объединяет эти слова?

3.Почему вопрос об этногенезе восточных славян остается до сих пор дискуссионным в исторической науке?
Теории происхождения славян

Теории происхождения славян:
Миграционная

Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. Мнения о прародине славян: Дунайская, Прибалтийская, скифо-сарматская, азиатская, среднеевропейская, североевропейская (арктическая).
Автохтонная (местная)

Славяне исконно проживали на территории Восточной Европы. В связи с этим в истории славян выделяют периоды:
1) протославянский (III т.до н.э. - I т.до н.э.);
2) праславянский (конец I в. до н.э. - VII в.);
3) собственно славянский (VIII-IX вв.).
Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II--III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шахматова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» - это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, -- и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, праславянский и собственно славянский периоды. Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослеживается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI--VII вв. завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит складывание современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconПрограмма спецкурса «Проблемные вопросы в истории России»
Контрольно измерительные материалы
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconПроблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение)
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconРабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.»
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconПроблемные задачи и тестовые задания по истории россии. Учебно-методические...
Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по информатике и икт, биологии,...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconРабочая программа по истории России с древнейших времен до конца...
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А. А. Данилов...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconИсследовательский подход через проблемные вопросы на уроках истории
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconПрограмма по курсу «Проблемные вопросы истории Отечества» составлена...
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconМетодические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи слушателям при освоении программы повышения квалификации «Актуальные...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс)
Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconКонспект урока по химии в 10 классе
Цветкова Л. А. и Габриеляна О. С. На усвоение данного объемного материала предполагается только один урок, если это базовый уровень....
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconПрограмма спецкурса “Российско-белорусский союз" для студентов факультета...
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного...
Рабочая программа создана на основе примерной программы по истории России Министерства образования РФ
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconУрок окружающего мира, 4 класс Тема: «Царство растений» Урок
Чтобы заинтересовать обучающегося, учитель задаёт проблемные вопросы, плавно подводит к выводу: что же дают растения человеку. Для...
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconТемы вашего учебного проекта
В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования животного мира
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Iii. Проблемные вопросы учения староверов-инглингов, не вошедшие в «Инглиизм. Faq»
Программа спецкурса «Проблемные вопросы в истории России» iconУрока: Образовательные
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск