МБОУ Филоновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор школы:
____________________ _______________
(Люлькова С.И.) (Юсупова М.А.)
Протокол МС № __ «__»______2013г.
от «__»______2013г.
Рабочая программа по истории для 7 класса
Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна
квалификационная категория: высшая
Стаж работы 35 лет.
Программа составлена в 2013 – 2014 учебном году.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования (от 5 марта 2004 г. № 1089) и составлена на основе Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования РФ, и сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области(авторы составители Е.И Колусева и Н.И.Чеботарёва). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Из них 28 часов Новая история,40 часов – история Отечества. Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Программа по курсу истории России в 7 классе является продолжением программы по курсу истории в 6 классе. Она создана на основе требований к Обязательному минимуму содержания образования в основной школе и базовому учебному плану.
Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:
- многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;
- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основные содержательные линии рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов –«Всеобщей истории» и «Истории России».
Цели изучения курса :
- формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России и зарубежных стран, об основных этапах, событиях и деятелей российской истории и стран зарубежных с древнейших времен до конца XVIII вв.
Особенности структуры и содержания программы
Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение учащимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно – хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа.
Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
В результате изучения курса учащиеся должны:
называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
описывать положение и образ жизни основных сословий;
составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;
называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол;
сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн, крестьянских выступлений;
излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценку реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Из них 28 часов Новая история,40 часов – история Отечества. Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся в 7-м классе
Умение объяснять разнообразие современного мира. • Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.). • Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление. • Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции аграрного общества и черты сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время, определять уровень развития общества, используя данные понятия. • Отличать черты Западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI–XVIII веков в системе мировых цивилизаций Запада и Востока. • В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское равноправие; в государственной жизни – абсолютизм, революция, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре – гуманизм и Возрождение, идеи Просвещения и т.д. Умение рассматривать общественные процессы в развитии. • Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в странах Запада и в России; а также реформ, революций и войн, сопровождающих этот сложный процесс. • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван Грозный, Петр Великий, Пугачев и др.), так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего Нового времени. Нравственное самоопределение. • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических, духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний, распространения идей гуманистов и просветителей. • При оценке исторических явлений выявлять гуманистические, нравственные ценности. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение. • Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков. • Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Кол-во часов
| Календарные сроки
| Вид урока.
Требования к уровню подготовки учащихся
| Домаш-нее задание
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
1
|
Морской путь в Индию: поиски и
находки
|
1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Знать основные открытия. Уметь составлять хронологическую таблицу
| П.1, вопросы
| 2
| Первые колониальные империи
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Знать основные открытия. Понимать причинно - следственные связи
| П.2, вопросы
| 3
| Рождение капитализма
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Знать основные положения урока. Делать сравнения между эпохами (современная и Нового времени)
| П.3, вопросы
| 4
| Реформация и Крестьянская война в Германии
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Знать основные положения и понятия урока: Реформация, революция, протестантизм
| П.4, вопросы
| 5
| Реформация и Контрреформация в Европе в середине ХVI века
| 1
|
| Комбиниро -ванный
| Знать основные положения урока. Давать характеристику и оценку историческим личностям
| П.5, вопросы
| 6
| Франция в ХVI-ХVII веках: торжество абсолютизма
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать основные положения урока
| П.6, вопросы
| 7
| Англия в эпоху Тюдоров
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Знать основные положения урока. Давать оценку историческим личностям
| П.7, вопросы
| 8
| Могущество и упадок Испании
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать основные положения урока
| П.8, вопросы
| 9
| Нидерланды в борьбе за свободу
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать основные положения урока. Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий
| П.9, вопросы
| 10
| Международные отношения в ХVI-ХVII веках. Самостоятельная работа
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать и уметь применять алгоритм изучения войн
| П.10, вопросы
| 11
| На пути к революции
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Уметь проводить исторические параллели(Нидерландская и Английская революции), выявлять общее и различное
| П.11, вопросы
| 12
| Гражданская война и её итоги
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать основные положения урока. Давать характеристику и оценку историческим личностям
| П.12, вопросы
| 13
| Англия во второй половине ХVII века
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать основные положения урока
| П.13, вопросы
| 14
| Культура эпохи Возрождения
| 1
|
| Урок-практикум
| Уметь составлять и представлять устные доклады. Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры
| П.14, вопросы
| 15
| Литература и искусство ХVII века
| 1
|
| Урок-практикум
| Составление сравнительной таблицы. Уметь составлять и представлять устные доклады
| П.15, вопросы
| 16
| Образ мира: наука и философия в ХVI-ХVII веках
| 1
|
| Комбиниро-ванный
| Составление сравнительной таблицы
| П.16, вопросы
| 17
| Как жили европейцы и во что они верили
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Уметь составлять тезисы по тексту учебника
| П.17, вопросы
| 18
| Просвещение
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты
| П.18, вопросы
| 19
| Политическая карта Европы и мира в ХVIII веке
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Знать основные положения урока
| П.19, вопросы
| 20
| Новые идейно-политические течения и традиции в ХVIII веке
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать основные положения урока
| П.20, вопросы
| 21
| Материальный и духовный мир человека ХVIII века
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Уметь работать с различными источниками исторической информации
| П.21, вопросы
| 22
| Англия в ХVIII веке. Промышленный переворот
| 1
|
| Комбиниро-ванный
| Знать основные положения урока: фабрика, луддизм, промышленный переворот, аграрная революция
| П.22, вопросы
|
| 23
| Северная Америка в ХVII веке
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Уметь работать с различными источниками исторической информации
| П.23, вопросы
| 24
| Начало конфликта между Англией и её североамериканскими колониями
| 1
|
| Комбиниро-ванный
| Уметь сравнивать исторические явления (революции в Нидерландах, Англии и Америке)
| П.24, вопросы
| 25
| Война за независимость и её итоги
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Выявить главные отличия между демократическими и авторитарными началами общественного устройства
| П.25, вопросы
| 26
| Мусульманский мир
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Уметь работать с дополнительной литературой. Знать основные понятия урока: сегун, могол, сипай
| П.26, вопросы
| 27
| Индия. Страны Дальнего Востока
| 1
|
| Комбиниро- ванный
| Знать основные положения урока
| П.27-28, вопросы
| 28
| Итоговое повторение по курсу "История Нового времени".Тестовая работа
| 1
|
| Повтори-
тельно-обоб-щающий
| Знать основные положения курса
|
| 29
| Вводный урок. История России с древнейших времён до конца ХVI века
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)
| Конс-пект
| 30
| Территория, хозяйство, политическое положение России в ХVI веке
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)
| Конс-пект
| 31
| Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
| 1
|
| Урок усвоения новых знаний
| Обобщать знания по истории царствования Б.Годунова, отмечать основные тенденции развития государства
| П.1,
вопросы
| 32
| Смута
| 1
|
| Комбиниро-ванный
| Уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной
| П.2
Вопросы
| 33
| Окончание Смутного времени.
| 1
|
| Комбиниро-ванный
| Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства
| П.3
Вопросы
| |