Скачать 367.67 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа №8» Рабочая программа учебного курса «ИСТОРИЯ» 7 класс Учитель: Изделеева Н.Х 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г., программы «Новая история. Конец XV – XVIII в.» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина// Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2007; «История России. 6-9 классы» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина// Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2007. Данная программа ориентирована на учебники: 1) Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500-1800. 7 класс. М., «Просвещение», 2010 г. 2)Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XVII-XVIII вв. 7 класс. М., «Просвещение», 2009. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на основе гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века. Основные цели курса:
Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России XVII - XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 42 часов. Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы. За период изучения курса контроль уровня качества знаний учащихся будет проходить в виде тренингов, тестов, фронтальных опросов, а также в виде докладов, тематических работ, рефератов и творческих заданий. Задачи курса: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:
Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ РОССИИ XVII –ХVIII вв. 42 ч. Россия на рубеже XVI-XVII в. (4 ч.) Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Россия в XVII в. (11 ч.) Политический строй. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна. Россия в первой четверти XVIII в. (12 ч.) Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны. Россия в 1725 -1762 гг. (4 ч.) Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель. Россия в 1762 – 1800 г. (10 ч). Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. Русская культура второй половины XVIII в. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. История Астраханского края в XVII-XVIII вв. Повторение (1 ч.) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения истории ученик должен: 1) знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XVII - XVIII в. и выдающихся деятелей истории; 2) знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; 3) знать изученные виды исторических источников; 4) уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории; 5) уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; 6) уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; 7) владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ; 8) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; 9) использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий; 10) выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; 11) объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; 12) уметь анализировать исторические явления, процессы факты; 13) группировать исторические явления и события по заданному признаку; 14) уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; 15) выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; 16) определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; 17) объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XVI - XVIII в., достижениям культуры; 18) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; 19) уметь осуществлять самоконтроль и самооценку. В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой. ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII вв. 7 класс 42 ч. Автор программы: А.А.Данилов, доктор исторических наук, Л.Г.Косулина, кандидат исторических наук Учебник: «История России. Конец XVI-XVIII век.» А.А.Данилов. Л.Г.Косулина, Москва: «Просвещение», 2009 г.
|